На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 04.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста 5
1.2. Понятие адаптации 11
1.3. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей раннего возраста 16
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад 22
2.2. Проведение методик адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 26
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36


Введение


Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимосвязь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Объектом исследования выступает процесс адаптации детей к ДОУ.
Предметом исследования является условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста.
2. Определить сущность понятия «адаптация».
3. Выделить условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести диагностику готовности к поступлению к ДОУ детей раннего возраста.
5. Провести методику адаптации к ДОУ с детьми раннего возраста.
6. Определить степень адаптации детей раннего возраста после проведенной экспериментальной работы.
Методологической и теоретической основой исследования являются социальные т психолого-педагогические исследования о теоретических основах процесса адаптации (Н.М.Аксарина, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Л.М.Растова, Р.В.Тонкова-Ямпольская).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста


Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [60, с.28]..............................

Заключение


Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.
Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационное» группы.
Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации – каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.

Список использованной литературы


1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976. – 157 с.
4. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 2000.
5. Ануфриева В.Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. // Управление ДОУ. – 2003. - №4. – С.97-103.
6. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. - М.: ACT, 1997.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - №1. - С.57-64.
8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
9. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2004.
10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. – 248 с.
12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
15. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста дошкольного и начального образовательного учреждения. Методические рекомендации. - М.: ИРПО, 2001.
16. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. - М., 2002.
17. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – С.30-35.
18. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001.
19. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М.: Медицина, 1984. – 207 с.
20. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с.
21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
22. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2001.
23. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - Л., 1976. – 324 с.
24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2005..
25. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
26. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Т.В., Ермалова Л.Н., Мещерякова С.Ю. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
27. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет / Под ред. Т.Н.Дороновой. – М., 2005.
28. Дошкольное учреждение и семья / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. - М.: Линка-Пресс, 2001.
29. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
30. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66-77.
31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
32. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
33. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2001.
34. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб.: ИНФРО-М, 2002.
35. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.
36. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
37. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
38. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
39. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб, 2006.
40. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ИнтелТех, 2004.
41. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004.
42. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка – СПб.: Речь, 2002.
43. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С.10-14.
44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноментология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
46. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.
47. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2000. - №3. – С.16-18.
48. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999. – №2. – С.17-22.
49. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004.
50. Петрова Т.И., Ядешко В.И., Сохин В.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.
51. Печора К.Л., Патюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
52. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л.Неймерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.
53. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
54. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2005.
55. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
56. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.
57. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. - Тамбов, 1993.
58. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.46-51.
59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1999.
60. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
61. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2001.
62. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
63. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – CПб: Речь, 2005.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно.
Давайте познакомимся!
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Сведения о родителях:
• ФИО мамы.
• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
• ФИО папы.
• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.
2. Состав семьи.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Сведения о ребенке:
• Фамилия, имя.
• Дата рождения.
• Какое имя предпочитает (любимое имя).
• Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье Вашего ребенка.
• Любимая игра (игрушка).
• Любимая пища.
• Нелюбимая пища.
• Как ребенок просыпается утром: активен, в хорошем настроении;
с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам.
• Любимое занятие.
5. О чем бы Вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах.
Спасибо!
Психолог определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш.
Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.
Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.
Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.
Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.
Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии.
Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.