На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Интститут опеки и попечительства

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 05.01.2012. Сдан: 2011. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление:


Введение 3
Глава 1. Институт опеки и попечительства: историческое развитие и современное состояние 7
1.1. Становление и развитие института опеки и попечительства в России 7
1.2. Институциональные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью 23
Глава 2. Опека и попечительство как форма семейного устройства 33
2.1. Регулирование опеки и попечительства 33
2.2. Совершенствование регулирования института опеки в России 41
2.3. Регулирование опеки и попечительства в свете принятия Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» 59
Заключение 63
Список литературы: 68

Введение

Актуальность исследования.
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество – порядка 800 тыс.человек, 90 % из них – «социальные сироты», то есть дети, чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.
Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , 95% из них социальные сироты, то есть имеют живых родителей . Из общего количества сирот по состоянию на 01.01.2005 г. 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан, оставшиеся 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .
Ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, 50 тыс. детей убегают из дома, более 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством . Все больше детей по разным причинам вырастают только с одним из биологических родителей. Другая сторона этой ситуации – проблема сводного родительства, т.е. исполнения функций родителя – отчима, мачехи – в отношении неродных детей.
Увеличивается количество молодых людей, не планирующих иметь детей или откладывающих их рождение . Вместе с тем использование новых репродуктивных технологий, позволяющих преодолеть недуг бесплодия, изменяет традиционные представления о родительстве, ставит под сомнение принцип ответственности родителей за своих детей.
Эти тенденции свидетельствуют о серьезных изменениях в функционировании родительства, об отсутствии ясных, четких норм, определяющих взаимодействие его субъектов, о высокой степени неопределенности их взаимоотношений, вариативности поведения.
Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочерение), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.
Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
Основные методологические аспекты изучения семейных правоотношений поставлены в работах М.В. Антокольской, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и др. Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю.Ф. Беспалов, З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, А.М. Нечаева и др.
Совершенствование существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства .
Целью данной дипломной работы является анализ правовых проблем регулирования института опеки и попечительства в России.
Объектом исследования является институт опеки и попечительства в России.
Предметом исследования является правовое регулирование отношений, возникающих в рамках устройства несовершеннолетних детей в семью в рамках опеки и попечительства.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
1. рассмотрено становление и развитие института опеки и попечительства в России;
2. исследованы институциональные формы социального родительства в современной России;
3. исследованы законодательные основы регулирования института опеки и попечительства в России;
4. исследованы направления совершенствования законодательства об опеке и попечительства.


ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1. Становление и развитие института опеки и попечительства в России

В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России.
Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось "установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены", взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики - "главное различие между ними формальное", сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного. На территории Франции в странах "писаного" права опека и попечительство были сходны с римскими аналогами, а в странах обычного права опека над лицом продолжалась до 25 лет, что давало повод для отождествления этих понятий. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.
Возникновение института приемной семьи в России неразрывно связано со становлением государственной системы общественного призрения в целом. Для объективного установления того пункта, в котором начинается подлинная история рассматриваемого предмета, необходим содержательный анализ форм защиты детей, оставшихся без попечения родителей, складывавшихся в рамках названной системы......................

Заключение

Российское законодательство определяет два вида детей, оставшихся без попечения.
Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей в результате их смерти.
Дети, лишившиеся попечения (так наз. «социальные сироты») – дети, оставшиеся без попечения, потому что их родители лишены прав или ограничены в правах, признаны безвестно отсутствующими или недееспособными, находятся в лечебных учреждениях, отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей, уклоняются от воспитания детей и защиты их прав и интересов, отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений или учреждений соцзащиты.
Защита прав и интересов сирот и социальных сирот согласно Семейному кодексу возлагается на органы опеки и попечительства. Они выявляют детей, оставшихся без попечения, ведут их учет и выбирают формы устройства детей. В дальнейшем осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.
Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.
В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат.
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.
Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет. Менее жесткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
Минусами такого вида устройства детей могут стать такие факторы: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка, нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны. Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.
Минусами такой формы устройства ребенка могут быть: постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.
Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.
Данная форма пока используется только в отдельных регионах России. Только в последние годы патронатное воспитание в нашей стране стало активно развиваться (в странах Западной Европы и Америки от традиционных форм сиротских учреждений начали отказываться ещё в 1950-х годах). В России по официальным данным 190 000 детей находится в сиротских учреждениях, лишь 5000 детей живут в патронатных семьях (для сравнения – в США в патронатных семьях живут 523 000 детей). Возможно, это связано с тем, что в России нет федерального закона о патронате, лишь в 23 регионах на местном уровне приняты такие законы.
Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.



Список литературы:

1. Гражданский Кодекс РФ
2. Семейный Кодекс РФ
3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»
5. Федеральный закон 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
6. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
7. Паспорт проекта Федерального закона № 332114-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» base.consultant.ru/cons/cgi/online
8. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996.
9. Антонов А.И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. – М., 1983.; Бойко В.В. Малодетная семья: Социал.-псих. аспект. – М.: Мысль, 1988. – 237с.
10. Борисов В. А. Деградация института семьи и пути его преодоления // Семья в России. 1995. № 1.
11. Головань А.И. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году. ombudsman.mos.ru
12. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л., 1987.; Проблемы родительства и планирования семьи. / Отв. редактор А.И. Антонов. М., 1992.; Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М. 1978.
13. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – С.54-55.
14. Гусарова Г.И. Основные направления государственной семейной политики в Самарской области. Материалы к Всероссийскому семинару-совещанию «Об опыте работы администрации Самарской области по реализации Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики»» / Под ред. Г.П. Котельникова, Г.И. Гусаровой. – Самара. – 1997. –
15. Давидюк Г. П. Прикладная социология. - Минск, 1979.
16. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. – М.: «Генезис», 2004. – С. 154-157.
17. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Приемная семья – институт защиты детства. - М., 2000. – 55 с.
18. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен //Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.; Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
19. Залеский В.Ф. Попечение о беспризорных и покинутых детях. - Казань, 1916, С. 87.
20. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец 18-20 вв.). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
21. И-ов А. Воспитательные дома в России // Вестник Европы. - 1890. - Кн.6 (июнь). - С.498
22. Крупская Н.К. Женщина и воспитание детей // Избранные педагогические сочинения. - М., 1957. - С. 125
23. Луначарский А.В. Речь на Всероссийской конференции детдомов, 15-20 ноября 1927 г. // Народное просвещение. - 1927. - № 4. - С. 53
24. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. — М.: Политиздат, 1957. С. 227.
25. Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 1989. С. 111 - 112.
26. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
27. Михеева Л.Ю.Общие положения об опеке и попечительстве. base.consultant.ru/cons/cgi/online
28. Осипова И.И. Замещающая семья как формирующийся социальный институт: Автореф. дис. канд. социол. наук. – М., 2002. – 27с.
29. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С. 79-90.
30. Панкратова М.Г. Здоровье семьи и социальное родительство // Материалы всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России». Москва. 8-10 ноября 2006.
31. Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социологические исследования. – 2006. – №10.
32. Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966.
33. Рамих В.А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). – Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 1997. - 145 с.
34. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. акад. Г. В. Осипова. ИСПИ РАН. - М.: Наука - ИНФРА-М., 1998. С. 158
35. Русская Правда // Российское законодательство X-XX вв.: В 9 тт. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. - М., 1993. - Т.1.
36. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 1205.
37. Сологуб Л.Г. Материнство как социальный институт: Дис. …канд. социол. наук. – М.: РГБ, 2001. – 182 с.
38. Солодников В.В. Социально-дезадаптированная семья в современном обществе. – Рязань, 2001
39. Социология / Под ред. Э. В. Тадевосяна. — М.: Знание, 1995. С. 38.
40. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
41. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979.
42. Харчев А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 1986. № 3. С. 24.
43. Харчев А.Г. Социология воспитания (О некоторых актуал. социал. пробл. воспитания личности). – М.: Политиздат, 1990. – 220 с.
44. Чернецов Н.Н. Генезис и эволюция социального призрения в России, X – XIX века: Дис. канд. ист. наук. - М., 1996, С. 144-145.
45. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Из-во «Дрофа», 2005. – 245с.
46. Яблоков Н.В. Призрение детей в Воспитательных домах. - СПб.: Государственная типография, 1901, С. 24.
47. Яковлев А. М. Социальные институты // Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипова, Л. М. Москвичева. - М., 1996. С. 123.
48. Bates F., Harvy R. Social institution. N.Y., 1973. P. 132.
49. Theodorson G., Theodorson A. A Modern dictionary of sociology. N.Y., 1969.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.