На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Эволюция политической системы РФ 1991-1999 гг.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Политология. Добавлен: 05.01.2012. Сдан: 2011. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Эволюция российской политической системы в 1991-1999 гг. 5
1.1. Ликвидация партийного политического монополизма и признание принципа разделения властей в 1991-1999 гг. 5
1.2. Особенности политической системы в 1994-1996 г. Возникновение олигархо-бюрократической политической системы 14
Глава 2. Развитие политической системы России в 1996-1999 г. 24
2.1. Развитие системы политического управления в России в 1996-1997 гг. 24
2.2. Эволюция и кризис олигархо-бюрократической системы политического управления в 1997-1999 гг. 41
Глава 3. Взаимодействие в рамках политической системы России 51
3.1. Реализация разделения властей в России на практике: основные этапы и проблемы 51
3.2. Деятельность президента РФ 61
3.3. Деятельность Парламента РФ 67
Заключение 73
Список литературы: 79



Введение

Актуальность темы.
Актуальность темы исследования объясняется спецификой развития современной России, находящейся на стадии становления и упорядочения системы взаимоотношений между государством и политическими партиями.
Независимая российская система политического управления сформировалась в 1989-1991 гг. на основе совокупности органов государственной власти и управления РСФСР. В данную систему было внесено фундаментальное институциональное противоречие, основанное на сосуществовании двух взаимоисключающих политических институтов; сильной президентской власти и советской системы правления, которое было связанно с тем, что органы власти и управления РСФСР формировались под воздействием общесоюзных политических реформ перестройки. В рамках же данных реформ четко выделялось два этапа: на первом (XIX партконференция) была провозглашена своеобразная советская форма парламентской республики, на втором (III Съезд народных депутатов СССР) - был взят курс на построение президентской системы правления. Причем построение президентской системы осуществлялось посредством делегирования советским парламентом (Съездом народных депутатов) ключевых властных функций президенту СССР, а относительно бесконфликтное сосуществование данных органов власти объяснялось тем, что большинство съезда было подконтрольно президенту.
В РСФСР также была установлена советская форма парламента (Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР) и учрежден пост президента РСФСР. В результате в Российской Федерации стали складываться две параллельные и взаимоисключающие властно-управленческие вертикали: первая на основе советской иерархии, вторая - вокруг структур исполнительной власти. Причем, Советы, представляя собой структуры, объединявшие черты органов политической власти, управления и корпоративного представительства, находились в глубоком кризисе, и объективно не могли в новых условиях, с одной стороны, осуществлять «полновластие советов», а, с другой стороны, трансформироваться в профессиональную парламентскую вертикаль, действующую в условиях господства при шиша разделения властей.
Целью данной дипломной работы является исследование эволюции российской политической системы в 1991-1999 гг.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
- дана характеристика основные этапы становления и развития российской политической системы в 1991-1993 г.;
- проведен анализ особенностей развития политической системы в 1994-1999 г.;
- рассмотрены механизмы взаимодействия государства и политческих партий в политической системе РФ;



Глава 1. Эволюция российской политической системы в 1991-1999 гг.

1.1. Ликвидация партийного политического монополизма и признание принципа разделения властей в 1991-1999 гг.

В 1989-1991 гг. на основе совокупности органов государственной власти и управления РСФСР сформировалась автономная система политического управления России.
Важно подчеркнуть, что правовое оформление новой российской государственности шло не посредством создания новой конституции, но путем внесения множества поправок в Конституцию РСФСР 1978 г.. Так, с мая 1990 г. по декабрь 1992 г. Съезд народных депутатов РСФСР принял восемь законов об изменениях и дополнениях Основного Закона (31 мая, 16 июня, 15 декабря 1990; 24 мая, I ноября 1991; 21 апреля, 9 декабря 1992). Всего было внесено более 300 поправок (в 1990 г. - 53; 1991 -29; в апреле 1992 - 177; на Съезде в декабре 1992 г. — около 90) , содержание которых в целом сводилось к следующему: ликвидации монополии компартии и установлению многопартийности; деидеологизации и деполитизации государственных органов и учреждений, провозглашению политического плюрализма; отмене характеристики государства как «советского» и «социалистического» и определению России как суверенного государства, незыблемыми основами конституционного строя которого являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей; закреплению различных форм собственности и обеспечению государством равной им защиты; демократизации избирательной системы; изменению в судопроизводстве, появлению института присяжных заседателей и т. п.
Однако, не смотря на юридическое закрепление таких принципов демократического политического устройства, как плюрализм, многопартийность, разделение властей, правовое государство в нарождающуюся российскую систему политического управления было внесено фундаментальное противоречие, основанное на сосуществовании двух взаимоисключающих политических институтов: сильной президентской власти и советской системы правления...........................



Заключение

В 1991-1992 гг. в российской системе политического управления сформировалось институциональное противоречие, которое в 1993 году вылилось в полномасштабный конституционный кризис и породило конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Противостояние менаду ветвями власти следует рассматривать скорее не как «борьбу двух общественных систем», а как столкновение между двумя фракциями «новой» элиты в центре которого было стремление доминировать в создаваемой системе политико-управленческих институтов. Тенденция к преобладанию в данном конфликте силовых стратегий определялась как крайне неудачным изначально заданным институциональным дизайном российской политической системы 1991-1993 гг., который препятствовал нахождению компромисса и разрешению политических проблем на принципах «игры с позитивной суммой», так и «исторической неготовностью ведущих социально-политических сил общества к осуществлению коренных преобразований на основах цивилизованных демократических процедур, взаимного поиска консенсуса» , результатом чего стало торжество традиционной для России конфронтационной политической культуры.
Таким образом, был запущен процесс «неудавшейся трансформации», где изменения правил политической игры провоцируют процесс «ненормальной» политики, при котором один из более значительных политических факторов решают преследовать свои интересы вне «нормальных» правил игры. Причем данная ситуация становится революционной, когда две противопоставленные группы требуют монополии на власть над одной и той же территорией и заканчивается когда одной из групп удается получить полный контроль над правительством.
Выходом из процесса «неудавшейся трансформации» стали действия президента по силовому разрешению политического кризиса лета-осени 1993 года (навязанный переход (по Т. Карлу и Ф. Шмиттсру)) в результате которых возникла новая диспозиция политических акторов, зафиксированная в Конституции, принятой на референдуме 12 декабря 1993, которая установила новую форму правления (смешенную, президентско-парламентскую республику), в рамках которой сочетается сильный президент и относительно слабый законодательного орган, что позволяет говорить о правовом закреплении суперпрезидентского политического строя.
Конституция РФ 1993 года, законодательно оформив трансформацию отечественной системы политического управления от советской к либерально- демократической модели (что выразилось прежде всего в ликвидации партийного (советского) политического монополизма и признании принципа разделения властей и в замене контролируемого, иерархически-корпоративного политическою представительства системой демократического плюрализма в возможностях влияния различных социально-политических групп на выработку государственной политики) определила институциональную основу современной российской системы политическою управления.
Социально-экономической основой для становления привилегированных групп интересов послужили особенности экономической реформы в современной России и, в первую очередь, номенклатурный характер отечественной приватизации, которая не только не размыла «систему номенклатурно-бюрократического «рынка власти»», но, благодаря своему по преимуществу номенклатурному характеру, определила модель взаимоотношений государства и вновь возникшего бизнеса на принципах бюрократического рынка с неразделенностью экономической и политической власти, и перманентной конверсией власти в собственность и собственности во власть. И именно данная система, будучи модифицированным вариантом советского административного рынка, привела к формированию на основе экономической олигархии, сконцентрировавшей в своих руках весомую долю национального богатства, и наиболее организованных частей бюрократического аппарата, «приватизировавших» значительный административный ресурс государства, привилегированных групп интересов, обладающих доминирующим влиянием на принятие важней in их политических решений.
Гипертрофированное влияние привелигированных групп интересов на процессы выработки политических решений определялось двумя социально- политическими факторами: во-первых, десубъективизацией российского государства (ослаблением государственного аппарата, неспособностью государства устанавливать обязательные для всех юридические нормы поведения и осуществлять эффективные санкции, против тех, кто данные нормы нарушает и т. д.) и, во-вторых, слабым развитием институтов гражданского общества (низкой социально-политическая активностью россиян, отсутствием гражданской компетентности, неготовностью большей части населения к продуктивному освоению демократических институтов и эффективным коллективным действиям с целью отстаивания своих интересов).
Непосредственное возникновение олигархо-бюрократической системы политического управления в России следует отнести к 1995 - 1996 годам, когда ресурс легитимности пришедших к власти в результате «демократической революции» политико-экономических элит был практически истрачен и со всей актуальностью встал вопрос об обеспечении преемственности существующего режима. Силовому варианту самовоспроизводства ельцинского режима (включавшему разгон Думы, запрет КПРФ, отмену выборов и т. и.) был предпочтен электоральный, который, требуя применения выборных процедур, предполагал также создание таких механизмов, которые обеспечили бы снижение неопределенности результатов выборов. Данные социальные механизмы строились как промежуточная между авторитаризмом и демократией форма социально-политического господства, основанная на монополизации контроля над средствами массовой информации с целью возрождения посредством манипуляционных стратегий мобилизационных форм политического участия. То есть, властвующая элита, в условиях утраты авторитарных механизмов управления и отсутствия развитой системы демократических институтов, стала опираться на СМИ как ключевой медиаторных институт, манипуляционное воздействие которого на население способно обеспечить контроль над общественными процессами и установить «электоральную диктатуру».
В результате применение данной стратегии в ходе выборов 1996 года удалось добиться переизбрания Б. Н. Ельцина на второй срок. Однако, реализация указанной концепции потребовала активною привлечения финансовых и медийных ресурсов экономической олигархии, которая значительно усилила свой политический потенциал, окончательно утратив статус «клиента власти» и став ее полноправным партнеров в рамках новой системы социально-политического взаимодействия, где контроль над важнейшими экономическими и медийными ресурсами стал основой системы социально-политического юснодеша п открыл прямой доступ к системе принятия политических решений.
Таким образом, в России в 1994-1996 годах сформировалась специфическая система ограниченного плюрализма с точки зрения доступа различных социально-политических сил к системе политического управления, в рамках которой доминирующим влиянием на процессы принятия политических решений стали обладать привилегированные административно-экономические группы интересов, связанные с экономической олигархией, сконцентрировавшей в своих руках колоссальные экономические ресурсы и наиболее организован ными частями бюрократического аппарата, контролирующими значительный административный ресурс.
Функционирование данной системы политического управления построено на взаимодействии основных политических институтов (президент, парламент, правительство) и привилегированных административно- экономических групп интересов в процессах выработки и принятия политических решений. Важно подчеркнуть, что данная система существенно отличается от систем политического управления авторитарного и тоталитарного типа с монополией определенных групп на принятие политических решений и жесткой, иерархической властной вертикалью, тем, что в ней присутствует ярко выраженная дисперсия государственной власти (менаду президентом, федеральным собранием, правительством, администрацией президента, региональным» органами власти и т. д.) и реальная политическая борьба между различными центрами влияния и группами интересов.
Становление картельной системы политического управления определило недемократический (сверхпредставленность привилегированных административно-экономических групп интересов и фактическое игнорирование интересов других групп) и нерыночный (монопольные, необоснованные привилегии экономической олигархии, получаемые благодаря «особым» отношениям с органами государственной сласти) характер общественного устройства в современной России.
Эволюция картельной системы политического управления в 1997-1999 годах проходила иод знаком постоянных, но неуверенных попыток верховной политической власти осуществить реформирование данной системы (посредством усиления технократических тенденций (введение в правительство Л. Чубайса и Б. Немцова, назначение на пост премьер-министра С. Кириенко), создания коалиционного правительства (иод руководством Е. Примакова), гегемонии «семьи» и пр.). Однако, указанные меры не дали сколь либо существенных результатов и не смогли изменить картельный характер отечественной системы политического управления.
Теоретически полноценная реформа сложившейся в середине - конце 90- х годов картельной системы, основанной на принципах ограниченного плюрализма с гипертрофированным влиянием привилегированных олигархических и институциональных групп интересов на процессы выработки и принятия политических решений, возможна по двум существенно различным, но взаимосвязанным парадигмальиым направлениям: первое предполагает укрепление государственного механизма и отстранение привилегированных групп интересов от приоритетного доступа к центрам политической власти; второе включает стимулирование развития таких институтов гражданского общества как политические партии, общественно-политические объединения, массовые группы давления и т. д., влияние которых было бы противопоставлено гегемонии привилегированных групп интересов в системе социально-политического взаимодействия.
Новым этапом в эволюции отечественной системы политического управления стали политико-административные 2000 - 2003 годов, проведенные В. В. Путиным.



Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая
3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета. — 16 января 2003 года. — № 6. (с изменениями от 21 июля 2005 года; 12, 25 июля, 30 декабря 2006 года; 26 апреля, 24 июля 2007 года).
4. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.
5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.
6. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.
7. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 № 5-ФКЗ)
8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ).
9. Архипова Т. Г. Государственность современной России. — М . 2003. - С. 9 - 68
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2002. - С. 84.
11. Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. — Томск, 1988.— С. 23.
12. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко — М., 1996.— С. 320. 232
13. Бюрократический капитализм в России и Третьем мире // МЭиМО. - 1996. - N7 - С. 5
14. Бюрократический капитализм в России и Третьем мире // МЭиМО. - 1996. - N7 - С. 5
15. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия - М , 1995. - С. 353.
16. Гельман В., Игрунов В. Кризис политики в России // Очерки российской политики (исследования и наблюдения 1993-1994 гг. ). - М., 1994. - С 7- 8
17. Горшков М К. Российское общество в условиях трансформации мифы и реальность (социологический зналю). 1992-2002 гг. — М., 2003.
18. Евстигнеева Л П, Евстигнеев Р. Н Социализм Монетаризм Либерализм (экономическая трансформация России) // Общественные науки и современность — 1995. — № 1 - С. 17 — 23.
19. Ельцин Б Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. –М., 2000. - С. 355 - 358
20. Ельцин Б.Н. С таким съездом невозможно работать // Материалы VII сьезда народных депутатов Российской Федерации//Обозреватель, № 1 (5)// http //www.nasledie.ru/obo//N0I_93/002 htm
21. Заславская Т. И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность - 1997. - №2 - С. 5 - 23
22. Золотарева Е. D. Группы интересов в политики // Вестник российского университета дружбы пародов — Серия политология -1999 -С. 61.
23. Зорькин В.Д. Политические взгляды Джона Лильберна // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. — 1969. — № 3.— С. 28
24. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М., 2002. — С. 88 - 89.
25. Кондрашев А. А, Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РФ // Государство и право - 2000. - №2. - С. 10-15
26. Коэн А Конституционная реформа в России Борьба мнений //Федерализм, регионализм и конституционная реформа в России - Washington, 1993, - С. 50 - 51
27. Лихобабнн В Л , Пархоменко А. Г. Российский конституционализм: история, современность, перспективы, — М, 2000.-С. 129.
28. Лысенко В. Н. Развитие федерации и конституция России // Государство и право. - 1997. -№8. - С. 14-20
29. Медушевский Л. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты – М., 2002. - С. 166
30. Мухин А А Бизнес-элита и государственная власть- Кто владеет Россией на рубеже веков?- М., 2001. -С. 10
31. Мухин А. Л Бшнсс-элита и roejдарственная власть: Кто владеет Россией на рубеже веков? – М., 2001.
32. Окуньков Л А. Президент Российской Федерации Конституция и политическая практика — М., 1996 — С. 77-86
33. Отмена выборов в России токе, чем победа коммунистов// От Ельцина к Ельцину: президентская гонка-96. -М., 1997.-С. 352-354.
34. Перегудов СП. Корпорации, общество, государство: Эволюция отношений. – М., 2003. - С. 63
35. Пугачев Б. Политическое развитие современной России - М.. 1993. - С. 19.
36. Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. - М., 1999. - С. 134
37. Римашевская Н. М Социальные последствия экономических трансформаций в России // Социологические исследования - 1997. - №6. - С. 55 – 65
38. Российское общество и радикальные реформы Мониторинг социальных и политических индикаторов. — М., 2001.
39. Румямцев О. Г. Основы конституционного строя России. – М., 1994. - С. 165
40. Садиков Ф. Б. Центр—регион: проблемы взаимоотношения // Социологические исследования — 1997. — №8. — С 7.
41. Сатаров Г. А, Диагностика российской коррупции: Социологический аналю. М., 2002.
42. Селезнев Г. К. Политическая история современно» России: 1991-2001. - М., 2001, - С. 90
43. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001, — М., 2001.-С. 152.
44. стория политических и правовых учений. Древний мир / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. — М., 1985.— С. 253—255
45. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2008. С. 105.
46. Умнова И Л Конституционные основы современного российского федерализма – М. 2000. - С. 54
47. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001. С. 53.
48. Хоскинг Дж. Исторические факторы противостояния // Новый «октябрь» в оценке историков - М, 1994. — С. 16
49. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989—1995 гг.). — М., 1997.— С. 161
50. Шевцова А.Ф. Посткоммунистическая Россия: логика развития и перспективы — М., 1995. — С. 30
51. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис - 1996 -№5 - С. 16
52. Эпоха Ельцина: очерки политической истории. — М., 2001. — С. 549 — 563.
53. Эпоха Ельцина; очерки политической истории. –М., 2001. — С. 749-750








Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.