На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Медицина. Добавлен: 09.01.2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


Содержание
Стр.
Содержание 1
Введение 2
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения фонологической системы при дизартрии 6
1.1. Понятие и характеристика фонологической системы 6
1.2. Дизартрия, как сенсомоторное расстройство, затрагивающее артикуляторный уровень речеобразования 20
1.3. Речевые расстройства при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга 39
Список использованной литературы 52

Введение
Актуальность. Органические поражения головного мозга, возникающие вследствие острого нарушения мозгового кровообращения и их последствия имеют тенденцию к росту во всём мире. Высокая частота инсультов обусловлена рядом негативных факторов: артериальная гипертензия, курение, сахарный диабет, гиперлипидемия, ожирение, мерцательная аритмия и др. Установлено также значение в развитии сосудистой патологии климатических и геофизических факторов. Кроме этого, растёт процент больных с данным заболеванием трудоспособного возраста.
Среди остаточных явлений после инсульта часто наблюдается дизартрия, в основе которой лежат нарушения фонетических механизмов речи. В работах лингвистов признаётся важнейшая роль «звуковой стороны в смысловой структуре языка вообще и слова в частности» (В.В. Виноградов. 1986:20). Звуковая форма слова может стать «источником разнообразных смысловых оттенков» (В.В. Виноградов, 1986:20), в различении которых важное значение приобретают дифференциальные признаки фонем. В речевой деятельности различительные признаки фонем соотносятся – в зависимости от условий реализации высказывания – с разными фонетическими свойствами, которые могут выступать в качестве коррелятов релевантных в фонологическом отношении признаков фонем.
Таким образом, можно говорить о том, что фонетические механизмы речи фонологичны: они служат потребности субъекта различать и воспроизводить смысл.
Поскольку «… возникающие при речезвуковом анализе слуховые и кинестетические ощущения выступают в качестве взаимно определяющих друг друга…», можно предположить, что при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи появляются изменения в фонологической системе языка.
Данные обстоятельства лишний раз подтверждают необходимость изучения дизартрических расстройств, которые зачастую сопровождают данную сосудистую патологию.
Мы полагаем, что изучение нарушений фонологической системы языка при дизартрии у лиц с очаговыми поражениями мозга позволяет уточнить критерии их дифференциальной диагностики при различных видах речевой патологии, возникающих вследствие нарушений механизмов сенсомоторного и языкового уровней порождения речевого высказывания.
Цель диссертационного исследования состоит в определении наиболее эффективных путей коррекции фонологических нарушений в системе диф­ференцированного логопедического воздействия по преодолению диз­артрии у больных с очаговыми поражениями мозга.
Объектом исследования является звуковая система языка больных дизартрией.
Предмет исследования – коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных очаговыми поражениями мозга.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что….. (пишется в соответствии с практической частью)
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определе­ны следующие задачи исследования:
на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о фонологической системе
изучить генезис и современное состояние проблемы дизартрии, как сенсомоторного расстройства, затрагивающее фонологическую систему
раскрытие сущностных характеристик нарушений фонологической системы языка при дизартрии у взрослых с очаговыми поражениями мозга
разработка методики….;(по практической части)
определение….;
выявление индивидуально-типологических особенностей ….;
В процессе исследования использовались следующие методы:
теоретический анализ психолингвистической, лингвис­тической, педагогической, клинической и методической ли­тературы; системный анализ;
проектирование и моделирова­ние системы логопедического воздействия по коррекции фонологических нарушений при дизартрии у больных с очаговыми поражениями мозга;
эмпирические методы:….


Теоретико-методологической основой исследования является системный подход к анализу фонетических средств языка, фонологической системы языка при дизартрии; учение о много­уровневой иерархически организованной структуре речевой деятельности, о процессах восприятия и порождения речевого высказывания; концептуальные поло­жения о фонетических и фонологических единицах звуковой системы языка; современные представления о струк­туре речевого дефекта; теория поэтапного формирования умственных действий; положения о единстве законов развития нормального и аномального речевого развития, о ведущей роли обучения в процессе развития, о роли специального (коррекционного) воздействия на больных с очаговыми поражениями мозга.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для развития исследований фонологических нарушений при дизартрии, в частности с очаговыми поражениями мозга. Уточняют и дополняют данные об особенностях фонологической системы при дизартрии после инсульта.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
предложен методический блок, позволяющий изучить особенности фонологической системы при дизартрии у взрослых лиц с очаговыми поражениями, который можно использовать в диагностических целях.
разработана система коррекции фонологических нарушений, учитывающая механизм нарушения и индивиду­ально-типологические особенности больных с очаговыми поражениями мозга при дизартрии, способствующая совершенствованию практики современного логопедического воздействия при работе с взрослыми людьми, имеющими речевые патологии;
положения и выводы исследования, значимы для сферы профессиональной деятельности логопедов и других специа­листов, работающих с людьми с очаговыми поражениями мозга.
Материалы ис­следования способствуют решению проблемы диагностики и коррекции дизартрии, сходных по внешним проявлениям форм патоло­гии речи у взрослых людей, а также внутри этого речевого нарушения в рамках существую­щей классификации дизартрии.



Глава 1. Современное состояние проблемы изучения фонологической системы при дизартрии
1.1. Понятие и характеристика фонологической системы
Языку как средству общения принадлежат модели или схемы, по которым строятся как сложные единицы языка, так и различные речевые произведения — конкретные словосочетания и предложения.
Язык - это набор определенных единиц (разной степени сложности) и правил их использования.
Единицы языка - это либо двусторонние единицы — звуковые комплексы, выражающие определенные значения, либо односторонние единицы — отдельные звуки (фонемы), служащие для различения двусторонних единиц. Применение языка в качестве средства общения, т. е. его речевое использование, состоит в конечном счете в образовании из элементов языка особых систем, формирующих, выражающих и передающих информацию. Такие образующиеся в процессе речи системы представляют собой конкретные предложения, которые, будучи речевыми системами, состоят из единиц языка.
Изучением строения и функционирования мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем) занимается раздел языкознания, наука о звуковом строе языка - фонология (от греч. phone – звук). Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка (фонологическую парадигматику)................


Список использованной литературы
Арутютян Э.А. О физиологических механизмах реализации логиче­ских ударений / Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. -М.: Наука, 1966.-С. 18-30
Белова-Давид Р.А. Нарушения речи у дошкольников - М. – 1972
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / под. ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Акустические характе­ристики безударности // Структурная типология языков. - Л.: ЛГУ, 1976. С.56-64.
Бондарко Л.В., Вольская Н.Б., Кузнецов В.И., Светозарова Н.Д., Скрелин П.Я. Фонология речевой деятельности. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2000- с 96
Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1970.-206 с.
Бурлакова М. К Коррекция сложных речевых расстройств:Сборник упражнений/М. К. Шохор-Троцкая.-М.:ЭКСМО-Пресс – 2000 – с.248
Винарская Е.Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики. - Ереван, 1965. С.335-337.
Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи // Язык и человек. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970. - С.55-62.
Винарская Е.Н. Некоторые системные механизмы артикуляторного прогнозирования в процессе русской речи // Вероятностные прогнозирование в деятельности человека. - М.: Наука, 1977. С.306-323.
Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – Ташкент – 1989- 143 с
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия - М. – 1999
Галунов В.И., Чистович Л.А. О связи моторной теории с общей про­блемой распознавания речи // Акустический журнал. - 1965. т.Х1. - №4. - С.417-426.
Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. – М- 1978. - С.27-37.
Давыдов М., Магидова И. Еще раз к вопросу о компонентах ударе­ния // Фонетика и психология речи. - Вып. I. - Иваново: Изд-во ИГУ, 1980. -С.45-55.
Егоров Т.Г. Очерки психологии усвоения грамоты. – Москва, 1956-с. 16
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М- 1958. -370 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. -159 с.
Жинкин Е.И. Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт, 1998. — С.329
Залевская А.А. Языковые и метаязыковые знания при овладении родным и иностранным языком // Психолого-педагогические аспекты пере­стройки образования. Т.4. - Тверь: Изд-во ТГУ, 1992 — С.28-39.
Залевская А.А. Ввведение в психолингвистику. - М: Рос-сийск.гуманит.ун-т, 1999, - 382 с.
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи: Автореф. дисс... канд.психол.наук. - М., 1961. - 22 с
Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс // Актуальные про­блемы психологии речи и психологии обучения языку. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976.-С.55-67.
Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышле­ния в психолингвистике. - М.: Наука, 1985. - С.85-99.
Зиндер Л.Р. Русские артикуляторные таблицы // Тр. ВКИАС. - Л., 1951.№29-30.-С. 31-46.
Зиндер Л.Р. Предисловие // Интонация. - Киев: Вища школа, 1978. -С.5-8
Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.
Исенина Е.И. Роль речи взрослых в развитии дословесной коммуни­кации у детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. - 1990. - №5. -С.52-59
Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. - М.: Наука, 1977. - 183 с
Комаров К.В. Обучение слабослышащих детей грамоте. - М.: Про­свещение, 1983. -103 с.
Курилович Е. Система русского ударения // Очерки по лингвистике.-М. Изд-во Моск.ун-та, 1962. - с. 19-26.
Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев.: Изд-во врача Б.А. Хавкина, 1879. - 276 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — с 152-155
Лопатин В. В. , Улуханов И. С.  К соотношению единиц словообразования в морфонологии- М – 1999 - С. 120.
Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциации сигматизмов при стер­той форме дизартрии у детей дошкольного возраста с учетом акустических ха­рактеристик дефектного произношения // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И, Герцена, 1989. - С.25-41.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников – СПб – 2001
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного воз­раста. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2004. - 192 с.
Лопатина Л.П. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематическик нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 .-М.: РГБ, 2005
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во Моск.ун-та - 1975.-253 с.
Макаев Э. А. .Понятие давления системы и иерархия языковых единиц – М - 1962, 5, С. 49.
Маргулис М. К вопросу о церебральных дизартриях/ Журнал невропатологии и психиатрии – 1926 - № 3
Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). - М. – 1993
Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дисла­лии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Ав-тореф.дисс....канд.пед.наук. -М., 1972. -20 с.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина - 1975. - С.79-92.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с це­ребральным параличом. - М.: Просвещение- 1985. - 189 с.
Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии. М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, - 1964. - № 219. - С.59-72.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава: Польское гос.пед.изд-е, 1965. - С.268-345.
Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. - М.: Наука, 1982.-104 с.
Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи //Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. С.152-160.
Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. –Л -1981 -С. 6.
Пиотровская Л.А. Разграничение понятий фонематического и фоне­тического слуха //Речевая деятельность в норме и патологии. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.44-49.
Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение - 1973. - 272 с.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.— М.: Просвещение - 1981. —с 4-6
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабили­тационная терапия детских церебральных параличей. - М.: Медицина, 1972. -328 с.
Сереброва Н.И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. //Нарушение речи у детей. - М. - 1969.
Сизова Э.Я., Макарова Э.К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. - С.89-97.
Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации)/ Под ред. И.А. Зимней. - М.: «Наука», 1976. - 263 с.
Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизарт­рии и методы их диагностики // Дефектология. - 1974. -№4. - С.20-26.
Соссюр Ф.  Курс общей лингвистики - М. – 1933 - с. 123.
Ткаченко Т.А Логопедическая энциклопедия- М: Мир книги – 2008 – с 248
Токарева О.А. Дизартрия// Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С.114-155.
Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. - Л. - 1973.
Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте/ Пер. с чеш. - М.-1986.
Трубецкой Н. С. Основы фонологии - М. - 1960
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей - М.- 1993
Чистович Л.А., Кожевников В.А., Алякринский В.В. и др. Речь, ар­тикуляция и восприятие. - М.-Л.: Наука, 1965. - 238 с.
Чистович Л.А., Венцов А.В., Гранстрем М.Н. и др. Физиология ре­чи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. - 386 с.
Шунтова Р.А. Структура и функции ритма в формировании просо­дии фразы. Автореф.дисс.к.фил.н. Минск, 1975. - 23 с.
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. - М.: Медицина - 1959. - 216 с.
Bernthal J., Bankson N. Arti-culation and Phonological Disorders. Englewood Cliffs, 1988
Leonard L.B. Children with Specific Language Impairment. London, 1998
Tragеr G. L. Linguistics is linguistics, Buffalo — New York, 1963, S. 24, 54.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.