На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические условия творческого развития детей 3-5 лет.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.01.2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 83.

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Развитие творческих способностей у детей 3-5 лет 6
1.1. Генезис теории задатков и способностей психологической науки. 6
1.2. Одаренность, как высокий уровень творческого потенциала 13
1.3. Гениальность, как высшая степень творческого развития 19
1.4. Общая характеристика дошкольного возраста 26
Глава 2. Исследование процесса творческого развития детей 3-5 лет 34
2.1. Диагностика творческих способностей 34
2.2. Условия творческого развития детей 3-5 лет 50
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения 61


Введение
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать заключение, что изучению креативности детей дошкольного возраста посвящено значительное количество работ. "Творчество" и "социализация" выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и др.). Развитие креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности. Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства деятельностью в целях творческого развития ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и др.). В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития творческих способностей у дошкольников. И хотя проблема креативности получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), вместе с тем, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях психолого-педагогического руководства деятельностью ребенка в целях развития творчества.
В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и не застрахованы от ошибки.
Выше сказанное обозначило проблему исследования: при каких психолого-педагогических условиях деятельность ребенка 3-5 лет обеспечит его творческое развитие?
Решение этой проблемы составило цель исследования.
Цель исследования: определить эффективные психолого-педагогические условия творческого развития у детей 3-5 лет.
Объектом исследования является творческое развитие детей 3-5 лет.
Предмет исследования составляет система методических средств, направленная на творческое развитие детей 3-5 лет.
Рабочей гипотезой исследования является утверждение, что творческое развитие ребенка 3-5 лет будет успешным, если будут соблюдаться соответствующие психолого-педагогические условия.
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
Определить сущность творческого развития ребенка.
Рассмотреть специфику дошкольного возраста, в частности 3-5 лет
Диагностировать уровень творческого развития у группы детей 3-5 лет.
Дать рекомендации по созданию психолого-педагогических условий творческого развития детей 3-5 лет.
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
В работе были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
Анализ и обобщение опыта и практики творческого развития у дошкольников в процессе деятельности;
Наблюдение за дошкольниками 3-5 лет в процессе деятельности;
Психодиагностические методы исследования уровня творческих способностей дошкольников 3-5 лет;
При выполнении дипломной работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости творческого развития, как одного из ведущих условий гармоничного развития личности, и недостаточной разработанностью вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и творческого развития у дошкольников 3-5 лет в возрастной и педагогической психологии, создания психолого-педагогических условий творческого развития детей. Исходя из данного противоречия определяется проблема исследования – определение психолого-педагогических условий творческого развития дошкольников 3-5 лет. Данная проблема составляет основу формулирования темы исследования – «Психолого-педагогические условия творческого развития детей 3-5 лет».
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для работы психолога:
Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих творческого развитие у детей 3-5 лет;
Представлены психолого-педагогические приёмы, стимулирующие и развивающие творческие способности у детей 3-5 лет.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
Глава 1. Развитие творческих способностей у детей 3-5 лет
1.1. Генезис теории задатков и способностей психологической науки.
Подходы к определению способностей и их происхождению, существующие на сегодняшний день можно представить в виде схемы (приложение 1.)
Остановимся на основных принципиальных положениях теории задатков и способностей, обоснованных в общей и специальных отраслях психологии.
В философском энциклопедическом словаре способности определяются как "индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности"...............


Заключение
В заключение работы подведем итог исследования.
Современная наука рассматривает способности в нескольких планах. В одном из них способности понимаются как результат реализации определенных возможностей в действительности.
Сторонники другого подхода рассматривают способности как возможности, т.е. объективные тенденции, заключенные в явлении, которые могут стать, но могут и не стать фактами действительности. С этой точки зрения способности есть такие "индивидуально–психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей" и, не сводясь "к наличным навыкам, умениям или знаниям, могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков".
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
- в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
- изучается их развитие в конкретных видах деятельности;
- изучаются общие механизмы формирования способностей.
Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность особенностей (строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности). Эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками.
Природные задатки играют различную роль в развитии способностей. Способности - не врожденные, а приобретенные в жизни свойства, причем формирование этих свойств происходит на основе определенных задатков. Роль задатков различна в зависимости от того, о каких способностях идет речь, - эта роль минимальна в случаях развития обычных способностей к чему-либо, и эта роль исключительно велика, когда речь идет о случаях выдающейся одаренности ученых.
В связи с этим многие ученые, занимающиеся вопросом способностей, выдвигают гипотезу о том, что обычным специалистом можно стать, выдающимся, талантливым ученным нужно и родиться. Вопрос о справедливости этого утверждения на данный момент является также открытым, и, предположительно, проверка может идти по направлению изучения физиологической природы способностей.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий творчеством во всестороннем развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени.
Творчество - процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы.
Условиями творческой активности дошкольников являются: создание ситуаций познавательного, художественного, нравственного творчества; организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения.
Обследование, проведенное с детьми средней группы детского сада, показало, что у ребенка могут быть хорошо развитые творческие способности одного характера с одновременным отсутствием проявлений других творческих способностей.
Способствуя развитию творческой активности, педагогам в процессе организации деятельности необходимо формировать знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях.
При выполнении дипломной работы, как научного исследования на основе применения совокупных методов исследования (изучение, анализа педагогической, психологической и специальной литературы, опыта работы психологических служб по изучению психолого-педагогических условий развития креативности у дошкольников, анализа практики деятельности отдельных психологов по определению психолого-педагогических условий творческого развития детей дошкольного возраста, проведения психологического эксперимента) решены поставленные задачи:
Определена сущность творческого развития ребенка;
Проанализирован опыт по эффективному творческому развитию детей 3-5 лет;
Диагностирован уровень творческого развития у группы детей 3-5 лет;
Даны рекомендации по созданию психолого-педагогических условий творческого развития детей 3-5 лет.
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза дипломной работы и достигнута поставленная цель.

Список использованной литературы
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика. Т. 1, 1980. - 230 с.
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977
Венгер Л.А. Восприятие и обучение детей дошкольного возраста - М.: Просвещение - 1999 г.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 5-6
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1999.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей /Серия "Мастера психологии" - СПб.: Питер, 2002
Капская А.Ю. Мирончик Т.Л. Развивающая сказкотерапия для детей. Планета чудес- СПб.: Речь, 2006 –с230
Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей: Автореф. докт. дис. М., 1970.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000 с. 592
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры/ Избранные психологические произведения. В 2 т. – М., 2003. – Т.1. – С. 303-323.
Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1989
Немов Р.С. Психология: учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС,1997. - С. 211
Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2002. с. 283
Немов Р.С. Психология: учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС,1997. - С. 211
Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С 248
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз., 1946. - с. 640
Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории /Вопросы психологии. 1960, № 3
Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М.В. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 64.
Соловьева М. Типичный гений/ Итоги.ru - 2006г - № 11 (353)
Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961.
Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - с. 641
Эфроимсон В.П. “Загадки гениальности”.- М.: Знание, 1991


Приложение 1. Схема определения способностей

Приложение 2. Границы наших задатков (по Лангмейеру)



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.