На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социальное положение и социальные проблемы трудовой деятельности инженеров (на примере ЗАО Строймастер магазин К-Раута

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 09.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: 63.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Инженер в современном обществе 7
1.1 Понятие инженера 7
1.2 Деятельность инженера 27
Глава 2. Положение инженеров в условиях кризиса 44
2.1 Специфика инженеров в СПб в условиях кризиса 44
2.2 Исследование положения инженеров 60
2.3 Результаты анализа положения инженеров 61
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложения 82

Введение
Тема данной работы: «Социальное положение и социальные проблемы трудовой деятельности инженеров (на примере ЗАО “Строймастер” – магазин “К-Раута”)»
Актуальность темы дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что в ходе научно-технического и социального прогресса наряду с резервами, создаваемыми наукой и техникой, развитием экономики все большее значение приобретают резервы главной производительной силы социалистического общества - человека.
Вообще всю социальную жизнь можно представить как процесс целенаправленного сохранения, воспроизводства и развития индивидов и общностей. Ее протекание предполагает наличие субъектов, постановку ими соответствующих целей, поиск и применение адекватных им способов и средств, необходимые предпосылки и условия, деятельность и отношения, получение запланированных результатов, их оценку на основе особых критериев и соотнесение с целями. Специфика критериев - один из аргументов доказательства определенной автономии социальной жизни по отношению к жизни политической, экономической, духовно-идеологической. Если прежде о степени зрелости общества судили по показателям экономики, теперь таким критерием все более выступает подход "от человека".
В последнее время разработаны индексы, которые не отражены в показателях ВВП или искажаемы ими. Наиболее известен Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный экспертами ООН, который сопрягается с критериями социальной стратификации современного общества. Если раньше социальное расслоение определялось экономическим критерием - отношением к средствам производства, то сейчас в качестве дифференцирующих признаков наряду с ним выступают размер доходов, уровень и качество образования, престижность профессиональных занятий, степень вхождения во властные структуры и т.д. Речь идет о переходе от человека экономического к человеку социальному, субъекту самодостаточной деятельности и соответствующих ей отношений. Отсюда видны преимущества тех общественных систем, в которых велик удельный вес средних слоев, наиболее полно представляющих собой субъектов социальной жизни .
В тоже время под воздействием экономических факторов динамично меняется социальное положение некоторых социально-профессиональных групп.
Профессия инженера не так давно была не только уважаемой и очень популярной, но и давала стабильный заработок, на который можно было жить. Неудивительно, что после закрытия многих проектных институтов и государственных промышленных предприятий огромная армия инженеров пострадала больше всех. Естественно, что большинство из них были вынуждены срочно осваивать какую-то другую, не всегда родственную профессию.
Сегодня, когда бурными темпами идет возрождение российской промышленности, у инженеров появляется реальный шанс вновь заняться своим делом.
Помимо увеличения доля инженерного труда с усложнением общественного производства происходит качественное изменение функций инженеров, расширяется значение социально-технологических аспектов инженерного труда. Профессия инженера превратилась в обширный род профессиональной деятельности, охватывающий практически все сферы материального и духовного производства, управления, культуры. Понятие "инженер" стало массовой социально-профессиональной категорией,
Таким образом, с практической точки зрения актуальность исследования можно объяснить необходимостью осмысления места и роли профессии инженера в современном обществе, адекватности уровня подготовки специалистов потребностям рынка труда.
С теоретической точки зрения возрастает значимость поиска методологических оснований данного анализа, выявления и изучения всех составляющих элементов данной профессии, факторов ее формирования и развития, выявления тенденций и факторов, влияющих на развитие данной профессии
Степень разработанности проблемы. Тематически всю литературу, на которую мы и опирались в своем исследовании, можно разделить на группы по основным темам исследования.
Первую группу представляют работы ведущих социологов прошлого, исследовавших проблемы социально-профессиональной структуры общества и ее динамики, места и роли отдельных профессий в обществе. К ним можно отнести работы классиков социологии К.Маркса, Г. Спенсера, М.Вебера, Э.Дюркгейма, П.А.Сорокина, Р.Мертона и Т.Парсонса.
Вторую группу источников составили работы современных авторов, ведущих свои теоретические и эмпирические разработки в рамках:
- социологии профессий (Р. Мертона, Т. Парсонса Э. Гидденса, П. Бурдье, а также отечественных ученых С.Г. Струмилина, В.Г. Подмаркова, О.И. Шкаратана, В.В.Радаев и др.);
- социологии организаций (Т.Н.Вершинина, В.Гимпельсон, В.А.Кобец, К.Г.Кязимов, Н.П. Терешина, А.Ю.Троицкая, Н.А. Хибовская, О.И.Шунатов);
- социологии образования (Е. М.Акимин, К.Вашенцев, С.А.Тангян, Г.Н.Константинов, С.Р. Филонович, О.Мельничук, А.Яковлева, О. Н.Трофимова, Л. Б.Шнейдер, С.В.Коршунов и др.).
Третья группа работ сосредоточена на рассмотрении различных аспектов непосредственно инженерского труда (Э.Крик, Ф.К. Каников, О.В. Трунькина, А.А. Кабиров Е.Уразова, Н.Н. Никонов, И.В. Иловайский, Н.И. Иванов)
Цель данной работы: провести анализ социального положения и проблем в труде инженерной группы в условиях кризисных явлений.
Объектом исследования в дипломной работе выступают инженеры, как социально-профессиональная группа.
Предметом исследования являются: социальное положение и проблемы трудовой деятельности инженеров.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть положение инженеров как соц-профессиональной группы в социальной структуре общества.
2) Выделить специфику инженерного труда в условиях реформ в постсоветском обществе.
3) Выявить социальные особенности и проблемы трудовой деятельности инженера в условиях современного кризиса (на материалах ЗАО “Строймастер”)
В ходе написания дипломной работы использовались как общенаучные (философские методы анализа и синтеза, исторический метод), так и частнонаучные методы (функциональный, структурный). Метод эмпирического исследования – анкетирование.

Глава 1. Инженер в современном обществе
1.1 Понятие инженера
В любом обществе существуют социальные группы, которые занимают разные места в социальной системе и дифференцируют население по основным критериям. Профессиональная группа представляет собой совокупность лиц одной профессии, объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями, осознающими общность интересов.
Несмотря на богатые традиции отечественной социологии труда и занятости, интерес к анализу профессиональных групп оформился в отечественной социологии относительно недавно . Весь период, когда социология обратилась к изучению профессиональных групп можно выделить ряд условных этапов. Во-первых, это рассмотрение социальных групп в целом и социально-профессиональных групп в частности в работах авторов классикической и современной социологии – Э. Дюркгейма, М.Вебера, К. Маркса, Г. Спенсера, П.А. Сорокина. Для всех их свойственен поиск теоретического инструментария для включения профессиональных групп в состав социальной структуры общества и рассмотрение в контексте развития последней профессиональных групп................

Заключение
Профессиональная группа - это совокупность людей, объединенных одной и той же близкой по содержанию профессией. Изучением особенностей социально-профессиональной группы, как категории социальной науки занимается социология профессий. Именно специалистами данного направления было установлено, что каждая профессиональная группа обладает не только признаками социальной группы, но и общностью профессиональных характеристик ее членов.
Что касается инженеров, как социально-профессиональной группы, то не смотря на то, что долгое время данный вид деятельности являлся достаточно уважаемым и востребованным, профессия этого профиля в постсоветское время потеряла свою актуальность на рынке труда. В настоящее время происходит «возрождение» деятельности инженера.
Уже сейчас в России инженеры требуются многим компаниям.
Однако у компаний есть свои требования к нанимаемым работников, а специалисты, в частности, инженеры, также предъявляют свои требования к работе: оклад, условия работы, территориальное расположение и многое другое являются важными условиями работы. Для компаний такими условиями являются опыт работы и профессионализм.
Квалифицированный инженер разрабатывает проекты на основе новейших научно-технических достижений, отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов. Также в обязанности инженера- входит обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам и нормативным документам по проектированию и строительству. Он осуществляет авторский надзор в ходе строительства и монтажа возводимых объектов.
Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение. Кроме того, труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей. Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, т.к. от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.
Разностороннее развитие и самодисциплина – это два важных качества, характеризующих профессию инженера - специалиста по науке и технологии окружающей среды. О разностороннем воспитании инженера мы можем говорить потому, что его деятельность охватывает обширную область знаний, а именно: знание измерительной техники, умение обрабатывать информацию, моделирование, техническое и сельскохозяйственное оборудование, строительные навыки, контроль за окружающей средой, технология ее защиты, а также знание точных наук.
О самодисциплине мы упоминаем потому, что профессия заставляет инженера - специалиста по науке и технологии окружающей среды уметь использовать в нужный момент свои знания базовых наук, наук о земле, о жизни и методах инженерии.
Рассматривая глобальные замыслы инженеров, можно смело утверждать, что более усовершенствованное техническое оборудование и дальнейшее развитие отрасли сельского хозяйства содействуют быстрому экономическому развитию, улучшению уровня жизни и сохранению биосферы. Инженер проводит в жизнь свои планы, благодаря высокому профессионализму и компетентности, которые дает ему качественное образование.
Один из основных выводов, сделанных нами в процессе изучения социального положения и социальных проблем трудовой деятельности инженеров: эта профессия интересна для социологический науки не только как социально-профессиональная группа, но и как фактор, имеющий необыкновенно большое влияние на становление общественных ценностей и экономику страны.
В целом, подводя итог работы, можно сделать выводы, что цели и задачи работы достигнуты. И, хотя данная работа не претендует на исчерпывающую поставленную проблему, анализ особенностей социально-профессиональной группы инженеров имеет теоретическую значимость для развития исследований социальных явлений в профессиональной сфере, в частности для описания особенностей социального положения инженеров в обществе.

Список использованной литературы

1. Абрамов Л. С. Социально-профессиональная стратификация и ее трансформация под воздействием российского рынка труда// Автореф. дис. … канд. соц.наук: 22.00.03 - Саратов – 2007 – с 11
2. Акимин Е. М., Вашенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // Социс. 1997. № 3. С. 113 – 120.
3. Афанасьева О. Подбор персонала в условиях финансового кризиса Кадровая политика в период экономического кризиса// Кадровые новости – 2009 - 2 февраля
4. Белоножко М. Л., Хиту Е. Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых // Социологические исследования, № 4, Апрель 2007, C. 61-64
5. Боднар М. В ближайшие годы спрос на строительных инженеров будет высок, а их зарплаты вырастут// Рынок труда: строительные инженеры – 2008 - 23 июня - spb.rabota.ru/vesti/monitoring/rynok_truda_stroitelnye_inzhenery.html
6. Бутенко И.А. Профессионализм: гарантии качества//Социологические исследования. 2009. № 1. С. 136-143.
7. Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социс, 2008, № 5, 140-142
8. В Ленобласти дисбаланс спроса и предложения// Биржа труда - 2008 - № 65 (1293) – от 04 августа
9. Голохванов Е. Альтернативный социологический словарь – М- 2001 г
10. Григорьева О. А., Олейникова Ю. В. Профессиональные группы интеллигенции. Антропология профессий// Социологические исследования, № 11, Ноябрь 2007, C. 148-152
11. Гуляева Н.П. Анализ социальной структуры/ж. Самиздат – 2005 - № 12
12. Гумилевский Л. Русские инженеры- М:Молодая гвардия , 1947- С 444
13. Дырин С.П. Ориентация выпускников средних школ на получение высшего образования. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 1996.
14. Дырин С.П., Трунькина О.В. Ориентация выпускников школ на получение высшего образования - Набережные Челны: Институт управления, 2000.
15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.- М., 1991.
16. Жуков А. Инженеры своего будущего. Подрядные организации оптимизируют издержки//РБК daily – С.Пб – 2008 (22.12) - rbcdaily.ru/2008/12/22/tek/395780
17. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2003.
18. Зиммель Г. Философия труда // Избранное: В 2 т. Т. 2. М., 1996.
19. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // ж. Эйдос – 2006 (от 05.06)
20. Зомбарт В. Современный капитализм. Т. I. M., 1903. с. 149
21. Иванов Н.И. Философские проблемы инженерной деятельности. Теоретические и методические аспекты. Тверской государственный университет - Тверь., 1995г.
22. Иловайский И.В Зарождение в России отдельной сферы деятельности – «Инженерное дело»- Новосибирск., 1999
23. Иловайский И.В. - Инженерное дело: маленькая энциклопедия, Новосибисрк-2000
24. Инженер-проектировщик. Должностная инструкция//СетьПроект - netproject.ru/ru/about/vacancies/design_engineer_description.php#link
25. Инженер на стыке тысячелетий: Материалы социологического исследования. Итоги опроса ИТР / Сост. А.А. Кабиров / Гл. ред. Ф.Р. Башаров. Набережные Челны, 2001
26. Инженер-строитель – самая востребованная специальность в Санкт-Петербурге// Стройка – 2009- 19 января - news.stroit.ru/v-text/i-7415.html
27. Каников Ф.К. Социальные проблемы инженерного труда в условиях формирования рыночной экономики (по материалам социологического исследования) // Инженер на стыке тысячелетий: Материалы социологического исследования. Итоги опроса ИТР. Набережные Челны, 2001.
28. Каников Ф.К., Трунькина О.В. Ориентация учащейся молодежи на инженерную профессию // Социологические исследования. - 2004 - № 11. - С. 111-115.
29. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Университеты, общество знания и парадоксы образования // Вопросы образования. 2005, №4. С. 106-126
30. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 60-х к 2000-му) / Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.Н. Шубкина. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - с. 42
31. Коршунов СВ. Подходы к проектированию образовательных стандартов в системе многоуровневого инженерного образования // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
32. Костенко Н.В., Оссовский Л .В. Ценности профессиональной деятельности. (Опыт социологического исследования кино). Киев, 1986.
33. Крик Э. Введение в инженерное дело., М: Энергия- 1970, с 176
34. Лопухова Т. Диагноз качества подготвки специалиста. // Высшее образование в России. 2001. № 4
35. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
36. Маслова, А.Н. Влияние мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие моногородов России / А.Н. Маслова // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований: материалы междунар. науч.-практ. конференции. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. С. 140-148.
37. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста (К вопросу о гуманизации образования). // Высшее образование в России. 2002. № 5
38. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // Социол. исслед. 1997 -№ 10.
39. Моногорода России: как пережить кризис?- М.: Институт проблем региональной политики. 2008. С. 36-37.
40. Нестеров Ю. С чем встречаем Новый год. Проектирование и строительство//Транспортное строительство № 1, 2007-с44-45
41. Никонов Н.Н. Быть инженером — что это значит?//Архитектура и строительство Москвы- 2002 - № 4
42. Нугаев М.А., Нугаев P.M. Концептуальные основы исследования татарстанской модели социально-экономического развития. Рыночные отношения: Социология. Экономика. Право. Политология. Книга V. Казань, 1997.
43. Обзор заработных плат по позиции «Инженер-технолог»//Новости – 2008- 05 May - gelyon.ru/news.php?id=274
44. От увольнений защищены инженеры и менеджеры по продажам// РосБизнесКонсалтинг Санкт-Петербурга- 2009 г. (от 26 марта) - spb.rbc.ru/topnews/26/03/2009/289825.shtml
45. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
46. Пирогов В. Как делают карьеру в IT-бизнесе // Наши Деньги -2007 - №11(45) ноябрь
47. Подмарков ВТ. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. № 8.- с 54-55
48. Пономаренко Н. Кризис питается кадрами? Роста безработицы на рынке труда пока не наблюдается// Правовой портал «Кадис» - 2008- 21 октября - kadis.ru/daily/index.html?id=57788
49. Попова И.П. Профессионализм – путь к успеху? // Социс. 2004. № 3
50. Попова И. П. Дополнительное профессиональное образование в стратегиях работающих специалистов (1995 - 2005)// Социологические исследования, № 3, Март 2008, C. 79-91
51. Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда. М., 1985 - с. 56
52. Равен Дж. Выходя за рамки стандарта "3 Rs" (чтение, письмо, арифметика): достижение и оценивание более широких целей в сфере образования (реферат) (версия текста от 12. 1999) // Метод проектов. – Минск, БГУ ЦПРО, 2003.
53. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. пособие для вузов. М., 1995 - с. 217-218
54. Рожков В Рынок труда Ленинградской области: динамика перемен// ж. Персонал Микс – 2001- № 4
55. Россия – новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред М.К. Горшкова, Н.Е. Тихонова – М.: Наука, 2004
56. Руткевич М.К. Социальная структура – М.: Альфа-м, 2004
57. Смирнова Т. В. О профессиональных деструкциях в пожилом возрасте// Социологические исследования, № 5, Май 2007, C. 21-28
58. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992 - с. 356
59. Сорокин П. Система социологии: В 2 т. Т. 2. М., 2008-с. 182
60. Социальная стратификация российского общества / Под ред Голенкова З.Т. – М.: Летний сад- 2003
61. Социально-психологический портрет инженера: По материалам обследования инженеров ленинградских проектно-конструкторских организаций. М., 1977. - с. 21-22
62. Социальные аспекты интенсификации и подготовки инженеров. / Под ред А.С. Кугеля – Л.: изд ЛГУ, 1989.
63. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко –С.Пб - 2003 г.
64. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. с. 374-375
65. Статистический раздел издательского дома "Работа для вас" - rdwmedia.ru/articles/article328-print.html
66. Струмилин СТ. Проблемы экономики труда. М., 1957 - с. 12
67. Тангян С.А Высшее образование и мир труда // Педагогика. 2004, № 9 С. 3-12
68. Темкин А. Рынок труда в Санкт-Петербурге: Лишние мозги. Промышленные предприятия сокращают инженеров//Ведомости – 2005 (от 15.03)- altrc.ru/?p=libr_card&item_id=287&group_id=7
69. Томпсон ДжЛ., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М. -Львов, 1998; Крыштановская О.В. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы. М., 1991.
70. Трофимова О. Н. Формирование профессионально значимых качеств у будущих менеджеров средствами иностранного языка в условиях вуза//Автореф. дис. … к. cоц. наук-Чебоксары-2008
71. Уразова Е. Строительное образование, подготовка кадров// Строительная орбита -2005 –от 11.07.
72. Урбан О. А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса // Социологические исследования, № 11, Ноябрь 2007, C. 83-90
73. Усманова Э., Куценко В. C развитием проектов в сфере нанотехнологий в Петербурге растет востребованность специалистов и младшего обслуживающего персонала в этой отрасли//Деловой Петербург – 2008- 19 августа
74. Фаустова Л. В. Социально-психологические особенности личности инженера (применение психодиагностических методов для аттестации кадров)//Автореф. дис. … канд. психол. наук: Социальная психология – 1980
75. Фетисов В. Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии//Социологические исследования, № 6, Июнь 2007, C. 28-38
76. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972
77. Черевко И. Строй будущее, живи достойно// Смена- 2009- № 106 (22896)
78. Шамонина О.П. Социология профессий как наука, учебная дисциплина и область профессиональной деятельности- Изд. УОП УЮИ МВД РФ, Уфа, 2000. - 101с.
79. Шанс И.Д. Технари и строители без работы не останутся//По данным компании Avanta Personnel -2009 -18.09 - avantapersonnel.ru/publications/180909_id_shans/
80. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М., 2004.
81. Юдин В. А. Большая советская энциклопедия - Калинин: КГУ, 1990- 80 с
82. Янковый В. Столетняя формула киевской политехники к 105-летию основания кпи и 100-летию первого выпуска инженеров-политехников//Зеркало недели – 2003- № 34 (459) 6 — 12 сентября
Приложения
Приложение 1. Должностная инструкция инженера по строительству..............




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.