На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Государственный долг РФ пути и проблемы его регулирования

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 09.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 5
1.2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 14
1.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КАК ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 18
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕШНЕГО ДОЛГА РОССИИ 22
2.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ 22
2.2 СОСТАВ И СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 28
2.3 ДИНАМИКА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 35
3 ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 52
3.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И СХЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА, НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 52
3.2 ДЕНЕЖНАЯ ЭМИССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ДОЛГОМ 66
3.3 ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 89

ВВЕДЕНИЕ
Одной из «детских болезней» российской экономики времен переходного периода стал непомерно возросший как внешний, так и внутренний долги.
Государственный долг – сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним; в зависимости от срока погашения – капитальным и текущим.
Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита. Чтобы государственный долг уменьшился, бюджет должен иметь положительное сальдо. Если государственный бюджет имеет дефицит, увеличивается государственный долг. Чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. Следовательно, если бюджетный дефицит сокращается, это не значит, что уменьшается государственный долг, он лишь медленнее возрастает.
Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.
Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Однако на современном этапе в России сложилась прямо противоположная ситуация. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике.
В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Актуальность темы.
Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Финансовый кризис, в результате которого российское государство оказалось на грани полного банкротства, обусловил переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Объект исследования.
- анализ внешней задолженности России;
- выбор оптимальной стратегии управления государственным внешним долгом.
Цель работы: рассмотреть государственный долг РФ пути и проблемы его регулирования.
Данная цель решается с помощью следующих задач:
1. дать содержательное описание государственного долга и бюджетного дефицита;
2. выявить виды государственного долга;
3. описать источники покрытия государственного долга: государственные и корпоративные ценные бумаги;
4. дать анализ государственного внешнего долга России;
5. описать состав и структуру внешнего государственного долга;
6. проанализировать динамику внешнего государственного долга
7. раскрыть основные методы и схемы реструктуризации внешнего долга, на основе международного опыта;
8. описать денежную эмиссию, как инструмент управления внешним долгом;
9. выявить влияние внешнего долга на национальную экономику.


1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Государственный долг и бюджетный дефицит
Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств, как в развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому встает вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма – государственный долг. Обслуживание государственного долга – это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга – одна из форм расходов государственного бюджета .
Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика государства – это политика в области налогообложения и государственных расходов. Бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем фискальной политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – в долгосрочном.
С позиции кредитных отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.
Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.
Фискальная политика в ходе экономического цикла. ...........................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С самого начала экономических реформ государство имело устойчивую склонность тратить средств больше, чем оно в реальности располагало. Если тратится больше, чем имеется, то непременно должен быть источник, откуда черпается недостающее. Поначалу в соответствии с привычками недавнего советского прошлого припадали к печатному станку. Ценой этому была кратная годовая инфляция и в итоге "черный вторник" октября 1994 г., заставивший, наконец, осознать ядовитую сущность эмиссионного родника. Из других источников природа могла предложить только один – брать в долг.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.
Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.
Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать, что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости. Таким образом, в результате проведенных исследований приходим к следующим выводам:
- понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;
- понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;
- причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;
- большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;
- отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;
- погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;
- правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;
- выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.
Основываясь на сделанных выводах, следует предпринять следующие действия:
- необходимо создание особого агентства по управлению государственным долгом. Эти функции не могут выполнять ни Центральный Банк, ни Министерство Финансов, у которых свои приоритеты – поддержание курса рубля, выполнение бюджетных назначений. И приоритеты эти, как уже показали десять лет реформ, плохо сочетаются со стратегическим управлением государственным долгом. Только независимый статус такого агентства позволит принимать решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления. Кроме того, он затруднит принятие нереалистичных бюджетов, которые были одной из главных причин нашего кризиса. Главный финансовый документ страны действительно придется согласовывать. Продолжать практику приказного распределения средств будет попросту невозможно;
- создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
- по возможности использовать все имеющиеся методы управления государственным долгом, в том числе и такими как "долги на проведение природоохранной деятельности";
- дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;
- для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств, приходящихся на 2002-2008 гг.
При последовательном проведении указанных мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста будут высокими.

Список использованной литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 1997. – 415 с.
2. Алферов В. Рынок внешнего долга России //Рынок ценных бумаг – №1 – 1996,
3. Белова В.Л. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит и государственный долг. //Социально-полит. журн. – 1998. – № 6. – С.71-84.
4. Борисов С.М. Внешние долги России //Деньги и кредит. 1997, № 2.
5. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика: Учеб. пособие. – М. :Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. – 333 с.
6. Вавилов А., Ковалишин Е. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. //Вопросы экономики. – 1999. – № 5. – С. 78- 93.
7. Голицын Ю. Государственный долг Российской империи. //Финансист. – 1998. – № 9-10. – С. 60-62.
8. Грабаров А. Новые инструменты на рынке государственного долга //Рынок ценных бумаг – №12 – 1995
9. Декларация Правительства РФ «О поддержке Внешэкономбанка в части выполнения им своих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов».
10. Закон РФ «О государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранными государствами».
11. Инкин А. Логика управления государственным долгом. //Рынок ценных бумаг. – 2001. – № 21. – С. 78- 80.
12. Калашникова Н. Проблема госдолга – чисто финансовая. //Деловой мир. 1997, № 20-23.
13. Ковалишин Е.А. Влияние неопределенности на структуру государственного долга //Экономика и математ. методы. – 2002. – № 4. – С. 60-69.
14. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, – 2000. – 366 с.
15. Колчин С. Внешний долг России //Власть – №9 – 1996
16. Коркин В. Государственный внешний долг: причины кризиса и пути преодоления //Финансовый бизнес. – 2001. – №11. – С. 39-45.
17. Костин А. Перед всем миром в ответе //Эксперт – 1997 – №20.
18. Красс М. Модель управления динамикой государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 4. – С. 48-55.
19. Маковская Е. Искусство вылезать из петли //Эксперт. – 1997 – №39.
20. Покачалова Е.В. Проблемы регулирования государственного и муниципального долга в свете правовой реформы в РФ. //Юрист. – 2002 – № 3. – С. 59-64.
21. Постановление Правительства РФ «Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов».
22. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1994 г. № 1166 "О мерах по развитию экономического и технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами".
23. Постановление СМ РФ от 16 октября 1993 г. № 1060 "Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов" (с изменениями от 27 декабря 1994 г.).
24. Рогозин В. Государственные гарантии – составная часть государственного долга //Вопросы экономики. – 2002. – № 10. – С. 111-113.
25. Рыбалко Г.П. О внешних заимствованиях России //Финансы – 1995 – №7
26. Самсонов Н.Ф. и др. Финансы на макроуровне: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998. – 191 с.
27. Саркисянц А. Россия в системе мирового долга. //Вопросы экономики. – 1999. – № 5. – С. 94-108.
28. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации// Деньги и кредит – 1996 – №6
29. Симонов В., Кухарев А. Перспективы развития рынка внутреннего государственного долга России. //Вопросы экономики. – 1998. – № 11. – С. 65-77.
30. Соколов Б.И., Жарков Я.Б. Внутренний государственный долг Российской Федерации и необходимость смены курса реформ. //Вестн. СПб. ун-та. Сер. 5 Экономика. – 1999. – № 3. – С. 49-54.
31. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга. //Мировая экономика и междунар. отношения. – 2002. – № 1. – С. 31-33.
32. Тихонов А. Долги Российская империя отдавала всегда //Рынок ценных бумаг – 1996 – №1.
33. Тоцкий. А. Возможности конверсии долгов.//Внешняя торговля. – 1994 – №2-3.
34. Трофимов Г. Был ли российский государственный долг "финансовой пирамидой"?. //Вопросы экономики. – 1999. – № 5. – С. 109-119.
35. Удовенко А. Рынок государственного долга Российской Федерации в 1 кв. 2002 г. //Рынок ценных бумаг. – 2002. – № 8. – С. 19- 21.
36. Указ Президента РФ «О порядке принятия решений о предоставлении и получении государственных займов и кредитов».
37. Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. № 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".
38. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. /Под ред.: В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 1999. – 486 с.
39. Финансы: Учеб. пособие /Под ред. А.М. Ковалевой. – 3- е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 383 c.
40. Хакамада И. Модернизация системы государственных заимствований и управления государственным долгом. //Рынок ценных бумаг. – 1997. – № 6. – С. 22- 26.
41. Хейфец Б. Новые аспекты управления внешним долгом. //Рынок ценных бумаг. – 2001. –№ 14. – С. 26- 29.
42. Ясин Е., Гавриленков Е.О проблеме урегулирования внешнего долга России. //Вопросы экономики. – 1999. – № 5. – С. 71-77.
Приложение
Таблица 1
Проект структуры государственного внутреннего долга РФ (рублей)
№№ кода На 01.01.
1998 г. на 01.01.
1999 г.
001 Целевой заем 1990 г. 4 950 000 4 500 000
002 Целевые вклады и чеки на автомобили
003 Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. 79 700 79 700
004 Государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР 335 000 335 000
005 Государственный заем 1992 г. 92 880 110 000
006 Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991-1994 г.г., включая задолженность по процентам.
007 Казначейские обязательства
008 Государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом
009 Задолженность по АПК переоформленная в вексель МФ РФ 3 920 000 3 360 000
010 Государственные краткосрочные облигации (ГКО) 317 600 000 320 000 000
011 Государственные казначейские векселя
012 Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель МФ РФ
013 Государственные гарантии 1 800 000 1 202 000
014 Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель МФ РФ 560 000 490 000
015 Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель МФ РФ 1 993 500 1 754 960
016 Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 60 600 000 93 600 000
017 Государственный сберегательный заем 14 000 000 22 000 000
018 Государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств 25 000 000
019 Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 60 600 000 93 600 000
021 Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ странам СНГ 2 407 500 2 407 600
022 Задолженность Пенсионному фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий
023 Облигации государственных нерыночных займов 167 800 3 200 000
024 Задолженность по внутреннему валютному долгу 70 729 650
025 Задолженность предприятиям ТЭК и др. отраслей промышленности по кредитам 5 000 000 5 000 000
026 Авалированные векселя "Агропромбанку" 540 000 494 420
Итого: 529 976 380 697 806 408
020 Кроме того:
Целевые долговые обязательства Российской Федерации для перевода в них гарантированных сбережений граждан 30 млн.
долговых рублей 30 млн.
долговых рублей




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.