Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Сущность групповой динамики

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 09.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1 Сущность групповой динамики 5
1.1 Понятие групповой динамики 5
1.2 Психологическая совместимость членов группы 13
2 Групповая динамика и групповая эффективность 18
2.1 Принятие решений в группах 18
2.2 Лидерство и руководство в группах и организациях 24
2.3 Социально-психологический климат группы 28
3 Эмпирическое исследование групповой динамики 31
3.1 Программа исследования 31
3.2 Изучение сплоченности коллектива 34
3.3 Изучение психологического климата коллектива 35
Заключение 39
Список литературы 42


Введение

В социальной психологии трудно, пожалуй, найти более расплывчатое понятие, чем групповая динамика. Поэтому оно в равной степени относится ко всем процессам взаимодействия, которые происходят в рамках малой социальной группы, в том числе оно применимо к таким процессам, как формирование взаимосвязей в группе, возникновение различных подгрупп на неформальной основе, влияние одного члена группы на другого, принятие решений, лидерство, взаимодействие с другими группами и т.д.
Подобно тому как нет единого определения понятия "группа", так нет и общего согласия относительно того, что означает термин "групповая динамика". В соответствии с многогранным пониманием групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы малых групп — того, как они формируются, их структуры и процессов, их влияния на отдельных членов группы и на другие группы.
Еще один взгляд на групповую динамику заключается в том, что она состоит из набора методик. В соответствии с этой точкой зрения ролевые игры, "мозговой штурм", группы встреч, группы без лидера, групповая терапия, тренинг сенситивнбсти и подобные методики в своей совокупности составляют групповую динамику.
Наконец, термин "групповая динамика" используется на Западе также для обозначения определенной сферы научного исследования. При этом под групповой динамикой понимается междисциплинарная отрасль социальных наук, основанная на знаниях психологии, социологии, культурной антропологии и политологии. Более того, можно сказать, что вся социология в широком смысле — это изучение групповой динамики.
Объект исследования: социальная группа.
Предмет исследования: групповая динамика.
Цель исследования: проанализировать содержание и сущность групповой динамики.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие групповой динамики и сущность психологической совместимости членов группы.
Проанализировать процесс принятия решений в группах.
Рассмотреть лидерство и руководство в группах и организациях
Выявить сущность социально-психологического климата группы.
Провести эмпирическое исследование групповой динамики в конкретной малой группе.



1 Сущность групповой динамики

1.1 Понятие групповой динамики

Левин (Lewin) Курт (9.09.1890 – 12.02.1947) — немецко–американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно–потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В. Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В. Биренбаум (забывание намерений), Т. Дембо (фрустрация), А. Карстен („психическое пресыщение“), Ф. Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция „топологической психологии“. В 1933 г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний.
Впервые методы групповой работы были опробованы в 30- х годах ХХ века бостонским врачом- психотерапевтом Джозефом Праттом. Он лечил малоимущих больных туберкулезом, и группа была всего лишь экономической формой его работы. В ходе групповой работы Пратт заметил благотворное влияние одного человека на другого. В 1946 году несколько социологов, среди которых был социолог и гештальт - терапевт Курт Левин организовали "Коннектекутский проект" - ряд семинаров в помощь бизнесменам и руководителям общественных организаций. Социологи обучали их правилам найма персонала согласно новому Закону "О справедливом найме". Поскольку на занятиях мнения участников не всегда совпадали, они активно ими обменивались. Организаторы же обратили внимание на то, что анализ собственного впечатления при использовании обратной связи партнера, является эффективным методом обучения. С тех пор групповыми процессами серьезно заинтересовались психологи. Но самый большой вклад в теорию групповой динамики сделал Курт Левин, который привнес в психологию теорию электромагнитного поля. Его работы до сих пор считаются классикой в этой области.
В основу идеи группового обучения легла мысль, что большинство людей живет и работает в группах, хотя и не отдает себе отчета в том, какими их видят другие люди. Как утверждал Курт Левин, большинство глубинных изменений в поведение человека происходит именно в результате группового общения и для того, чтобы изменить свои установки, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как, его видят другие люди.
Курт Левин (1890-1947) создал теорию «поля». Он полагал, что образ мира формируется сразу как целостность. Понятие «поля» он связывал с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих здесь и сейчас. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения..............................


Заключение

Групповая динамика включает в себя все процессы взаимодействия, происходящие в малой группе. Сюда входят формирование взаимосвязей, возникновение подгрупп на неформальной основе, влияние одного члена группы на другого, принятие решений, лидерство, взаимодействие с другими группами и т.д.
Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании. Н.Н. Обозов выделяет следующие критерии совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энергетические затраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью.
Выделяют два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.
Степень психологической совместимости в одной и той же группе может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений. Ком-плектование групп с учетом требований психологической совместимости способствует повышению уровня их продуктивности и удовлетворенности своей деятельностью.
Выделяют следующие типы групповых задач:
а) аддитивная — такая, в которой групповая продуктивность представляет собой сумму усилий каждого из членов;
б) конъюнктивная — такая, в которой все члены группы должны следовать друг за другом, чтобы достигнуть цели;
в) дизъюнктивная — такая, в которой достаточно только одному человеку решить проблему, для того чтобы вся группа добилась успеха.
Групповое принятие решений имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, групповое обсуждение порождает в два раза больше идей, чем единоличная работа, и решения, принятые группой, отличаются большей точностью. С другой стороны, группы не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений (кроме метода "мозгового штурма"), в группах наблюдается деиндивидуализация и такое явление, как "сдвиг риска" — большая степень риска (по сравнению с решениями отдельных индивидов).
Важным негативным последствием группового принятия решений является "группомыслие", возникающее тогда, когда сохранение единства и солидарности своей группы считается более важным, чем реалистическая оценка альтернативного курса действий. Джанис называет три основных симптома подверженности какой-либо группы явлению "группомыс-лия". Это переоценка собственной группы, ограниченность ее членов и возрастающее давление в сторону единообразия. Данные последних исследований показывают, что явление "группомыслия" существует, хотя и не в полном соответствии с моделью Джаниса.
Отечественные исследователи выделяют лидерство и руководство как два различных явления, присущих организованным в той или иной степени общностям. Взаимодействие руководителей и руководимых людей осуществляется в системе официальных отношений. Взаимодействие лидеров и ведомых может происходить как в системе официальных, так и неофициальных отношений.
Наиболее распространенными теориями лидерства являются теория черт личности лидера, "ситуационная" теория лидерства и теория лидерства как "системы воздействий". Очевидно, что наиболее обоснованный подход к явлению лидерства . должен связать воедино три следующие переменные — лидера, ситуацию и группу ведомых.
В различных работах выделяют различные стили лидерства. Каждый из этих стилей определенным образом связан с продуктивностью и удовлетворенностью членов группы (организации).
Социально-психологический климат группы — это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, настроений, чувств, мнений членов группы.

Список литературы
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 2000.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996.
3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001.
5. Бобалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.
6. Донцов А.И. О понятии "группа" в социальной психологии //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология 1997. № 4.
7. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979
8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976.
9. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель... М.: Дело, 1996
10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект-Пресс, 2001.
11. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.
12. Левин К. Динамическая психология: избранные труды.–М.: Смысл, 2001.
13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
14. Михалюк О.С., Хрящева Н.Ю. Диагностика социально-психологического климата группы // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.
15. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 1981. № 6
16. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.
17. Пеньков Е.М. Социальные нормы — регуляторы поведения личности. М.: 1992.
18. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000
19. Свенцицкий А.Л. Социальная психология.–М., 2003.
20. Свенцицкий А-Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999
21. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1999.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.