На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Взаимосвязь эмоциональных состояний школьников и успешности учебной деятельности

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 09.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения позитивных эмоциональных состояний школьников 6
1.1. Эмоциональные состояния как предмет психологического исследования 6
1.2. Виды эмоциональных состояний 9
1.3. Роль и функции эмоциональных состояний в процессе обучения 13
1.4. Развитие эмоциональной сферы личности 18
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональных состояний школьников и успешности учебной деятельности 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Выводы 47
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 55



Введение
Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи успешности учебной деятельности подростков и их эмоционального состояния.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью современной школы учитывать все факторы, влияющие на успешность обучения ребенка. В условиях современной школы вопросы здоровья школьников приобретают первостепенное значение.
Разработка современных систем обучения требует учитывать как возрастные, так и индивидуальные и личностные особенности детей. Только при таком подходе возможно обеспечение не только подлинного обучения, но и развития школьников. Поэтому в последнее время актуальными становятся исследования факторов успешного обучения, к которым можно отнести и эмоциональное состояние школьников во время уроков.
Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями.
Однако, как показывает практика, изменения в современной системе образования как правило приводят к интенсификации процесса обучения, в частности, в среднем звене. Во многих школах дифференциация и специализация обучения привела к физическим и нервно-психическим перегрузкам детей, сопровождается ухудшением их психосоматического здоровья, школьными неврозами и дезадаптацией. Школа, которая, по мнению многих выдающихся педагогов и психологов, должна приносить радость, во многих случаях превращается в свою противоположность (Ш.А.Амонашвили, М.Монтессори, К.Рождерс, Л.Н.Толстой, В.А.Сухомлинский, Р.Штейнер и др.). Одним из путей в разрешении этого противоречия может быть подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, которая опирается на позитивные эмоциональные состояния учащихся, что должно привести к повышению эффективности учебной деятельности.
Данное исследование проведено в рамках гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), рассматривающей психический мир человека как самостоятельную ценность независимо от того, какую пользу человек приносит своей деятельностью. Этот подход ставит все содержание внутреннего мира ребенка, в том числе и его субъективные переживания (эмоциональные состояния), в центр системы приоритетов ценностей. В исследованиях Ш. А. Амонашвили, Б. И. Додонова, Н. Д. Левитова, С. М. Рубинштейна, Г. X. Шингарова и др. показано, что эмоции играют большую роль в создании позитивного настроя на получение знаний у учащихся. В работах этих авторов подчеркивается необходимость создания условий, направленных на обеспечение эмоционально окрашенного, личностно значимого для детей учебного процесса. В ряде работ исследована роль позитивного подкрепления (А.Бандура, Б.Скиннер и др.) как важнейшего психологического фактора, влияющего на формирование позитивного эмоционального состояния в ситуации школьного обучения; показана роль среды и адаптации (А.Телегин и Д.Ватсон) в формировании позитивного эмоционального состояния и повышения мотивации учащихся.
Среди большого многообразия исследований по психологии обучения довольно редко встречаются исследования, посвященные изучению роли и влияния эмоциональных состояний на эффективность учебной деятельности, тогда как их значимость в деле развития и обучения несомненна.
Слабая изученность эмоциональных состояний, феноменологии, специфики, состава, структуры, закономерностей взаимоотношений с психическими свойствами, характерными для детского возраста, существенно уменьшает эффективность педагогических методов обучения и воспитания.
Таким образом, актуальность исследования вытекает из следующих противоречий: между нормативными декларациями о создании оптимальных условии для развития детей и неопределенностью научных позиции в отношении учета эмоциональных состояний в процессе обучения; между стимулирующим значением эмоций и слабой изученностью феноменологии эмоциональных состояний в процессе обучения в школе; между стремлением педагогов к учету индивидуально-типологических особенностей детей и отсутствием научных знаний о феноменологии эмоциональных состояний учащихся как факторе успешности обучения.
Проблема исследования состоит в том, чтобы определить, при каких условиях возможно повышение эффективности учебной деятельности школьников, не приводящей к интенсификации учебной нагрузки и к нарушениям психосоматического здоровья детей, сохраняющих у них желание учиться и радоваться своему пребыванию в школе.
Цель: исследовать взаимосвязь эмоциональных состояний и успешности учебной деятельности наиболее актуальны именно в подростковом возрасте
Задачи:
1. Подбор методов исследования и определение возможности использования методики ШТУР для определения успешности учебной деятельности
2. Определить особенности эмоциональных состояний подростков перед выполнением контрольных заданий
3. Исследовать успешность выполнения контрольных заданий
4. Сравнить уровень эмоциональных состояний подростков справившихся с контрольным заданием и не справившихся с контрольным заданием
5. Выявление взаимосвязей эмоциональных состояний и успешности учебной деятельности подростков
6. Выявить особенности эмоциональных состояний на разных уроках в школе.
Объект: младшие подростки 12-13 лет.
Предмет: эмоциональные состояния и успешность учебной деятельности.
Гипотеза: успешность обучения зависит от эмоциональных состояний школьников.
Всего в исследовании приняли участие 48 человек. Из них 28 девочек и 20 мальчиков. Учащиеся 7-х классов школы №105 Советского района г. Челябинска.
Для сбора данных использовались методы: опрос, тест и анализ документов. В качестве конкретных методик выступали: САН, Цветовой тест Люшера, Методика диагностики эмоциональных состояний (А.О.Прохоров), ШТУР и анализ классных журналов.
В качестве методов математической обработки данных выступали U-критерий Манна-Уитни; H-критерий Крускала-Уолиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования могут быть использованы как педагогами, классными руководителями, так и школьными психологами при организации уроков в среднем звене.

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения позитивных эмоциональных состояний школьников
1.1. Эмоциональные состояния как предмет психологического исследования
Любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля)[8].
Изучение эмоций в общей психологии осложняется отсутствием единого определения эмоций. Леонтьев В.О.[24] указывает, что зарубежным исследователям удалось собрать 92 различных определения эмоций. В последнее время однако рассмотрения заслуживают те определения эмоций, которые опираются на определенные теоретические модели.
Так, например, Кабанак М.[37] определяет эмоцию как любой ментальный опыт, имеющий высокую интенсивность и высокий гедонический тон. В качестве модели эмоций автор рассматривает 4 признака. Х- множество всех объектов, вызывающих эмоции. Считается, что все различные стимулы вызывают различные эмоции. Y-интенсивность эмоции, слабая-сильная. Это хорошо известная характеристика эмоций, введенная Вундтом. Z-степень гедонизма или количество удовольствия-неудовольствия. Это тоже Вундтовская характеристика. Считается, что Z количественная, а не качественная характеристика, т.е. могут быть более приятные и менее приятные объекты........................

Заключение
В работе рассматривается актуальная проблема взаимосвязи эмоционального состояния подростков и успешности их учебной деятельности.
Теоретический анализ существующих представлений показал, что в психологии эмоций в настоящее время существует ряд проблем. До сих пор нет единого определения эмоций, что объясняется с одной стороны сложностью самого феномена и с другой - тем многообразием различного рода явлений, которые относятся к проявлениям эмоциональной сферы.
Эмоции относятся к классу психических процессов в которых функция регулировании преобладает над функцией отражения. Эмоции представляют собой психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.
Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Наиболее часто выделяются следующие виды эмоциональных состояний: Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой.
Каждый из отдельных видов эмоциональных состояний внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
К основным функциям эмоциональных состояний относят: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. В рамках этих функций выделяют также функцию "аварийного" разрешения ситуаций; дезорганизующую; предвосхищающую; эвристическую; функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения; функцию активации и мобилизации организма; экспрессивную. Эти функции отражаются в любой деятельности личности, в том числе и учебной. Однако, до сих пор взаимосвязь учебной деятельности и эмоциональных состояний еще мало изучена в психологии. Поэтому эмпирическая часть работы была посвящена именно данной проблеме.
Полученные результаты позволили подтвердить гипотезу исследования о том, что успешность обучения зависит от эмоциональных состояний школьников.
Так оказалось, что у подростков с низкими показателями по ШТУР отмечается удовлетворительная успеваемость, а у подростков со средними показателями по ШТУР отмечается хорошая успеваемость.
Исследование психического состояния подростков показало, что на начало уроков у подростков, принимавших участие в исследовании отмечается благоприятное для выполнения деятельности психическое состояние (оценки выше 0). При этом одинаково высоко выражены такие состояния как активность и настроение и несколько ниже – самочувствие.
Успешность выполнения подростками учебной деятельности в большей степени взаимосвязана с активностью. Этот факт подтверждает обнаруженными в ходе исследования взаимосвязями между уровнем активности и успешностью выполнения заданий на осведомленность, установление закономерностей в числовых рядах и общим показателем по ШТУР.
Успешность по отдельным предметам связана с разными эмоциональными состояниями школьников. Так, успешность на уроках русского языка зависит от радости и удивления; на уроке истории от злости и удивления; на уроке математике от злости.
Результаты исследования могут быть использованы как педагогами, классными руководителями, так и школьными психологами при организации уроков в среднем звене.

Список литературы
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987
2. Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. — Тюмень, 1997
3. Андреева И. Н. : Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии.-2006.-№3.- С.78-86
4. Бажин Е. Ф. Объективная диагностика эмоционального состояния в психиатрической клинике / "Речь и эмоции".— Л., 1974.
5. Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии.-1984.-№3.- С.53-69
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., "Педагогика", 1990.
7. Бруно Дж. Процесс учения. М., 1980.
8. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.–685с.
9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-288 с.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
11. Вилюнас В.К.Психология эмоций. -СПб.: Питер, 2004.
12. Воликова С. В., Холмогорова А. Б., Галкина А. М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии.- 2006.- №4.-С.23-32
13. Грановская Р. М. Элементы практической психологии.- Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988.-560 с.
14. Горбатков А. А. : Является ли эмоционально-оценочная сфера негативно-асимметричной? // Вопросы психологии.- 2006.- 4.- С.82-95
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
16. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.
17. Запорожец А. В., Неверович Я. 3. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// – Вопросы психологии.- 1974.- №6.-С.59– 73.
18. Зейгарник Б.В., Братусь В.С, Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Педагогика, 1991.– 297с.
19. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер.– 460с.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер.- 2002.- 506с.
21. Конопкин О. А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии.- 2006.- №3.- С. 38-49
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: «Питер», 2000. – 867с.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.– М.: академия, 2005.– 325с.
24. Леонтьев В.О. Что такое эмоция // Вестник биопсихиатрии.– 2004.– №5.–С. 16-21
25. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.– 243с.
26. Люсин Д.В. Эмпирический анализ категоризации эмоций.// Вопросы психологии 1999 №2 с.50-61
27. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004
28. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.– 90с.
29. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: Сфера, 2002
30. Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока. // Вопросы психологии.- 1989.- №6.- С.49-55
31. Прохоров А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии.- 1990.- №6.- С. 68-79
32. Психические состояния/ Сост. и общая редакция Л.В.Куликова.-СПб., 2000.
33. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во МГУ, 1984. —288 с.
34. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. С. 38.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
36. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.
37. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. Наука. 1981.– 215с.
38. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Ростов н/Д: Феникс, 2004
39. Хомская Е. Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование).- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 180с.
40. Хрузман Т.П., Еремеева В.П. Эмоции, речь, активность мозга ребенка. М.: "Педагогика", 1991.
41. Чебыкин А. Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии.- 1987.- №6.- С.42-57
42. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства.-М.:Логос,2002.


Приложение 1
Результаты диагностики успешности выполнения заданий ШТУР и психических состояний подростки

№ участника исследования п/п диагностируемые параметры и методики
ШТУР форма А ШТУР форма Б САН
Осведомленность1 Осведомленность2 аналогии классификации обобщения числовые ряды общий балл Осведомленность1 Осведомленность2 аналогии классификации обобщения числовые ряды общий балл самочувствие активность настроение
1 20 30 16 45 16 13 24 25 35 20 50 21 20 29 1,6 1,6 2,0
2 15 40 12 45 26 27 27 20 40 8 45 32 33 29 2 2,3 0,0
3 45 35 8 40 42 7 29 40 40 12 35 37 13 29 3 2,0 2,0
4 15 25 24 40 37 40 29 20 30 28 35 42 47 33 1 0,6 3,0
5 40 45 28 25 26 20 31 45 55 20 30 32 13 33 1,3 2,0 0,0
6 25 35 28 45 32 20 31 30 40 32 45 37 20 34 1 1,3 0,0
7 20 35 32 60 16 27 32 20 35 36 65 21 20 34 1,6 1,6 0,0
8 35 15 28 50 58 20 34 40 20 24 55 63 27 38 0,6 1,3 0,0
9 30 50 20 50 42 20 35 25 55 24 55 42 27 38 2 1,6 3,0
10 35 30 36 60 32 20 36 40 35 32 55 32 20 36 2 1,6 1,0
11 35 60 24 60 32 0 36 40 55 28 60 26 0 36 1,3 1,3 1,0
12 20 50 32 50 42 27 37 15 55 28 55 37 27 36 1,3 1,6 3,0
13 40 65 12 55 32 27 38 45 60 16 65 26 40 39 1,3 1,3 3,0
14 20 55 48 45 32 20 38 25 60 44 50 32 20 39 1,3 1,3 2,0
15 35 65 24 65 26 13 39 35 70 28 70 26 13 39 2,6 1,0 3,0
16 40 35 32 60 53 20 40 35 40 32 65 58 27 43 2,3 1,3 1,0
17 20 30 24 75 79 20 41 25 35 32 70 74 20 43 1,6 1,0 2,0
18 40 45 36 65 32 27 41 40 45 40 60 37 33 43 0 1,6 3,0
19 25 35 40 45 68 33 41 30 35 44 50 74 33 45 1,6 1,0 2,0
20 40 45 32 60 32 40 41 45 40 36 55 37 47 43 1 0,6 0,0
21 35 60 28 50 32 53 42 30 65 32 55 32 60 45 0,3 1,6 0,0
22 40 60 20 60 47 33 43 45 55 24 65 53 33 45 1,6 1,3 1,0
23 35 70 48 55 26 20 44 35 65 60 60 32 27 48 0,6 1,3 1,0
24 50 40 40 60 26 47 44 50 45 44 55 37 40 45 0,6 1,6 3,0
25 35 50 44 75 32 20 44 35 55 48 75 37 27 47 1 1,0 1,0
26 55 25 44 65 47 20 44 60 30 44 70 47 27 47 1,6 1,3 3,0
27 20 40 36 70 58 47 45 20 45 32 65 63 47 45 1 1,3 3,0
28 45 65 28 60 32 40 45 50 65 24 65 37 47 47 1,3 0,6 1,0
29 45 50 24 70 42 47 45 50 55 24 70 47 40 47 2,3 1,6 3,0
30 45 65 48 60 16 33 45 45 70 44 55 21 40 46 0,6 1,6 1,0
31 70 70 28 50 21 33 45 75 70 32 55 26 33 49 2 1,6 1,0
32 70 60 20 55 37 33 45 70 65 20 60 42 40 49 1 2,6 0,0
33 50 45 36 50 63 27 45 55 50 36 60 58 33 49 0,3 2,0 0,0
34 40 65 4 70 53 67 47 45 60 4 75 58 73 50 3 2,6 3,0
35 60 55 32 65 32 40 47 60 50 32 70 32 40 47 1,6 2,3 3,0
36 40 55 56 60 37 33 48 45 60 60 60 42 33 51 3 1,3 2,0
37 55 65 36 60 21 67 50 55 65 40 55 21 80 51 1,3 2,0 2,0
38 55 55 40 70 26 60 50 60 65 36 70 32 60 53 2 2,6 2,0
39 55 60 52 55 53 27 51 60 65 56 60 58 33 56 2,3 2,3 0,0
40 65 55 40 65 47 33 51 70 60 44 70 42 33 54 2 2,3 1,0
41 45 60 48 65 47 47 52 40 55 52 70 53 47 53 0,6 1,3 1,0
42 40 50 60 65 58 47 54 45 55 64 70 63 33 56 1,6 2,3 3,0
43 70 70 40 65 63 27 56 70 75 44 65 58 33 58 1 1,3 2,0
44 65 75 56 70 37 27 56 65 70 60 75 42 33 59 2,3 1,6 1,0
45 55 75 44 80 53 40 58 55 80 40 85 53 40 59 1,6 2,3 3,0
46 70 90 40 70 79 40 65 75 85 40 65 74 33 62 0,6 2,3 1,0
47 55 80 48 70 105 47 67 50 80 52 75 111 53 70 0,3 1,6 3,0
48 60 90 56 75 100 47 71 65 95 60 80 100 60 76 1 2,6 3,0
Условные обозначения: серым выделены низкие значения по ШТУР

Приложение 2
Сравнение психических состояний у старшеклассников со средними и низкими показателями по результатам диагностики с помощью методики ШТУР
Таблица 2
Результаты сравнения психических состояний старшеклассников со средними и низкими показателями по результатам выполнения ШТУР
самочувствие активность настроение
Uэмп 204 205 228
р 0,329 0,328 0,653

Критические значения U-критерия Манна Уитни при n1=15; n2=33
р=0,05 р=0,01
Uкрит 173 142
Условные обозначения:
Uэмп - эмпирическое значение критерия Манна Уитни;
Uкрит - критическое значение критерия Манна Уитни;
р - уровень достоверности различий, соответствующий критерию Манна Уитни

Таблица 1
Таблица промежуточных статистических показателей, на основании которых рассчитывается U-критерий Манна Уитни*
сравниваемые признаки сравниваемые группы кол-во человек средний ранг сумма рангов
самочувствие группа с низкими показателями 15 27,4 411
группа со средними показателями 33 23,2 765
активность группа с низкими показателями 15 21,6 324,5
группа со средними показателями 33 25,8 851,5
настроение группа с низкими показателями 15 23,2 348
группа со средними показателями 33 25 828
* - Таблица взята из пакета программ для статистического анализа данных SPSS


Приложение 3





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.