На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Гражданско-правовое регулирование унитарных предприятий

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Право. Добавлен: 09.01.2012. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
1. Правовая природа государственных и муниципальных унитарных предприятий 5
2. Виды унитарных предприятий и особенности их гражданско-правового положения 11
2.1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 11
2.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления 17
3.Проблемы гражданско-правового регулирования распоряжения имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными унитарными предприятиями 20
Заключение 32
Список использованных источников 35

Введение
Углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.
Особо актуальны эти проблемы для нашей типично этатистской страны, в которой в силу исторической обусловленности практически повсеместно государственная собственность и капитал заполняют ниши, образующиеся в силу естественных ограниченных возможностей частнопредпринимательских методов хозяйствования, и обслуживают интересы общества в целом. Отдельные исследователи отмечают, что сам мировой опыт доказывает эффективность государственной собственности, так как по сравнению с другими эта форма собственности имеет определенные преимущества, обусловленные ее функциями: способностью формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики для достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на социальные цели. Представляется, что в дискуссиях о роли государства в переходной экономике России необходимо уйти от крайних оценок и непредвзято оценить то реальное место, которое занимает и должно занимать государство как участник рынка.
Фактический отказ от государственного управления российской экономикой на современном этапе с переходом на ее регулирование заставляют более глубоко осмыслить роль и значение, а также перспективы использования такого порождения советской административно-командной экономики и правового порядка, как государственные предприятия, что определяет актуальность исследований в этой области.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, связанные с деятельностью унитарного предприятия в качестве субъекта гражданского права. Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты правового положения унитарного предприятия, пути совершенствования нормативно-правовых механизмов управления государственной и муниципальной собственностью, закрепленной за предприятиями.
Работа имеет целью на основе критического анализа существующей законодательной базы и арбитражной практики обосновать построение рациональной модели правового статуса унитарного предприятия и выработать рекомендации, обеспечивающие его эффективную деятельность в рамках государственного и муниципального сектора в новых экономических условиях.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе решались следующие задачи:
1. Теоретическое осмысление природы и признаков государственного и муниципального унитарного предприятия.
2. Характеристика содержания прав унитарных предприятий, в том числе в отношении закрепленного за ними имущества, раскрытие правового режима отдельных видов имущества предприятий.
3. Изучение проблем правового регулирования распоряжения имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
4. Обоснование конкретных рекомендаций по совершенствованию правового положения государственных унитарных предприятий.

1. Правовая природа государственных и муниципальных унитарных предприятий
Основополагающим нормативным актом, закрепляющим основы правового статуса унитарных предприятий, как разновидности юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В зависимости от характера участия учредителей юридического лица в образовании имущества юридического лица, они могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 28 ГК РФ)...........................

Заключение
По своей правовой природе унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, своего рода «переходной формой» и, по мнению ученых, данный термин должен переместиться в раздел об объектах гражданских прав - ст. 132 ГК РФ. Такая своеобразная организационно-правовая форма представляет собой исключение, сохраненное законодателем на период становления рыночной экономики, прежде всего, для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Данная ситуация обусловлена особенностями развития экономики в советский период, когда госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами. Государство как единый собственник огромного имущества создавало свои предприятия, утверждало их уставы, определяя объем и характер их правоспособности, назначало их органы управления и, по сути, руководило всей их деятельностью, формально не отвечая за ее результаты.
В настоящее время, по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение (оперативное управление) учрежденному предприятию в целях повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. При этом важно отметить, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль: их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Государственная политика направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий, конечной целью которой является исключение права хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления. Тем не менее, это не означает полного исчезновения унитарных предприятий из гражданского оборота, поскольку в определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой государством.
В заключение настоящей работы хотелось бы сформулировать следующие выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства об унитарных предприятиях.
1. Когда государство стремится патронировать отдельным представителям экономической и политической элиты в ущерб обществу, в условиях его функционирования как некой самодостаточной структуры в его собственных интересах (в интересах чиновничества, политического и экономического истеблишмента) необходимо создание таких правовых механизмов, которые бы содержали функцию общественного контроля над принятием отдельных управленческих решений в государственном секторе экономики. В частности, представляется возможным расширить существующую упрощенную схему органов управления унитарным предприятием, включив в нее трудовой коллектив (в форме совета, общего собрания и т.п.).
2. Необходимо приднрживаться той позиции, что унитарные предприятия - одна из наиболее приемлемых организационно-правовых форм юридического лица, имущественная обособленность которого базируется на публичной собственности. Представляется по крайней мере странным, когда государственные органы используют унитарные предприятия как организации особого профиля, а также приспосабливают данную организационно-правовую форму к исключительно нерентабельным производствам с продукцией, реализуемой по низким ценам, а также в оборонном комплексе. С моей точки зрения необходимо использование унитарных предприятий в секторах экономики, изначально, по своей хозяйственной природе прибыльных - таких как энергетика, газовая и нефтедобывающая промышленность; в наукоемких отраслях, требующих долгосрочных государственных инвестиций. Несмотря на сегодняшние конъюнктурные решения по дальнейшей приватизации и создание рыночной, конкурентной среды в указанных секторах, необходимо обратиться к существующему не многообещающему положению вещей, когда федеральная исполнительная власть, посредством подзаконного нормативного материала, не имея иных рычагов влияния на новых хозяйственных обществ - частных собственников, вмешивается в экономические процессы в отраслях экономики национального значения по мере их обострения.
3. Модель унитарного предприятия в перспективе могла бы решить задачу противодействия дезинтеграционным процессам в отдельных нерыночных, общественно значимых отраслях экономики, в условиях, когда государство прекратило оперативное руководство промышленностью и наукоемким производством.

Список использованных источников
1. Законодательство и официальные документы
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) (с изменениями и дополнениями на 31 декабря 2009 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
1.2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями на 1 декабря 2007 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
2. Общая и специальная литература
2.1. Абрамов С.Г., Герцев Д.А. Правовой статус унитарных предприятий (к вопросу об исключении данной организационно-правовой формы юридических лиц из действующего законодательства) // Бизнес в законе. 2007. № 3. С. 35-38.
2.2. Бандуров Д. Н.,. Мотузко Д. А Проблемы правового регулирования распоряжения имуществом, закрепленным за государственными и муниципальными унитарными предприятиями // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 9. С. 59-67.
2.3. Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - «Деловой двор», 2009.
2.4. Беднов О.В. Правовые основы создания государственных унитарных предприятий в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2006. № 2. С. 10-16.
2.5. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2008.
2.6. Бусыгин Л.И. Проблемы правового понимания арбитражными судами права хозяйственного ведения унитарных предприятий // Юрист. 2007. № 2. С. 53-55.
2.7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. - Е.А. Суханов). М.: «Волтерс Клувер», 2008.
2.8. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: «РГ Пресс», 2010.
2.9. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. – М.: «Юстицинформ», 2007.
2.10. Калугина Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий // Аграрное и земельное право. 2007. № 10. С. 21-23.
2.11. Калугина Л.В. Юридическая ответственность унитарных предприятий // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4. С. 60-63.
2.12. Кеворков В.Р. Концепция развития института унитарных предприятий на современном этапе (философско-правовые аспекты) // Черные дыры в Российском законодательстве, юридический журнал. 2009. № 4. С. 64-67.
2.13. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю.); - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2009.
2.14. Куликова И.К. Правовое регулирование создания унитарных предприятий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 43-1. С. 184-187.
2.15. Лапач В. Изменение вида и правового положения унитарного предприятия // Хозяйство и право. 2006. № 3. С. 85-90.
2.16. Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право.- СПб.: Нева. 2008.
2.17. Лисянский И.Н. Место унитарных предприятий в системе юридических лиц России // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 1. С. 153-156.
2.18. Малинина Л.Ю. Государственные унитарные предприятия - одна из форм участия государства в гражданском обороте // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 5-2. С. 101-108.
2.19. Михеев А.А. Развитие государственных унитарных предприятий в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2007. № 1. С. 88-92.
2.20. Научно-практический комментарий к федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».- М.: Норма. 2007.
2.21. Первухин М.В. Гражданская правосубъектность унитарных предприятий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2008. № 2. С. 37-42.
2.22. Рагимова Н.К. Виды государственного унитарного предприятия и их правовой статус // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 3. С. 190-195.
2.23. Рагимова Н.К. Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия // Юридические науки. 2006. № 2. С. 143-146.
2.24. Рыжова В. Проблемы правового регулирования деятельности унитарных предприятий // Закон и право. 2006. № 7. С. 43-44.
2.25. Салатова М.С. Проблемы совершенствования организационно-правовой формы унитарных предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2008. № 2. С. 233-237.
2.26. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. – СпБ.: «Питер», 2007.
2.27. Трещевский Ю.И., Чекменева Е.А. Предпринимательский потенциал унитарных предприятий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 12. С. 452-456.
2.28. Фролова А.В. Правоспособность унитарного предприятия // Законодательство. 2006. № 3. С. 60-64.
2.29. Юсупова З.Г. Проблема гражданской дееспособности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения // Бизнес в законе. 2008. № 2. С. 276-277.

3. Судебная и иная практика
3.1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. N 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
3.2. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2008 г. № ИА/20132. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
3.3. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6.02.2009 г. № АЦ/3109. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
3.4. Судебно-арбитражная практика применения Гражданского кодекса РФ. Часть первая. По материалам Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа за 2000-2006 годы (под ред. Ю.В. Романца). – М.: Норма, 2007.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.