На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности развития детей с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 10.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ 7
1.2. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗПР 8
1.3. ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗПР. МЕТОДИКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 22
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ЗПР 26
2.1. ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ 26
2.2. ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 27
ЛИТЕРАТУРА 37


Введение

Настоящая работа посвящена очень острой, актуальной и все еще мало разработанной проблеме – детям с задержкой психического развития (ЗПР).
Именно поэтому последние 10–15 лет психологи всех стран озабочены проблемой усовершенствования воспитания детей с ЗПР. Особенно интенсивно это разрабатывают Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л. Атанасова-Вулкова, Е. Шмидт-Кольмер.
В настоящее время приходится с сожалением констатировать, что по своему психическому развитию дети с ЗПР отличаются от ровесников с нормальным психическим развитием. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Для всех детей c ЗПР характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке и положительных эмоциональных контактах. А с другой – полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем к их сверстникам), сниженность в этих контактах личностных, интимных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения.
Авторы И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Л.М. Царегородцева, Л.Н. Галигузова, Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева стремились констатировать особенности психического развития воспитанников.
В современной школе особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50% составляют дети с ЗПР.
В специальной психологии и педагогике последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам изучения, обучения и развития учащихся с ЗПР (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Николина, У.В. Ульянова, С.Г. Шевченко, Н.А. Цыпина и др.).
В результате проведения исследований была получена система данных о психологических особенностях этих детей и отработаны содержание, методы и организация обучения (Павлий Т.Н.).
В развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР, которая проявляется в несформированности внутреннего, идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуацией.
Из анализа литературных данных и материалов проведенного нами исследования следует, что ЗПР не может быть описана набором жестко заданных симптомов, так как многое зависит от типа детского учреждения, от стиля и методов воспитательной работы, от возраста, в котором ребенок попадает в учреждение, и времени, которое в нем проводит, от наследственности и т.п. Вместе с тем мы присоединяемся к мнению Й. Лангмейера, З.Матейчика, что важными различительными признаками диагноза ЗПР могут служить хорошая обучаемость, возможности быстрого прогресса в развитии.
Актуальность данной темы и послужила выбором темы данного исследования.
Цель работы: изучить особенности развития детей с ЗПР.
Для максимального раскрытия данной темы были поставлены следующие задачи.
1. определить сущность понятия «задержка психического развития»;
2. описать современное представление о ЗПР;
3. описать основные диагностические методики определения ЗПР. Методики направленные на определение интеллектуального развития
В практической части работы предлагается провести исследование детей с задержкой психического развития в начале года и в конце учебного года. После проведения первоначального тестирование предлагается провести коррекционную работу с детьми и выявить изменения после ее проведения.
С нашей точки зрения, обучение и воспитание детей с ЗПР станут максимально эффективными в том случае, если они будут нацелены на продвижение в наиболее значимых для детей данного возраста и категории областях психического развития. Проведенное нами исследование позволяет сформулировать определенные рекомендации по обучению и воспитанию детей младшего школьного и частично дошкольного возраста из дошкольных и школьных детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без родителей.

1. Задержка психического развития

1.1. Определение понятия

Психическое развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе активной деятельности (Л.С. Выготский, 1983; А.Н. Леонтьев, 1972; Д.Б. Эльконин, 1960). Однако разнообразные виды активности ребенка не рядоположенны в своем значении для его психического развития. В каждом возрастном периоде выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние на становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах (А.Н. Леонтьев, 1972; М.И. Лисина, 1978; Д.Б. Эльконин, 1971).
В самом общем виде ЗПР можно описать как недоразвитие внутренних механизмов опосредования, формирование которых не создает возможность перехода от реактивного, ситуационного к активному, свободному поведению.
В советской дефектологии понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные органические повреждения мозга (врожденные или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни). Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей рассматриваемой категории (В.И. Лубовский).
Воспитанники с ЗПР с самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы в педагогическом коллективе учреждений профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями будет способствовать оптимизации процесса психического развития детей с ЗПР............................

Заключение

Из анализа литературных данных и материалов проведенного нами исследования следует, что ЗПР не может быть описана набором жестко заданных симптомов, так как многое зависит от типа детского учреждения, от стиля и методов воспитательной работы в нем, от возраста, в котором ребенок попадает в учреждение, и времени, которое в нем проводит, от наследственности и т.п. Вместе с тем мы присоединяемся к мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека, что важными различительными признаками диагноза ЗПР могут служить хорошая обучаемость, возможности быстрого прогресса в развитии.
С нашей точки зрения, обучение и воспитание детей с ЗПР станут максимально эффективными в том случае, если они будут нацелены на продвижение в наиболее значимых для детей данного возраста и категории (с учетом указанных выше моментов: тип детского учреждения и т.п.) областях психического развития. Проведенное нами исследование позволяет сформулировать определенные рекомендации по обучению и воспитанию детей младшего школьного и частично дошкольного возраста из дошкольных и школьных детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без родителей.
Материалы, представленные в курсовой работе, дают основание считать, что психологические особенности детей с ЗПР и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Об этом свидетельствуют проводившиеся корреляционный анализ данных, показавший, что изменение в сфере контактов ребенка с окружающими людьми влечет за собой изменение его психологических особенностей. Развитие общения у детей в большой степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Наиболее существенно для коррекции задержек и отклонений в психическом развитии детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах, содержание контактов, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым. Последнее означает, что взаимодействие со взрослым должно обеспечивать ребенку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.
Анализ данных проведенного исследования в доме-интернате с детьми с задержкой психического развития показал, что в результате проведения коррекционной работы они стали лучше показывать свои результаты на тестировании. Следовательно, необходимо дальнейшее проведение коррекционной работы у учащихся школы-интерната.



Литература

1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. М., 1986.
2. Аксарина Н.М. Причины нарушения уравновешенного поведения детей раннего возраста. М., 1974.
3. Бернс Р., Логинова Н.А. К проблеме соотношения некоторых содержательных и структурных характеристик интеллекта (по методике Векслера) //Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.
4. Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР. // Дефектология, 2000 №3 – с.23–32.
5. Ворожилова Т.А. Соотношение черт мужественности — женственности в структуре личности алкоголизирующихся подростков//Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983, 1984. Т. 3, 4.
7. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в психологии//Вопр. психологии. 19У5. № 4.
8. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста//Вопр. психологии. 1985. № 3.
9. Дети с задержкой психического развития.— М., 1984.
10. Дубровина И.В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни//Вопр. психологии. 1997 № 4.
11. Егоров В.В. О показателе мужественности—женственности у делинквентных подростков//Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.
12. Исаев Д.Н., Елисеев Н.Г. Опыт применения тестов тревожности и невротизма в изучении детей с ЗПР // Дефектология, 1999, №4, С.27–32.
13. Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения.— М„ 1981.
14. Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребенка с задержкой психического развития к школе//Изучение личности аномального ребенка. - М., 1977.
15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
16. Маиова-Томова В.С., Пнрьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – София, 1981.
17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии – СПб, Речь, 2001
18. Никашина И.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 1972. – № 5.
19. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. – М., 1987.
20. Отстающие в учении школьники / /Проблемы психического развития. – М., 1986.
21. Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР // Дефектология, 2000, №4, с.36–43.
22. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
23. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития//Генетические проблемы социальной психологии. – Мн., 1985.
24. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития//Дефектология. – 1982. – № 4.
25. Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития//Дефектология. – 1976. – № 4.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.