На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 14.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 115. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции самооценки и тревожности групповыми методами 6
1.1. Проблема самооценки и тревожности в трудах отечественных и зарубежных авторов 6
1.2. Специфика самооценки и тревожности в подростковом возрасте 17
1.3. Основные подходы к коррекции самооценки и тревожности у подростков групповым методом 34
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами 45
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ результатов исследования 49
2.3. Структура и содержание занятий по коррекции тревожности и самооценки подростков 61
Выводы 69
Заключение 71
Библиография 73

Введение
Актуальность темы. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления в поведении ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что подросток обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость. Подросток тревожно реагирует на любые негативные высказывания, касающиеся его личностных качеств, внешности.
Известно, что у подростка происходит переориентация одних ценностей на другие. Подросток стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностям. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание подростком чувства собственной ценности, тогда как их отсутствие способствует формированию тревожности.
Именно поэтому проблема коррекции самооценки и тревожности становится очень актуальной в данном возрасте. Несмотря на достаточную разработанность, имеется ряд аспектов, требующих дополнительного изучения коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами.
Проблемой тревожности в подростковом возрасте занимались такие учёные как: Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Т.В.Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук и др.
Проблема формирования самооценки нашла отражение в трудах Л.И. Божович, B.C. Мерлина, В.Ф. Сафина, Е.И. Савонько и др. Этими исследователями изучена психологическая основа этого феномена, раскрыты функции самооценки в целостной структуре личности, описаны виды самооценки с точки зрения ее адекватности. В трудах Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна самооценка рассматривается в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Научные исследования в отношении адекватности самооценки нашли отражение в работах А.М. Прихожан, Е. А. Серебряковой, Л. С. Славиной, Т. И. Юферевой, С.Г. Якобсон и других.
Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте описаны А.М. Прихожан, И.С. Коном и др. Анализу причин тревожных расстройств у подростков и взрослых посвящены работы Н.П. Аникеева; Л.И. Белозерова; А.А. Бодалев; В.В. Евсеенко; О.А. Идобаева; В.Р. Кисловская; Е.О. Ковальчик; Я.Л. Коломинский; Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова; О. Крушельницкая, А. Третьякова; И.В. Дубровина, Б.С. Круглов; А.М. Прихожан.
Целью работы является определение направлений коррекции тревожности и самооценки у подростков групповыми методами
Объект исследования: самооценка и тревожность подростков.
Предмет исследования: коррекция самооценки и тревожности подростков групповыми методами.
Гипотеза исследования: групповые методы, направленные на развитие рефлексии, повышение уровня осознанности подростками самих себя и других, на формирование ответственности за себя, свои чувства и поведение, способствуют эффективной коррекции самооценки и тревожности.
Задачи:
1. проанализировать теоретическое состояние проблемы коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами;
2. исследовать особенности самооценки и тревожности подростков;
3. разработать и провести программу по коррекции самооценки и тревожности у подростков групповыми методами;
4. оценить эффективность проведенной программы.
Методы исследования: тестирование (методика диагностики тревожности Спилбергера Ч.Д. и Ханина Ю.Л, методика оценки уровня школьной тревожности (Филлипс), методика Дембо Т.В.–Рубинштейн С.Я. в адаптации Прихожан А.М., Методика исследования самооценки (Будасси); качественный и количественный анализ.
База исследования. Исследование проводилось на базе Тюменской средней школы. В исследовании приняли участие 48 подростков, возраст 12-13 лет.
Тематика работы была обусловлена конкретным заказом, данным администрацией школы №40 г.Тюмени с целью осуществления психологического анализа тревожности и самооценки учащихся 5 классов и их последующей коррекции.
Практическая значимость работы
На основе анализа экспериментальных данных определена специфика проявлений повышенной тревожности и неадекватной самооценки подростков, с учетом этого разработана программа для психологической коррекции самооценки и тревожности подростков. Данные исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов школьного образования.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения коррекции самооценки и тревожности групповыми методами
1.1. Проблема самооценки и тревожности в трудах отечественных и зарубежных авторов

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место [4].
В психологической литературе самооценка определяется как ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Из самого слова «самооценка» следует, что под данным понятием понимается вся специфика того, как индивид оценивает свою личность, способности, умения, тело и т.д.
Формируется и развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Эго растет за счет мелких достижений, похвал и успехов [4].
Таким образом, самооценка как образование, входящее в структуру личности может быть наиболее полно описана при рассмотрении таких более широких понятий как личность, Я-концепция, самосознание, самоотношение и самопринятие.
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительной или отрицательной оценкой. Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие; субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим — в негативном (и тогда они понижают самооценку) [24].........................

Заключение

Данная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной проблеме психологической коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами. Этот возрастной период был выбран не случайно, так как именно в этом возрасте - 11 – 12 лет, в среднем звене школы наблюдается снижение успеваемости, ухудшение поведения подростков. Несмотря на достаточную разработанность, имеется ряд аспектов, требующих дополнительного изучения коррекции самооценки и тревожности подростков групповыми методами.
В теоретической части работы рассмотрены вопросы особенностей самооценки и тревожности в подростковом возрасте, а также групповые методы работы с подростками и особенности коррекции самооценки и тревожности групповыми методами. Показано, что в подростковом возрасте еще недостаточно саморегуляции и самоконтроля, отмечается чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений, изменчивость настроения. Подросток боится оказаться в центре внимания, совершить при всех ошибку, опасается проиграть в сравнении с кем-то другим. Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы для критики или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности и некомпетентности. Чем более они уязвимы, тем выше уровень их тревожности. Основные причины тревожности в подростковом возрасте – низкая самооценка и трудности в общении. Основываясь на результатах анализа литературы по данной проблеме и диагностики уровня тревожности и самооценки подростков, была разработана коррекционная программа.
В экспериментальной части работы, ориентируясь на принцип единства диагностики и коррекции, прежде чем разработать коррекционно-развивающую программу, была проведена диагностика самооценки и тревожности подростков.
Результаты диагностики показали, что для подростков характерна личностная (а не ситуативная) тревожность. В школе большую степень тревожности у подростков вызывают ситуации общения со сверстниками и ситуации проверки знаний (особенно публичные). Согласно полученным данным для участников исследования характерна адекватная самооценка. У некоторых участников исследования отмечается заниженная самооценка. Отдельные участники исследования обладают завышенной самооценкой. В целом подростки очень высоко оценивают свою уверенность в себе, ниже остальных качеств они оценивают свой авторитет у сверстников, остальные качества оцениваются ими на среднем уровне.
Разработанная коррекционная программа оказалась эффективной, поскольку привела к снижению уровня тревожности подростков (благодаря ей снизился уровень личностной и ситуативной тревожности, общей тревожности в школе и страха самовыражения) и повышению уровня самооценки подростков (благодаря коррекции у подростков повысилась оценка собственного характера, внешности и общая самооценка), что подтверждает выдвинутую ранее экспериментальную гипотезу.
В качестве перспектив можно предложить исследование гендерных различий в проявлениях самооценки и тревожности у подростков.

Библиография
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. М.: Просвещение, 1986. – 265с.
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. В 6-ти томах; Том 3. – М.: Академия, 1983. – 356с.
3. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус.– 2000.– №5.– С.12-23
4. Гульянова Н.А. О связи самопринятия, осознания Я - образа и статуса//Вестник Московского Университета, сер.14. Психология.– 2001.– №3.– С. 68 – 75
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Е. Клочко. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.
6. Дорохова М.В. Исследование влияния социально-психологического тренинга на тревожность у подростков // Журнал практического психолога № 6, 1996. – С.36-49.
7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 376 с.
8. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии.– №1. – 1999. – С.19 – 29.
9. Иващенко А.В. Проблемы Я - концепции личности в отечественной психологии//Мир психологии.– 2002.– №2.– С. 17-29.
10. Изард К.Э. Психология эмоций/ Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 464 с.
11. Кайдогоров Б.В. Самопонимание в самоопределение личности (исследование кафедры психологии Астраханского государственного педагогического университета)// Мир психологии.– 1997.– №1.– С. 129-137.
12. Кашапов С.М., Опарина Т.А. Методические рекомендации по повышению социальной адаптированности старшеклассников: Методическое пособие. – Ярославль: ЭПО, 1977. – 60с.
13. Кле М. Психология подростка. – М.: Академия, 2001. – 290 с.
14. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
16. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980. – 255 с.
17. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. -1997.- №3.- С.69.
18. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160с.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 980 с.
20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190с.
21. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.- 1997.- №4.– С.16-22
22. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – С.364-372.
23. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. – Ереван: ЕГУ, 1988.– 432с.
24. Немов Р.С., Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - Москва: Просвещение: Владос, 1995.– 702с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология . – М.: Мысль, 1996. – 374 с.
26. Основы психодиагностики / Под ред. Шмелева А.Г. – М.: Феникс, 2003. – 554 с.
27. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальт-терапии). М.: Просвещение, 1993.– 240с.
28. Практическая психология в тестах . – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 376 с.
29. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Академия, 2005. – 426 с.
30. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Ювента, Институт Тренинга, 2005. – 256 с.
31. Психологический словарь / Под общей ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Просвещение, 2003.– 382с.
32. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. – М.: Просвещение, 2003.– 402с.
33. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. – 672 с.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – М.: Мысль, 2000. – 420 с.
35. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
36. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Просвещение, 1996.- 380 с.
38. Рождественская Н.А. Как понять подростка. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 86 с.
39. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.
40. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 1997.
41. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.:000 «Речь», 2001. – 350с.
42. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416с.
43. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 384с.
44. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Просвещение, 1983. – 335с.
45. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- М.: Феникс, 1995.
46. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии.– 2003. –№1. –С.33-42.
47. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика: Педагогика, 1999.– 374с.
48. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 224с.
49. Фридман Л.М. Формирование самосознания учащихся // Журнал прикладной психологии.– 2003.– №3.– С. 31-43.
50. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Просвещение, 1977.– 256с.
51. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: Роспедагентство, 1997. – С.313-320.
52. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М.: Посвящение, 1996. – 416с.

Приложение
Коррекционная программа
Общая цель - повышение уровня самооценки и снижение тревожности подростков.
ЗАДАЧИ:
1. Получение подростками обратной связи от других членов группы.
2. Овладение определенными навыками рефлексии и анализа как техниками самопознания.
3. Повышение уровня осознанности участниками самих себя и друг друга.
4. Отработка навыков взаимодействия в группе - как модели социального окружения.
5. Формирование ответственности за себя, свои чувства и поведение.
6. Отработка индивидуальных тактик в решении собственных проблем.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
a. Принцип превентивности означает овладение психологическими знаниями и умениями, помогающими избежать ошибок в своей жизни. Средствами, предупреждающими возможные нарушения в жизнедеятельности человека, являются действия социогенные и аутогенные. К первому типу действий необходимо отнести коммуникативные умения, целью которых является установление желаемых отношений с другими людьми. В основе таких действий лежат знания по социальной психологии и конфликтологии. Ко второму типу относятся психологические умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция). Звеном, связующим эти два типа действий, являются знания основ современной психотерапии. Одним из результатов реализации этого принципа может быть формирование способности руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями, что повышает веру в собственные силы и способствует их адекватной оценке.
b. Принцип креативности характеризуется созданием новых материальных и духовных ценностей. Творчески думающий и действующий человек способен эффективно использовать свое время, возможности и способности. Умение по-новому посмотреть на привычное, умение возразить самому себе - все это атрибуты творческого отношения к жизни и к самому себе. Овладев такими умениями, человек становится ближе к себе, к своим чувствам. Для него характерно осознание происходящих в нем процессов и принятие ответственности за них.
c. Контекстность как принцип означает, что в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций, старшеклассник "примеряет" по отношению к себе различные стили общения и стратегии разрешения анализируемых жизненных затруднений. В этом случае априорно создаются основы для становления гибких форм поведения в конфликтных ситуациях, лучшего понимания себя и собственных проблем.
d. Принцип полезности состоит в формировании таких знаний и умений, которые помогут старшеклассникам в практическом понимании других людей и самих себя, в самоуправлении учебной деятельностью и поведением, в самовоспитании.
ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ .......................



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.