На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности саморегуляции дошкольников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 4
1.1. Воля и саморегуляция в психологии личности. 4
1.2. Саморегуляция в системе волевых качеств личности и деятельности дошкольников 5
1.3. Характеристика саморегуляции старших дошкольников. 10
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей 21
2.1. Цель, задачи и организация исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 27
Выводы по 2 главе. 34
Заключение 36
Список используемой литературы. 38



Введение
Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к личности каждого человека. И те изменения, которые произошли в последние десятилетия ушедшего XX века в социально-экономической жизни России, актуализируют высокий уровень компетентности граждан страны во всех видах деятельности, обуславливают необходимость самостоятельности личности и ее формирования.
При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от своих целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. Но если есть ситуация выбора, то снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты.
Способность к саморегуляции появляется в дошкольном детстве и свидетельствует об уровне развития личности ребенка. Поэтому формирование саморегуляции в дошкольном возрасте является актуальным направлением работы психолога.
Саморегуляция (как и его форма – самоконтроль) рассматривается рядом советских психологов как характеристика особой структуры деятельности, включающей не совпадение мотива и цели, а их отношение (А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, З.В. Мануйленко и др.).
Ряд исследований посвящен непосредственному изучению проблемы саморегуляции в деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, Н.Л. Белопольская, Г.В. Грибанова, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова и др.). Как отмечают исследователи, саморегуляция деятельности, и поведения детей является более сложным образованием, чем способность к осуществлению действии самоконтроля в конкретной доступной для ребенка деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы дал представление о том, что вопрос о саморегуляции в деятельности детей недостаточно изучен.
Это положение особенно и определило теоретическую актуальность работы.
Цель исследования: изучение особенностей развития навыков саморегуляции старших дошкольников в процессе обучения.
Предмет исследования: особенности саморегуляции дошкольников.
Объект исследования: процесс развития саморегуляции у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что у старших дошкольников уровень саморегуляции, как общей способности, находиться в прямой зависимости от степени сформированности действий самоконтроля, наиболее успешно саморегуляция развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме работы.
2. Подбор методик исследования, позволяющих выявить особенности саморегуляции дошкольников.
3. Выявление уровня развития саморегуляции дошкольников.
4. Разработка рекомендаций по развитию саморегуляции дошкольников.
В работе использовались следующие методы:
База исследования: эксперимент проводился в 2007/2008 учебном году в МДОУ №413.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 24 источников.

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1.1. Воля и саморегуляция в психологии личности.

Воля – это потребность в преодолении препятствий, трудностей в психической или практической деятельности и способность преодолевать эти препятствия и трудности. Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние.[14] Внешние препятствия – это независящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия, мешающие выполнить задуманное дело, осуществить поставленную цель. [9] Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т.д., т.е. все то, что мешает человеку выполнять поставленную задачу, добиться осуществления какой-то цели. [3]
Воля человека выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько он умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизирующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. [3] .......................

Заключение
Школьное обучение требует от ребенка умения самостоятельно находить свои ошибки. С психологической точки зрения это означает, что требуется внимание к результатам своей деятельности, основание хода выполнения работы, что способствует формированию элементарных форм самооценки и самоконтроля. Как показали исследования психологов, к концу дошкольного возраста у ребенка складываются основные предпосылки к преднамеренной, сознательной оценке собственных умений, элементарные формы саморегуляции, самооценки и самоконтроля, желание не отстать от товарищей, стремление к преодолению трудностей, связанных с решением учебных задач, что говорит о развитии активных сторон личности детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования мы пытались выяснить, насколько развиты элементы саморегуляции у наших испытуемых. С этой целью, после того как было выполнено основное задание, ребенку предлагалось подробно рассказать о том, что он делал. При этом старались добиться, чтобы ребенок самостоятельно указал те правила, по которым выполнялась работа. Убедившись в том, что требования задачи усвоены, мы давали ребенку красный карандаш и предлагали самому найти у себя ошибку и исправить ее.
Анализ полученных данных показал, что чаще всего ребенок не замечает у себя ошибки, хотя пытается это сделать.
Некоторые дети фиксировали внимание на ошибке, но ограничиваясь обведением ее красным карандашом. В данном случае, видя неправильность выполнения ими действия, в то же время они затруднялись конкретно указывать, в чем именно ошибка, и не могли ее исправить. А иногда просто не знали, как ее исправить, продолжали рисовать узор красным карандашом. Лишь единицы детей смогли самостоятельно исправить свою ошибку.
Все это свидетельствует о том, что саморегуляция и самоконтроль даже у старших дошкольников еще недостаточно развиты. Ребенок стремится, прежде всего, к практическому результату, и мышление его не выходит в большинстве случаев за сферу практических задач.
Появляется также неумение мобилизовать себя на контролирование выполнения этапов работы. Можно предположить, что ребенок дошкольного возраста редко оказывается в ситуации, когда ему приходилось бы задумываться над такими вопросами: «Как ты сделал?», «Почему так, а не иначе?». Редко ему также приходится объяснять, как достиг он тех или иных результатов, сопоставлять заданное и выполненное. А именно это создает определенную установку на объяснение способа выполнения, и действие становится внутренне осознанным.
Саморегуляция, самоконтроль, умение найти ошибку оказываются возможным лишь тогда, когда ребенок сталкивается с необходимостью объяснения своих действий.
В практической деятельности дошкольники (в условиях семьи и детского сада) в подобных ситуациях оказывается довольно редко. Вся его деятельность обычно бывает направлена на выполнение прямых указаний взрослых - родителей, воспитателей – или подражание окружающим. И значительно реже ребенку предоставляют возможность самостоятельного решения творческих задач под их руководством. Все это, безусловно, может явиться одной из причин, затрудняющих развитие саморегуляции и самоконтроля в дошкольном возрасте у детей дошкольного возраста.
Результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Работа, основываясь на ее актуальности, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем продолжении исследования саморегуляции и самоконтроля старших дошкольников в процессе обучения.

Список используемой литературы.
1. Возрастная и педагогическая психология,/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.,Просвящение,1984.
2. Дубровина и.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., Академия,1999.
3. Запорожец А.В. Психология. – М., Учпедгиз, 1961.
4. Зеньковский В.В. Психология детства – М., Академия, 1996.
5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1970.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., АПН РСФСР, 1959.
7. Люблинская А.А. Детская психология. – М., Просвещение, 1986.
8. Мухина В.С. Детская психология – М., Академия, 2001.
9. Немов Р.С. Психология. Т.1. - М., Просвещение, 1994.
10. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1986.
11. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат, 1990.
12. Психология дошкольника: Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., Академия, 2000.
13. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., Просвещение, 1965.
14. Психология. /Под ред. А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. – М., Просвещение, 1996.
15. Психология детей с задержкой развития. Хрестоматия. /Под ред. О.В. Защиринской. – СПб., Речь,2003.
16. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., Владос, 2003.
17. Специальная психология. /Под ред. В.И. Лубовского. – М., Академия, 2003.
18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., Академия, 1999.
19. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., Академия, 1998.
21. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., Академия, 2000.
22. Фридман Л.М. Психология воспитания – М., Творческий центр, 2000.
23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., Московский университет, 1981.
24. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Питер Пресс, 1989. – 337 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.