На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Православная церковь и её роль в истории развития русской национальной культуре

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Культурология. Добавлен: 23.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С РУССКИМ ЯЗЫЧЕСТВОМ 5
2.МЕСТО И РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ 12
2.1 Письменность и образование 12
2.2 История, литература 13
2.3 Скульптура 14
2.4 Зодчество 16
2.5 Живопись 18
2.6 Музыка 25
3.ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЕ……………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35


ВВЕДЕНИЕ

Веками в культуре России существовала смыслообразующая связь с христианством. Рождение и смерть, душевные и телесные страдания человека определялись христианскими ориентациями, нормами морали, непреходящими этическими ценностями. Знание о человеке, кроме биологического, всегда включало в себя нравственное измерение. Связь науки и нравственности и сегодня - важнейшее условие выживания современной цивилизации.
Цель настоящей работы - выявить основные тенденции влияния Православной церкви на развитие русской национальной культуры, для чего необходимо рассмотреть ряд вопросов, а именно:
а) история христианизации Древней Руси;
б) значение христианства в развитии русской национальной культуры;
в) культурологическая роль православия в современной России.
Статус государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в 11 веках волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 века распространение христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 века.
Старинная русская формула, что первый Рим изменил, второй или новый (Константинополь) пал, но им наследовал третий — Москва, нашла своё отражение в становлении русской национальной культуры.
Типологические особенности русской культуры существенно отличали её от культур европейских цивилизаций и определили ее дальнейшее развитие, ее будущую историю. Первой такой особенностью стала бинарность такой культуры. В древности бинарность воплотилась в феномене двоеверия в художественной культуре — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. С трудом расставшись с языческими капищами и восприняв идущие из Византии духовные ценности, русская культура сделала это без излишней рационалистичности, сохранив жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.
Второй особенностью русской культуры стала ее анонимность, соборность. Дело в том, что вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории и вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей опреде-ленную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни.

1. БОРЬБА ХРИСТИАНСТВА С РУССКИМ ЯЗЫЧЕСТВОМ

В истории любой страны есть события, которые являются знаковыми. Они становятся своеобразной точкой отсчета, важным поворотом в развитии государства. X век стал важным этапом в развитии Русского государства, определил его дальнейшую судьбу. Связано это с принятием христианства на Руси.
Данная тема на протяжении долгого времени является объектом пристального внимания со стороны историков. Много духовных и светских авторов писали о принятии христианства на Руси. Исследователи восстанавливали ход событий конца X века, используя при этом материалы "Повести временных лет", сведения иностранных источников, литературу житийного характера .
На заре государственности у восточных славян главенствующие позиции занимало язычество. Накануне крещения Руси оно достигло высшей точки своего развития. Славяне придерживались многобожества. Одним из главных языческих богов был Перун - покровитель грома и молний . Почитали славяне бога Велеса (Волоса) - покровителя скота и скотоводов, а также Стрибога - бога ветра и бури, Дажьбога - олицетворявшего собой солнце. Перуну и другим богам приносили кровавые жертвы. Так, в княжение Святослава после одной из битв "русские вышли в поле, собрали все трупы убитых к городской стене и сожгли их на кострах, заколов над ними, по языческому обычаю, много пленных и женщин. Затем, совершив эту кровавую жертву, они, также по языческому обычаю, погрузили в волны Дуная петухов и живых младенцев" . Подобные случаи были не единичны. Это было в самой природе язычества..............................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Красота греческого богослужения стала одним из важных критериев при выборе веры Владимиром Святым. Но это преклонение перед красо-той одновременно говорит и об эстетической подготовленности языческой Руси к восприятию этой красоты, достаточно сложной, утонченной, обладающей непростой символикой и своеобразным языком. Именно из Византии на Русь пришла идея о небесном даровании искусства, где гимны и песнопения, суть отзвуки небесного пения ангелов, которое пророки услышали духовным слухом и передали людям. Как задачей иконописца является передача божественной красоты, Фаворского света, так задачей музыканта называется передача божественной мелодии небесной иерархии, небесных архетипов.
Все искусства, одновременно соединяясь в храме, с огромной силой воздействовали на чувства человека, переносили его в возвышенный мир через созерцание икон, слушание песнопений. Ритуальные процессии, мерцающие свечи, косые лучи дневного света, проникающие сквозь узкие окна храмов, создавали таинственное, возвышенное настроение. Церковное искусство, действуя всеми своими компонентами, переключало человека с проблем сегодняшнего дня на проблемы вечные. В отличие от фольклора, ориентированного на трудовую жизнь, повседневный быт человека, церковное искусство обращается к миру духовному, возвышенному, помогает человеку совершить этот переход, в первую очередь, воздействуя на слух и зрение. Поэтому важнейшими были музыка и иконопись. Обе они, каждая своими средствами, призваны были осмысливать идеи в звуках и образах.
Характерной чертой культуры Древней Руси было единство, параллелизм всех составляющих ее частей. В синтез искусств наравне с зодчеством, монументальной фресковой живописью, иконописью входили также литература и церковная музыка. Дополняя друг друга, разными способами они выражали общее, для всех них единое содержание. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах ис-кусства, однако подлинным стержнем синтеза древнерусского искусства служило слово. Приобщение к письменной духовной культуре породило на Руси культ книги, почитавшейся одной из высших ценностей. Не вар-варская воинственность, но духовная мудрость становится высшей доб-родетелью.
Подводя итоги развития древнерусской культуры, можно сделать вывод, что уже к XI в. древнерусская культура достигла в своем развитии уровня передовых стран Европы. Православный характер русского хри-стианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили ее стилевую специфику. В первые века ее развития по многим художественным, ценностным ориентирам древнерусскую культуру можно рассматривать как «дочернюю» от византийской, но к концу периода древности по всем направлениям художественного творчества она обрела собственную специфику.
Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, когда народ забывал свои язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Летопись Нестора со включением Поучения Владимира Мономаха. СПб., 1893; Житие Святого Владимира // Святая Ольга — Владимир Святой: Сборник Сост. Лисовой Н.Н., Поспелов М.Б. М., 1996. С. 211-217; Иаков Мних. Память и похвала Владимиру // Там же. С. 205-211; Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати // Там же. С. 217-241; Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М., 1978.
2. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. – СПб.,1914.
3. Буркова Г.А. Введение в христианскую культуру. – Йошкар-Ола: МарГУ,1997. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России, 2-е издание. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
4. Ерошкин Ю.В. Религия и наука: взаимодействие или конфликт? Материалы научно-богословской конференции, 23-24 мая 1998 г. Йошкар-Ола, 1998.
5. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Очерки но истории русской церкви. М., 1992.
6. Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. – М.: Знание, 1982.
7. Макарий (Булгаков М.П.) История русской церкви: в 4-х кн. Кн. 1. М., 1994. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. М., 1984.
8. Нечволодов А. Сказания о Русской земле. В 4-х кн. Кн. 1. Кемерово, 1991 Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. М., 1978.
9. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религии. – М.: Мысль, 1982.
10. Пучков П.И. Современная география религий. -М.: Наука, 1975.
11. Религии мира: христианство, ислам, буддизм. – М.: Меридиан, 2004.
12. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. – М.; Эксмо, 2007. Стариков С.В, Левенштейн О.Г. Изучение русской Православной культуры на историко-филологическом факультете Марийского государственного университета. Материалы II научно-богословской конференции 23-25 мая 1999 г. Йошкар-Ола, 1999.
13. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании и постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена. – М.; Спб.: Летний сад, 2000.
14. Танчер В.К. Христианство и общественное развитие. – М.: Знание, 1971.
15. Туманова Н.Е., преподаватель истории средней школы п. Куяр. Материалы VII научно-богословской конференции, 24-25 мая 2004 г. Йошкар-Ола, 2004.
16. Хрестоматия по истории России: В 4-х т. Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. М., 1994.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.