На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Исследование памяти - сущность и виды, механизм работы

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 23.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАМЯТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПАМЯТИ 5
1.2. МЕХАНИЗМ РАБОТЫ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 12
1.3. МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ 16
2. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 18
2.1. ЗАПОМИНАНИЕ 18
2.2. ЗАУЧИВАНИЕ 22
2.3. ВОСПОМИНАНИЕ И ПРИПОМИНАНИЕ 25
2.4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 25
3. ПРОЦЕССЫ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ 28
3.1. ФАКТОРЫ ЗАБЫВАНИЯ 28
3.2. НАРУШЕНИЕ ПАМЯТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Введение

Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти – влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).
В узком смысле представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и извлечение).
Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения.
Память – способность к запечатлеванию информации, сохранению и последующему воспроизведению (или узнаванию).
Изучение памяти и механизмов, лежащих в ее основе, всегда связывалось с процессом обучения (т е. накопления информации), а попытки объяснения совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-либо материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Декарт, создатель так называемой гидравлической модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированием навыков, т.е. запоминанием. Позже, уже в 20 в., в связи с созданием телефонной сети, электронно-вычислительных машин, магнитофонов и тому подобных устройств механизмы памяти трактовали в соответствии с принципами, на которых основано действие этих устройств. Наконец, развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации побудили привлечь к объяснению механизмов памяти биологические аналоги. Предполагают, что механизмы по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу.
Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на основе элементарной способности к запечатлению и – при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые существенно включаются мышление в сложном и противоречивом единстве с речью, внимание, интересы, эмоции и т.д.
Актуальность данной темы и послужила выбором данной темы.
Данная тема являлась объектом изучения следующих ученых Аткинсон Р., Вейн А.М., Каменецкая Б.И., Воронин Л.Г., Выготский Л.С., Голубева Э.А., Зинченко П.И., Леонтьев А.Н., Никитина Т.Б., Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. и др.
Цель курсовой работы – провести исследование памяти.
Предмет исследования – память человека.
Задачи исследования:
1. определить сущность и виды памяти;
2. описать механизмы работы кратко- и долговременной памяти;
3. дать характеристику основным процессам памяти: запоминание, заучивание, воспоминание и припоминание, воспроизведение и мыслительная деятельность;
4. обозначить факторы нарушения памяти.
Гипотеза исследования – запоминание является основным процессом памяти.
Практическая значимость работы – систематизация материала по процессам памяти.
1. Теоретический анализ представлений о памяти

1.1. Понятие и виды памяти

Память представляет собой сложный психический процесс, включающий в себя:
1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей, информации и т.д.;
2) сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. (39, с.9)
Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Физической же основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непосредственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т.д. Эти воздействия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. (3, с.15)
Память развивается как количественно, так и качественно, и совершенствуется в течение всей жизни. На нее влияют развитие нервной системы, условия воспитания и обучения, практическая деятельность. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Индивидуальность памяти личности проявляется, с одной стороны, в особенностях ее процесса (как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение), а с другой - в особенностях содержания памяти (что запоминается). Эти две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти...........................................

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на основе элементарной способности к запечатлению и – при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые существенно включаются мышление в сложном и противоречивом единстве с речью, внимание, интересы, эмоции и т.д.
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенными знаниями. Может носить непроизвольный и произвольный характер.
Закономерности непроизвольного запоминания:
1. Лучше непроизвольно запоминается то, что входит в содержание основной цели деятельности.
2. материал запоминается тем лучше, чем более содержательные связи в нем устанавливаются.
3. Лучше запоминается материал, который имеет жизненноважное значение, вызывает интересы и эмоции, закономерности произвольного запоминания. Намерение, цель всегда присутствует, это результат мнемических действий (действия, направленные на запоминание).
Воспроизведение происходит в разных условиях. Различается по степени легкости/трудности 3 вида:
1. узнавание - воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Воспроизведение происходит благодаря деятельности, которую совершает человек, но очень часто оно возникает в силу репродуктивной задача (экзамен).
2. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.
3. Если воспроизводится с трудом, то это припоминание.
Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознана репродуктивная задача.
Приемы рационального припоминания:
а) составление мысленного или написанного плана, припоминаемого материала;
б) активное вызывание в себе образов припоминаемых объектов (рисунок около текста и т.д.).
Сохранение – возможность актуализации материала. Оно имеет избирательный характер. Сохранение материала определяется степенью участия в деятельности личности. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала при условии количественно и качественно одинаковой работой с ним. Лучше всего сохраняются основные положения, хуже сохраняются отдельные смысловые единицы, еще хуже сохраняется содержание текста, поэтому сохраняющиеся в памяти материал приобретает все более обобщенный характер.
Забывание – это выпадение материала из деятельности, то есть данный момент не актуализирован. Забывание оказывается тем глубже, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не значит, что он полностью забыт. Забывается конкретная форма материала, в то время как его существенное содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводятся в этих формах поведения в интегрированном виде. Виды: забывание может быть 1. полным или 2. частичным, 3.длительным или 4. временным, непродолжительным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его частично/с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести материал. 1,2,3 характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-то. 4 характеризуется тем, что человек не может воспроизвести нужный ему материал в данный момент, а через некоторое время. Процесс забывания протекает сначала быстро, потом медленно. При осмысленном запоминании забывание протекает медленнее. Основные средства борьбы: повторение, применение усвоенных знаний на практике.

Список использованной литературы
1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях: Очерки о самовоспитании. - М.: Знание, 1971.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения=Human memory and learning process/Richard C. Atkinson:Пер. с англ./Общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова; Вступ. ст. Ю. М. Забродина, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1980.
3. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. – М., 1973.
4. Воробьев А.Н. Тренинг интеллекта. - М.: Лесн. промсть, 1989.
5. Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. – М., 1965.
6. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997.
7. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизиологические исследования/ НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1980.
8. Зинц Р. Обучение и память: Пер. с нем. - Минск: Вышэйш. шк., 1984.
9. Зинченко В.П. и др. Функциональная структура зрительной памяти. - М.: Изд-во МГУ,1980.
10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание: Избр. психол. тр./Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т; Под ред.: В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.; Воронеж: Изд-во "Ин-т практ. психологии": НПО "МОДЭК", 1996.
11. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - М.: Менатеп-Информ,1996.
12. Исследование памяти/АН СССР, Ин-т психологии; Отв. ред. Н.Н. Корж. М.:Наука, 1990.
13. Как развивать память/И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия, И.К. Рыбникова, Т.Б. Слоненко, Т.Н. Мазина. - Донецк: Сталкер, 1997.
14. Как сохранить и улучшить память: Практ. рекомендации и упражнения: Сб./Ред.-сост. В.Н. Бакланов. - М.: Воскресенье, 2000.
15. Лапп Д. Искусство помнить и забывать: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1995.
16. Лапп Д. Улучшаем память - в любом возрасте/Пер. с фр. М.С. Фанченко. - М.: Мир, 1993.
17. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.
18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по специальности "Психология"/ Под ред.: Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000.
19. Лук А.Н. Память и кибернетика. – М., 1966.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для пед. вузов: В 3 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 1998 -. Кн. 1: Общие основы психологии. - 1998.
21. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти: Техника скоростного запоминания. - М.: Междунар. агентство "А. D.&Т.", 2001.
22. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий: Что мы знаем о памяти/ Пер. с болг. В.И. Викторова; Под ред. М.И. Самойлова. - М.: МИр, 1988.
23. Общая психология: Курс лекций/Рос. акад. образования, Южн. отд-ние, Рост. гос. пед. ун-т, Науч.-метод. совет по практ. психологии; Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995.
24. Общая психология: Курс лекций: Для 1-й ступени пед. образования/Рос. акад. образования, Юж. отд-ние, Науч. - метод. совет по практ. психологии; Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 1998.
25. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти при некоторых органических поражениях мозга. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976
26. Петровский А.В. Введение в психологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Academia, 1995.
27. Психология памяти/Под ред.: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000.
28. Развитие памяти. – Рига., 1991.
29. Репкин В.В., Ячина А.С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 1985.
30. Роговин М.С. Проблемы теории памяти: Науч.-метод. пособие для преподавателей вузов. - М.: Высш. школа, 1977.
31. Розет И.М. Что надо знать о памяти. - Минск: Нар. асвета, 1982.
32. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. – М.: Мир, 1995.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/Послесл.: К.А. Абдульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. - СПб. и др.: Питер К ом,1999.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. - М., 1989.
35. Смирнов A.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –Ростов н/Д: Феникс, 1996.
37. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
38. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти/Пер. с нем. К. М. Шоломия; Общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 1986.
39. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
40. Чуприкова Н.И. и др. Познавательная активность в системе процессов памяти/Под ред. Н.И. Чуприковой - М.: Педагогика, 1989.
Приложение
Упражнения на развития памяти младших школьников

1. Создайте игровую ситуацию, в которой за короткое время надо рассмотреть группу предметов или игрушек, а потом отвернувшись, перечислить те, которые запомнили.
2. Чаще спрашивайте у детей, что они увидели во время прогулки, по пути в школу. Например: какого цвета была машина, какого цвета была шапочка у друга, что было на завтрак и т.д.
3. Предложите ребенку запомнить 7 слов. Например: гора, иголка, лес, кот, часы, пальто, окно. Попросите повторить их через 5 минут. И спрашивайте его в течение дня.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.