На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Представления о будущем на разных возрастных этапах

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 23.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение. 2
Глава I. Категория времени в психологии. 4
1.1. Понятие психологического времени. 4
1.1.1. Междисциплинарный характер проблемы времени. 4
1.1.2. Психологические аспекты исследования времени. 8
1.1.3. Психологическое время как переживание. 10
1.1.4. Концепции психологического времени 12
1.2. Связь временной перспективы и благополучия личности. 18
1.2.1. Параметры временной перспективы и благополучия личности. 18
1.2.2. Виды временных перспектив. 22
1.2.3. Возрастные особенности и жизненная перспектива. 25
Глава II. Организация исследования. 29
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования. 29
2.2. Особенности представлений о будущем на разных возрастных этапах 31
2.3. Результаты сравнения характера представлений о будущем у людей разного возраста 43
Заключение 48
Литература. 50


Введение.


В условиях современного общества оптимальное осмысленное использование времени становится актуальной социальной проблемой. Увеличение скорости и сложности общественных и производственных процессов, потоков получаемой человеком информации настоятельно требует от него более рационального – ответственного и сознательного использования своего времени: рабочего, личного и т.д. Ведь возрастание темпов научно-технической революции приводит к увеличению свободного времени, которое общество предоставляет личности для ее развития.
Актуальность разработки категории времени в социологической науке обусловлена тем, что такие объекты ее исследования как деятельность и жизнедеятельность, психика и сознание личности являются динамичными, развивающимися во времени и процессами и образованиями. Поэтому при изучении категории времени в социологии возникает вопрос о его субъективности. При этом имеется в виду не только и не столько субъективность в восприятии времени, сколько субъективный характер самой этой категории. Последняя точка зрения воплотилась в понятии психологического времени.
Ситуация исследование психологического времени в настоящее время остается весьма неудовлетворительной как у нас, так и за рубежом. Имеются лишь ограниченное число работ, посвященных собственно изучению жизненной перспективы, а не восприятию времени как такового. Поэтому целью данной работы является изучение представлений о будущем у взрослых людей и старшеклассников.
Поставленная цель, позволила выделить следующие задачи исследования:
1. Выявление представлений о будущем у работающих людей в возрасте 25-45 лет и у подростков.
2. Сравнение представлений о будущем у работающих мужчин и женщин в возрасте 25-45 лет.
3. Сравнение представлений о будущем у школьников разного пола.
4. Сравнение характера представлений о будущем у работающих специалистов и у школьников.
В качестве предмета исследования выступали представления о будущем. Объект исследования: взрослые люди в возрасте 25 – 45 лет в количестве 130 человек (60 мужчин и 70 женщин); подростки в возрасте 15 – 16 лет – 144 человека (54 мальчиков и 90 девочек).
Представления о будущем исследовалось с помощью специально разработанной биографической анкеты. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью ?2-критерий Пирсона.
Результаты исследования представляют интерес в рамках теоретической разработки проблемы психологического времени и жизненной перспективы. Также полученные результаты имеют некоторую практическую ценность. Они могут быть использованы в практике индивидуального консультирования или в практике групповой психологической работы со взрослыми людьми.
Также полученные данные могут быть использованы при разработке специальных программ, направленных на работу с жизненными целями и перспективами.

Глава I. Категория времени в психологии.

1.1. Понятие времени

1.1.1. Междисциплинарный характер проблемы времени.


Проблема психологического времени – одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность ее в том, что время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека (ее событий, развития), но подчас не может переживаться «объективно», в отрыве от собственно личностных смыслов и значений.
Поскольку время различается не только по количеству, но и по качеству, ученые на протяжении длительного периода вели дискуссию о том, каковы особенности этого «другого», не физического времени, имеет ли вообще последнее право на существование. Это время помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определяли бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять «человечность» времени помогли психологи. Выделив сначала субъективное время, отличное от физического, они затем доказали, что «субъективность» - это принадлежность времени субъекту, а не субъективистское его истолкование.
Внимание исследователей проблемы времени сосредоточилось на выявлении качественной специфики, качественной определенности времени, а не только на особенностях субъективного переживания хронологического времени. Накопленные в психологии и других науках сведения, факты постепенно раскрывали временные аспекты психики, механизмы их действия (такие, как скорость, ритм, интенсивность) с точки зрения «произвольного» управления этими механизмами субъектом в отличие от неуправляемых, физиологических процессов (альфа-, бета-ритмов, подвижности нервных процессов и т.д.).
Все развитие психики человека осуществляется во времени, поэтому психологи постепенно стали выделять периоды, этапы, события, поворотные пункты. Появилось понятие жизненного пути, или индивидуальной истории (по аналогии с общественной), развитие психики определялось как протяжное, удлиненное, изменяющееся во времени, имеющее прошлое, настоящее и будущее.
Проблема времени лежит на стыке многих наук и оказывается удивительно близкой ученому и писателю, критику и художнику, актеру и публицисту. За последние годы появилось множество произведений, посвященных философским проблемам времени, они ставятся крупнейшими писателями двадцатого века: М.Прустом, Д. Джойсом, В Вулф, Ф.-С. Фицжеральдом, Т. Манном и др.[по 1]
Философская постановка проблемы времени, представляющая особый интерес для психологии, связана с двумя альтернативными подходами – субстанциональным и реляционным. С точки зрения субстанционального подхода время представляет собой некую абсолютную сущность. Реляционный подход рассматривает время как явление, производное от структуры материальных процессов [18]. Каждый из этих подходов имеет богатую философскую и естественнонаучную традицию [17]. Каждый из них связан с определенным пониманием содержания и значения категории времени в психологии.
До появления теории относительности в науке «работало» понятие «абсолютного времени» - равномерного, непрерывного, бесконечного, однородного, независящего от материальных взаимодействий. Теория относительности ввела идею изменения хода времени в движущихся системах [6]. Это произошло еще и потому, что универсальная хронология оказалась недостаточным средством развития знаний в различных областях науки. В результате произошла дифференциация содержания категории «время» и сформировались такие понятия, как: физическое, биологическое, социальное, психологическое время [11.].
Параллельно с дифференциацией содержания категории «время» в истории философии и культуры шел процесс формирования и одновременно расслоения категории «пространство» и наиболее общей категории «мир». В содержании категории «мир» выделились понятия, относящиеся к миру живой и неживой природы, к миру человека.
Различные миры обладают собственной качественно-своеобразной пространственно-временной структурой. Специфические временные отношения характеризуют внутренний мир личности, который, являясь, по сути, психологическим образованием, включает в себя ценности идеалы человека, его жизненный опыт и ориентации на будущее, чувства, мысли, побуждения. Поэтому динамика внутреннего мира личности подчинена особым временным отношениям, совокупность которых может быть определена как «психологическое время».
С точки зрения психологов, разделяющих концепции абсолютного времени можно выделить только одну исследовательскую задачу – установить взаимосвязь между внешне заданной объективной деятельностью того или иного интервала и его субъективной оценкой. По сути, это традиционные проблемы психологии восприятия времени – оценки, отмеривания, воспроизводства коротких (в пределах десятков секунд) интервалов [23, 10, 22, 9, 27].
Сами по себе эти исследования достаточно продуктивны. Именно в них были получены многочисленные факты и связи субъективной деятельности с характером деятельности человека, его эмоциональным состоянием, уровнем мотивации [24]. Ошибки в отражении длительности интервалов рассматриваются при этом лишь как помехи в некоторых видах деятельности (операторской, спортивной и т.д.).
Время, однако, измеряется не только секундами и минутами, но и годами. И если следовать логике традиционной психологии, то представления о том, что человеческая воля, а не количество прожитых лет определяет истинную продолжительность жизни, окажутся лишь интеллектуальной иллюзией. Но совсем не иллюзорны переживания потерянных, вычеркнутых из жизни лет и представления о долгой и вместе с тем незаметно пролетевшей жизни.
Если обобщить описанные в художественной, философской и психологической литературе отдельные переживания времени, то их список окажется весьма внушительным. Это оценки последовательности и одновременности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, оценки их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживание сжатого и растянутого, прерывного и непрерывного, ограниченного и беспредельного времени, чувства возраста на различных этапах жизни, представления о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни и жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом. Только ли физическое время отражается во всем многообразии этих переживаний? В чем источники столь богатой феноменологии психологического времени в различных его масштабах – ситуативном, биографическом, историческом? Какую методологическую функцию выполняет общефилософская категория времени в решении данных вопросов? .......................


Заключение
Работа посвящена изучению сложной психологической категории - временной перспективе, содержание которой проявляется в представлениях личности о своем будущем. Первая глава работы посвящена анализу современных представлений о категории времени в психологии. Особое внимание уделяется проблемам временной перспективы и детерминантам, определяющим ее содержание.
В ходе эмпирического исследования определялись представления о будущем у подростков и работающих специалистов, а также уровень социального благополучия взрослых людей. Для этой цели использовались биографическая анкета и анкета «Социальное благополучие». Результаты, полученные с помощью биографической анкеты, обрабатывались с помощью контент-анализа.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Мужчины, в отличие от женщин в своем будущем больше места отводят бытовым событиям вообще и текущим бытовым делам в частности. Женщины же в отличие от мужчин больше внимания уделяют биографическим событиям, в особенности семейным и личностно значимым событиям.
2. У девочек-подростков в отличие от мальчиков-подростков в представлениях о будущем более выражены такие категории как отдых, дополнительное обучение и саморазвитие, а также социальная активность.
3. Существуют значимые различия в частоте встречаемости отдельных категорий ответов в представлениях о будущем работающих специалистов и старшеклассников. Так, например, работающие специалисты в большей степени уделяют внимание в своем будущем событиям, относящимся к бытовым событиям, отдыху и здоровью, заботе о близких людях.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии различий в представлениях о будущем у взрослых и подростков, а также у представителей разного пола. Так, взрослые мужчины (в отличие от женщин) в своем будущем больше места отводят бытовым событиям, а меньше - биографическим событиям. У девочек-подростков в отличие от мальчиков-подростков в представлениях о будущем более выражены такие категории как отдых, дополнительное обучение и саморазвитие, а также социальная активность. Работающие специалисты, в отличие от старшеклассников, в большей степени уделяют внимание в своем будущем событиям, относящимся к бытовым событиям, отдыху и здоровью, заботе о близких людях.


Список литературы

1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени. Рига, 1997
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1., М., 1980.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. – 296с.
6. Анцыферова Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и "техники" ее бытия// Психологический журнал.- 1993.- Т. 14. -№ 2.- С. 16-24
7. Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психологический журнал, 1981, Т.2., №6, с. 28-37
8. Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука. 1998. 259 с.
9. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени. Л., 1998. 124 с.
10. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 169-179.
11. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях// Исследования по психологии восприятия. М.: Наука, 1998. 324 с.
12. Белинская ЕЛ. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии, 1999, № 3(19), ее. 140-147, с. 141.
13. Березина T.H. Жизненный путь личности; осознаваемые и неосознаваемые аспекты / Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 313-322.
14. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях.- М., МПСИ 1997.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Издательство МГУ, 1984. – 200с
16. Вудроу Г. Восприятие времени. М.: Изд-во «Иностранная литература». 1996. 859 с.
17. Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии, 1969, №9, с. 88-98
18. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев. Наукова думка. 1988, 144с.
19. Головаха Е.И. Кроник А.А. Понятие психологического времени. / Неврология и психиатрия, Выпуск 15, Киев: Здоровье, 1986, с.199-213
20. Головаха Е.И., Кроник АЛ. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 30-33.66-67.
21. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии.- 1969.- № 3. – С. 81-94
22. Давыдов В. В. "Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования". – М.: Педагогика, 1980.- 240 с.
23. Джебраилова Т.Д. Восприятие и воспроизведение временных интервалов у лиц с разными характеристиками ?- и ?-ритмов // Физиология человека, 1995, Том 21, №4, с. 86-91
24. Дмитриев А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени). М.: Педагогика. 2000. 347 с.
25. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности. Екатеринбург, 1996. 198 с.
26. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение Литературное произведение: общие понятия и термины / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2000. – С. 47-62
27. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность. Л., 1999. 124 с.
28. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник МГУ, серия 14 психология, 1983, №4, с. 46-53
29. Зиммель Г. Проблема исторического времени // Г. Зиммель. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.
30. Каган М.С. Время как философская проблема. М.: Педагогика. 1998. 117 с.
31. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы психологии, 1982, №10, с. 117-124
32. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // категории материальной диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовай. М.: Наука, 1988, с. 216-230
33. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.
34. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.
35. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с. (Серия «Мастера психологии»)
36. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. М., 1996. 167с.
37. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия. М.: Наука. 1997. 373 с.
38. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников // Вопросы психологии, 2000, №4, с. 19-28
39. Меринг Т.А. Категория «время». Структурно-функциональные основы механизмов отсчета времени // Методологические аспекты науки о мозге / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Медицина, 1985, с. 123-133
40. Мещеркина Е.Ю. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций) // Социологические исследования.- 2002.- № 7.- С. 61-67.
41. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977
42. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал, 2000, Том 21, №4, с. 5-21.
43. Муладжанова Т.Н., Николаева В.В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия, Выпуск 15. Киев: Здоровье, 1986, с. 14-17
44. Наумова Н.Ф. Время человека // Социологический журнал. -1997.- № 3.- С. 159-176.
45. Наумова Н.Ф., Пригожий А.И., Горяинов В.П. Связь субъективного времени и социальных характеристик респондентов // Российское общество: социологические перспективы. -М., 2000. С.321-342.
46. Попова ИМ. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социологические исследовании.- 1999.- № 10.- С. 135-145.
47. Попович В.В., Москвин В.А. Особенности психологического времени при хроническом алкоголизме // Вопросы психологии, 2002, 33, с 68-79
48. Рябцева Н.К. Аксиологические модели времени //Логический анализ языка: Язык и время. М., 1997. С. 78-95, 83.
49. Сурина О.Е., Лупандин В.И., Ермишина Л.А. Некоторые закономерности изменения субъективного временного эталона // Физиология человека, 1991, Том 17, №2, с. 5-10
50. Тишков В.А. Восприятие времени // Этнографическое обозрение.-2002.- №3.- С.14-24.
51. Успенский Б.А. История и семиотика. Восприятие времени как семиотическая проблема. Статья 1 //Труды по знаковым системам. XX1L Вып. 831. Тарту, 1988. С. 73-74.
52. Фресс П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология, М., 1978, Выпуск 6, с. 88-135
53. Хомик В.С., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии, 1988, №1, с.98-106
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.
55. Чуприкова Н.И., Митина Л.М. Теоретические, методологические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени // Вопросы психологии, 1979, №3, с. 16-24.
56. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 78-79.
57. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. С. 84.



Приложение 1
Профессия_________________________
Инструкция: Напишите 15-20 событий Вашей жизни, относящихся с Вашему будущему. Укажите примерный возраст, в котором событие предположительно произойдет.
№ Описание события Возраст Значимость Зависит от
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Оцените каждое событие по степени значимости для Вас, используя пятибальную шкалу, где: 1- «совсем не значимо», 5 – «очень значимо».
Оцените также, насколько то, что произойдет, зависит от Вас: 1 балл – «Абсолютно не зависит от меня», 5 баллов – «полностью зависит только от меня».


Приложение 2


Кодировочная матрица для контент-анализа.
Категории
Примеры эмпирических индикаторов
1) Бытовые события 1а - Текущие бытовые дела Ремонт в квартире, смена старой машины, покупка вещей и т.д.
1б - Благоустройство Переезд на постоянное место жительства зарубеж, обставить квартиру, купить дом, дачу, машину и т.д.
2) Биографические события 2а - Семейные и личностно-значимые события жизни Окончание ребенком школы, ВУЗа; Женитьба, замужество, рождение ребенка, смерть родственника и т.д.
2б - Забота о близких Вылечить ребенка, помощь детям в устройстве на работу, в поступлении в ВУЗ, помощь стареющим родителям и т.д.
3) Социально-полезная деятельность 3а - Карьерный рост Написание диссертации, устройство на работу, окончание обучения (школы, ВУЗа), увольнение с работы, выход на пенсию, повышение по службе, организация собственного дела и т.д.
3б - Дополнительное обучение и саморазвитие Самообразование; обучение иностранному языку, обучение вождению машины, вертолета;
3в - Социальная активность Создание центра, организация конференции, знакомство с интересными людьми, написание книги, биографии, расширить круг знакомств, наладить отношения в группе и т.д.
4) Отдых и здоровье 4а - Отдых, путешествия Поездки по стране и за рубежом, походы в горы, вокруг света. Посещение музеев, театров, дискотек, кино и т.д.
4б - Здоровье Оздоровительные мероприятия и занятия спортом. Стремление следить (заняться) своим здоровьем.
5) иное В данную категорию вошли те фразы, которые не подходят в ранее выделенные или не понятные. Жить без болезней, спокойно прожить, чтобы все было хорошо, ускорить процесс выздоровления
6) мечта События, связанные с осуществление мечты Купить озеро, остров. Спрыгнуть с парашютом, полететь в космос и т.д.
7) смерть Категория, выделяемая школьниками Смерть.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.