На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблема сознательного и бессознательного в личности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 24.01.2012. Сдан: 2008. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Факультет психологии
Заочное отделение


Курсовая работа
по дисциплине «Психология личности»
на тему:
«Проблема сознательного и бессознательного в личности»


Выполнил:
студент группы ПЗВ-214

«___» ______________ 2008 г.
Подпись: _________________

Проверил:
Конева О.Б.
«___» ______________ 2008 г.
Подпись: _________________


Челябинск
2008

Оглавление


Введение 3
Глава 1. Анализ философской и психологической литературы по проблеме сознательного и бессознательного 6
1.1. Сознание, подсознание, самосознание в структуре личности 6
1.2. Проблема подсознания в истории философии и психологии 12
Глава 2. Проявление сознательного и бессознательного в структуре личности 24
2.1. Взаимосвязь сознательного и бессознательного 24
2.2. Анализ проявлений бессознательного в личности 28
Заключение 35
Список литературы 37


Введение


Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом к проблеме сознательного и бессознательного в отечественной и зарубежной психологии личности. Несмотря на накопленный опыт, многие методологические и теоретические аспекты этой фундаментальной проблемы остаются дискуссионными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о неосознаваемых детерминантах активности сознания.
Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения.
История собственно психологического изучения сознания начинается с возникновения самой психологии как самостоятельной сферы научного знания. Со времен В.Вундта в мировой и отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки описать структуру сознания и объяснить принципы его работы (Б.Г.Ананьев, 1961; Л.С.Выготский, 1960; А.Н.Леонтьев, 1975; Б.Ф.Ломов, 1981; А.Р.Лурия, 1998; С.Л.Рубинштейн, 1959; В.А.Ганзен, 1984; В.П.Зинченко, 1991; Л.М.Веккер, 2000; В.В.Столин, 1983; В.М.Аллахвердов, 2003 и др.).
Помимо сознания, обладающего сложной и разветвленной, целостной структурой, на поведение человека, весь его духовный мир большое влияние оказывают бессознательные моменты и подсознание. Согласно современным научным представлениям, область подсознательной психической деятельности человека включает в себя те ощущения, восприятия, представления, которые не достигают порой сознания, когда человек смотрит на объект и не видит, не замечает его, слушает и не воспринимает услышанного. Область подсознательного обнимает собой такие формы духовного бытия, как сновидения, состояние гипноза, неосознанные желания, тревожные предчувствия.
В подсознании оседает, накапливается огромный массив жизненной информации личности, ее индивидуальный жизненный опыт. Многие действия, совершаемые человеком автоматически, инстинктивно, выполняющие роль защитных механизмов и защищающие мозг от постоянного перенапряжения, контролируются и управляются подсознанием.
Благодаря подсознанию, сознание субъекта осуществляет саморефлексию над собой, стараясь проникнуть в глубинные, потаенные, неосознанные уголки собственного бытия, и, когда наступает озарение, инсайт, происходит слияние, интеграция, синтез сознательного и бессознательного компонентов, тогда наступает понимание и решение стоящей перед человеком задачи.
Большое внимание философскому и психическому анализу подсознания, его работы, строения, связи с сознанием и психикой уделяли в нашем столетии такие выдающиеся мыслители как З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм. Так, теория Фрейда рассматривает подсознание как основу, главный фактор поведения людей, их морали, искусства, всей духовной культуры. К.Юнг ввел в научный оборот понятие коллективного бессознательного. Используя взаимосвязь индивидуального и коллективного бессознательного, другой современный философ, социолог и психолог Э.Фромм вводит понятие социального характера как связующего звена, посредника между индивидуальной психикой субъекта и социальной структурой общества, изучает влияние подсознания на ценностные, аксиологические ориентиры современного потребительского общества.
Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много непознанного, неясного.
Цель работы – раскрыть состояние проблемы сознания и подсознания (бессознательного) в психологии личности.
Объект исследования – сознание и подсознание личности.
Предмет исследования – проявления сознания и подсознания.
Задачи работы:
1. определить сущность понятий «сознание», «подсознание» («бессознательное»);
2. выделить проявления бессознательного;
3. рассмотреть особенности диагностики сознательного и бессознательного.
Методологические и теоретические основания исследования: теоретические положения о природе сознания, развитые в трудах Л.С.Выготского; деятельностный подход А.Н.Леонтьева; подход В.П.Зинченко к описанию структуры сознания; теория сознания В.М.Аллахвердова.
Метод исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение философской и психологической литературы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Анализ философской и психологической литературы по проблеме сознательного и бессознательного

1.1. Сознание, подсознание, самосознание в структуре личности


Сегодня проблема сознания переживает свое новое рождение, подтверждением чего являются работы В.Ф.Петренко по психосемантике сознания. Определяются новые точки роста в развитии исследований в этой области, как в отечественной (В.М.Аллахвердов; В.П.Зинченко; О.В.Гордеева; Е.В.Субботский; Ю.М.Швалб; Н.Б.Шкопоров; Е.В.Улыбина и др.), так и в западноевропейской и американской психологии, где оформилось новое направление – The Science of Consciousness.
Современный анализ различных подходов к определению и структурации сознания, включающий их соотнесение с той или иной методологической установкой (междисциплинарной, унитарной, системной), обнаруживает связь различных структурных схем сознания с двухфакторной моделью безгранично развивающегося сознания: фактор контакта (коммуникации, смыслового общения) и фактор свободы (выбора, творчества) (Акопов, 2002)...............................

Заключение


Подсознание, бессознательное или неосознаваемое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию. В психологии бессознательное противопоставляется сознательному.
Существует коллективное бессознательное и индивидуальное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека.
Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.
Несколько основных классов проявлений бессознательного: неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
Доказательства о существовании подсознания человека были приведены Лейбницем. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности учеником Фрейда Карлом Юнгом, который ввёл термин «коллективное бессознательное».

Список литературы


1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика, 1982.
2. Анри М. Значение бессознательного для психики человека // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. - Новочеркасск, 1994. – С.11-27.
3. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001. - 592 с.
4. Асмолов А.Г. на перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. - Новочеркасск, 1994. – С.51-60.
5. Баландина Э.Г. Актуальные проблемы современной философии. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. - 130 с.
6. Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под ред. А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. – Тбилиси, 1985.
7. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. – М., 1989.
8. Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. - Новочеркасск, 1994. – 235 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). – Киев, 1989.
10. Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.
11. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В.М.Лейбин. – М.: Республика, 1994.
12. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - 336 с.
13. Кэррол Р.Т. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М.: «Диалектика», 2005. - С.67-68.
14. Общая психология / А.В.Петровский, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под ред. А.В Петровского. - М., 1986.
15. Патнэм Х. Философия сознания. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 235 с.
16. Психические состояния. / Сост. и ред. Л.В.Куликова. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
17. Психология сознания. / Сост. и ред. Л.В.Куликова. – СПб: Питер, 2001. – 480 с.
18. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
19. Стрельник О.Н. Философия. - М.: Юрайт, 2002. - 239 с.
20. Философия сознания. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 240 с.
21. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
22. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.
23. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. - Новочеркасск, 1994. – С.81-91.
24. Шашин П.В. пути концептуализации бессознательного // Бессознательное: Сб.ст. Т.1. / Сост. Ю.В.Макогоненко. - Новочеркасск, 1994. – С.27-40.
25. Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования // Вопросы философии. - 2004. - №10. - С.125-135.
26. Яковлев Д.А. Апробация проективного теста «Рисунки животных» // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000. - №3.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.