На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Процесс формирования толерантности старшеклассников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Сущность понятия «толерантность» 6
1.2. Педагогические условия формирования толерантности старших школьников 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 22
2.2. Разработка учебного занятия по проблеме формирования толерантности учащихся 27
Заключение 33
Список использованной литературы 36


Введение


Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных точек зрения, культур. Вместе с тем в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются разные теории, базирующиеся на идее социальной нетерпимости.
В качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп выступает толерантность, зафиксированная в «Декларации принципов толерантности» в ноябре 1995 года 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантного сознания, толерантного поведения, толерантных отношений современного человека и общественного сознания в целом.
Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у современного подрастающего поколения гражданской активности и ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Феномен толерантности является объектом изучения многих наук – политологии (А.С.Бушуев, В.А.Васильев, М.М.Лебедева, М.П.Мчедлов и др.), этнологии (М.Н.Губогло, В.М.Золотухин, Г.У.Солдатова и др.), философии (В.С.Библер, А.П.Бодрилин, Р.Р.Валитова, Л.М.Дробижева, В.А.Лекторский и др.), социологии (М.М.Акулич, Л.П.Буева, С.Н.Иконникова, Е.В.Швачко и др.), психологии (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалёв, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев и др.).
Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Н.А.Асташова, А.М.Байбаков, М.С.Мириманова, В.В.Глебкин, П.В.Степанов); формирование толерантности школьников в полиэтнических регионах, где выше уровень межэтнической напряженности (Г.Г.Абдулкаримов, В.Н.Гуров, О.Б.Скрябина, В.А.Тишков, О.В.Цируль); формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г.В.Безюлева, П.Ф.Комогоров, Е.В.Рыбак, О.Д.Шарова, Л.А.Шайгерова, Г.М.Шеламова); воспитание толерантности в системе среднего профессионального образования (Н.Д.Аширбагина, В.П.Комаров, Ж.С.Лондырева и др.).
Воспитание толерантности приобретает особое значение в старшем школьном возрасте, когда укрепляется осознание своей этнической принадлежности и конструируется мировоззрение. Поиск самоопределения, социальной и личностной идентичности в юношестве обусловливает появление более осознанного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям и формирование собственной позиции.
Таким образом, можно выявить следующие противоречия:
- между увеличением полиэтничности российского социума и недостаточной подготовленностью школьников к межэтническому общению;
- между потребностью образовательной системы в реализации деятельности по формированию толерантных установок учащихся и недостаточной готовностью педагогов к подобной деятельности.
Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия формирования толерантности старшеклассников.
Объект исследования – процесс формирования толерантности старшеклассников.
Предмет исследования – совокупность педагогических условий формирования толерантности старшеклассников.
Гипотеза: процесс формирования толерантности старшеклассников является наиболее успешным при реализации следующих условий:
- конкретизировано понятие «толерантность старших школьников»;
- охарактеризована поликультурная среда учебного заведения;
- разработан комплекс педагогических условий и средств, способствующих формированию толерантности старших школьников;
- использован диагностический инструментарий, позволяющий изучить реальный уровень толерантности старших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме толерантности.
2. Дать характеристику поликультурной среды учебного заведения, определив его потенциал для формирования толерантности.
3. Разработать комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантности старших школьников.
4. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий изучить реальный уровень толерантности старших школьников.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные педагогические и психологические исследования в области выявления факторов толерантности/интолерантности и направленного формирования толерантных установок (А.Г.Асмолов, Б.З.Вульфов, В.Н.Галяпина, Б.С.Гершунский, В.Н.Гуров, А.Г.Козлова, Н.М.Лебедева, Г.Г.Маслова, Г.У.Солдатова, П.В.Степанов, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова, В.Ю.Штыкарева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования: теоретический анализ литературы; различные формы опроса (анкетирование, беседа); анализ документов; опытно-экспериментальная работа; наблюдение.
База исследования. Исследование проводилось на базе Профессионального Лицея №83 г. Челябинска.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Сущность понятия «толерантность»


Сложность современной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, нетерпимость в современном мире не уменьшается, а растет, с другой стороны, совершенно ясно, что без согласия, мирного сосуществования государств, народов, религиозных конфессий взаимное уничтожение разных цивилизаций, культур, социальных и этнических групп более чем вероятно. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, – не просто отвлеченный философский идеал, а практическое условие выживания.
К сожалению, современный мир переполнен противоречиями и конфликтами, не борьба противоположностей, а их единство, должно быть, и будет ведущей тенденцией – это объективная закономерность. Концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В современной России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них в том или ином объеме ведется обучение в школе. Двуязычие, когда оно становится массовым, может привести к вытеснению родного языка и замене его во всех или почти всех функциях языком межэтнического общения. ........................

Заключение


Феномен толерантности является объектом изучения многих наук (политологии, этнологии, философии, социологии, психологии), что доказывает значимость работы над проблемой формирования толерантности у подрастающего поколения.
Педагогический аспект исследования проблемы толерантности рассматривается в разных направлениях: формирование отношения обучающихся к толерантности как общественно значимой ценности; формирование толерантного сознания школьников и студентов, в системе среднего профессионального образования; педагогическая толерантность и др.
Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.
Среди основных научных направлений большое значение придается разработке и реализации образовательных программ, способствующих гуманизации отношений между людьми.
Толерантность рассматривается как личностная черта, сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.
Толерантность как ценностное отношение человека к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, а также с преодолением собственного эгоцентризма, проявляющегося в стремлении полагать свои взгляды, ценности, образ жизни единственно верными и правильными. Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным и требует создания благоприятных педагогических условий.
2.Сензитивным к воспитанию толерантности является подростковый возраст, чему способствуют: интерес подростков к образу жизни других людей, внимание к вопросам собственной культурной идентичности, стремление заявить о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам, определение своей позиции в сфере человеческих отношений, развитие рефлексии и чувства социальной ответственности. При этом препятствовать формированию толерантности могут повышенная конфликтность, агрессивность, эгоизм, инфантилизм некоторых школьников как следствие не разрешаемых вовремя противоречий - между потребностью подростка в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных условий для этого.
3.Педагогическими условиями формирования толерантности у школьников-подростков являются: организация встреч школьников с иными культурами в среде, привлекательной и ценной для подростков; проблематизация отношений подростков к представителям иных культур; организация специальных дискуссий для соотнесения мнений подростков в отношении иных культур; организация рефлексии подростками этих отношений; оказание помощи школьникам в овладении ими умениями вести диалог, критически мыслить, анализировать свою и чужие точки зрения. Формирование толерантности обусловлено также особенностями позиции педагога, выражающейся в демонстрации своего отношения к подростку как к взрослому члену общества, в толерантности к подростковой субкультуре, в признании свободы его ценностного самоопределения.
Представлена сущностная характеристика поликультурной среды как духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры и т.п.; учреждение с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.
Структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов построена с учетом интеграции современных подходов и базируется на принципах позиционности (обмен мнениями, уважение к иной точке зрения), поликультурности, сотрудничества, сотворчества; включает целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты; что в совокупности обеспечивает целостность образовательного процесса и повышение уровня толерантности.
Теоретически обоснован комплекс педагогических условий, предусматривающий единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель» и др., что позволило значительно расширить диапазон культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, сформировать установку на толерантность.
С помощью подобранного диагностического инструментария, основных критериев и базовых показателей изучен уровень толерантности студентов, осуществлён контроль, выявлена динамика развития личности и степень сформированности толерантности студентов.

Список использованной литературы


1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы. - Кемерово, 1993.
2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
3. Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. – 2007. – №3. – С.81-86.
4. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2004. - №6. - С.160-163.
5. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – М.:Совершенство, 1997.
6. Ивкова Ю.П. Тренинг этнической толерантности для старшеклассников. Методические рекомендации для классных руководителей. - Петрозаводск: Изд-во КНЦ АН, 2006. - 42с.
7. Ивкова Ю.П. Этническая толерантность старшеклассников // Сорокинские чтения: материалы научной конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2004. - С.236-239.
8. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2007. - 288 с.
9. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М., 2000. - 192 с.
10. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика // Педагогика. – 1995. - №4. – С.42-49.
11. Новые методики работы педагога с группой детей: Из опыта школьного учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1999.
12. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
13. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М:Педагогическое общество России, 2004.
14. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. – 2007. – №3. – С.69-70.
15. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
16. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. - Дубна: Издательский центр Феникс, 1997.
17. Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. - №2. – С.61-66.
18. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001. - №9. – С.39-45.
19. Степанов П.В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников-подростков: Дис. канд. пед. наук. – М., 2002. - 178 c.
20. Тилова Х.Х. Принципы формирования толерантности. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С.150-155.
21. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002.
22. Толерантность в условиях социального и экономического кризиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.А.Асташовой. – М: МПСИ, Брянск: БГУ, 2002.
23. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. – 2003. - №3. – С.18-22.
24. Целевая программа «формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // Культура мира, права, человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя / Под ред. А.С.Прутченкова. - М: АПК и ПРО, 2003.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.