На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 65. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития технологического мышления учащихся на уроках технологии 5
1.1. Понятие технологического мышления в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Анализ программ образовательной области «Технология» 15
1.3. Педагогические условия развития технологического мышления учащихся 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию технологического мышления учащихся на уроках технологии 36
2.1. Цель, задачи и методы исследования уровня развития технологического учащихся 36
2.2. Реализация педагогических условий развития технологического мышления учащихся на уроках технологии 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 56
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 63


Введение
Актуальность. Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология», заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по обработке материалов.
Главное условие обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний. Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных).
Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях, высокий уровень технологического мышления.
Объект – педагогические условия развития технологического мышления учащихся.
Предмет – методика развития технологического мышления учащихся.
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития технологического мышления учащихся на уроках технологии.
Гипотеза – развитие технологического мышления будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия: 1) использование метода проектов и 2) использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи:
1. изучить и обобщить педагогическую литературу по проблеме развития технологического мышления;
2. проанализировать программы образовательной области «Технология»;
3. определить педагогические условия развития технологического мышления учащихся;
4. экспериментально проверить педагогические условия развития технологического мышления учащихся на уроках технологии.
Методы исследования – анализ литературы, учебных программ и планов, тестирование, анкетирование, методы обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики развития технологического мышления учащихся на уроках технологии. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют преподавателям, стремящимся к развитию технологического мышления учащихся в школе, эффективно их использовать с целью развития интереса к предмету. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных и методических пособий по технологии.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития технологического мышления учащихся на уроках технологии
1.1. Понятие технологического мышления в психолого-педагогической литературе
Анализ литературы по проблеме мышления показывает, что сложность изучения мышления обусловлена многообразием аспектов его исследований. Мышление, с одной стороны, может рассматриваться как абстрактная, соответственно, трудноопределимая категория, с другой стороны, как реальный предмет междисциплинарного исследования.
Ввиду разнообразия современных исследований высших познавательных процессов мышление может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность. Такое понимание мышления характеризует, прежде всего, исследования развития познавательной деятельности, ее качественных стадий. В узком смысле мышление понимается как психическая деятельность, связанная с решением проблем.
П.Я.Гальперин трактует мышление как форму ориентировочно-исследовательской деятельности [8].
А.Н.Леонтьев определяет мышление как высшую ступень познания [15].
М.А.Холодная, занимаясь изучением психологии интеллекта, считает мышление одной из форм его проявления. В узком смысле М.А.Холодная трактует мышление как процесс решения и постановки задач [27]. ......................


Заключение
В процессе формирования у школьников знаний и умений позволяют быстро подготовить учебные задания, соответствующие начальному и текущему состоянию познавательной деятельности обучаемого, обеспечить контроль за их исполнением. Однако, несмотря на преимущества компьютерных технологий, они еще не стали привычным средством обучения, что связано с рядом проблем. В первую очередь это ограниченность ресурсов школы (финансирование, уровень используемой компьютерной техники, качество каналов связи).
Второй проблемой на сегодня является психологическая неподготовленность преподавательского состава и отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационно-методического сопровождения.
Вместе с тем, использование компьютерных средств в обучении, позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.


Список литературы
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. - М.: МГУ, 1995.
2. Атаулова О. В. О структуре урока технологии // Школа и производство. – 2004. – №1. – С. 15.
3. Бабенкова Е.С. Использование компьютерных программ для выполнения схем вышивки и лоскутной мозаики // Школа и производство. - 2005. - №4. - С.32-34.
4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров(педагогика третьего тысячелетия). - М.,2002.
5. Богатырев А.Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях. - Киров, 1998.
6. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. – 1999. - №5. – С.12-16.
7. Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2003. - №1. – С.20.
8. Гирина Д.С. Компьютерное моделирование декоративно-прикладных изделий непрямоугольной формы // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.28-36.
9. Гирина Д.С. Моделирование изделий декоративно-прикладного искусства в программе 3D Studio Max // Школа и производство. – 2005. – №4. – С.45-55.
10. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.Вайскунского. - М.: Можайск-Терра,2000. - 432 с.
11. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П.Р.Атутова. - М., 1998.
12. Дидактические основы создания и использования технических средств обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Прессмана. - М., 1981.
13. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат.- М.: Владос, 1998. - 192 с.
14. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.- М.: Академия, 2001. - 192 с.
15. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). - Астрахань: Изд-во АГТУ, 1999.
16. Запрудский Н. И. Современные школьные технологии: Пособ. для учителей. – Мн., 2003.
17. Захарова И.Г. информационные технологии в образовании. - М., 2003.
18. Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование. – 2005. - №1. – С.23.
19. Коджаспиров Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
20. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma Mater. – 2002. - №2. – С.16.
21. Краснова Г.А и др. Технологии создания электронных обучающих средств. - М.: МГИУ, 2003. - 223 с.
22. Кругликов Г.И. Дидактические средства на занятиях по технологии // Школа и производство. – 1999. - №4. - С.25-29.
23. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
24. Ларионова Т.П., Жилкина Т.А. Изготовление и оформление учебно-наглядных пособий по обслуживающему труду // Школа и производство. – 1999. - №1. – С.52-57.
25. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках по технологии // Школа и производство. – 2005. – №7. – С.53-56.
26. Некрасова Г.Н. Уроки технологии с использованием компьютера // Школа и производство. – 2004. – №3. – С.25-27.
27. Новожилова Н.В. Использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся // Завуч. – 2003. - №8. - С.118-125.
28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С.Полат и др. - М.: Академия,2001. - 272 с.
29. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Институт человека РАН, 1998. - 195 с.
30. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 165 с.
31. Розов И.Х. Интеллект, окружающий новый мир и новый век // Вестник Моск. ун-та. Сер.20, Педагогическое образование – 2005. - №1. – С.111.
32. Свистунова Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования // Школа и производство. – 2004. – №8. – С.18-21.
33. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. - М., 2002.
35. Ставрова О.Б. Компьютерные программные средства в обучении технологии // Школа и производство. – 2004. – №4. – С.21-23.
36. Ставрова О.Б. Применение компьютера на уроках технологии в 5-м классе // Школа и производство. – 2005. – №2. – С.36-38.
37. Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
38. Стаценко Е.Р. Типы и особенности проблемных задач по художественному труду в начальных классах общеобразовательной школы // Творчество учителя как условие гуманизации и гуманитаризации школы. - Мурманск: МОИУУ, 1992.
39. Технические средства обучения и методика их использования / Сост. Д.А. Сметании, К.А. Квасневский, В.В. Ильин и др.; Под общ. ред. К.А. Квасневского. - М., 1984.
40. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220с.
41. Угольков В.В. Дистанционное обучение с помощью компьютерных технологий // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сборник научных трудов, выпуск 4. – М.: Альфа, 2002. – С.62-64.
42. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т.5. - С. 130-136.
43. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 239 с.
44. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М., 1983.
45. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1989.
46. Щурнова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 112 с.
47. Якиманская И. С. Технологии личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

Приложение
Анкета
Вам предлагается принять участие в опросе, который поможет выявить мнения учащихся относительно различных аспектов использования новых информационных технологий. При ответах Вы можете выбирать одно или несколько суждений, с которыми Вы согласны, в зависимости от содержания вопроса.

1. Отметьте где и какими компьютерными технологиями Вы пользуетесь?
Дома В школе
Компьютером 1 1
Периферическими устройствами (принтером, сканером и т.д.) 2 2
Локальной сетью 3 3
Интернетом 4 4
Ничем из перечисленного 5 5

2. Где Вы обычно пользуетесь компьютером/Интернетом?
Компьютером Интернетом
Дома 1 1
В школе на уроках 2 2
В школьной библиотеке 3 3
В школе во внеурочное время 4 4
В компьютерном клубе 5 5
В ресурсном центре 6 6
У родственников/друзей 7 7
В другом месте 8 8
Не пользуюсь 9 9

3. Как часто Вы пользуетесь компьютером/Интернетом?
Компьютер Интернет
Несколько раз в день 1 1
Каждый день 2 2
Несколько раз в неделю 3 3
Раз в неделю 4 4
Раз в две недели 5 5
Раз в месяц 6 6
Реже, чем раз в месяц 7 7

4. Когда у Вас есть возможность пользоваться компьютером, Вы обычно проводите за ним:
1. менее получаса в день
2. около одного часа в день
3. два часа в день
4. три часа в день
5. более трех часов в день
6. не имею возможности пользоваться компьютером


5. С какой целью Вы чаще всего пользуетесь компьютером/Интернетом?
(отметьте не более пяти позиций в каждом пункте)
Компьютером
1. чтобы готовиться к урокам информатики
2. чтобы готовиться к другим урокам
3. чтобы изучать различные программы
4. чтобы зарабатывать деньги
5. чтобы повышать свой образовательный и культурный уровень
6. чтобы слушать музыку, смотреть кино
7. чтобы играть в компьютерные игры
8. чтобы уйти от реальных проблем
9. чтобы реализовывать свои творческие потребности
10. с другой целью (напишите, какой)___________________________________________
11. не пользуюсь

Интернетом
1. чтобы повысить свой образовательный, культурный уровень
2. чтобы получить необходимую информацию
3. чтобы быть в курсе последних событий
4. чтобы скачивать рефераты
5. чтобы скачивать музыку
6. чтобы готовиться к урокам
7. чтобы играть в сетевые компьютерные игры
8. чтобы уйти от реальных проблем
9. чтобы общаться
10. чтобы зарабатывать деньги
11. чтобы делать покупки, заказывать услуги
12. с другой целью (напишите, какой)__________________________________________
13. не пользуюсь

6. Какие компьютерные программы Вы используете чаще всего?
(отметьте, пожалуйста, не более 3-х позиций):
1. графические приложения для просмотра графики (ACDSee и т.д.)
2. графические редакторы для создания графики (Photoshop, Corel, 3Dmax и т.д.)
3. музыкальные приложения для прослушивания музыки
4. музыкальные редакторы для создания музыки
5. текстовые редакторы и офисные приложения (Word, Excel, Lexicon и т.д.)
6. игры
7. обучающие программы по школьным предметам
8. браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т.д.)
9. почтовые программы (Outlook, The Bat)
10. программы, предназначенные для общения в Интернете (IRC, ICQ, Microsoft Chat)
11. программы-переводчики
12. другие (напишите, какие)___________________________________________________
13. не пользуюсь компьютером

7. Если у Вас нет возможности свободно пользоваться компьютером/Интернетом, то для чего Вы хотели бы их использовать?
Компьютер
1. для того, чтобы готовиться к урокам, выполнять домашние задания и т.д.
2. для того, чтобы повысить свой культурный уровень, расширить кругозор
3. для того, чтобы выполнять свою работу
4. для того, чтобы развлечься (игры, музыка, кино и т. д.)
5. для того, чтобы самовыразиться
6. для того, чтобы повысить свой престиж
7. по другой причине (напишите, какой)__________________________________________
8. не хотел бы
9. я имею возможность свободно пользоваться компьютером

Интернет
1. для того, чтобы пообщаться
2. для того, чтобы делать покупки, заказывать услуги
3. для того, чтобы готовиться к урокам, выполнять домашние задания и т.д.
4. для того, чтобы повысить свой культурный уровень, расширить кругозор
5. для того, чтобы развлечься (игры, музыка, кино и т. д.)
6. для того, чтобы выполнять свою работу
7. по другой причине (напишите, какой)_________________________________________
8. не хотел бы
9. я имею возможность свободно пользоваться Интернетом

8. Оцените свой уровень владения компьютером
1. совсем не умею пользоваться
2. начинающий пользователь
3. пользователь
4. опытный пользователь
5. больше, чем опытный пользователь

9. Используют ли Ваши учителя компьютер в процессе обучения?
Не используют Используют раз в месяц или реже Используют раз в 2 недели Используют раз в неделю Используют несколько раз в неделю
на уроках информатики 1 1 1 1 1
на уроках технологии 2 2 2 2 2
на остальных уроках 3 3 3 3 3

10. Как Вы считаете, нужно ли использовать компьютер на уроках технологии?
1. да
2. нет
3. не знаю

11. Оцените роль использования компьютера на уроке технологии?
1. способствует усвоению учебного материала
2. способствует запоминанию учебного материала
3. увеличивает наглядность
4. повышает мой интерес к предмету
5. дает мне необходимые навыки работы на компьютере
6. отвлекает меня от самого урока
7. позволяет сделать контроль знаний объективным (вне зависимости от отношения учителя)
8. позволяет проверить и оценить свои способности
9. помогает подготавливать домашние задания
10. другое (напишите что)_____________________________________________________
11. затрудняюсь ответить

12. Для чего Вы используете компьютерные технологии в своей учебной деятельности?
1. для подготовки рефератов
2. для создания презентаций
3. для проведения лабораторных работ
4. для выполнения коллективных проектов
5. для проведения экспериментов
6. для других учебных целей (напишите, каких)___________________________________
7. не использую компьютерные технологии в своей учебной деятельности

13. Оцените роль Интернета в Вашей жизни:
(отметьте не более 3 вариантов)
1. помогает общаться с интересными людьми
2. помог мне найти работу
3. помогает повышать мой культурный уровень
4. помогает мне учиться в школе
5. помогает получать дистанционное образование
6. повышает мой престиж среди сверстников
7. помогает мне быть в курсе последних событий
8. открывает широкие возможности для реализации своих способностей
9. другое (напишите, что)______________________________________________________
10. не играет никакой роли

14. В каком классе Вы учитесь?

15. Сколько Вам исполнилось полных лет?

Спасибо за участие в опросе!





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.