Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Связь этнической толерантности старших подростков с особенностями их самоотношения

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 27.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 79. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 2
Глава I. Теоретические представления о феномене толерантности и особенности его становления в подростковом возрасте 4
§1.1. Толерантность как междисциплинарный и психологический феномен 4
§1.2. Толерантность в системе отношений человека 11
§1.2.1. Феноменология отношений 11
§1.2.2. Подходы к изучению толерантности как целостного акта в межличностном общении 14
§1.3. Этническая нетерпимость 22
§1.4. Формирование толерантности в подростковом возрасте 24
§1.4.1. Особенности психического развития в подростковом возрасте 24
§1.4.2. Особенности развития толерантности в подростковом возрасте 31
Глава II. Программа исследования взаимосвязи этнической толерантности с особенностями самоотношения старших подростков 35
§ 2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет и объект исследования 35
§2.2. Методы исследования и математической обработки данных 36
Глава III. Анализ результатов исследования 46
§3.1. Особенности толерантности старших подростков состоящих и не состоящих в неформальной группе (скинхеды) 46
3.2. Изучение особенностей развития самоотношения старших подростков 59
§3.3. Изучение взаимосвязей этнической толерантности и особенностей самоотношения старших подростков. 63
Выводы 68
Заключение 70
Список литературы 72



Введение
В настоящее время проблема толерантности очень актуальна и популярна. Прежде всего, это обусловлено ситуацией в современном обществе, находящемся в состоянии глобальных перемен. Проявление толерантности к другому человеку является важным условием как для функционирования и адаптации человека в современном обществе, так и для выживания и развития самого общества.
Требованиями сложившейся ситуации в современном обществе и недостаточной разработанностью проблемы толерантности в теоретическом и практическом плане обусловлены цель и задачи данного исследования.
Цель: исследовать связь этнической толерантности старших подростков с особенностями их самоотношения.
Задачи:
1. Определить степень социальной дистанции у участников исследования.
2. Сравнить особенности этнической толерантности у подростков входящих в неформальную группу (скинхеды) – группа 1 (экспериментальная) и подростков, не входящих в данную группу (группа 2 - контрольная)
3. Сравнить особенности самоотношения у подростков, входящих в неформальную группу (скинхеды) – группа 1 (экспериментальная) и подростков, не входящих в данную группу (группа 2 - контрольная)
1. Исследовать связь между межэтнической толерантностью и особенностями самоотношения у подростков входящих в неформальную группу (скинхеды) – группа 1 (экспериментальная) и подростков, не входящих в данную группу (группа 2 - контрольная)
Предмет исследования: особенности развития этнической толерантности и самоотношения, их взаимосвязи.
Объект исследования: старшие подростки.
В ходе исследования использовались следующие методы: шкала социальной дистанции (Богардуса); опросник, предложенный А.А. Маслак для диагностики уровня сформированности толерантности у школьников; структурированное интервью; методика исследования самоотношения (МИС – Столина В.В. и Р.С.Пантелеев); Методика «Глобальный дифференциал–Я». Для математической обработки данных использовался статистический Т-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона.
Экспериментальной базой исследования явилась Уральская Государственная Академия Физической Культуры.


Глава I. Теоретические представления о феномене толерантности и особенности его становления в подростковом возрасте

§1.1. Толерантность как междисциплинарный и психологический феномен

«Толерантность» (от лат. tolerantio - терпение) имеет разное значение в разных языках и культурах [6]. Так во французском подчеркивается уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения; в арабском слово преимущественно трактуется как прощение, снисхождение, сострадание и благосклонность, расположенность к другим людям; для персидского характерно вычленение значения готовности примирения с противником, терпимость и выносливость. В русском языке понятия «терпимость», «терпение» представлены совокупностью слов с достаточно большим разнообразием оттенков. В словаре терпеть — «терпливать что выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; крепиться... мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать» [32]. Это слово представлено гнездом понятий: «терпеливо», «терпеливость», «терпеливый», «терпение», «терпеть», «терпится», «терпимо», «терпимость». Слово «терпеть» рассмотрено в трех смыслах, главное для нашего исследования — мириться с наличием, существованием кого-либо или чего-либо. Слово «терпимость» соотносится с понятием «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение».............................


Заключение
В данной работе рассмотрен феномен этнической толерантности, как одного из отношений личности к миру во вне и к «другим». Причем, исходя из теоретических предпосылок концепции отношений В.Н. Мясищева, предполагается, что данный вид отношений является отражением особенностей самоотношения личности. Толерантность по отношению к другим национальностям рассмотрена применительно к старшим подросткам, только формирующим свою личность, идентичность, только складывающим самоотношение, что отражается на процессе выстраивания отношений с окружающим миром.
Были рассмотрены параметры проявления этнической толерантности/интолерантности, по которым была построена диагностическая процедура – структурированное интервью, направленное на диагностику особенностей подобного отношения и его поведенческих проявлений.
В ходе исследования удалось установить, что подростки состоящие в неформальной группе «скинхеды» обладают более низким уровнем этнической толерантности по сравнению с подростками, не состоящими в данной группе. Характеризуя свое отношение к представителям других национальностей первые используют негативные стереотипы, а в противоположность им подростки, не состоящих в группе «скинхеды» используют более общие рассуждения и положительные стереотипы восприятия представителей других национальностей. У представителей второй группы практически отсутствуют интолерантные действия, а у представителей первой группы они представлены в широком диапазоне. Результаты исследования указывают на то, что интолерантное поведение подростков является результатом влияния на подростков враждебно настроенных лидеров, авторитетов, референтных групп.
У подростков не состоящих в неформальной группе «скинхеды» отмечается более низкий уровень внутренней конфликтности, чем у подростков состоящих в данной группе, и более высокий уровень самообвинения. Подростки состоящие в неформальной группе обладают большой степенью внутреннего несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Более высокая степень ощущения собственной значимости для других вероятно, позволяет подросткам не состоящим в неформальной группе «скинхеды» проявлять терпение по отношению к представителям других национальностей. Самоотношение у подростков не состоящих в неформальной группе «скинхеды» выше, чем у подростов состоящих в этой группе. Это может быть объяснено тем, что недостаток ощущения собственной ценности, вероятно приводит к формированию защитной реакции по типу проекции и подростки переносят свои внутренние конфликты на представителей другой национальности.
В ходе исследования были обнаружены взаимосвязи этнической толерантности и самоотношения подростков состоящих и не состоящих в неформальной группе «скинхеды». Так, у подростков состоящих в неформальной группе «скинхеды» уровень толерантности взаимосвязан со степенью открытости (честности по отношению к себе). У подростков не состоящих в неформальной группе «скинхеды» уровень толерантности взаимосвязан с деннотативным компонентом отношения к своему «Я». Таким образом, поставленные задачи были решены и цель достигнута.
Перспективами дальнейшей работы в этом направлении являются четкое прояснение причин формирования толерантного/интолерантного отношения, с целью конструирования методики и процедур психологического сопровождения подростков в процессе становления этих отношений.
Результаты работы могут быть использованы при разработки программ, направленных на формирование толерантного поведения и работе с подростками из неформальных групп.


Список литературы
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.: МОДЭК, 1999. - 224с.
2. Асмолов Г.А. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. - №11/12. - С. 32-35.
3. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений: монография. – Донецк: Изд–во «Сталкер», 1998. – 429 с.
4. Белякова Я.С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.– azps.ru/list/114.html
6. Братченко С. Психологические основания исследования толерантности в образовании.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
7. Вязовец Н. В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. -2003. - №3. – с. 12-19
8. Горностай П. П. Психология отношений (В.Н.Мясищев) // file://localhost/C:/Users/514C~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.109/32889.htm
9. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология.- 2001. - №3. - С. 68-75.
10. Жданова С.Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе // Вестник ЧГПУ сер.8 Начальное образование, 2001. - №2. - С. 38-43.
11. Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
12. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие.- Томск: ТГУ, 1992.- 225 с.
13. Кабрин В.И., Тимонова С.И. Архетипика базовых коммуникативных отношений и проблема толерантности в коммуникоативном мире современного человека // Сибирский психологический журнал. – 2003. - №2. – с.24-35
14. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие): монография. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
15. Кожухарь Г.С. Акмеологический и аксиологический подходы к проблеме толерантности в межличностном общении.– akme31.narod.ru/21.html
16. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
17. Кошарный А.В. Психология интерактивной самостоятельности и ее формирование у подростков. Учеб. пособ. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. – 119 с.
18. Крайг Г. Психология развития: монография. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 922с.
19. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского. и М.Г. Ярошевского. Р.-на.-Дону.1998.
20. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.
21. Либин А.В. Дифференциальная психология.- М.:Смысл,1999.- 305с.
22. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: монография. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
23. Марковская И.М. О декларации принципов толерантности // Психология в меняющемся мире: материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года)/ Отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – C. 75 – 76.
24. Маслак А.А. Измерение латентной переменной «толерантность» // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты. – материалы III Национальной научно–практической конференции: в 3 т.– М., 2006.– Том 1.– С. 263–264
25. Мельникова Н.Н. Структура толерантности как отношения // Психология в меняющемся мире: материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года)/ Отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.– с. 78 – 79.
26. Мельникова Н.Н. Толерантность: уровни, пространства и формы как разные плоскости изучения // Психология в меняющемся мире: Материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года), отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – С. 76 – 78
27. Мутерперель С.В. Влияние этнической идентичности подростков на проявление толерантных установок в области межличностных отношений // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты Материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 265 – 266.
28. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Хрестоматия по психологии. – i–u.ru/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps15.aspx
29. На пути к толерантному сознанию / под ред. Асмолова Г.А. -М., 2000. 375 с.
30. Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности // Прикладная психология и психоанализ.– 2006. – №4. – С. 39–43.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: монграфия. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
32. Оксфордский толковый словарь по психологии: словарь / под ред. А. Ребера. – 2002. – 467 с.
33. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001. – 368 с.
34. Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б. Орлов, А.З. Шапиро.–krugosvet.ru/articles/10/1001072/print.htm.
35. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения: методические указания. – М.: Смысл, 1993.– 32с.
36. Патогенетическая психотерапия Мясищева.– 4todakak.ru/print.php?querry=GET%20/md/mod/tex/views/7405/%20HTTP/1.1.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: монография. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.
38. Психология личности. Хрестоматия. Под ред. Райгородского Д.Я. Том 1. - Самара, 2000. – 448с.
39. Психология личности: словарь–справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. – К.: «Рута», 2001.– 702 с.
40. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под. ред. Б.Д.Корвасарского. СП б. «Питер».-2000.
41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656 с.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529с.
43. Роджерс К. Клиентоориентированная терапия. М.: Релф-бук: Ваклер, 1997. 312 с.
44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
46. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.
47. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2000.
48. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 976 с.
49. Словарь толерантности.– tolerance.ru/p–review–dict.shtml
50. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях: монография.– М.: Изд–во Гуманитарный Центр, 2007. – 276 с.
51. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими Тренинг толерантности для подростков.–tolerance.ru/p–master–spisok.shtml
52. Солдатова Е.Л Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие. – Ростов на/Д.: «Феникс», 2004 – 384 с.
53. Сомова Н.Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 56 – 58.
54. Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов / под ред. Н.А. Батурина.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.– 227с.
55. Фролов Ю. Человек в поисках собственной идентичности // Педология. – 2001. – №9. – С.10–16.
56. Хакимов Э.Р. Психологическое обеспечение подготовки педагогов к этно–толерантно направленному образованию детей и молодежи // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 173 – 174.
57. Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя: автореферат дис… д-ра пед. наук: – Владивосток. – 2007. – 36 с.
58. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 554 с.
59. Щербаков П.М. Практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1990. - 288 с.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под. ред. А.В. Толстых.– М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

Приложение 1
Анкета
Инструкция: Здравствуйте! Мы предлагаем Вам принять участие в нашем исследовании. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся Ваших отношений с другими людьми. Мы гарантируем конфиденциальность, все Ваши ответы будут использоваться только в научных целях.
1. Как Вас зовут? Сколько Вам лет?
2. Знакомо ли Вам понятие «толерантность»? Что оно означает?
3. Как Вы относитесь к своей этнической принадлежности, к культуре своего народа? Что Вы о ней знаете (традиции, искусство, история)? Насколько она важна для Вас?
4. Как Вы относитесь к людям других национальностей (кого уважаете, к кому относитесь плохо)? Почему?

5. Это отношение распространяется на конкретного человека, группу или на всех представителей этой национальности?
6. Как Вы думаете, есть ли у людей определенной национальности общие характерные черты? Какие?
7. Встречали ли Вы конкретного человека этой национальности: обладал он этими чертами или нет? Насколько близкими были ваши отношения?
8. Совершали ли Вы или Ваши друзья следующие действия по отношению к людям других национальностей? Пожалуйста, отметьте соответствующие пункты:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные
• проблемы на ту или иную группу);
• преследования, запугивания, угрозы;
• неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том,
• что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков";
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);
• осквернение религиозных или культурных символов;
• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
• изгнание (официальное или насильственное);
• уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ!!




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.