На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Самосознание младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 27.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки изучения развития самосознания младших школьников 5
1.1 Состояние проблемы развития самосознания младших школьников в психологической теории и практике 5
1.2 Особенности развития самосознания младших школьников 9
1.3 Психолого-педагогические условия развития самосознания младших школьников 11
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития самосознания младших школьников 15
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования 15
2.2 Содержание опытно-экспериментального исследования 15
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 27
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение 40


Введение

Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я».
Формирование самосознания в процессе индивидуального развития проходит определенные стадии, которые чаще всего связывают с возрастными этапами психического и физического развития человека. Каждая стадия в развитии самосознания имеет специфический уровень возможностей познания себя, способностей к самооценке и регуляции деятельности и поведения. При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания: осознание имени, притязание на признание, временное осознавание, половая идентификация, осознание прав и обязанностей.
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Цель исследования: выявить развитие самосознания младших школьников.
Объект исследования: процесс психического развития.
Предмет исследования: развитие самосознания младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие самосознания младших школьников возможно при наличии психолого-педагогических условий.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по развитию самосознания младших школьников;
2. изучить основополагающие понятия темы исследования;
3. определить состояние проблемы развития самосознания в психологичсекой теории и практике;
4. определить особенности развития самосознания у младших щколников;
5. определить и экспериментально проверить развитие самосознания;
6. проанализировать результаты исследований;
7. разработать цчебно-методические рекомендации по развитию самосознания у младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования: концепции и теории, которые рассматриваются для изучения развития самосознания младших школьников.
Методы и методики исследования: метод анализа литературных данных, метод наблюдения, психодиагностический метод (беседа).
База исследования: МОУ №11


Глава I. Теоретические предпосылки изучения развития самосознания младших школьников

1.1 Состояние проблемы развития самосознания младших школьников в психологической теории и практике

Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель начального воспитания вполне соответствовала такому представлению, то в последние годы начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования. Стало очевидно, что она не может оставаться обособленным звеном. Уже в 40-60 годы в работах М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования в начальной школе.
Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опёки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и задающего, "ставящего" правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.[6, c.14]....................



Заключение

Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.
В младшем школьном возрасте начинают формироваться, усложняются и закрепляются такие качества, как произвольность и способность к саморегуляции, рефлексия. Сначала эти качества распространяются только на ситуации, связанные с выполнением учебной деятельности, а затем и на другие сферы деятельности ребенка.Основным психолого-педагогическим условием развития самосознания в этом возрасте являются семейные отношения и отношения со сверстниками.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что в зависимости от типа семьи формируется состояние самосознания ребенка: большинство родителей по отношению к своему ребенку используют неблагоприятные типы воспитания, которые способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я; больше половины детей любят и позитивно относятся лишь к одному из; как показало исследование, именно семейные отношения как основное психолого-педагогическое условие обеспечивают эффективность развития самосознания младших школьников.



Список литературы

1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986г.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968г.
3. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1973г.
4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г., №3, с.43-52
5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., Знание, 1989г.
6. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Варонеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г.
7. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г., №1, с.5-14
8. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989г.
9. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М.: Политиздат. – 1984г.
10. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978г.
11. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985г.
12. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976г.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986г.
14. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы.–М., 2004.–с.139-141
15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998г.
16. Прикладная социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Дергача А.А. – М.: Издательство ИПП; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998г.
17. Прихоэлан А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987г.
18. Психология современного подростка / Под ред. Д.М.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987г.
19. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МПА, 1995г.
20. Ратанова Т.А., Шлехта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: МПСИ: Флинта, 1998г.
21. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. Бахрах, 1999г.
22. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т.Тн.-М.: «Педагогика», 1989г., с.236-249
23. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г., №6, с.14-22
24. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972г.
25. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983г.
26. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997г., №2
27. Фельдштейн Д.М. Психология взросления. М.: МПСИ: Флинта, 1999г.
28. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995г.
29. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М., 1977г.
?


Приложение



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.