На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности студентов вуза

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 30.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ 6
1.1. Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности 6
1.1.1. Понятие коммуникативная компетентность 6
1.1.2. Развития коммуникативной компетентности взрослых людей 12
1.2. Понятие социально-психологического тренинга 14
1.2.1 Современные представления о психологическом тренинге 14
1.2.2. Преимущества групповой формы психологической работы 19
1.2.3. Эффективность тренинга 21
1.2.4. Возможности социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке студентов 23
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование уровня коммуникативной компетентности студентов 26
2.1. Цель, задачи и методы исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.2.1. Уровень коммуникативной компетентности студентов 29
2.2.2. Модель социально-психологического тренинга развития коммуникативной компетентности 40
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения 56


Введение
В настоящее время наблюдается бурный рост количества учебных заведений, выпускающих специалистов, работающих с людьми (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Поэтому актуальными являются вопросы их интеграции в реальную практику. Для практикующего специалиста особенно важны вопросы компетенции: уровень практического освоения навыков работы, а также определение границ собственной компетенции. Оба эти аспекта тесно связаны с понятием коммуникативной компетентности.
Общение это обязательный и необходимый компонент жизни современного человека. В общении человек формируется и изменяется. Это сложный многосторонний процесс, эффективность которого возможна при условии коммуникативной компетентности партнеров по общению. Поэтому при подготовке специалистов, работающих с людьми, необходимо уделять особое внимание развитию коммуникативной компетентности студентов. А для того, чтобы владеть этим инструментом, его сначала нужно познать Особую роль в этом изучении играют специальные программы социально-психологического тренинга.
Тренииг представляет собой групповую форму обучения и подготовки людей различного рода деятельности. Причем эта форма предусматривает активность самих участников тренинга в формировании и освоении практического опыта в профессиональной сфере. Важность тренинга при подготовке специалистов-психологов состоит в том, что помимо собственного переживания явления (приводящего к его глубинному пониманию), соприкосновение с ним дает возможность его практического освоения, а, следовательно, понимания специфики работы с ним в психологической практике и определения границ собственной компетенции.
Поэтому целью данной работы является разработка социально-психологического тренинга, как условия развития коммуникативной компетентности. В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ современных представлений о коммуникативной компетентности и социально-психологическом тренинге как условии ее развития
2. Подбор методов диагностики коммуникативной компетентности студентов
3. Определение уровня коммуникативной компетентности студентов
4. Определение взаимосвязи между отдельными компонентами коммуникативной компетентности
5. Разработка модели социально-психологического тренинга
Объектом исследования являются: студенты Челябинского Государственного Педагогического Университета (всего 63 человека). А в качестве предмета исследования выступают: уровень коммуникативной компетентности студентов и процедура проведения социально-психологического тренинга.
В соответствии с целью, предметом и задачами определен следующий комплекс методов исследования: теоретические (анализ психологической и педагогической литературы; синтез учебно-воспитательной теории и практики высшего образования); эмпирические (констатирующий эксперимент, опросный метод, тесты); методы обработки результатов исследования. Для определения уровня коммуникативной компетентности студентов использовались следующие методики: Определитель типа личности по типологии Майерс-Бриггс; Лист самооценки коммуникативных качеств; Тест В. Ряховского «Измерение общительности»; Методика диагностики негативной коммуникативной установки В.В. Бойко. Для выявления взаимосвязей между отдельными компонентами коммуникативной компетентности использовался корреляционный анализ по Спирмену.
Экспериментальной базой исследования стал Челябинский Государственный Педагогический Университет.
Разработанная в ходе работы модель социально-психологического тренинга коммуникативной компетентности направлена на подготовку специалистов, работающих с детьми и позволяет обеспечить погружение, соприкосновение с изучаемым явлением через опыт собственного переживания. Освоение данной психологической реальности является обязательной для практикующих психологов, педагогов, социальных работников и т.д., так как им обязательно предстоит столкнуться с ней в своей профессиональной деятельности.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1. Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности

1.1.1. Понятие коммуникативная компетентность
Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом [18].
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные [4].
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнерами, это я–ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнеру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [11].
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [21].................................


Заключение
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть ее в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.
Социально – психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.
Групповая работа имеет ряд преимуществ над индивидуальной формой работы, которые приобретают особое значение при формировании коммуникативной компетентности.
Важным вопросом при разработке программы социально-психологического тренинга является проблема его эффективности. Поскольку тренинговая деятельность является вариантом групповой деятельности и ей присущи все феномены группового процесса, а, следовательно, ее эффективность может быть выражена в 2-х составляющих: изменения, происходящие с участниками групп тренинга, которые могут затрагивать все З аспекта личности: когнитивный (познавательный), личностный и поведенческий; удовлетворенность членов группы тренинга участием в ней.
Говоря о тренинге уместно рассуждать не просто о цели и задачах тренинга, его процедурах как способах достижения результата. Стоит говорить о целостной модели тренинга, куда составляющими входят цели, задачи и методические средства их реализации, как предпосылке его эффективности.
Поэтому для того, чтобы обеспечить эффективность социально-психологического тренинга еще на этапе разработки программы необходимо ориентироваться на результаты диагностики коммуникативной компетентности студентов и составить модель тренинга.
Проведенная диагностика позволила установить, что у большинства студентов, принимавших участие в исследовании недостаточно высокий уровень коммуникативной компетентности. Так, 46% студентов, принимавших участие в исследовании отличаются интровертированной направленностью. Среди участников исследования к коммуникативным типам по Майерс-Бриггс относится только 1 человек. 61% участников исследования обладают низким уровнем общительности, а 29% - низким уровнем коммуникабельности. 35% участников исследования не любят «откровенничать» даже с близкими и избегают глубоко личностных тем. Этих студентов отличает личностная закрытость и замкнутость. Согласно результатам исследования выраженную негативную коммуникативную установку имеют 27% участников исследования.
Корреляционный анализ данных позволил выявить значимые взаимосвязи между коммуникабельностью и доверительностью в общении, негативной коммуникативной установкой и доверительностью в общении, общительностью студентов и способом восприятия информации.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной психологической работы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов.
При разработке программы социально-психологического треннинга очень важен этап создания модели, который позволяет не пускать «на самотек» такие сильнодействующие средства воздействия на человека, как групповые процессы и групповое взаимодействие, а использовать их рационально и эффективно. Модель тренинга состоит из: Концепции человека в тренинге; Общих принципов воздействия на участников в группе; Уровня предполагаемых изменений; Методологических и методических способов реализации.
В ходе создания модели тренинга развития коммуникативной компетентности выяснилось, что данный тренинг может ориентироваться на 2 возможных уровня изменений: Личностно-дистанцированный, т.е. направленный на формирование конкретных практически ориентированных навыков общения. Он предполагает в большей степени передачу знаний и анализ ситуаций взаимодействия между другими людьми; Личностный, т.е. направленный на соприкосновение с собственным опытом общения с другими людьми, его анализ и проработка.
Поэтому в ходе работы были разработаны 2 модели тренинга по развитию коммуникативной компетентности, ориентированные на необходимость компенсации пробелов в вузовской подготовке специалистов, работающих с людьми.


Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
2. Березников А. Обратная связь в групповой работе с подростками //Журнал практического психолога.– 1999.– №3.– с. 6-13
3. Бобро Н.В. Создание модели тренинга для подготовки специалистов психологов, на примере разработки тренинга «Психологическая защита личности» / Психология в меняющемся мире: Тезисы докладов студенческой региональной научно-практической конференции, — Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2002, с. 22-24
4. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
5. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии, 1999, №4, с. 52-57
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 2000. -224с.
7. Григорьева М.Н., Парктал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии.– 1988.– №5.– с. 100-107
8. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцев Т.П. Основы конструктивного общения методическое пособие для преподавателей. - Новосибирск: издательство Новосибирского Университета.- М.: Совершенство, 1997, 171с.
9. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с
10. Жуков Ю. М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991
11. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
12. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. - Л.: 1989.- 157с.
13. Исурина Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога.– 1999.– №3.– с.28-38
14. Климов Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России // Вестник МГУ, серия 14, Психология.– 1998.– №3.–с. 3-15
15. Кряхтунов М. Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания учителя // Журнал практического психолога.– 1998.– №4.– с.76-84
16. Макшанов С. Принципы психологического тренинга // Журнал практического психолога.– 1999.– №3.– с. 38-46
17. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство «Совершенство», 1998.-208с.
18. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
19. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: 1987.- 297с.
20. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Маждународная педагогическая академия, 1995.-412с.
21. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Издательство МГУ, 1989.- 215с.
22. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. - М.: Издательство МГУ, 1982. — 1 68с.
23. Пятинин А.Э. Психолог - теоретиризирующий практик или практикующий теоретик //Журнал практического психолога, 1999, №4, с.5-12
24. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.
25. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.:Прогресс, 1990.- 220с.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Изд. “Феникс”, 1995.-736с.
27. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Использование социально-психологического тренинга в профессиональной подготовке учителя иностранного языка // Вопросы психологии.– 1987.– №2.– с.80-87
28. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов под редакцией Кутасовой Т.- М.: Международная педагогическая академия,1994.-222с.
29. Целикова В.В. Создание модели социально-психологического тренинга как предпосылка его эффективности // Психокоррекция и психотерапия, 1996.– №4.– с. 54-60
30. Чистякова М.И. Психогимнастика .М.: Просвещение: Владос, 1995.-160с.

Приложение 1
Принципы психологического тренинга
............................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.