На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Социальная работа по коррекции детско-родительских отношений в семье

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.01.2012. Сдан: 2009. Страниц: 108. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции детско-родительских отношений в семье 5
1.1. Понятие, виды и критерии детско-родительских отношений 5
1.2. Правовое регулирование семейных отношений в РФ 21
Глава 2. Организация деятельности социального работника в помощи семье и детям 33
2.1. Деятельность центра социального обслуживания семьи и детей по решению проблем детского и семейного неблагополучия (на примере Социально-реабилитационного центра несовершеннолетних «Чайка») 33
2.2. Методы социальной коррекции детско-родительских отношений 50
Заключение 69
Список литературы 73
Приложение 79


Введение

Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [36, c.118]. В современных психологических исследованиях крайне редко анализируются проблемы семей, в которых родился ребенок с особенностями психофизического развития. Существуют исследования психических особенностей разных категорий таких детей, различные подходы к оказанию психологической помощи самим детям, хотя родители нуждаются в не менее пристальном внимании со стороны психологов и других специалистов.
В настоящее время существуют противоречия между требованиями общества к семье и недостаточной разработкой взносов детско-родительских отношений в семье.
В настоящее время можно обозначить проблему исследования следующим образом: Каким образом наладить помощь семье и детям средствами социальной работы?
Объект исследования – коррекция детско-родительских отношений в семье.
Предмет исследования – социальная работа по коррекции детско-родительских отношений в центре «Чайка».
Цель исследования – разработать методики социальной коррекции детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования: социальная работа по коррекции детско-родительских отношений в семье будет успешна при следующих условиях:
1. использование продуктивных методик регулирования детско-родительских отношений;
2. разработка наиболее актуальных форм социальной работы в сфере социальной защиты семьи и детства.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия, виды и критерии детско-родительских отношений.
2. Описать деятельность центра социального обслуживания семьи и детей по решению проблем детского и семейного неблагополучия.
3. Дать характеристику методам социальной коррекции детско-родительских отношений.
Структурно работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе «Теоретические аспекты коррекции детско-родительских отношений в семье» освещены теоретические аспекты коррекции детско-родительских отношений в семье.
Вторая глава «Организация деятельности социального работника в помощи семье и детям» посвящена практической деятельности социального работника в направлении помощи семье и детям.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические и психодиагностические методы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Базой нашего исследования был социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Чайка».
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции детско-родительских отношений в семье
1.1. Понятие, виды и критерии детско-родительских отношений

Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Подчёркивая решающую роль отношений с близким взрослым для развития ребёнка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер). Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В.Бардин, Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман), однако, исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А.Гусева, В.К.Лосева, А.И.Луньков). Основным механизмом адаптации человека к изменившимся социальным условиям является его совладание с новыми трудными ситуациями, которые требуют от человека особых усилий и заставляют его проявить, обнаружить незаметные в обычных условиях качества. Психологическое совладание взрослых и детей в трудных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность их социально-психологической адаптации к изменившимся условиям жизни.........................

Заключение

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Детско-родительские отношения остаются неизменно острой темой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
Отношения между родителями и детьми исследовали психологи из различных школ и направлений.
На основе анализа отечественной теории отношений, представителями которой являются Л.И.Божович, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, понятие "детско-родительские отношения" определяется как процесс и результат индивидуального отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность родителей и детей в их совместной деятельности. В отечественной и зарубежной литературе рассматривается вопрос гармоничных отношений.
Детско-родительские отношения играют огромное значение в трудных жизненных ситуациях.
Коррекционная работа детско-родительских отношений ведется по следующим направлениям: 1. профилактика стрессовых состояний, содействие процессу личностного роста и самоопределения подростков; 2. коррекция стилей деструктивного поведения родителей; 3. психолого-педагогическое сопровождение семьи и отдельной личности в период жизненных кризисов.
В последние годы особое внимание в Свердловской области уделялось развитию сети и повышению эффективности деятельности учреждений социальною обслуживания семьи и детей, предназначенных для временного содержания и дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактики семейного неблагополучия.
Основными направлениями деятельности социально-реабилитационного центра «Чайка» являются:
1. Выявление неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорных и безнадзорных детей, социальный патронаж семей с асоциальным поведением родителей и детей, оказание психологической, педагогической, юридической и других видов социальной помощи детям, подросткам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Разработка, апробация и внедрение целевых проектов и новых социальных технологий по комплексному обслуживанию семьи, женщин и детей, нуждающихся в социальной поддержке государства.
3.Организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области, организация семинаров, практикумов, конференций и других форм повышения профессиональной компетентности кадров.
Социально-реабилитационный центр тесно взаимодействуя с педагогами и старшими воспитателями, психолог разносторонне изучает интересы и потребности семьи, проблемы в семейном воспитании и детско-родительских отношениях, систематизируя тем самым опыт семейного воспитания.
Анализ взаимодействия педагогов с родителями в социально-реабилитационного центра для несовершенолетних "Чайка" показал, что наряду с положительными сторонами: обеспечением индивидуального подхода, установлением партнерских отношений (70%); пониманием педагогических заблуждений и ошибок родителей (66,2%); учетом условий воспитания в каждой семье (79,4%). Имеются и недостатки: слабое владение навыками планирования и самоанализа взаимодействия с родителями (50%); недостаточная гибкость в конфликтных, затруднительных ситуациях общения с родителями (48,5%); недостаточное владение способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь ее в обсуждение (44,1%).
Также проанализировав на основе наблюдений (проведения занятий, выступлений на педсоветах и т.д.), индивидуальных бесед с педагогом, на которых обсуждаются и вопросы, направленные на оценку им собственной деятельности, осознание своих «сильных» и «слабых» сторон, отношений с окружающими, стремления к самосовершенствованию, мы пришли к выводу о том, что необходимо систематически повышать уровень знаний и умений воспитателей в области сотрудничества с семьей. Наиболее оптимальной формой этой работы являются практические занятия с использованием активных приемов взаимодействия.
Результаты проведенной работы позволяют нам сделать следующие выводы.
1) Сравнительный анализ взаимодействия с родителями, осуществленный в 2004/2005 учебном году, показал, что возможность участвовать в жизни дошкольного учреждения привлекает большее количество родителей (10%), возрос уровень доверия к специалистам, стремятся к индивидуальным консультациям с психологом 29%.
Формы взаимодействия стали более интересными и разнообразными, что помогло нам включить родителей в жизнь детского сада.
Родители стали более откровенно отвечать на вопросы анкетирования. Большинство из них чувствует себя уверенно в вопросах воспитания ребенка.
Многие мамы и папы с интересом апробируют новые формы сотрудничества: написание сочинений (24%), оформление семейных альбомов (72%). Их привлекает подобная форма взаимодействия, гак как тематика встреч определяется именно ими.
Организация родительских собраний с использованием нетрадиционных приемов общения с аудиторией позволила привлечь к взаимодействию гораздо большее количество родителей (56%).
В 2006 г. увеличилась частота проведения заседаний родительских клубов (пять встреч) и их эффективность (содержание подразумевает решение определенной возрастной проблемы).
Повысился интерес к участию в родительских клубах (от 20 до 36%); родители, причем не только молодые, охотно делятся опытом, анализируют «сильные» и «слабые» стороны своего поведения.
Психологу удалось встретиться с большим количеством родителей воспитанников групп раннего возраста (82%).
2) Развитие коммуникативных навыков в общении с родителями способствовало установлению более доверительных отношений с воспитателем (72% родителей доверяют педагогам).
Воспитатели стали более гибкими в конфликтных ситуациях общения с родителями (60,3%), а те, в свою очередь, начали меньше обращаться к администрации с нерешенными межличностными проблемами в общении с педагогами.
Из анализа взаимодействия воспитателей с родителями видно, что педагоги в достаточной степени владеют методами изучения семьи (70,6%), что позволяет учитывать семейные условия каждого ребенка (88,2%), личностные и возрастные особенности родителей.
3) Анализ детских работ помогает родителям увидеть глазами ребенка особенности взаимоотношений в семье, направить свое внимание на создание благоприятной атмосферы воспитания. А это самая главная цель нашей работы.
Перспективы же дальнейшей деятельности таковы:
1) продолжение организации эффективного взаимодействия работников детского сада и семьи;
2) расширение форм сотрудничества с родителями: совместный досуг, развлечения, кружки;
3) повышение педагогической культуры молодой семьи по вопросам родительско-детских и супружеских отношений.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1990.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1985.
3. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. – М., 1982.
5. Антонов А.И. Кризис семьи и пути его преодоления. М.,1990 с.45-47.
6. Араканцева Гендерные аспекты детско-родительских отношений. Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2006.
7. Басов М. Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми до школьного возраста. – М., 1924.
8. Беличева С.А. Социально-психологическая адаптация подростков. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2000.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
10. Блюм Г. Психоаналитическая теории личности. – М., 1996.
11. Богатырева Т.Л. Ребенок среди взрослых. Как стать творцом в понимании, любви и воспитании детей. – Н. Новгород, 1995.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999.
14. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – М., 1984.
15. Варга А.Я.. Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.
16. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики.- Мн.: ООО «Асар», 2003. -288с.
17. Ветер Л.А., Агаева Е.Л. и др. Психолог в детском саду. – М.: ИНТОР, 1995.
18. Винникот Д. В. Разговор с родителями – М., 1995.
19. Виноградова Н.Ф., Загик Л.В. и дp. Детский сади семья. – М.: Просвещение, 1986.
20. Воспитатели и родители: Из опыта работы/Сост.: Л.В. Загик, В.М. Иванова. – М.: Просвещение, 1985.
21. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966, № 6.
22. Гиппенрептер Ю.Б. Общаться с ребенком: как? – М.: ЧЕГО, 2001.
23. Диалоги о воспитании/Под ред. В.Н. Столетова. – М.: Прогресс, 1986.
24. Дошкольное воспитание. 2000. №1,3; 2002. N° 4, 9, 10.
25. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс. 2001.
26. Дубова В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1995.
27. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М., 1990.
28. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. Т.1.
29. Захаров А.И, Предупреждение отклонений в повелении ребенка. – СПб.: Союз. 1997.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
31. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.
32. Захаров А.И. Ребенок до рождения. – СПб., 1998.
33. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей.- СПб., 2000.
34. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – Оренбург, 1999
35. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.
36. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.- М.: Гардарики, 2004.
37. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2001.
38. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.: ТЦ-Сфера» 2000.
39. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. – М.: Академия, 1999.
40. Леонтьев А.И. Проблемы развития психики. – М., 1972.
41. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.
42. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.
43. Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1998.
44. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. Игры и упражнения для взрослых. – Чебоксары: КЛИО, 1996.
45. Лютоеа Е.К., Монина Г.И. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000.
46. Марцинковская П.Д Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1997.
47. Мастюкова Е.М., А.Г.Москвина. Они ждут нашей помощи. – М., 1991.
48. Миллер С. Психология игры. – СПб., 1999.
49. Мухина B.C. Возрастная психология. – М., 1998.
50. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. – М., 1981.
51. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.
52. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.
53. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 1997.
54. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов н/Д, 1996.
55. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
56. Пархомович В.Б. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии. // Дэфекталогiя, №5, 2003.
57. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Воспитателю о личностном общении. – М.: Новая школа, 1992.
58. Популярная психология для родителей/Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Флинта, МПСИ, 1998.
59. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации
60. Практикум по дошкольной психологии//. С. Красницкая, Б.Р. Ненашева, Л.А, Ненашев. – М.: Академия, 1998.
61. Психологическое содержание Я-концепции родителя: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Ю.П. Поваренков. – Омск- 2004. – 183 с.
62. Пухова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте: Автореф. ...канд. дис. – М., 2000.
63. Пухова Т.В. Родительские роли в режиссерской игре дошкольника // Психолог в детском саду. 1999. № 1.
64. Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
65. Седова Н.Н. Вместе с семьей. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
66. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989.
67. Семья глазами психолога; Сборник методик. – М., 1995.
68. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Владос, 2001. – 96 с.;
69. Сливаковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.
70. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.
71. Спиваковская А.С Родители. – М., 1985.
72. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1986.
73. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. – М., 1980.
74. Спиваковская А.С. Обоснование психической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. – М., 1981.
75. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. – Екатеринбург, 1998.
76. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4.
77. Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. – М.: Просвещение, 1977.
78. Урунтаева А. Г. Дошкольная психология. – М., 1996.
79. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, 1996.
80. Усова А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1996.
81. Фрейд 3. Введение в психоанализ. – М., 1987.
82. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. – М., 1991.
83. Фромм Э. Душа человека. – М., 1998.
84. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. – М., 1990.
85. Фурманов И.А., Аяадьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.– Ми.: Тесей, 1999.
86. Фюр Г. «Запрещённое» горе. - Мн.: «Минсктиппроект», 2003. - 64с.
87. Хасанов А.Е. Тесты для родителей. – Мн.: Харвест, 1999.
88. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.
89. Чиркова Т.Я, Зимина И.А. Проблемы в повелении ребенка раннего возраста: консультации психолога. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.
90. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуация в ролевых играх. – М., 1991.
91. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978
92. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании //Психологическая наука и образование. – 2003. – №1.
93. Шелихоеа Н.И. Техника педагогического общения. – М.-Воронеж, 1998.
94. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – Спб.: «Дидактика Плюс», 2002.- 496с.
95. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512(696) с.
96. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. – М., 1996.
97. Эйдемиллер Э.Г., Юстиукис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
98. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995.
99. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
100. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: Пер. с англ. – М., 1996.
101. Эриксон Э. Детство и общество. – М.,1995.

Приложение
Программа коррекции детско-родительских отношений

Нормализация детско-родительских отношений имеет для профилактики детской наркомании первостепенное значение.
Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.
Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки......................



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.