На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Право собственности на землю в РФ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 30.01.2012. Сдан: 2011. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


Введение 3
Глава 1. Понятие и правовая природа права собственности на землю 7
1.1. Собственность как экономическая и правовая категория 7
1.2. Правовые основы права собственности на землю. Соотношение норм гражданского и земельного права 16
1.3. Формы собственности на землю 26
Глава 2. Содержание права собственности на землю 36
2.1. Субъекты права собственности на землю: виды, правовой статус 36
2.2. Объект права собственности на землю 39
2.3. Права и обязанности собственников земельных участков 48
Глава 3. Возникновение и прекращение права собственности землю: проблемы правоприменительной практики 61
3.1. Основания и порядок возникновения права собственности землю 61
3.2. Способы и основания прекращения права собственности на землю 69
3.3. Споры, связанные с переоформлением прав на земельные участки и с возмещением убытков собственникам земли. Установление сервитута 74
Заключение 81
Список литературы 88
Приложения


Введение

Актуальность темы дипломного исследования обосновывается тем, что земельные отношения в жизни современного российского общест-ва занимают особо заметное место.
Отношение к собственности на землю, на первый взгляд кажется, старо, как мир, и в этой проблеме нет не опробованных практикой и теоретически не обобщенных положений. Однако сейчас, в связи с получающей все большее признание философией мондиализма (развитие тенденций формирования единого центра управления цивилизацией на Земле, с учетом ее неразрывного взаимодействия с экологическими процессами), стали проявляться новые качества этой старой проблемы. Они позволяют обоснованно считать, что в проблеме собственности лежат истоки не двух путей развития цивилизации, а трех. Причем направление их не параллельное и не взаимно исключающее, а являющееся продолжением одного другим, закономерно сменяющееся во времени по мере накопления знаний, опыта промышленного и индустриального освоения земного пространства и истощения земных ресурсов.
В настоящее время просматривается хорошо выраженная тенденция глобального расширения собственности на землю.
Право собственности на землю – одно из центральных правовых понятий и один из основных экономико-юридических институтов в обществе.
Для России изучение этой проблемы приобретает сегодня особо важное значение.
В стране идет основательный пересмотр представлений о праве собственности на землю, ее субъектах, формах реализации и защиты.
Окружающая природная среда состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, главным из которых является земля. Термин «земля» многогранен. Он может обозначать земной шар, нашу планету как космический объект и часть мирового пространства. В этом смысле Земля выступает объектом международного космического права. Земля может рассматриваться как среда обитания человека, включающая земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права. Наконец, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права, когда под ней понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая почвенным слоем или территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что земля занимает ключевые позиции среди всех других компонентов природы и характеризуется присущими только ей уникальными свойствами:
1. Земля - основа жизни человека, источник удовлетворения его первостепенных нужд, важнейшее условие существования и воспроизводства постоянно сменяющих друг друга человеческих поколений.
2. В экологическом аспекте земля является главным звеном всех наземных биоценозов и биосферы планеты в целом. Земля служит питатель-ной средой для растительного и животного мира, сохраняет воду и очищает ее естественным путем.
3. Экономическую функцию земля выполняет как средство производства и как пространственный операционный базис. Как средство производства земля не может быть заменена другим, ибо недвижимое, строго локализованное средство производства и может быть использовано только в данном месте. В социальном отношении земля выступает как объект собственности.
В ст. 67 Конституции РФ сказано, что территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние волы и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация также осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
4. Земля является источником красоты и богатства природы, имеет большое значение для поддержания здоровья людей, организации их отдыха. В этом проявляется ее культурно-оздоровительная функция как важнейшего объекта экологических отношений .
Целью дипломной работы является на основе исследования теоретических работ, законодательства и практики, выявить имеющиеся проблемы и сформулировать определенные направления на совершенствование института право собственности на землю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и правовую природу права собственности на землю.
2. Рассмотреть особенности содержание права собственности на землю.
3. Исследовать основания приобретения и прекращения права собственности на землю.
Объект исследования - правовые отношения, возникающие между участниками института права собственности на землю.
Предмет исследования – право собственности на землю в РФ.
В процессе исследования использовались следующие методы: исторический, сравнительный, формально-юридический.
Теоретическая база работы сформировалась в результате изучения: нормативно-правовых источников и комментариев к ним, учебных пособий по курсу «Земельное право», а также монографий и научных публикаций.
При написании практической части дипломной работы была использована судебная практика Верховного суда РФ, опубликованная в Бюллетене Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, опубликованная в Бюллетене Высшего Арбитражного суда РФ.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет проведения научного исследования.
В первой главе рассмотрено понятие и правовая природа права собственности на землю
Во второй главе раскрыты особенности содержания права собственности на землю.
В третьей главе исследованы основания возникновение и прекращение права собственности землю. Выявление проблемы правоприменительной практики.
В заключении сформулированы выводы и предложения по совершенствованию законодательства.


Глава 1. Понятие и правовая природа права собственности на землю

1.1. Собственность как экономическая и правовая категория

Институт собственности является объектом нормативно-правового регулирования различных отраслей права. Однако содержанием настоящего исследования является лишь государственно-правовая характеристика данного института.
В России термины «собственность» и «право собственности» появились лишь в XVIII в.
На стадию перехода от феодализма к капитализму (иначе говоря — к современному машинному производству) приходится расцвет формально-правового подхода к закреплению права собственности. Он знаменовал собой отказ от теории разделённой собственности и сосредоточение на закреплении формальных правомочий законного собственника. Образцом такого подхода является Свод законов, Российской империи, дававший одно из наиболее развёрнутых для того времени определений права собственности: «Кто, быв первым приобретателем имущества, по законному укреплению его в частную принадлежность, получил власть, в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным вечно и потомственно, доколе не передаст сей власти другому, или кому власть сия от первого приобретателя дошла непосредственно или через последующие передачи и укрепления: тот имеет на сие имущество право собственности» . Отметим появление в данном определении нового термина «власть», характеризующего содержание правомочий собственника. Один из составителей Свода — М.М. Сперанский пошёл дальше, определяя содержание права собственности как «власть владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом».
Из сказанного можно сделать вывод, что государственно-правовое содержание института собственности в современном обществе опреде-ляется исторически конкретным типом экономической системы страны, закреплённым её Основным законом.............................


Заключение

В заключение исследования на основе теоретических работ. законодательства и материалов практики подведем обобщающие выводы:
1) Институт собственности является объектом нормативно-правового регулирования различных отраслей права. Особая связь у земельного права с гражданским, эта связь предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Фундамент этих отношений зиждется на вещных правах на землю (прежде всего праве собственности), их общность по своему характеру является имущественной, ибо именно здесь сильнее всего проявляется соприкосновение земельного права и гражданского. Таким образом, из анализа норм гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о трех возможных типах соотношения между нормами данных отраслей законодательства.
Первый тип касается установления в земельном законодательстве публично-правовых ограничений оборота земельных участков (ст.27 ЗК) Такие ограничения, связанные с необходимостью обеспечения рационального использования и охраны земель, изымают из сферы регулирования гражданского законодательства некоторые группы отношений. Поэтому ограничительные нормы ст.27 ЗК относятся в соответствии с п.1 статьи 3 ЗК к земельному законодательству. Следовательно, эти нормы имеют безусловный приоритет над нормами гражданского законодательства.
Второй тип соотношения определяется наличием в гражданском и земельном законодательстве норм, по-разному регулирующих одни и те же отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками и совершению с ними сделок. В данном случае можно с уверенностью говорить о приоритете в регулировании таких отношений норм гражданского законодательства в силу абз.2 п.2 ст.3 ГК, устанавливающего необходимость соответствия норм гражданского права, содержащихся в других законах, ГК.
Третий тип соотношения является наиболее сложным для оценки, поскольку связан с наличием в ЗК специального регулирования вопросов, касающихся владения, пользования, распоряжения земельными участками и совершения сделок с ними, при отсутствии в ГК подобного регулирования или ссылок на него. При этом такое специальное регулирование противоречит общим нормам гражданского законодательства, регулирующим соответствующие отношения.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что земельное законодательство, исходя из целей своего предмета регулирования, может устанавливать лишь ограничения оборота земельных участков, в то время как их оборот осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
2) Понятие собственность на землю применяется в экономическом и юридическом аспектах. Как экономическая категория собственность на землю выступает в определенной форме, содержание которой определяется в зависимости от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития материальных производительных сил. В качестве юридической категории собственность на землю представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по их владению, пользованию и распоряжению.
Право собственности на землю можно рассматривать не только как правовой институт собственности, но и как субъективное право в виде совокупности правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности.
3) В зависимости от формы собственности на землю субъектами права земельной собственности являются граждане, юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданст-ва, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные районы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления (дума, муниципальный комитет).
4) Возникновение права собственности на землю может быть осуществлено административно- правовым и гражданско-правовым способом. Прекращение права собственности на землю может быть вследствие: прекращение по объективным основаниям, из-за нарушений условий использования земель, из-за нарушений земельного законодательства.
В процессе исследования были выявлены следующие проблемы правового регулирования права собственного на землю.
На практике возникает не малое количество споров по вопросам права собственности на землю, что свидетельствует о дальнейшем совершенствовании законодательства и приведении судебной практики с нормами закона. Рассмотрим некоторые из них:
- большинство земельных споров составляют споры о возникновении прав на землю;
- основные нарушения законодательства происходят по следующим направлениям: нецелевое использование земель (приоритет с/х землям), невыполнение обязанностей по охране почв, нарушение экологических требований;
- огромное количество споров возникает при разграничении собственности на землю.
Так, практика применения Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" показала, что в ходе разграничения государственной собственности на землю излишняя централизация управления земельными ресурсами закрепляется за федеральным центром. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления фактически устранены от управления землей.
Такая ситуация стала возможной потому, что Земельным кодексом Российской Федерации не определены четкие критерии для разграничения государственной собственности на землю, а Федеральным законом земля рассматривается исключительно как объект недвижимого имущества (без учета всех ее других свойств в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом разграничение государственной собственности предусмотрено провести в основном по нормам, аналогичным приватизационным.
Работу по совершенствованию законодательства в вопросах права собственности на землю, целесообразно провести по следующим направ-лениям:
- суть предложений, относящихся к статьям 3, 4, 5 Федерального закона «"О разграничении государственной собственности на землю"», заключается в том, что параметры разграничения земельной собственности должны соответствовать статьям 71, 72 Конституции Российской Федерации и учитывать многофункциональные свойства земли (статья 9 Конституции Российской Федерации, статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Эти принципы должны быть приоритетными, а не нормы, которые в настоящее время применяются при разграничении государственной собственности на землю.
Предлагаемые поправки к статьям 3, 4, 5, 6 Федерального закона предусматривают, что:
1. Земли запаса, лесного и водного фондов находятся в государственной собственности (останутся неразграниченными). Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение ими на принципах совместного ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Земельные участки к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований относятся на основании актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции и на основе земельно-кадастровой документации.
3. Разграничение государственной собственности на землю (составление, согласование, утверждение перечней земельных участков по видам собственности) осуществляется по каждому муниципальному образованию (его части - городу, населенному пункту, кварталу в городе) одновременно.
На основании изложенного предлагаем пересмотреть редакцию статей 3, 4, 5, 6 для более полного учета интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при разграничении государственной собственности на землю, а также приостановить (отменить) действие Правил до решения указанных вопросов.
Статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности
В перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, включаются земельные участки:
занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом и путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны, безопасности, оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы Российской Федерации;
предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям Российской Федерации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.".
Статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности
В перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, включаются:
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земли фонда перераспределения земель;
все другие земли на территории субъекта Российской Федерации вне границ городов и других населенных пунктов (земель поселений), за исключением земель, находящихся в федеральной собственности согласно статье 3 настоящего Федерального закона, земель лесного и водного фондов, земель запаса, а также земель, находящихся в собственности муниципальных образований согласно статье 5 настоящего Федерального закона.".
Статью 5 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности
В перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, включаются:
все земли в границах городов и других населенных пунктов (земель поселений), за исключением земель, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Федерального закона;
земельные участки вне границ городов и других населенных пунктов (земель поселений), предоставленные предприятиям и учреждениям, созданным органами местного самоуправления, а также земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, предоставленные гражданам.".
Последнее предложение второго абзаца статьи 6 изложить в следующей редакции:
"Подготовка и согласование указанных перечней с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления производятся одновременно по каждому муниципальному образованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
Таким образом, предложенные изменения позволят устранить указанное выше противоречие между двумя федеральными законами, тем самым, предотвратив возможные споры.


Список литературы

Нормативно-правовые источники:
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 26 марта 2003 г.)
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.)
5. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
6. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 30 Ст. 3060
7. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 30 декабря 2004 г.)
9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями от 30 декабря 2004 г.)
10. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изм. от 21 декабря 2004 г.)
11. Федеральный закон от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"
12. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, от 20 марта 1995 г., N 12, Ст. 1024
13. Закон Российской Федерации "О недрах" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Российская газета от 5 мая 1992 г., N 102
14. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г., N 1
15. Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями от 29 ноября 2004 г.)
16. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изм. от 21 марта 2002 г.)
17. Указ Президента Российской Федерации «О федеральных природных ресурсах» от 16 декабря 1993 г. № 2144.
Литературные источники:
18. Андреев В.К. Право собственности в России. – М., 2002
19. Андреев Ю. Рассмотрение земельных споров // Хозяйство и право. - 1997. - № 8-9
20. Боголюбов С.А. Земельное право. – М., ТК «Велби», 2003.-400с.
21. Габбасов Р.Г., Голубева Н.В. О Земельном кодексе Российской Федерации // Налоговый вестник. - 2002 . - № 3-5
22. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2004
23. Дикусар В. М. Разрешение земельных споров по законодательству РФ // Государство и право. – 1996. - № 10
24. Ерофеев Б.В. Земельное право России. - М., 2004
25. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М., Юрист, 2003
26. Иконницкая И.А. О частной собственности на землю по российскому законодательству // Советское государство и право. – 1991. - № 6
27. Жариков Ю.Г., Уклюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право.- М., Юрайт., 2003
28. Жариков Ю. Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. – 1996. - № 2
29. Калинин Н.И. Право собственности и иные права на землю // Законодательство. 1997. № 1
30. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Крассов О.И. – М., Юристъ, 2002
31. Комментарий к Земельному кодексу. / Под ред. М.В. Бархатов М.: Юрайт-Издат, 2002.
32. Комментарий к земельному законодательству РФ / Отв. ред. Г.П.Ивлиев. – М.: Юрайт, 2004
33. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая / Под ред. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина. - М., 2003
34. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова. - М.: Юридическая фирма Контракт; Инфра - М, 1998
35. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации – М., Юристъ, 2002
36. Казанцев В. Виды прав граждан на землю по российскому законодательству. // Хозяйство и право. – 1997. - № 6
37. Крассов О.И. Перспективы развития законодательства о частной собственности на землю // Государство и право. – 1994. - № 5
38. Краснова И.О. Земельное право. – М., 2003
39. Крассов О.И. Земельное право. – М., 2004
40. Лукичев М.П. Право собственности в РФ. – СПб., 1996
41. Можароский М., Попов М. Прекращение права собственности на землю// эж-ЮРИСТ. - 2003.- № 38
42. Поздняков А.В. О праве собственности на природные ресурсы // Право и жизнь. - 2002.- №5
43. Романов В. Споры, возникающие из земельных отношений // Российская юстиция. – 1994. - № 8
44. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. – М., 2000
45. Хаустов Ю.И. Собственности и экономические интересы. – Воронеж, 2000
46. Щенникова Л.В. Вещное право. – Пермь, 2001.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.