Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Манипулирование в телевизионной рекламе

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.02.2012. Страниц: 77. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение……………………………………………................................... 3
1. Теоретические аспекты манипулирования психикой и сознанием человека
1.1. Понятие и признаки манипулирования психикой человека……….. 7
1.2. Манипулирование как социально-психологическая проблема…….11
1.3. Механизмы манипулирования сознанием масс и типами поведения в рекламной практике………………………………………………………………. 18
2. Практические аспекты манипулирования психикой и сознанием человека
2.1. Анализ психовоздействия рекламы на адресата …………………...52
2.2. Создание телевизионных роликов и обоснование применяемых психотехник……………………………………………………………………….. 54
2.3. Анализ применения манипулятивных технологий в рекламе на 1 канале………………………………………………………………………………. 64
2.4. Анализ применения манипулятивных технологий в рекламе на канале Ren-tv….………………………………………………………………….....69
Заключение……………………………………………………………….. 73
Список литературы …………………………………….………………...75


Введение
Актуальность. Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в 20 веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.
Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.
В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций личностью, человеком, его сознанием и поведением, как на теоретическом, так и прикладном уровне. Философский анализ современного состояния проблемы манипуляций личностью и их особенностей в советский период развития российского общества проведен в диссертационном исследовании и работах Ю.А.Ермакова. Современный психологический анализ состояния проблемы межличностных манипуляций проведен в работах Е.Л.Доценко1.
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что в современной телевизионной рекламе активно используются манипулятивные технологии, то есть разновидности скрытого речевого воздействия, направленного на достижение собственных целей субъекта воздействия, которые не совпадают с намерениями или противоречат желаниям и интересам объекта воздействия, при этом осуществляется неосознаваемый со
стороны объекта контроль над его сознанием с помощью искаженной, необъективной подачи информации, зафиксированной в послании.
____________________
1Грачев Г., Мельник И. «Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия». М.: Алгоритм, 2002.

Актуальность данной дипломной работы определяется необходимостью выявления тех параметров, которые позволяют выделить в рекламном послании речевые и языковые средства, свидетельствующие об осуществлении в нем манипулятивного воздействия2.
Степень разработанности. Основой для разработки темы исследования явились работы отечественных и зарубежных психологов, политологов:
1) С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», в своей работе автор рассматривает формы и методы манипуляции сознанием, подробно описываются предпосылки манипуляции и мифы общественного сознания, воздействующие на восприятие реальности индивидами3.
2) Е.Л. Доценко «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита», в данной работе рассматривается анализ проблем межличностной манипуляции: условия, технологии, процессы и механизмы, распознавание манипулятивного воздействия и методы защиты от него, принципы обучения методам защиты и противостояния4.
3) Л.И. Рюмшина «Манипулятивные приемы в рекламе», в данной работе описывается множество реклам и поднимаются сложные дискуссионные вопросы о границах эффективного воздействия рекламы и манипулирования общественным сознанием, возможности и необходимости использования манипулятивных приемов в рекламе, конструировании социальной реальности под влиянием СМИ и информационно психологической безопасности населения. Манипуляции рассматриваются как переходный период к цивилизованным отношениям между производителями - рекламными агентствами - и потребителями рекламы.
Поэтому особое внимание обращается на отношение общества и всех его субъектов к данной проблеме5.
4) С.А. Зелинский «Манипулирование личностью и массами», в данной
____________________
2 ref2.all-5.ru/ck12/18396.html
3 ru.wikipedia.org/wiki/
4 rech.spb.ru/shop/book/178
5 sovetnik.ru/prbooks/view/?id=707&view=book
книге автором подробно рассматриваются технологии власти, используемые для работы с подсознанием как отдельного человека, так и групп людей. Также автором раскрываются и описываются механизмы, методы и приемы психологического воздействия на психику индивида6.
5) А.Н. Лебедев-Любимов «Психология рекламы», в этой книге рассказывается о механизмах воздействия рекламы на человека и о степени их эффективности7.
6) Г. Грачев, И. Мельник «Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия», в данной работе комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми выделяется как скрытое психологическое принуждение личности. Авторами раскрываются содержание и структура информационно-психологического воздействия, описываются его конкретные формы, методы и технологии8.
7) Г. Шиллер «Манипуляторы сознанием».
Не смотря на то, что работ посвященных проблемам манипулирования достаточно много, у них есть значительный недостаток в том, что представленные в них манипулятивные приемы скорее более
подходят для воздействия в межличностных отношениях, нежели их
применения в СМИ.
Объект исследования: Рекламная деятельность на телевидении.
Предмет исследования: Технологии манипулятивного воздействия,
___________________
5 sovetnik.ru/prbooks/view/?id=707&view=book
6 ozon.ru/context/detail/id/4260891/
7 treners.ru/books/?books=cat_id3
8 koob.ru/grachev_melnik/manipulirovanie
используемые в телерекламе.
Гипотеза: Более подвержены манипулятивному воздействию дети и люди пенсионного возраста.
Целью данной работы является изучение манипулятивных технологий, а также анализ их использования в современной телевизионной рекламе.
Поставленные цели могут быть достигнуты путем решения следующих задач:
1) Проанализировать теоретико-методологическую основу манипулирования.
2) Изучить манипулятивные технологии, применяемые в телевизионной рекламе.
3) Рассмотреть приемы защиты от манипулятивного воздействия рекламы на телезрителя.
4) Провести анализ используемых в телерекламе психотехник.
Методологической основой данной дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся изучением проблем манипулирования личностью и группами людей.
Методами исследованиями данной работы являются: теоретический анализ изученной литературы; сравнительный анализ и др.
Теоретическая и практическая значимость: Полученные в результате данного исследования теоретические выводы могут быть использованы в практической деятельности при создании телевизионной рекламы, а также могут использоваться как пособие при написании лекций, курсовых, статей и т.д.
Структура дипломной работы: Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего описание источников.


Глава 1 Теоретические аспекты манипулирования психикой и сознанием человека
1.1. Понятие и признаки манипулирования психикой человека

Понятие «манипуляция» произошло от лат. слов «manipulus» – означающего «горсть», и «manus» – означающего «рука», и имело несколько значений:
1) ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук.
2) махинация, обман, жульничество, мошенничество.
3) коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия. Эту трактовку нам предложил Большой психологический словарь9.
Другой психологический словарь дает нам следующую трактовку понятия «манипуляция» - это вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень сноровки и мастерства при его проведении10. Оксфордский словарь английского языка трактует «манипуляцию» как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка11».
___________________
9 vocabulary.ru/dictionary/30/word/ Мещеряков Б., Зинченко В.: «Большой психологический словарь» Олма-пресс, 2004.
10 psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=486 «Психологический словарь».
11ru.wikipedia.org/wiki/Управление сознанием «Оксфордский словарь английского языка».

Из данных определений следует, что «манипулирование» - это процесс
самого воздействия на адресата, с целью достижения личных интересов за счет другого человека. Автор книги "Манипуляция сознанием" С.Г. Кара-Мурза дает такое определение: «Манипулирование сознанием – это действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для субъекта-манипулятора и (полученных на основании производимых действий) логических выводов, образов мышления и приобретенных рефлексов у разумного объекта или их групп». При этом, С.Г. Кара-Мурза выделяет главные, родовые признаки манипуляции:
1) манипуляция - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
2) манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как отмечает Г.Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно12». Следовательно, если попытка манипуляции вскрывается, то это приносит значительный ущерб манипулятору. Ещё более тщательно скрывается главная цель – так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляция не привело к её выяснению.
3) манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Общественное сознание является сложным механизмом и для того, чтобы на него повлиять, необходимо обладать специальными знаниями в области психологии, социологии и других наук, а также знать технологии и приемы психологического воздействия.
4) к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть
___________________
12 Шиллер Г.: «Манипуляторы сознанием» М., 1980.
технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.13
Как уже упоминалось, особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех, кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение14.
Доценко Е.Л. выделял три источника информации о существовании манипуляции.
1. Позиция манипулятора. Каждый человек многократно побывал в ней: то как ребенок, вьющий веревки из взрослых, то как родитель, загоняющий ребенка в позицию виноватого, то как поклонник, добивающийся внимания к себе со стороны объекта обожания, то как покупатель, ищущий благосклонности продавца, то как подчиненный, избегающий ответственности за упущения в работе.
2. Позиция жертвы манипуляции. Достаточно поменять отмеченные выше ролевые пары — и мы готовы вспомнить ситуации, когда вскрывалась неискренность наших партнеров, когда мы чувствовали досаду за то, что попались на чью-то удочку: проговорились, предложили, пообещали, согласились, сделали, а потом выяснилось, что жалобы были разыграны, обещания — двусмысленны, дружелюбие — поверхностным, а квалификация — дутой. И оказывалось, что все действия наших партнеров были направлены лишь на достижение необходимой им цели, о которой они по каким-то своим соображениям нам не сообщили.
Как видим, опыт людей, побывавших в этих позициях, дает основания судить о манипуляции как о явлении, данном человеку непосредственно-субъективно. По меньшей мере, на этом основании можно утверждать, что манипуляция является феноменом. Субъективный опыт такого рода имеется у каждого, каким бы словом его не обозначали.
___________________
13 Кара-Мурза С.Г.: «Манипуляция сознанием» М., Алгоритм, 2004.
14 bestreferat.ru/referat-14637.html
3. Позиция внешнего наблюдателя. Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься реконструкцией его деталей и характера: восстанавливать недостающие звенья, домысливать за участников. На помощь приходит собственный опыт. С одной стороны, наблюдателю самому приходилось манипулировать, этот опыт позволяет действия других интерпретировать как манипулятивные. С другой стороны, опыт жертвы манипуляции делает нас более чувствительным к манипулятивным попыткам. Задача сильно упрощается, если нам известны намерения инициатора манипуляции со слов ли его самого или по информации, которую дают нам авторы художественных произведений (литература, кино).
Вместе с тем, отстранение от обеих позиций позволяет увидеть дополнительные детали. Наблюдателю, как правило, открываются более крупные единицы живого взаимодействия, такие как «продолжает увиливать», «бессильно трепыхается», «ушел в глухую защиту», «все время суетится» и т. п. Правда, платить за это приходится как потерей естественного эмоционального включения в ситуацию, так и снижением достоверности суждений.15


___________________
15 Доценко Е. Л. «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита». М., МГУ, 1997.
1.2. Манипулирование как социально-психологическая проблема

Управление людьми или группой людей может осуществляться двумя способами. Первый – явный (авторитарный), означает, что человек (манипулятор) не скрывает своего намерения заставить другого человека (жертву) делать то, что хочет манипулятор. Второй – скрытый, за которым насильственное давление тщательно маскируется. Манипулирование как раз и принадлежит к такому способу влияния на людей или группу людей.
Отметим, что проблема манипулирования людьми всегда интересовала ученых. На необходимость освоения отрасли поведенческих манипуляций указывал Монтень, Паскаль, Ларошфуко. Но еще больше эта проблема интересовала практиков (бизнесменов, политиков, руководителей, разных звеньев, рекламистов). В частности, во многих зарубежных странах выходят десятки профессиональных журналов, в которых учат «искусству» коммерческих и политических манипуляций, а также игр. Не случайно манипулирование долгое время отождествляют с «макиавеллизмом». Термин «макиавеллизм» (назван по имени итальянского политика Никколо Макиавелли) сначала появился в политическом словаре, но вскоре стал общим, для обозначения моральной позиции — «цель оправдывает любые средства». Необходимо отметить, что психологи в изучении манипуляций существенно отстают от практиков, которые уже давно «внедрили» манипулирование в жизнь. Данный вывод справедлив как для зарубежной психологии, так и для отечественной, которая в течение длительного времени не столько занималась изучением феномена «манипуляции», сколько критикой буржуазной идеологии, которая способствует манипулированию людьми. Сильным толчком к изучению данного феномена послужило возникновение в 60-х гг. прошлого столетия гуманистической психологии, которая выступила против психологии, которая способствует разрабатыванию техник и технологий манипулирования людьми.
«Манипуляция» — новое понятие в отечественной науке и крайне сложный процесс, который не имеет четкого методического инструментария, который дает возможность его исследовать16.
Если обратиться к этимологии термин «манипуляция», то, как пишет Е. Л. Доценко, в метафорическом смысле ее можно определить как «выходки, махинации», а манипулятора — как «циркового артиста, который выполняет фокусы, основанные на ловкости рук». Относительно ситуации реального взаимодействия людей манипуляцию можно представить как психологическое влияние на человека, в процессе которого она выступает объектом, с которым выполняются некоторые действия, направленные на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, изворотов и приемов, которые отвлекают. Иначе говоря, манипулятор стремится использовать другого человека как средство достижения собственных целей или получения выгоды для себя17.
Таким образом, манипуляция — это скрытое управление людьми против их воли, во время которого инициатор получает одностороннее преимущество или выгоду за счет адресата влияния18.
Поскольку манипулирование — это одна из разновидностей скрытого управления, то осуществляется оно в соответствии с универсальной схемой скрытого управления, которую мы рассмотрим ниже, кроме того, каждая манипуляция содержит мишень влияния и приманку.
Универсальную схему скрытого управления предложил нам В. П. Шейнов. Она состоит из следующих пунктов:
- Сбор информации об адресате (потребителе);
- Обнаружение мишеней воздействия и приманок;
- Аттракция;
- Побуждение адресата к действию;
- Выигрыш инициатора воздействия (рекламодателя).
____________________
16 Бутенко Н. Ю. «Социальная психология в рекламе: Начальное пособие» К., КНЕУ, 2006.
17 Доценко Е. Л. «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита». М., МГУ, 1997.
18 rekman.narod.ru/

Давайте кратко рассмотрим каждый из этих пунктов.
1) Сбор информации о клиенте производится с целью получить сведения, которые позволят скрыто управлять потребителем. При этом, готовясь к акту продажи, продавец (рекламодатель) может подвергнуть анализу все, что ему известно о клиенте, или провести специальные наблюдения, такие, как:
• калибровка, т.е. заключение о том, как покупатель воспринимает ситуацию и относится к продавцу — положительно или отрицательно;
• оценка состояния клиента по его мимике, голосу, жестам и позам;
• определение по характерным словам, жестам, темпу речи и интонации доминирующего канала воздействия на клиента — его слух, или зрение, или ощущения (большинство индивидов можно отнести в соответствии с этим к одному из трех типов — аудиалы, визуалы, кинестики);
• выяснение типа познавательной деятельности объекта (по К. Юнгу): эмоциональный, аналитический, интуитивный или ощущающий.
Сбор информации о клиенте производится прежде всего с целью нахождения мишеней воздействия и приманок.
2) Мишени воздействия — это те особенности личности, слабости, потребности и желания клиента, на которые воздействует продавец, чтобы подтолкнуть клиента к принятию решения о покупке. В качестве мишеней могут выбираться универсальные побудители: чувство достоинства покупателя (потребителя), его стремление к успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым и т.п.
Мишенью воздействия часто становится предоставляемая покупателю возможность удовлетворить какую-то из своих потребностей: физиологическую, потребность в безопасности, потребность принадлежать к общности, потребность в уважении и признании, в самореализации и в положительных эмоциях.
В качестве мишеней воздействия иногда эксплуатируются низменные влечения человека или его агрессивные устремления, чувство собственника, неустойчивость перед искушением деньгами, властью, славой.
3) Приманка — это то, что облегчает продавцу достижение его цели, помогает привлечь внимание покупателя к выгодной для него стороне дела и тем самым скрыть истинные цели инициатора. Приманка обеспечивает и выполнение необходимого условия скрытого управления — непонимание клиентом того, что им управляют.
Это может быть захват воображения, как сделал Остап Бендер, поразивший любителей шахмат Васюков перспективой, что их заштатный городишко станет шахматной столицей всего мира. Это может быть разговор о том, чем интересуется объект, о предмете его беспокойства или о том, что он желал бы услышать и т.д.
4) Аттракция — психологическое понятие, смысл которого: «притяжение» одного человека к другому, возникновение привлекательного образа доверия. Имеет целью - создать условия для воздействия на покупателя (потребителя), усыпить его бдительность, отвлечь внимание от главной цели продавца (рекламодателя). Аттракция включает в себя и привлечение, и удержание внимания, интерес к продавцу и его товару, услуге, и человеческое расположение. Аттракция значительно облегчает скрытое управление клиентом.
Аттракция может быть результатом длительных отношений, а может и создаваться специальными психологическими средствами. Например, комплиментом, умением слушать, уважительным отношением, доброжелательными проявлениями, жестами и позами, свидетельствующими об искренности, открытости и хорошем отношении к собеседнику, комфортным для него взаимным расположением в пространстве и т.п.
5) Принуждение адресата к действию (все предыдущие этапы являются подготовительными к данному, завершающему начатую комбинацию) в его арсенал входит анализ полученной информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы.
Прекрасной иллюстрацией схемы скрытого управления (и, в частности, манипулирования) является техника рыбной ловли. Манипулятор здесь — рыбак, жертва — рыба. Мишень воздействия — потребность рыбы в пище. Приманка — наживка (червяк на крючке). Аттракция достигается созданием наиболее благоприятных для ловли условий: выбором времени и места, отсутствием отпугивающих моментов (шума), прикормом (бросают в воду мелкий корм, чтобы привлечь рыбу поближе к крючку). Понуждение к действию осуществляется всей совокупностью: мишень воздействия + приманка + аттракция19.
Большинство авторов склоняются к тому, что манипуляция осуществляются скрыто, неявно, считая это определяющим признаком. Следующий важный признак — наличие контроля, причем некоторые авторы считают его одной из важнейших (хотя и не определяющих) характеристик. По признаку «получения выгоды для себя», то есть самой моральной оценки явления, можно наблюдать разброс позиций от полного признания необходимости манипуляций к полному отрицанию возможности их использования, что характерно для гуманистической психологии, которая рассматривает манипуляцию как нарушение прав человека на свободное самовыражение и волеизъявление.
В целом же большинство отечественных ученых предпочитают занимать промежуточную позицию и манипуляции признают необходимыми, даже такими, которые приносят пользу, но в определенных ситуациях. Поэтому не случайно, что взгляды на возможность использования манипуляций в рекламе тоже различаются: от невозможности за моральными критериями их приложения к необходимости с целью повышения эффективности рекламных сообщений влиять на подсознание потребителя. В целом можно таким способом описать манипулирование людьми. Оно может рассматриваться как использование другого человека в своих целях для получения собственной выгоды. Другой человек в этом случае превращается в объект, овеществляется, обесценивается. С помощью разных изворотов и приемов с ним делают разные
______________________
19 Шейнов В.П. «Скрытое управление человеком» М., АСТ, 2001.
действия незаметно для него. Психологическое содержание манипуляций заключается в том, чтобы контролировать поведение людей, управлять ими, одерживать над ними власть или преимущества за счет ограничения их воли, создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести себя выгодным способом для того, кто манипулирует, не имея выбора или не осознавая его.
Анализируя манипулирование, необходимо учитывать три составляющие: того, кто манипулирует (манипулятора), который может являть собой и группу людей; условия, внешние обстоятельства ли (включая и саму манипуляцию); объект манипуляций, которым тоже может быть группа или группы людей, как в случае манипулирования общественным сознанием. Только целостный подход может позволить понять данное явление. Манипуляции могут применяться как сознательно, так и неосознанно, целеустремленно или ситуативно. Современная реклама, будучи продуктом СМИ, — целеустремленная деятельность. Однако нельзя исключать и возможность неосознанного ситуативного использования в ней манипуляций. Можно в данном случае согласиться с А. Н. Лебедевым и А. К. Боковиковым, что в ряде случаев факт программирования не осознают ни рекламодатель, ни потребитель, ни даже производитель рекламы. Это «коллективное несознательное» управляет ком...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.