На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психология социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя - женщины

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.02.2012. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1.История социально - психологических условий формирования имиджа успешного руководителя – женщины…………………………………………........6
1.1. Понятие и сущность имиджа…………………………………………………...6
1.2. Участие женщин в сфере управления………………………………………...13
Глава 2. Формирование имиджа…………………………………………………..28
2.1.Технология формирования имиджа успешного руководителя – женщины……………………………………………………………………………28
2.2. Индивидуальный стиль в одежде деловой женщины…………………….....32
2.3. Основные гендерные различия в стиле управления………………………...48
Глава 3. Технология успешного руководителя – женщины……………………..59
3.1. Анализ имиджа успешного руководителя - Татьяны Голиковой…………..59
3.2. Анализ деятельности Министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой и рекомендации…………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………….71
Список используемой литературы………………………………………………...74
Приложение…………………………………………………………………………78


Введение

Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется изменениями в различных сферах жизни общества в целом и функционировании различных предприятий, в частности. Деятельность же любой организации определена профессионализмом его персонала и, в первую очередь, ее руководителя. Неслучайно, изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма современных руководителей различного уровня вызывает повышенный интерес отечественных исследователей. Многочисленные публикации, выполненные в русле психологии управления, социальной психологии организации, отражают уровень разработанности данной проблематики и убедительно свидетельствуют, что именно от профессионализма руководителя зависит не только внешняя конкурентоспособность организации на рынке, но и уровень корпоративной культуры, мера приверженности сотрудников к своей организации, мотивация трудовой деятельности, имидж организации и др.
Руководитель является, вне сомнений, имиджевой фигурой предприятия, его «визитной карточкой». Проблемы формирования и функционирования имиджа организации в целом и имиджа руководителя, в частности, и стали предметом современного научного анализа в отечественной психологической науке в последнее десятилетие
Актуальность исследования имиджа успешного руководителя - женщины как социально-психологического феномена обусловлена не только важностью проблематики в социальном и политическом смыслах, но и продолжающимся углублением интереса к ней со стороны социальных наук, и прежде всего –психологии.
К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и теорий, прямо связанных с психологией имиджа. Все это свидетельствует о том, что исследования, связанные с феноменом имиджа, на проблемном поле социальной психологии, продолжают оставаться в числе передовых и социально востребованных.
В российской психологической науке научные разработки, связанные с психологией имиджа успешного руководителя - женщины, первоначально касались преимущественно проблематики лидерства и были ориентированы на исследование имиджа общественного деятеля, имиджа кандидата в избирательной кампании и т.д. Проблема имиджа, его основных компонентов и особенностей формирования нашла место в работах В.Я.Белобрагина, А.А.Бирюкова, С.С.Владимирова, Е.Б.Карпова, А.Н.Орехова, Е.А.Петровой.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление социально-психологических факторов динамики имиджа успешного руководителя – женщины.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Проанализировать историю социально - психологических условий;
2.Рассмотреть формирование имиджа успешного руководителя – женщины;
3. Изучить технологии успешного руководителя - женщины.
Объект и предмет исследования. В качестве объектов настоящего исследования выступает женщины-руководители. Предмет исследования: социально-психологические условия формирования имиджа успешных женщин-руководителей.
Общая гипотеза исследования заключается в том, что имидж женщины - успешного руководителя отражает профессионально значимые с позиции общественного сознания особенности ее личности, деятельности, общения, поведения и внешнего облика и является позитивным при соблюдении ряда основных социально-психологических условий. Во-первых, восприятие женщины-руководителя максимально приближено к господствующему в массовом сознании стереотипу «идеального руководителя» вне зависимости от половой принадлежности его носителя. Во-вторых, женщина-руководитель обладает высоким уровнем успешности деятельности, социальной зрелости и развития ряда профессионально важных социально-психологических качеств.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: принципы системности, целостности, единства, а также психологическая теория деятельности и деятельностного опосредствования психического развития (Аверченко Л. К., Катунин В. С., Комаров Е.И., Ладанов И.Д., Михеев В. А., Омаров А. М., Терентьева И.В., Яновский Р.Г., Швальбе Б., и др.).
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех разделов,списка используемой литературы и приложений.


Глава 1. История социально - психологических условий формирования имиджа успешного руководителя - женщины

1.1. Понятие и сущность имиджа

Смена экономической формации в России, стремительное развитие института частной собственности, изменения в политике послужило толчком к формированию новой социальной категории людей, добившихся успеха во многом, благодаря своим личным и профессиональным качествам. Это предприниматели, менеджеры, политические лидеры, активно влияющие на экономические и политические процессы в стране. С появлением представителей новой бизнес-элиты в обществе возрос интерес к проблемам карьерного роста. Успешная социальная реализация отдельных руководителей привлекла общественное внимание к механизмам ее осуществления, так появился социальный заказ на исследования в области психологии управления, разработки моделей успешной самопрезентации личности в рамках психологии имиджа. В ситуации некоторой стабилизации экономики в стране, в условиях перехода системы управления из условий «дикого рынка» к «либеральной стабильности», в бизнес кругах, вновь стали значимы представления о морально-этических ценностях, таких как «безупречная репутация» и «позитивное общественное мнение». На сегодняшний момент в обществе сложились уникальные возможности для всестороннего раскрытия потенциала личности руководителя, проведения работ по изучению формирования новых имидж-технологий, позволяющих создавать позитивный имидж субъекта, в особенности женщины-руководителя, т.к. вопреки конституционным нормам, провозглашенным нашим обществом, и демографическим изменениям, положение женщины в профессиональной сфере продолжает оставаться приниженным, ущемляющим права женщин на рынке труда, не позволяющим ей осуществлять карьерный рост на равноправных позициях с мужчиной.
Поэтому проблема карьерного роста женщины в целом и позитивного имиджа женщины-руководителя в частности, как фактора, способствующего профессиональному продвижению, является социально значимой на данном этапе развития современного общества.
Рассмотрим понятие имиджа. В современной российской науке «имидж» стал предметом социального интереса и научно-психологического исследования в середине 80-х гг. XX века. Возникновению повышенного интереса к проблеме имиджа способствовали изменения социально-экономических условий жизни общества в конце XX века, развитие в стране рыночной экономики, составляющими которой являются конкуренция и борьба за рынки сбыта, что в свою очередь привело к бурному развитию PR-технологий, практического имиджмейкинга, дизайна и других прикладных направлений, связанных с продвижением товаров и услуг в условиях конкуренции.
Практический запрос на разработку проблем имиджа и породил новую науку - «имиджелогию», которая возникла на стыке философии, психологии, социологии, политологии, культурологии, экономики, костюмологии, истории и других дисциплин. Предметом имиджелогии является «изучение роли и функций имиджей в общественном бытие, их филогенетических и онтогенетических предпосылок, условий, движущих сил и закономерностей формирования, функционирования, управления, а также описание и раскрытие причинно-следственных взаимосвязей между различными имиджами (людей, организаций, общественных и политических движений, товаров, услуг и др.)».
По мнению Е.А. Петровой, «к ее истокам можно отнести работы 60-70-х годов, выполненные в рамках социально-перцептивного подхода» (А.Л. Бодалев, В.А. Лабунская, В.Н. Панферов и т.д.) [41, С. 10-12].
В современной отечественной психологии исследования, посвященные проблемам имиджа, представлены следующими работами:
а) это работы, посвященные проблематике лидерства и преимущественно ориентированные на изучение имиджа политиков, общественных деятелей и кандидатов во время избирательной кампании;
б) работы, посвященные проблемам формирования профессиональных имиджей: государственных служащих, руководителей, телеведущих, учителей;
в) педагогов высшей школы;
в) исследования, посвященные проблемам корпоративного имиджа (в частности: политических партий и объединений, муниципальной власти, учебных заведений, организаций);
г) работы, посвященные проблемам функционирования имиджа торговой марки, бренда, образования и образовательных услуг.
В 80-е годы XX столетия появились и первые научные разработки по имиджированию, посвященные различным аспектам управления имиджем (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б.Г. Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемый образ; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» или как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом» [41, С. 13-15].
Имидж всегда создается в процессе деятельности как специально организованной (проводимой специалистами-имиджмейкерами на основе профессионально выработанных стратегий и методов), так и стихийной, но в любом случае имидж - это результат целенаправленной активности субъекта общения или субъект-субъектного взаимодействия.
Формирование имиджа происходит путем воздействия на сознание и подсознание человека. Воздействие на подсознание наиболее эффективно, когда оно осуществляется путем апеллирования образами т.к. информация не поддается контролю сознания и менее подвержена «фильтрации».
На сегодняшний момент в психологии нет однозначного определения имиджа, разные исследователи предлагают различные трактовки этого понятия. Так, например, в представлении А.Ю. Панасюка имидж - это мнение, используемое в качестве оценочного суждения людей о чем либо, а Г.Г. Почепцов, считает, что это образ, который складывается в массовом сознании. В представлении В.М. Шепеля - это индивидуальный облик, обаяние личности, А.Ю. Кошмаров рассматривает имидж в контексте репутации, а Е.Б. Перелыгина считает, что это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия. По мнению В.И. Дерюгина: имидж - это культурные социально обусловленные телесно-эстетические характеристики человека. П.С. Гуревич рассматривает имидж как естественную часть облика человека, характеризуя его с точки зрения философской антропологии, как феномен, вбирающий телесность, психологию, социально-культурные факторы. У П.С. Гуревича понятие имидж синонимично «персонификации», но более обобщённо, оно включает не только естественные свойства личности, но и специально наработанные, созданные, он связывает это понятие и с внешним обликом, и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества, О.Л. Феофанов определяет имидж как «образ-представление», наделяющий через ассоциации объект дополнительными ценностями (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего.
Е.А. Петрова определяет имидж как образ-представление, в котором в сложном и определенном взаимодействии соединены внешние и внутренние характеристики объекта. «Имидж выражает впечатление, которое производит его носитель. Проявляясь как феномен индивидуального, группового или массового сознания, имидж является комплексным образом, включающим семиотические, когнитивные и образные составляющие, и обладает рядом свойств».
Исследования Е.А. Петровой показывают, что имидж как феномен индивидуального, группового и общественного сознания всегда в той или иной степени может быть отдален от инципиента. Он может совершенно не отражать ее истинную сущность, т.е. максимально отдален от личности (например, в ситуации опосредованной подачи информации об имиджируемом), а может максимально приближаться к ней (например, в ситуации межличностного общения). Имидж может изменяться и улучшаться, в то время как сама личность может остаться практически неизменной [41, С. 18].
Учитывая, что символическая характеристика имиджа является «отправной точкой» при определении «плана» формирования имиджа, т.е. символьная нагрузка имиджа подчиняет себе все остальные элементы его структуры - она определяет то, на каких персональных и социальных характеристиках будет делаться акцент при создании или преобразовании имиджа. Принимая во внимание вышесказанное, следует несколько подробнее рассмотреть символическую природу имиджа.
Символическая природа имиджа может быть рассмотрена в рамках теории «символического интеракционизма», основателем которой является Дж. Мид и в центре внимания которой находится феномен символической
коммуникации, т.е. социальное общение, осуществляемое посредством символов. Включенность символа в социальное поведение человека позволяет, по мнению Е.Б. Перелыгиной, рассматривать имидж как символический образ. Символический образ - это образ условный, по ее мнению, требующий оформления при помощи «некоторого языка, понимаемого в самом широком смысле как синтаксического (включающего невербальные знаки), так и семантического (включающего не только предметные, но и оценочные значения)». «Именно с этой точки зрения обусловлена правомерность применения к имиджу семиотического подхода», т. к. существенным свойством символа является то, что его значением может быть идеальный объект (не существующий в физическом мире), поэтому символы пригодны для выражения ценностей и установок, как индивидуальных, так и групповых. Интерпретация символов в процессе их восприятия целевой аудиторией (социальная группа, для которой создается имидж) или отдельным человеком определяется имеющимся у них социальным опытом, реципиент «домысливает» или достраивает предлагаемый ему образ исходя из собственного жизненного опыта. Говоря о символической структуре имиджа, исследователь рассматривает ее как совокупность семантических (свойств субъекта-прообраза имиджа) и синтаксических элементов (чувственно воспринимаемые реципиентом качества) (например, любовь к детям является имиджеобразующим свойством, семантическим элементом имиджа политика, а фотография его детей - синтаксическим элементом), но, по утверждению А.Б. Перелыгиной, в современной имиджелогии таких разграничений пока не делают.
Число женщин, участвующих в принятии решений на различных уровнях мировой экономической среды, постоянно увеличивается. Так, в США, Канаде и Германии число женщин, возглавляющих фирмы, растет быстрее, чем мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем дохода (оборота). В Европейском регионе женщин сравнительно мало среди предпринимателей, собственниц фирм (с собственными банковскими счетами) и собственниц, нанимающих других работников. И хотя сейчас они больше, чем раньше, организуют свой собственный бизнес, подавляющее большинство работают без наемных работников.
Женщина-руководитель в некоторых странах Западной Европы в частном секторе больше, чем в государственном. Вместе с тем, по данным Международного центра торговли, число женщин-руководителей и предпринимательниц все еще невелико, особенно в секторе международной торговли [19, С. 187].


1.2. Участие женщин в сфере управления

В России при переходе к рыночной экономике доступ женщин в сферу управления и предпринимательства, увы, даже несколько уменьшился.


Рис.1. Положение российских женщин на рынке труда

Некоторые исследователи считают, что снижение уровня занятости женщин в России - процесс неизбежный, который определяется переходом к более эффективной рыночной экономике. Исследования, проведенные в нашей стране, помогают представить положение женщин в менеджменте и предпринимательстве в России.
Так, только 7% женщин с высшим и средним специальным образованием становятся руководителями, в то время как среди специалистов-мужчин руководителем становится каждый второй. Во второй половине 90-х гг. распределение данных по объединенному мониторингу показало, что владельцев и совладельцев частного предприятия, собственного дела и организации среди женщин - 2,9%, мужчин - 5,6%. Среди работающих индивидуально, имеющих собственную фирму, женщин - 1,7%, мужчин - 3,8%.


Диаграмма 1. Гендерные различия по наличию собственной фирмы

К руководителям, главным специалистам предприятия, организации, органов управления отнесли себя 2% женщин и 4% мужчин.


Диаграмма 2. Гендерные различия руководителей, главных специалистов предприятия, организации органов управления

Руководителями структурных подразделений являются 3,6% женщин и 5,6% мужчин. Такие цифры сохранились и на конец 90-х гг [19, С. 192].


Диаграмма 3. Гендерные различия руководителей структурных подразделений

По данным Госкомстата РФ, уже сейчас среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью 39% женщин, кооператоров - 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, - 17-19%, среди фермеров - до 1/5; доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности - более трети.
Женская молодежь предпочитает занятость в предпринимательском секторе, однако на наемных должностях преобладают женщины с высшим образованием (0,9% - со средним, 34,9% - со специальным и 64,2% - с высшим образованием), т. е. группа, наиболее угрожаемая по безработице.


Диаграмма 4. Статистика образования женщин занятых в предпринимательском секторе

Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Большинство женщин предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. При этом почти 15% женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.
Сами женщины указывают причины, мешающие созданию собственного дела. К ним относятся:
- отсутствие правовых гарантий и несовершенство системы законодательства;
- нестабильная экономическая обстановка в стране;
- риск столкновений с рэкетом, отсутствие безопасности;
- заниженная самооценка [9, С. 226-229].
Еще в начале XIX в. многие ученые считали, что реальные способности женщин могут быть раскрыты только при условии их равных с мужчинами возможностей для выбора между карьерой и семьей. На основе анализа и обобщения литературных источников [20, С.231-232], можно выделить две группы факторов, препятствующих выбору нетрадиционной профессиональной карьеры (к которой относится менеджмент, участие в различных группах бизнес-слоя): внутренние и внешние. Так, и те и другие основаны на тендерных предубеждениях. Тендерные предубеждения включают любые факторы, которые ограничивают выбор и развитие карьеры исключительно на том основании, является ли человек мужчиной или женщиной.
К внешним факторам, которые представляют, в сущности говоря, окружающую человека общественную среду - экономическую, социальную, образовательную и политическую, относится гендерная социализация и институциональный сексизм (и то и другое - это дискриминация по признаку пола).
Институциональный сексизм -это узаконенная обществом дискриминация женщин в политической, экономичекой, образовательной, законодательной, профессиональной и религиозной сферах. Суть ее сводится, грубо говоря, к трем следующим положениям: женщины, оказывается, не так ценны и не так компетентны, как мужчины («женщины не могут»); не принято чтобы женщины продолжали традиционную «мужскую» карьеру в традиционных для мужчин профессиональных сферах (т. е. «женщины не должны»))[28, С.13-17]. Наконец, даже если женщины компетентны и действительно развивают свою карьеру в нетрадиционной сфере, они могут не получить соответствующего вознаграждения и могут быть даже "наказаны" (например, отсутствием детей и семьи, разводом, одиночеством). Таким образом, данные скрытые и явные барьеры являются очевидным препятствием для выбора, освоения и развития карьеры женщинами в нетрадиционных профессиональных сферах, к которым относится менеджмент в экономике и политике на разных уровнях, предпринимательство.
Одной из наиболее распространенных форм дискриминации женщин является профессиональная. Такие черты и поведение, стереотипно приписываемые исключительно мужчинам, как компетентность, логическое мышление, инициативное поведение, заставляют работодателей и менеджеров по кадрам рассматривать именно мужчин подходящими для таких профессий, где требуется лидерство, профессиональные и технические навыки. Стереотипные черты, приписываемые (всем) женщинам, например, заботливость, кооперативность, нежность, ассоциируются с обслуживанием и заботой, т. е. с кругом низкостатусных и низкооплачиваемых профессий. Фоксли констатирует, что женщины поэтому уже социально настраиваются быть матерями и женами, и если их работа находится вне дома, то предпочитается выбор карьеры, который является продолжением их домашней роли) [19, С.206-208].
Распространенная также полоролевая типизация профессий связана с мнением о существовании "соответствующих" профессий для мужчин и женщин. Половая типизация профессий проявляется в:
- полотипизированных ярлыках (половая типичность профессий милиционера, стюардессы, офицера, няни, учительницы);
- неравном распределении мужчин и женщин среди разных профессий;
- неравной экономической компенсации, получаемой мужчинами и женщинами (например, исключение из пенсионного стажа времени по уходу за ребенком) )[34, С.154-156].
В бывшем СССР женщины наравне с мужчинами были включены в производственный оплачиваемый труд и приобретали нетрадиционные для женщин профессии. Но статистический анализ показывает, что они были заняты только в сфере низкооплачиваемого, полотипизированного труда - в низшем и среднем звене здравоохранения, образования, культуры, легкой промышленности и др. И, если рассмотреть это неравенство по существу каждой профессии, то окажется, что в каждой стране и каждом регионе мира есть профессии, которые специально определяются как "женские". В настоящее время работа мужчин чаще высоко оплачивается и более уважаема, и женщинам необходимо затратить много времени и усилий, чтобы войти в этот круг и занять ту же позицию. Ведь даже для элементарного продвижения по службе от женщины требуются, по сравнению с мужчиной, более высокие квалификация и уровень знаний.
Желательность той или иной карьеры обуславливается распределением мужчин и женщин в профессии и воспринимаемой приемлемостью этой профессии. Ведь интерес к профессии может складываться под влиянием информации доминировании в ней мужчин или женщин. Так, интерес мужчин к профессии юриста снижался, когда их информировали, что скоро женщины займут более 50% должностей во всех юридических профессиях. Комаров В.И обнаружил, что наивысший интерес женщины проявили к профессиям, которые были описаны им как имеющие хорошие возможност...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.