На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Совершенствование регионального туризма на примере Азовского побережья Российской Федерации

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.02.2012. Страниц: 120. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





Дипломная работа на тему:
«Совершенствование регионального туризма на примере Азовского побережья Российской Федерации»





Выполнил:


Научный руководитель:



2009

Содержание

стр.
Введение 3
1. Характеристика Азовского побережья Российской Федерации 6
1.1. Региональный туризм в России. 6
1.2. Краткая характеристика региона 20
1.3. Особенности развития региона 31
1.4. Азовский район состояние и перспективы 42
2. Рекреационные ресурсы. Современное состояние рекреации и туризма в регионе. 44
2.1. Природные рекреационные ресурсы 44
2.2. Культурно-исторический потенциал 53
2.3. Туристская инфраструктура и рекреационная сеть 61
2.4. Основные виды туризма, развитые в регионе 66
2.5. Туристские фирмы и экскурсионные бюро. Действующие туристско-экскурсионные маршруты 71
2.6. Туристские потоки. Кадровая структура рекреации и туризма в регионе 77
3. Туризм на азовском побережье: практика, проблемы, рекомендации 79
Заключение 115
Литература 118

Введение

Развитие туризма в регионах России один из самых насущных вопросов в современной России. Туризм способствует развитию территорий, получению доходов с минимальными воздействиями на окружающую среду
Как известно, курортной здравницей России считаются берега Черного и Азовского морей в Краснодарском крае. На Черном море вновь возвращают имидж качественных курортов такие города, как Сочи, Анапа, Генеджик и Туапсе. Азовское море менее обустроено, зато туристы ценят его за чистоту и естественность природы и за очень хороший климат, особенно для маленьких детей. Области на берегу Финского залива и в Калининградской области на берегу Балтийского моря создают серьезную конкуренцию. Однако купально-пляжный сезон в этих местах сокращен до нескольких недель в самый разгар лета. Кроме того, развитие туризма на Азовском море сопряжено с рядом проблем, и вопросов какие направления туризма более перспективны в данном регионе, и другие, которые будут отражены в данной работе.
Тема является очень актуальной особенно в наши дни, когда в стране начинают работать такие федеральные программы как Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобрена Распоряжением Правительства РФ от 11.07.2002 № 954-р, развитие туризма в регионах России, а также программа развития Юга России, на реализацию которых, выделяются большие средства их федерального бюджета. [31] В то же время развитие туризма в Южном регионе дает стимул к увеличению потока инвестиций, в том числе из-за рубежа. [15]
Данный вопрос рассматривался в трудах Романова А. А., Квартального В. А., Зорина И. В., Азара В. И. и других.
Целью выполнения данной работы является совершенствование регионального туризма на примере Азовского побережья Российской Федерации.
Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) характеристика Азовского побережья Российской Федерации. Она заключается в рассмотрении развития регионального туризма в России, краткой характеристики региона, определения особенностей развития региона, а также его состояние и перспектив развития туризма.
2) рассмотрение рекреационных ресурсов, а также современного состояния рекреации и туризма в регионе. Для этого будут рассмотрены природные рекреационные ресурсы, культурно-исторический потенциал, туристская инфраструктура и рекреационная сеть, основные виды туризма, развитые в регионе, туристские фирмы и экскурсионные бюро, действующие туристско-экскурсионные маршруты, туристские потоки, кадровая структура рекреации и туризма в регионе
3) туризм на Азовском море, практика туризма, проблемы, связанные с его развитием и рекомендации. Здесь будет произведен расчет рекреационной нагрузки пляжных туристов на берега Азовского моря, единовременный, максимальный и максимальный единовременный показатели. Будут выделены виды туризма, более или менее перспективные для развития в донном регионе, рассмотрены проблемы, связанные с современной эксплуатацией туристских ресурсов, проблемы, возникающие при реализации запланированных мероприятий по развитию Азовского моря и его продвижению на рынке туристических услуг. Будут выделены негативные и позитивные последствия, к которым приведет развитие тех или иных видов туризма. Также будут предложены рекомендации по совершенствованию туризма по видам и в целом по региону.
Предметом исследования является региональный туризм. Объектом исследования является российское побережье Азовского моря.
Для решения поставленных задач использовались методы анализа, сравнения.
При проведении исследования использовались печатные издания различных авторов, Интернет-источники, методические указания, концепции федеральных программ и законы Российской Федерации.



Глава 1. Характеристика Азовского побережья Российской Федерации
1.1. Региональный туризм в России.

Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.
Туризм сегодня - это сфера социально-экономического комплек¬са, которая во многих странах превратилась в бурно развивающую¬ся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. [2]
В туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной об¬становке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках при¬вела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время от¬дыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.
Практики российской туристской индустрии возлагают опреде¬ленные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и стра¬ны ближнего зарубежья. Появляются многоцветные каталоги по туристским центрам страны, а в конце 1998 г. был создан пул тур-операторов по внутреннему туризму, в который вошли б россий¬ских фирм. Они договорились объединить свои агентские сети для продажи российского турпродукта по единым ценам. [30]
Туризм в России - это развивающийся комплекс. Поэтому посто¬янно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стре¬мительные темпы развития, должного внимания туризму как секто¬ру национальной экономики России до сих пор не уделяется.
Определимся с тем, что понимается под туризмом. Туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых целях, но без занятия на месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного источника финансирования. [3]
Территория Российской Федерации обладает большим многообразием возможностей для развития туристического бизнеса. Благоприятный экономический, политический и инвестиционный климат привел к тому, что встал вопрос о том каким образом можно задействовать все имеющиеся в распоряжении возможности и совершить прорыв в развитии регионального туристического бизнеса, поскольку это приведет к поступлению больших доходов как в региональный бизнес, так и в органы местного самоуправления.
Очевидно, что российский туристический бизнес будет богатеть регионами. По плану все туристские потоки должны проходить через центр, а затем мощными потоками растекаться по регионам. Однако сейчас туристические регионы остаются мало привлекательными для туристов.
Рассмотрим состояние туризма в России. Въездной туристический поток в РФ в 2008г. увеличился на 4% и составил 2 млн. 295 тыс. прибытий. По данным Федерального агентства по туризму.
По этим данным, отмечен серьезный рост въезжающих туристов из Великобритании - на 9%, Израиля - 5%, Италии - 10%, Нидерландов - 5%. Больше всего вырос поток туристов из Канады - на 66% (44 тыс. 238 туристов против 26 тыс. 660 в 2007г.), Испании - на 33% (105,7 тыс. в 2008г.), Норвегии - на 33% (34,2 тыс. в 2008г.). По-прежнему относительно стабильным поставщиком гостей в Россию остается Германия (332,3 тыс. туристов приехали в РФ в 2008г.), США - 185,9 тыс., Финляндия - 142 тыс., Великобритания - 142 тыс. [24]
Однако, снизился въезд из Франции - на 8%, Финляндии - на7%, Швеции – на 4%, Германии - 4% снижения, Китая - 2%, Японии - 1%. Более серьезные показатели сокращения туристов из Австрии (17%) и Швейцарии (12%).
В прошлом году иностранцы совершили 4 млн. 112 тыс. деловых поездок в Россию, что на 26% превысило показатели 2007г., когда они составляли 3 млн 270 тыс.
Рассмотрим проблемы, с которыми сталкивается вся индустрия туризма в России.
По данным экспертного опроса, проведенного Российским Союзом Туриндустрии, были выявлены причины, по которым, по мнению иностранцев, сдерживается развитие туризма в России.
Причины, препятствующие развитию въездного туризма Российской Федерации
Таблица 1.
Место/ рейтинг Причины Оценили ситуацию как «критическая» Оценили ситуацию как «проблемы есть. но ситуация пока не критическая» Отметили, что такой проблемы не существует /
затруднились с ответом
количество ответивших п % от всех опрошенных количество ответивших в % от всех опрошенных количество ответивших в % от всех опрошенных
1 Рост цен на основные услуги, входящие в
турпакет для иностранных туристов 65 56,5 37 32,2 5/8 4,3/7,0
2 Недостаточность рекламы России М
рубежам как туристской дестинации 60 52,2 46 40,0 5/4 4,3/3,5
3 Дефицит современных гостиниц
туристского класса в регионах 54 47,0 43 37,4 11/7 9,6/6,1
4 Дефицит современных гостиниц туристского класса в Москве и
Санкт-Петербурге 53 46,1 26 22,6 12/24 10,4/20,9
5 Дефицит современных автобусов,
предназначенных для групповых
туристских пассажироперевозок 51 44,3 47 40,9 15/2 13,0/1,7
6 Дефицит необходимой для зарубежных туристов информации на иностранных языках в самой России (карт, буклетов.
уличных указателей и т.д.) 49 42,6 58 50,4 8/0 7,0/0,0
7 Опасения туристов стать жертвами
террористических актов 37 32,2 64 55,7 11/3 9,6/2,6
8 Неразвитость индустрии развлечений 37 32,2 47 40,9 28/3 24,3/2,6
9 Дефицит современных круизных судов 34 29,6 30 26,1 18/33 15,7/28,7
10 Криминогенная ситуация в стране 33 28,7 68 59,1 10/4 8,7/3,5
11 Высокая стоимость туристских виз в Россию, сложность процедуры их
оформления для иностранцев 31 27,0 62 53,9 13/9 11,3/7,8
12 Неадекватное поведение и злоупотребления в отношении иностранных туристов со стороны сотрудников милиции, таможни.
пограничников 30 26,1 60 52,2 14/11 12,2/9,6
13 Экспансия на рынок иностранных туроператоров, которые «перехватывают»
турпотоки у российских компаний 29 25,2 46 40,0 28/12 24,3/10,4
14 Режим регистрации иностранцев на
территории России 28 24,3 63 54,8 15/9 13,0/7,8
15 Политический имидж России на
международной арене 26 22,6 64 55,7 13/12 11,3/10,4
16 Налоговое законодательство в части турбизнеса 26 22,6 55 47,8 12/22 10,4/19,1
17 Трудности с бронированием железнодорожных билетов для
иностранных туристов
26 22,6 40 34,8 36/13 31,3/11,3
18 Качество обслуживания иностранных
туристов на железнодорожном транспорте
24 20,9 56 48,7 20/15 17,4/13,0
19 Валютное законодательство в отношении
турбизнеса
22 19,1 55 47,8 18/20 15,7/17,4
20 Низкое качество обслуживания иностранных туристов в российских
гостиницах
21 18,3 74 64,3 15/5 13,0/4,3
21 Нехватка квалифицированных гидов-
переводчиков
19 16,5 65 56,5 30/1 26,1/0,9
22 Проблемы с организацией посещения музеев и других объектов показа пользующихся спросом у иностранных туристов (очереди на вход удаленность мест парковки автобусов графики работы
объектов и тд.)
19 16,5 50 43,5 43/3 37,4/2,6
23 Недостаток представляющих интерес для иностранных туристов музеев памятников архитектуры, природных достопримечательностей и других
объектов показа
13 11,3 40 34,8 60/2 52,2/1,7
24 Недостаток ресторанов баров и других предприятий общественного питания, отвечающих требованиям к обслуживанию
иностранных туристов
12 10,4 52 45,2 46/5 40,0/4,3
25 Скудность рынка сувениров и продукции
народных промыслов
12 10,4 45 39,1 51/7 44,3/6,1
26 Таможенные правила
11 9,6 48 41,7 35/21 30,4/18,3
27 Качество обслуживания иностранных
туристов на воздушном транспорте
9 7,8 51 44,3 33/22 28,7/19,1
28 Трудности с бронированием авиабилетов
для иностранных туристов
7 6,1 36 31,3 55/17 47,8/14,8
29 Экологическая обстановка 4 3,5 44 38,3 52/15 45,2/13,0
30 Эпидемиологическая обстановка в стране 1 0,9 21 18,3 70/23 60,9/20,0
[24]
Туристское районирование территории является довольно важной задачей, так как решение ее позволяет с наибольшей эффективностью, не в ущерб другим экономическим отраслям, а также при минимальном воздействии на природу использовать определенные территории для отдыха людей и развития их культуры. Разработка научных принципов туристского районирования и дальнейшее их развитие позволяют выявлять новые рекреационные ресурсы и другие предпосылки для развития туризма в еще не освоенных местах; выделять и создавать новые туристские районы различного порядка; правильно определять их туристскую специализацию, переносить опыт развития туризма из одних районов в другие с аналогичными условиями; дифференцированно относиться к многообразным по условиям туристским районам.
При проведении рекреационного районирования России в качестве основных районообразующих признаков были приняты следующие:
- структура рекреационных функций в зависимости от преобладающего использования рекреационных ресурсов (оздоровительная, туристическая, экскурсионная);
- степень рекреационной освоенности территории (низкий, средний, высокий уровень);
- ориентация района на местный, внешний или внутренний рынки.
В соответствии с этими признаками территория подразделялась на рекреационные зоны и районы.
Районирование территории стран СНГ было проведено в 1994 году. Здесь было выделено 4 крупные зоны, состоящие из 20 рекреационных районов, 15 из которых находятся в России.
Рассмотрим каждую из этих зон в отдельности.
Первая зона характеризуется большой плотностью рекреационных учреждений, ориентированных на прием туристов со всех регионов СНГ. Сюда относится 8 районов: Крымский, Кавказско-Черноморский, имеющие высокий уровень рекреационной освоенности; Северо-Кавказский, Горно-Кавказский, Закавказский, Одесский – средний уровень; Каспийский и Азовский – низкий уровень. В пределах этой зоны в составе территории России входят Черноморское и Азовское побережья Краснодарского края и Ростовской области, Каспийское побережье Дагестана, предгорье Северного Кавказа, горные районы Большого Кавказа.
Вторая зона охватывает районы со средней плотностью рекреационных учреждений, которые рассчитаны как на прием местного населения, так и на отдыхающих из других регионов. Сюда относятся районы России: Центральный – с высоким уровнем рекреационной освоенности; Северо-Западный, Западный, Волжский – со средним уровнем; Уральский – со слабым уровнем. Кроме того, сюда же входит Днепровско-Днестровский район – со средним уровнем, расположенный на территории Украины и Молдавии.
Третья зона отличается низким уровнем рекреационной освоенности и ориентирована главным образом на местных отдыхающих. Сюда входят южная часть Сибири и Дальнего Востока (Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный районы), а также рекреационные территории Средней Азии и Казахстана.
К четвертой зоне относятся северные территории России и большая часть Сибири. В целом она характеризуется низким уровнем развития рекреационной и туристской инфраструктуры.
Для удобства изучения географии туризма территорию России условно делят на четыре крупных региона. [19, 20, 21]
- Центр России, куда относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал. Регион характеризуется богатым рекреационным потенциалом, стабильностью политической обстановки, многообразием культурного наследия, что способствует развитию туризма.
- Север России. Здесь можно считать перспективными для развития туризма только районы Европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север. Здесь имеются как природные рекреационные ресурсы, так и различные культурные и исторические достопримечательности. Региону присуща политическая стабильность.
- Юг России. Сюда относятся политически стабильные, но слабо развитые в плане рекреации Центрально-Черноземные области, а также Кавказ, которому одновременно присущи взрывоопасная политическая обстановка и хорошо развитая туристская инфраструктура, значительный рекреационный потенциал. Однако Первая и Вторая Чеченские фойны самым негативным образом отразились на развитии туризма на Кавказе.
- Сибирь и Дальний Восток. Несмотря на политическую стабильность, данный регион характеризуется рядом факторов, отрицательно сказывающихся на туризме: значительная отдаленность от центра страны, суровые климатические условия, слабая заселенность, неразвитость инфраструктуры, недостаток рекреационный ресурсов.
Охарактеризуем юг России с точки зрения его рекреационной освоенности. По степени освоения рекреационных ресурсов регион неоднороден. Выше были приведены районы, которые в нем выделяются. Все эти районы, за исключением Поволжского и Южно-Российского были ориентированы на прием отдыхающих из других регионов и специализировались на лечебно-оздоровительном туризме. Важно, что территория региона в рекреационном отношении была освоена довольно давно, и в некоторых районах туризм являлся ключевой отраслью экономики.
Для анализа туристической развитости региона необходимо определиться с тем, что будем понимать под словом турист, внутренний и международный турист, внутренний и международный туризм, а также тур. [21]
Турист – это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью от 24-ти часов до 6-ти месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. [16]
Однако не все путешественники, которые посещают страну или местность являются туристами.
В теории туризма, применительно к российским условиям определение туриста в полном виде выглядит следующим образом.
Турист – потребитель тура, туристского продукта или туристических услуг – временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее 24 часов, но не более шести месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми, религиозными, спортивными целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.
Для понимания этого наиболее полного определения укажем что понимается под туром, туристическим продуктом и туристической услугой.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристская услуга – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста и экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Туристский продукт – это упорядоченная целенаправленная совокупность туристских услуг, работ, товаров (турпакет, такет туристских услуг, туристский пакет), состоящая как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточная доля удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма. Туристский продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 часов и/или включает ночевку (размещение) и усруги перемещения (перевозки). [10]
Внутренний турист - это ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку в коллективном или индивидуально средстве размещения, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но все пределов среды своего обычного местообитания в сроки, не превышающие 6-ти месяцев (подряд или суммарно в течение года) в целях туризма, и не занимающийся в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного источника дестинации пребывания.[3]
Международный (иностранный) турист – это ночующий временный посетитель, то есть совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, - лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды на срок, не превышающий 6-ти месяцев в течение одного календарного года, не занимающийся деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране. [3]
Внутренний туризм domestic or internal tourism – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями данной страны на ее территории – внутренними туристами.
Международный туризм international tourism – деятельность, связанная с осуществлением туризма жителями одной страны на территории другой страны. Такие туристы относятся к категории иностранных туристов. Деятельность и предоставление туристских услуг туристам на территории другой страны именуется выездным туризмом (outbound tourism, а деятельность и предоставление туристских услуг на территории страны иностранным туристам – въездной туризм inbound tourism. Иногда используются термины outgoing и incoming соответственно. [3]
Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов.
Туристские ресурсы — природно-климатические, социо-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые ц иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма. Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения [12]. Под «культурным наследием» понимаются:
— памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы эле¬ментов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
— ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;
— достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные месга, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, агиологии или антропологии.
Объекты всемирного культурного наследия рассматриваются по 8-ми номинациям. Критерии включения объектов культурного генезиса в Список Всемирного наследия следующие:
— шедевр творческого гения человека;
— уникальный объект архитектуры, монументального искусства, градостроитель¬ства, а также особо ценные участки культурного ландшафта;
— демонстрация культурных традиций исчезнувших или современных цивилиза¬ций;
— уникальные здания или архитектурные ансамбли, включая ландшафты, связанные с важнейшими вехами в человеческой истории;
— яркий пример традиционного поселения или системы землепользования;
— демонстрация современных идей, верований, течений в искусстве, живых тради¬ций человечества.
Для природного наследия установлены следующие критерии включения объектов природного генезиса в Список Всемирного наследия:
— большое значение с точки зрения изучения эволюции Земли и демонстрация сов¬ременных геолого-геоморфологических процессов;
— высокое ландшафтное разнообразие и демонстрация важных современных про¬цессов в экосистемах разных типов;
— исключительная живописность местности и наличие природных феноменов;
— высокая степень биологического разнообразия и наличие редких и исчезающих видов.
Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Объектами туристского интереса служат достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, исторические, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия и потреблении туристских услуг и/или туристского продукта и/или тура, адекватно прямым или спутным целям тура. [14]
Однако, для того, чтобы эти объекты были бы реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которая обеспечит (а) доведение информации до туриста о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту, (б) обеспе¬чит достаточно комфортную и безопасную доставку (доступ) туриста к этой местности и объекту, (в) размещение, (г) питание, (д) развлечение.
Для развития рекреации и туризма важно определить понятие рекреационной зоны, курорта, рекреации.
Рекреация (Recreation). От лат.Recreatio - восстановление
Рекреация - восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища: на природе, в туристической поездке и т.п.
Рекреационная зона - в РФ - специально выделяемая территория в пригородной местности или в городе, предназначенная для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. [35]
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Средства размещения в туризме - средства, используемые туристскими организациями для оказания гостеприимства и предоставления услуг размещения во время путешествия.



1.2. Краткая характеристика региона

Азовский регион расположен на российском побережье Азовского моря в пределах Ростовской области т Краснодарского края вдоль Таганрогского и Темрюкского заливов.
Район располагает благоприятными климатическими условиями, теплым порем, гидроминеральными ресурсами, что способствует его оздоровительной специализации.[14]
Побережья Таганрогского и Темрюкского заливов находятся в зоне степей, располагают многочисленными песчаными пляжами. Купальный сезон продолжается свыше четырех месяцев.
Биоклимат района приморско-степной, характеризуется достаточным инсоляционным и ультрафиолетовым режимами солнечной радиации. Лето довольно теплое. Средняя температура июля составляет +24о С. Зима здесь мягкая, с изменчивой погодой, сопровождается сменой оттепелей и резких похолоданий. Средняя температура января около -4о С.
В районе имеются гидроминеральные ресурсы. Следует отметить богатые месторождения иловых лиманных и озерных грязей с целебными свойствами, а также источники сероводородных и иодобромных минеральных вод. [11]
Культурно-исторический потенциал района весьма незначителен и главным образом сосредоточен в Ростове-на-Дону и Таганроге.
В целом рекреационная сеть Азовского района развита слабо. Здесь расположен один бальнеологический курорт республиканского значения Ейск, несколько домов отдыха и турбаз.
Района имеет развитую транспортную инфраструктуру, куда относятся железные и автомобильные дороги, а также порты, морской – в Таганроге, а речной – в Ростове-на-Дону. Транспортная инфраструктура области составляет часть одного из ведущих международных транспортных коридоров – Критского, проходящего по маршруту: Скандинавия – Санкт Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск. Через область проходят 6 железнодорожных линий, в том числе магистраль Москва – Ростов-на-Дону, 7 автомобильных дорог федерального значения, судоходный путь по рекам из северо-запада и центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург – Москва – Кавказский регион. На территории области находятся 5 портов, 3 из которых (Ростовский, Азовский и Таганрогский) имеют статус международных. [22]
Туристским центром Азовского района является Ростов-на-Дону.
Перспектива рекреационного развития района связана с дальнейшим освоением побережий Таганрогского и Темрюкского заливов.
Азовское море расположено на юге Европейской части России. Керченским проливом оно соединено с Черным. Площадь моря составляет 39 тыс. км2. максимальная глубина достигает 14,4 метров.
Азовское море — самое мелкое море на Земле. Его мелководность — существенная географическая черта, которая влияет на гидрологические условия моря, предопределяя малую термическую и динамическую инерцию вод этого моря. На дне Азовского моря иногда проявляется действие грязевых вулканов.[5]
На Азовском море можно выделить два крупных залива: Таганрогский и Сиваш.
Азовское море является внутренним и самым мелким морем Атлантического океана, на северо-востоке образует глубоко вдающийся в сушу и довольно пресный Таганрогский залив, на западе находится очень соленый и мелкий залив Сиваш, отделенный от моря песчано-ракушечной насыпью – Арабатской стрелкой, и сообщающийся с морем через пролив Тонкий.
Оно имеет сравнительно простые очертания, относительно однообразные берега и довольно несложный рельеф дна. Это наглядно показывает обзорная карта, из которой видно, что море преимущественно окружают абразионные, измененные морем берега, но распространены и аккумулятивные береговые формы. Отмелое побережье переходит в ровное и плоское дно. Глубины медленно и плавно увеличиваются по мере удаления от берегов. Подводные продолжения кос образуют песчаные мели. Самые большие глубины находятся в центрально части моря.
Размеры моря следующие: 343?231 км, площадь зеркала - 37605 км?, максимальная глубина – 14,4 м, средняя глубина – 5-13м, длина береговой линии – 1472 км, площадь водосбора - 586 000 км?. [23]
В море впадают такие крупные реки как Дон и Кубань. Море замерзает на 2-3 месяца.
Поверхность дна Азовского моря плоская, берега здесь чаще низменные и много песчаных отмелей - кос, которые являются главными и наиболее интересными в научном отношении особенность побережья этого моря. Самые крупные из них расположены на северном берегу. Это такие косы, как: Федотова (с длиной в 45 километров), Обиточая коса (30 км длиной), Бердянская коса (23 км), Белосарайская коса(14 км), коса Кривая (10 км), Беглицкая коса (3 км).
Примечательно то, что все эти вышеперечисленные косы, кроме Беглицкой, повернуты своими оконечностями на юг и юго-запад, и замечено, что по мере удаления с востока на запад длина их значительно увеличивается. Если взглянуть на географическую карту, то можно также отметить, что почти все косы Северного Приазовья обязательно соседствуют с устьями рек и будто являются продолжением их правых берегов. Так Федотова выросла у Молочного лимана, Обиточная названа в честь реки Обиточной, Бердянская коса образовалась в устье реки Берды, Белосарайская в устье Кальмиуса, ну а Кривая коса образовалась в устье реки Миус.
У всех этих кос, кроме Беглицкой, с восточного склона море более глубокое, с глубиной до трех метров, а у западного — мелкое, заросшее камышом и морскими водорослями.
В Керченском проливе находятся коса Тузла и коса Чушка.
Крупных островов в Азовском море к сожалению нет. Имеются лишь небольшие низкие острова, которые можно по пальцам пересчитать: остров Ляпина — вблизи берега восточнее порта Мариуполь, более крупный Биючий, другие песчаные острова — на подходах к порту Ейск и искусственный островок Черепаха — на подходе к порту Таганрог.На море действуют несколько крупных портов: Жданов, Таганрог, Ейск, Бердянск.
Рассмотрим географические объекты Азовского моря, находящиеся на территории России: на северо-востоке: Таганрогский залив, Миусский лиман, Ейский лиман, на востоке: Ясенский залив, Бейсугский лиман, Ахтарский лиман, на юге-востоке: Темрюкский залив. на северо-востоке: коса Беглицкая; на востоке: мыс Чумбурский, Глафировская коса, Долгая коса, Камышеватская коса, Ясенская коса (Бейсугский лиман), Ачуевская коса (Ахтарский лиман);на юго-востоке: мыс Ачуевский и мыс Каменный (Темрюкский залив). в Керченском проливе: коса Чушка. Реки впадающие в море со стороны России: на северо-востоке: Мокрый Еланчик, Миус, Самбек, Дон, Кагальник, Мокрая Чубурка, Ея, на юго-востоке: Протока, Кубань. [6]
Для климата Азовского моря характерна умеренно теплая и короткая зима, и довольно жаркое, долгое лето, он относится к умеренно-континентальному с чертами морского. Продолжительность солнечного сияния в этих широтах составляет 2320 часов в году. По статистике, за все лето случается всего три-четыре пасмурных дня, и в этом курорты Азовского моря не имеют аналогов в России. Осадков выпадает совсем немного - около 350-450 мм и они равномерно распределяются в течение года. Относительно небольшая влажность воздуха и частые теплые бризы дают возможность легко переносить жару. Малая глубина дает возможность воде прогреваться до 27-32 градусов, мягкий климат требует минимального времени для адаптации организма. Купальный сезон начинается в этих широтах в середине мая и продолжается вплоть до конца сентября. Одним из важнейших природных средств по борьбе с кожными и суставными заболеваниями являются лечебные грязи, и ими тоже богато это ласковое море. Грязи добывают в соленых лиманах, находящихся в непосредственной близости от береговой полосы.
Сезонные особенности погоды на Азовском море формируются под влиянием крупномасштабных синоптических процессов и проявляются в величинах основных метеоэлементов. В осенне-зимнее время на Азовское море воздействует отрог Сибирского антициклона. Он обусловливает ярко выраженное преобладание северо-восточных и восточных ветров со средней скоростью 4—7 м/с. Усиление интенсивности этого отрога вызывает сильные до штормовых ветры (15 м/с и более), сопровождающиеся резким похолоданием. При среднемесячной январской температуре воздуха ?2—5°, во время северных и северо-восточных штормов ее величины понижаются до ?25—27°.
В весенне-летнее время на Азовское море воздействует отрог Азорского максимума. Ветры неустойчивы по направлению и имеют незначительные скорости (3—5 м/с). Часто наблюдаются полные штили. Летом воздух над морем прогревается очень сильно. В июле среднемесячная температура воздуха по всему морю равна 23—25°. В этот сезон, особенно весной, над морем довольно часто проходят средиземноморские циклоны. Они сопровождаются юго-западными и западными ветрами, со скоростью 4—6 м/с, а иногда шквалами. Прохождение атмосферных фронтов вызывает грозы и кратковременные ливни. В целом же в весенне-летний сезон здесь преобладает маловетренная, безоблачная и теплая погода.
Одна из наиболее важных характеристик для развития рекреации и пляжного туризма являются гидрологические характеристики, в частности температура вод и их соленость.
Интенсивный радиационный прогрев мелководного Азовского моря в теплое время года обусловливает высокую температуру его поверхностных вод. Обычно от конца весны и до осени средняя месячная температура воды выше температуры воздуха. Многолетняя среднегодовая температура воды на поверхности моря равна 11°, а ее межгодовые колебания около 1°.
Значительно более резко выражены изменения величины поверхностной температуры воды от сезона к сезону. Зимой (январь—февраль) она имеет нулевые или близкие к ним отрицательные значения почти во всем море. Лишь в его южной части и у Керченского пролива температура воды на поверхности положительна (+1—3°), но и здесь в суровые зимы она может кратковременно понижаться до отрицательных величин (?0,1—0,3°).
Летом (июль—август) почти по всему морю устанавливается довольно однородная поверхностная температура, равная +24—25° (рис. 9, а). Ее максимальные величины (+32,0—32,5°) наблюдаются у самых берегов. В открытом море они не превышают +28,0—28,5°. Распределение температуры по вертикали в мелком Азовском море неодинаково от сезона к сезону и изменчиво на протяжении каждого из них. Поздней осенью и зимой (октябрь—февраль) она повышается с глубиной. Различие величин поверхностной и придонной температуры обычно не превышает 1°, но в холодные зимы иногда может достигать 5—7°. [6]
Весной и летом (март—август) температура воды понижается от поверхности ко дну примерно на 1°. За последние годы в связи с увеличением притока более соленых черноморских вод повысилась вертикальная устойчивость в Азовском море, поэтому здесь стал затрудненным турбулентный обмен между слоями и, как следствие этого, обострилась вертикальная температурная стратификация. Она выражена главным образом в открытых районах моря и меньше у берегов. Увеличение устойчивости в море заметно снизило изменчивость вертикального распределения температуры воды, обусловленную в весенне-летнее время в основном воздействием ветра, перемешивавшим слабо стратифицированные азовские воды. В сложившихся условиях лишь редкие в это время сильные ветры могут перераспределить температуру от поверхности до дна
Соленость – одна из важных характеристик морской воды. Соленость Азовского моря характеризуется большой временной и пространственной изменчивостью. Межгодовые изменения средней солености моря без Таганрогского залива достигают ¦0,7...+0,9o/oo, а в отдельные годы даже 1o/oo (1979 г.). В Таганрогском заливе размах межгодовых изменений средней солености достигает 2,0 - 2,5o/oo с максимумом 3,6o/oo (1969 г.) . Многолетний размах среднегодовых значений солености моря по имеющемуся ряду...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.