На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Управление государственным имуществом предприятий

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.02.2012. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты управления процессом приватизации государственного имущества и предприятий…………………………………...8
1.1. Анализ и характеристика итогов приватизации в РФ за период 1992 – 2007 годов………………………………………………………………………....8
1.2. Современное состояние и проблемы государственного регулирования процесса приватизации………………………………………………………….17
1.3. Экономическая эффективность приватизации…………………………….28
Глава II. Проведение приватизации государственного имущества и предприятий на примере ОАО ЦПП …………….……………………………..38
2.1. История развития ОАО ЦПП с даты основания по настоящее время……………………………………………………………………...………38
2.2. Анализ процесса приватизации ОАО ЦПП с 2006 года……….………..46
2.3. Анализ эффективности приватизационных процедур в ОАО ЦПП.…….52
2.4.Предложения по совершенствованию управления процессом приватизации государственного имущества и предприятий………………….62
Заключение……………………………………………………………………….68
Библиография…………………………………………………………………….71


Введение
Актуальность дипломного исследования определяется тем, что приватизация, являющаяся согласно ст. 217 ГК РФ передачей имущества имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности на основании законодательства РФ в собственность граждан или юридических лиц, сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает конкурентность участников экономического рынка, которые создаются на основе или сочетании частной, муниципальной и государственной собственности.
Приватизация как особая форма процесса преобразования собственности в России является в конце ХХ века новым импульсом развития предпринимательства и рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость выделения в этом процессе универсальных и специфических элементов, органичное сочетание которых и оказывает позитивное или негативное влияние на экономический рост и социально-экономические изменения в обществе.
Более того, анализ экономических процессов, происходящих с конца 1980 годов в России и связанных с разгосударствлением собственности, с аналогичными процессами в других странах нередко позволяет давать неожиданно точные прогнозы развития российской экономики.
В рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или коллективных собственников капитала, приватизируются.
Таким образом, можно говорить, что в обобщенном понимании приватизация представляет составной элемент государственной политики регулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственное развитие всей экономики страны.
¬В пользу приватизации выдвигаются, две группы ар¬гументов:
1. Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на разви¬тии всех форм собственности.
2. Экономические: государственные предприятия своеобразно реаги-руют на изменения рыночной ситуации, сокращая производство, сдавая в аренду производственные помещения, сокращая численность технического персонал, одновременно увеличивая бюрократический штат, содержащий лиш¬ний персонал. Все это приводит к, экономически неэффективности.
Таким образом, можно сформулировать главную цель приватизации – по¬вышение эффективности использования объектов хозяйствования.
Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных корпораций. Аналогичные процессы наблю¬дались во Франции, где приватизация в 80-е гг. доволь¬но быстро сменила национализацию, так как экономическое положе¬ние страны требовало повышения показателей развития экономи¬ки, в результате чего частный сектор пополнился 1100 предприя¬тиями, входившими в состав 12 групп .
Работа над проблематикой при¬ватизации невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как приватизация есть не что иное, как передача объектов публичной собственности в собственность частную. Проблема соб¬ственности разработана достаточно подробно К.Марксом, на чем во многом и сегодня основывается понимание этого феноме¬на современными исследователями. Сутью отношения собственности является целый комплекс более частных отноше¬ний — управления, распределения, обмена и потребления, важней¬шими из которых являются два первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и составляет суть отношения собственнос¬ти.
Такой подход к пониманию феномена собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации и по¬могает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что приватизация способствует повышению эффективности, как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдель¬ного предприятия через его приватизацию не является законом. Более того, изменение экономической ситуации понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня.
Изложенное позволяет сделать еще один вывод: очевидно, что поддержание производственной жизнеспособности предприятия (в силу важности конкретного производства для общества) является заботой не только для частных собственников, а и государства. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей эффективности прива¬тизированных в частные руки предприятий перед государственными (унитарными), так как россий¬ский опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих предприятий снизилась вследствие такой приватизации.
Цель дипломной работы состоит в формировании предложений по совершенствованию процесса управления приватизации государственного имущества и предприятий на современном этапе.
Согласно выбранной цели определены следующие задачи:
u Проанализировать основные итоги приватизации в РФ за период 1992-2007 гг.
u Рассмотреть современное состояние и определить проблемы госрегулирования процесса приватизации
u Изучить экономическую эффективность приватизации
u Рассмотреть современное состояние, тенденции и перспективы процесса приватизации госимущества и предприятий
u Проанализировать эффективность приватизационных процедур на примере ОАО «Центр проектной продукции в строительстве»
u Разработать предложения по совершенствованию процесса приватизации госимущества и предприятий.
Объектом дипломной работы является процесс управления государствен¬ного имущества и предприятий.
Предмет дипломной работы представляет собой анализ процесса приватизации государственного имущества в целом и на конкретном предприятии в частности.
База дипломной работы – ОАО «Центр проектной продукции в строительстве».
В рамках системного подхода к исследованию были применены ме-тоды анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования; в практи-ческой части использовались расчетно-аналитические методы, методы струк¬турно-динамического анализа.
Источниками информации послужили федеральные законы Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества Ростовской области», Федеральный Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», распоряжения и отчетность Росимущества РФ, постановления ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, а также учебники: Адамов В. Е., Акофф Р., Баканов М. И., Бандурин В.В., Евстигнеева Л.П., Ермоленко Ю., Есиповский И.Э., Жилинский С.Э., Зубов Д.Л., Иванов Н., Кинг У., Клиланд Д., Колесников А., Перевалов Ю., Сухов П., Чубайс А., Шеремет А. Д. и другие; статистические данные Ростата, статьи в периодических изданиях, Интернет-информация.
На защиту выносятся следующее:
1. В ходе приватизации в России появились принципи¬ально новые институты рыночной экономики, которых ранее не было вообще. Несомненно, что практика приватизации в России изменила экономику и общество, однако, важно обратить внимание на следующие обобщения.
2.Формирование частной собственности в переходный период при-вело к небывалой даже в странах развитого капитализма социальной диффе-ренциации населения, посеяло недоверие к реформам и укрепило тра-диционное убеждение значительной части россиян: «Всякое богатство — неправедно».
3. Считающаяся заслугой российских реформаторов приватизация жи¬лья, без сомнения, была шагом необходимым и положительным. Но и здесь трудно найти социальную направленность. Привилегированные представи¬тели советского общества, проживавшие в лучших городских районах, до¬мах и квартирах, получили их в собственность так же бесплатно, как жи¬тели «хру¬щевских» пятиэтажек, коммунальных квартир и бараков без удобств. Обитателей общежитий приватизация жилого фонда вообще не кос¬нулась.
4. Одним из отрицательных последствий распределительной при-ватиза¬ции, явилось формирование особого типа «нового российского капита¬листа», ничего общего с настоящим предпринимателем зрелой рыноч¬ной экономики не имеющего.


Глава I. Теоретические и практические аспекты приватизации государственного имущества и предприятий
1.1. Анализ и характеристика итогов приватизации в РФ в период 1992 – 2007 годов
В процессе приватизации в России можно выделить два периода. Начало первого из них можно отнести к 1992 году, а окончание к первой половине 1994 года. Его условно можно назвать «малой» приватизацией.
В этот период приватизация охватила 70% предприятий этой малой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.
Большая приватизация в этот период осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% населения.
С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена правительством и приобретение акций прива¬тизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развертыванию его с самого начала препят¬ствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса в России и низ¬кой платежеспособности населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ намерены были покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам, в частности, многочисленных проявлений в РФ в пореформенный период эко¬номической, социальной и политической нестабильности во многом явля¬ются результатом именно этого обстоятельства.
По тем же причинам не проявили большой активности в при-обретении таких акций крупные российские и иностранные инвесторы.
Таким образом, малая приватизация не достигла своей главной экономической и соци¬альной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития.
При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоя-щее время всего около 1 млн. малых предприятий ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, ко¬торых в России крайне мало.
В странах с развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные фирмы, обеспечивает занятость большей части населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без уско¬ренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства ско¬рее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему.
Еще более противоречивыми и во многом негативными оказались итоги большой приватизации. С одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что к настоящему времени около 55 млн. российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн. из них приобрели ак¬ции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685).
С другой стороны, и этот способ «рассеива¬ния собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Это связано с тем, что граждане, получая от своих мелких пакетов акций дивиденды, в лучшем случае сравнимые со средним процентом по депозитными банковскими вкладами, в отличие от мелких пред¬принимателей, получающих доходы от деятельности своих предприятий. Такой результат никак не повлиял на эффективность хозяйственной деятельно¬сти всех предприятий России и занятость населения.
Весьма сомнительными оказались и льготы коллективам предприятий, осуществляющих ваучерную приватизацию. Надо отметить, что льготы во многом были оправданы тем, что большинство предприятий к моменту на-чала приватизации находились в сложном финан¬совом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции не пред¬ставляли интереса для внеш-них инвесторов. В то же время льготы только для работников конкретного предприятия явно противоречили основному принципу демократии — рав-ноправию граждан.
Льготы сводились к тому, что работники предприятий имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть акций со скид-кой. Администрация же предприятия при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стре¬мились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удава¬лось сделать. Та часть акций, которая при проведении приватиза¬ции продавалась на сторону, скупалась (и той же ад¬министрацией и криминальными структурами) за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации по¬следних были отменены.
Важнейшим итогом первого этапа и в меньшей степени второго стало образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70% российского ВВП, безусловно, доминирует в эконо-мике РФ и является основой дальнейших рыночных преобразований.
По существу, уже на первом этапе в стране сложилась принципиально новая структура отношений собственников, не имеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и исключающая или, по меньшей мере, де-лающая крайне маловероятной возможность возврата к последнему. Это в це¬лом благоприятствовало дальнейшей рыночной трансформации экономики страны. При этом не стоит забывать, что рассмотренные процессы и итоги осуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во мно¬гом негативными. Это относится как к малой, так и к большой при¬ватизации.
Третий этап приватизации (вторая половина 1995 г.) связывается с так называемыми «Залоговыми аукционами». Исследователи этот этап относят к денежному этапу приватизации. Идея залоговых аукционов была предложена самими заинтере¬сованными лицами, которых в наши дни принято именовать олигархами. В книге А.Колесникова «Неизвестный Чубайс. Страницы из биографии» приведены следующие объяснения: «В марте 1995 года Владимир Потанин предложил реализовать схему залоговых аукционов, разработанную, по свидетельству Дмитрия Васильева, Борисом Йорданом, которая в той ситуации показалась единственно возможным способом пополнить бюджет, дать реальный старт денежной приватизации и продолжить поли¬тику финансовой стабилизации, за которую отвечал Анатолий Чубайс. После аукциона победивший банк должен был предоста-вить правительству кредит под залог принадлежащих ему [государству] акций того или иного предприятия. Потом, в соответствии с этой схемой, эти заложенные акции должны были либо быть проданными на конкурсе, либо перейти в собственность кредиторов, либо пра¬вительство вынуждено было вернуть кредит. В результате реализации залоговых аукционов задание по при¬ватизации было выполнено, что в немалой степени способствова¬ло фактическому завершению финансовой стабилизации. Аукционы стали стартовой площадкой для формирования российской олигархии — класса очень крупных собственников» .
Поскольку приватизация во многом носила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост и, следовательно, преодоление эко¬номического кризиса. Вполне закономерно, что приватизация до сих пор не стала и крупным источником пополнения госбюджета. Даже в наиболее ус¬пешном в этом отношении 1998 г. на поступления от приватизации пришлось лишь 5,1% доходной части федерального бюджета РФ.
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предпри¬ятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% ос¬тавались в собственности государства. Приватизация госпредприятий про¬должалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству но-менклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) ли-шились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь за-метные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались на-рушения, власть получила возможность держать новых крупных собственни¬ков под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуе¬мых «правил политической игры».
Таблица 3.
Число предприятий и хозяйственных организаций в России по формам собственности (на 1 января 2005)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2

Таблица 4.
Структура приватизированного в России 1993–2002 государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам при¬ватизации
Годы
1993 1996 1999 2002
Число приватизированных предприятий, всего 42 924 4 997 1 536 2 557
Из них, в %
– государственная собственность 16,45 18,57 6,77 3,36
– собственность субъектов РФ 22,18 14,31 19,40 8,84
– муниципальная собственность 61,37 67,12 73,83 87,78
Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:
– акционирование; 31,10 22,50 12,00 3,40
– продажа на аукционе и коммерческом кон-курсе; 38,00 42,10 74,60 61,40
– выкуп арендованного имущества; 29,50 32,10 8,30 32,90
– прочие 1,40 3,30 5,10 2,30

Таким образом, результаты всего процесса приватизации в России не следует переоце¬нивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к вла¬стным структурам, не сложился механизм действенной за-щиты прав собст¬веннков. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.
С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе со¬стояние на разделе государственной собственности.
В 2007 году в соответствии с возложенными на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом функциями, была организована планомерная работа по приватизации федерального имущества, направлен¬ная на реализацию целей, установленных прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденным распоря¬жением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 № 1184-р (далее – Программа приватизации).
В 2007 году не осуществлялась продажа акций крупных и крупнейших акционерных обществ. Однако при этом доходы от приватизации составили 19,3 млрд. рублей, что на 10% превышает объем доходов от приватизации, полученных в 2006 году. Без учета доходов от продаж акций крупных и крупнейших акционерных обществ (к крупным отнесены продажи, доходы от которых составляют более 3 млрд. руб.), за последние четыре года ежегодно поступающая в федеральный бюджет сумма доходов от приватизации вы¬росла более чем вдвое (с 7,8 млрд. руб. в 2004 году до 19,2 млрд. руб. в 2007 году) (см. также таблицу 1) .
Таблица 1
Сумма доходов от приватизации ежегодно поступающая в федеральный бюджет
2003 2004 2005 2006 2007
Доходы от приватизации без учета доходов от продаж акций крупнейших акционерных обществ * (млн.руб) 11 798 7 832 12 954 12 065 19 265

В 2007 году были приватизированы акции (доли в уставных капиталах) 377 хозяйственных обществ, более трети, из которых составили миноритар-ные пакеты акций, торги по продаже акций еще 523 хозяйственных обществ уже объявлены и состоятся в 2008 году. Количество приватизированных ак-ций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ в 2007 году на 6% превысило показатели 2006 года.
Реализация прогнозного плана (программы) приватизации федераль-ного имущества на 2007 год осуществлялась в новых условиях, в связи с пе-редачей постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 № 782 Росимуществу полномочий по установлению начальной цены подле¬жащего приватизации федерального имущества, а также минимальной цены (цены отсечения) по которой имущество может быть продано посредством публичного предложения.
В результате применения Росимуществом указанных полномочий, в т.ч. посредством проведения повторных торгов без изменения способа про-дажи и внедрения в практику продажи имущества посредством публичного предложения с установлением цены отсечения выше нормативной в феде-ральный бюджет дополнительно было получено 1,4 млрд. рублей. Кроме того, в отличие от практики предшествующих лет, при продаже имущества посредством публичного предложения в большинстве случаев (69%) цена продажи имущества составила не менее чем 75% цены несостоявшегося аук-циона. 1/3 имущества продана по цене, равной либо превышающей цену не-состоявшегося аукциона (см. также таблицу 2) .
Кроме того, в рамках подготовки к приватизации, в 2007 году Росиму-ществом проведены аудиторские проверки не только унитарных предпри-ятий, но и хозяйственных обществ, что позволило при установлении началь¬ной цены проводить сверку данных из аудиторских отчетов и отчетов об оценке и устанавливать начальную цену продажи более объективно.


Таблица 2
Аукцион государственного имущества

Конечная цена продажи Количество случаев
2006 2007
Цена продажи выше или равна начальной цене несостоявшегося аукциона 13% 28%
Цена продажи составляет от 75% до 99,9% начальной цены несостоявшегося аукциона 6% 41%
Цена продаже составляет от 50,1% до 74,9% начальной цены несостоявшегося аукциона 24% 7%
Цена продажи равна минимально возможной (50% начальной цены несостоявшегося аукциона) 57% 24%
ИТОГО 100% 100%

В 2007 году отношении 377 федеральных государственных унитарных предприятий из числа включенных в программу приватизации приняты ре-шения об условиях приватизации, в отношении 162 предприятий иницииро-ваны, осуществляются либо завершены ликвидационные процедуры. Таким образом, не смотря на сокращение общего количества приватизируемых предприятий по сравнению с предшествующими годами, увеличивается ко-личество предприятий, в отношении которых принимаются иные управлен-ческие решения. Кроме того, сокращаются общие сроки приватизации уни-тарных предприятий. Так, количество федеральных государственных уни-тарных предприятий, переносимых из программ приватизации истекших в программы приватизации последующих лет за указанный период сократи-лось почти вдвое (с 542 предприятий в 2004 году до 298 предприятий в 2007 году).
В целом, в рамках проведения работы по оптимизации и реструктури-зации государственного сектора экономики за последние 4 года кардиналь-ным образом изменена структура принадлежащих Российской Федерации ак¬ций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ (см. также таб-лицу 3).
Таблица 3
Структура акций принадлежащих Российской Федерации
Размер принадлежащей Российской Федерации доли в уставном капитале общества Доля акционерных обществ в общем количестве обществ на 1 января соответствующего года
2004 2005 2006 2007 2008
100% уставного капитала 4 % 10 % 30 % 45 % 54 %
От...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.