На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование учетной политики предприятия

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.02.2012. Страниц: 125. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
стр.
Введение…………………………………………………………………………4-5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учётной политики предприятия……………………………………………………………………….6
1.1. Понятие и значение учётной политики в организации учётного процесса………………………………………………………………………..7-16
1.2. Раскрытие учётной политики
1.2.1. Разработка и принятие учётной политики …..…………………17-23
1.2.2. Требования, предъявляемые к учётной политике, и способы её ведения……………………………………………..…………………………24-34
1.3. Изменение учётной политики………………………………………35-41
Краткие выводы к главе 1….………………………………………………..42-44
Глава 2. Организационно-технические аспекты учетной политики ОАО «Фенокс»
2.1. Сведения об организации………………………………..…………..45-48
2.2. Способы ведения бухгалтерского учёта на ОАО «Фенокс»………49-52
2.3. Организационно-технические аспекты учётной политики ОАО «Фенокс» …………………………………………………………………….53-57
2.4. Методологические аспекты учётной политики ОАО «Фенокс»…58-78
Заключение…………………………………………………………………..79-80
Список использованной литературы……………………………………….81-85
Приложение 1. Основные факторы, влияющие на выбор и обоснование учётной политики организации (таблица)…………………………………….86
Приложение 2. Учётная политика ОАО «Фенокс» на 2009 год…………87-100
Приложение 3. Рабочий план счетов ОАО «Фенокс»…………………..101-106
Приложение 4. График документооборота ОАО «Фенокс»……………107-109
Приложение 5. Приказ о проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств ОАО «Фенокс» на 2009 год………………...110-111
Приложение 6. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств ОАО «Фенокс»…………………………….112-121
Приложение 7. Перечень лиц, имеющих право подписи документов ОАО «Фенокс»……………………………………………………………………….122
Приложение 8. Механизм отражения в бухгалтерском учёте ОАО «Фенокс» дивидендов……………………………………………………………….123-124
Приложение 9. Перечень положений по бухгалтерскому учёту …….125-126























Введение


Актуальность темы исследования. Изменения системы общественных отношений и условий функционирования субъектов хозяйствования предопределили необходимость серьезной трансформации учета и учетного инструментария, в котором принципиальная роль принадлежит учетной политике предприятия.
Вариантность, целостность, самостоятельность выбора решения как качественные свойства учетной политики в условиях либерализации отечественной бухгалтерской системы и ее приближения к международным стандартам создают необходимые предпосылки становления управленческого учета в России.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой, предоставивших организациям большую самостоятельность в выборе учетной политики, свидетельствует об усилении ее влияния на эффективность учетного процесса, обеспечение полноты и достоверности отражения имущественного и финансового положения предприятия. Для большинства хозяйствующих субъектов современной России осознание значимости учетной политики как основного внутреннего стандарта, своеобразного стержня, на базе которого формируется комплекс организационно-распорядительных документов, а также использование содержащихся в ней возможностей для эффективного управления затратами и финансовыми результатами особенно актуально.
Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы - обобщение теоретических подходов и разработка организационно-технических и методических рекомендаций по формированию и использованию учетной политики в целях внутреннего контроля затрат на ОАО «Фенокс».
Для достижения указанной цели в дипломной работе определены следующие задачи:
- дано понятие «учетная политика», ее функций, аспектов, сущности и специфики формирования в современных условиях;
- оценка действующей методики учета затрат и её влияния на разработку учетной политики;
- разработка организационно-технических аспектов формирования учетной политики ОАО «Фенокс».
Предметом исследования является порядок формирования учетной политики в условиях реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой диплома явились основные положения и выводы, сформированные в научных трудах отечественных экономистов в области построения, раскрытия учетной политики, а также методологии бухгалтерского и управленческого учета затрат.
Вопросам учетной политики посвящены работы ведущих отечественных исследователей, таких как Р.А. Алборов, Д. Ю. Акулинин, А.С. Бакаев, А.В. Брызгалин, Н.С. Безруких, М.А. Бахрушина, Н.Г. Волков, В.Б. Гуккаев, В.Р. Захарьин, В.Б. Ивашкевич, В.Э. Керимов, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, В.И. Макарьева, А.Н. Медведев, С.А. Николаева, В.Ф. Палий, О.В. Рожнова, М.В. Семенова, Л.П. Хабарова, А.Д. Шеремет и др.
В качестве информационной базы использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ по общеэкономическим вопросам, бухгалтерскому учету, налогообложению, международные стандарты финансовой отчетности, нормативные акты министерств и ведомств по вопросам методологии учета и отчетности, статистическая информация.
Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 55 наименований. Основной текст изложен на 77 страницах с использованием 9-ти Приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования учётной политики предприятия

Основные нормативные документы, используемые при разработке учётной политики предприятия:
1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», утверждённый Приказом МФ РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вышедшими позже).
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части I и II.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации», утверждена Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н.
5. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина России от 29.07.1998г. № 34н.
6. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждённое приказом Минфина России от 6.10.2008г. № 106н и другие положения по бухгалтерскому учёту согласно Приложению 9.
7. Приказ Минфина России от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организаций».
8. «Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов», утверждённые Приказом МФ РФ от 28.12.2001г. № 119н.
9. «Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств», утверждённые Приказом РФ от 20.07.1998 № 33н (в ред. приказа Минфина РФ от 28.03.2000 N 32н).
12. «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

1.1. Понятие и значение учётной политики в организации учётного процесса

Явление учетной политики относительно новое в экономической теории и практике работы российских организаций. От ее правильного понимания, оформления, раскрытия и реализации во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям.
Официально термин «учетная политика» впервые упомянут в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 20.03.92г. № 10 (п.6 раздел П). Этот термин вошел в употребление путем вольного перевода на русский язык английского словосочетания «accounting policies». В тексте международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) это словосочетание используется как учёт, хотя этот термин намного шире, так как включает бухгалтерский учет, планирование, контроль и анализ хозяйственной деятельности, т.е. все основные функции управления. Современное определение в западных странах рассматривает accounting, как информационную систему, осуществляющую измерение, обработку, обобщение и передачу финансовой информации о самостоятельно хозяйствующем субъекте для принятия экономических решений.
В 1994 году опубликован первый национальный стандарт по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» .
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности принято положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 , а затем, вступившее в силу в 2009 году, ПБУ 1/2008 .
Понятие учетной политики в МСФО трактуется следующим образом - «учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности». В этом определении, прежде всего, подчеркивается основная методологическая цель подготовки системы финансовой отчетности как обеспечение пользователей наиболее полезной информацией, которая конкретизируется с учетом условий отдельного предприятия.
В национальном стандарте бухгалтерского учёта под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Такое определение дано как в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», так и во вступившем в силу в 2009 году ПБУ 1/2008.
Для целей налогообложения учетная политика определена статьей 11 Налогового кодекса РФ, как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве «классического» примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации, а именно: учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путём включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением , позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Сущность учетной политики наиболее ярко проявляется в ее функциях. В литературе и нормативных актах по учёту чаще всего выделяют три её функции: методологическую, финансовую, организационную.
Основное содержание функций учётной политики:
1. Методологическая - представляет систему способов организации учетного процесса по отражению результатов хозяйственной деятельности;
- методологическая основа построения оптимальной системы финансового и управленческого учета на предприятии;
- действенный инструмент практического разрешения противоречий нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- инструмент реализации принципов МСФО;
- обеспечивает оперативность и гибкость реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
2. Финансово-экономическая - обеспечивает управление затратами, ценами, финансовыми результатами и финансовым состоянием;
- способствует экономии ресурсов всех видов;
- позволяет оптимизировать объемы и сроки налоговых платежей; - инструмент стратегического и тактического планирования;
- используется в финансовом и управленческом анализе для обоснования принятия решений.
3. Информационно-правовая - важное условие компьютеризации учета и внедрения автоматизированных систем управления;
- обеспечивает прозрачность и достоверность учета;
- инструмент унификации учетных процедур и снижения их трудоемкости;
- предпосылка для адекватной интерпретации показателей бухгалтерской отчетности;
- важный информационный документ, аргументирующий статус и перспективы предприятия.
4. Коммуникативная - инструмент развития партнерских отношений;
- доказательство при разрешении налоговых споров в арбитражном суде;
- сфера интересов внешних инвесторов для оценки инвестиционных процессов.
5. Организационная - создает предпосылки для совершенствования организационной структуры предприятия;
- используется для разработки проектных материалов по постановке бухгалтерского учета;
- мотивирует создание постоянно действующей группы специалистов для внесения изменений, корректировок.
6. Контрольная - условие для построения адекватной системы внутреннего контроля;
- использование налоговыми органами на начальном этапе проверки деятельности предприятия;
- важный объект аудиторской проверки.
В современных условиях учетная политика превратилась в реальный инструмент управления, финансового и налогового учета ее деятельности, снижения налогового бремени. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:
1. Сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия; 2. Создать оптимальную систему налогового учета.
3. Предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ.
4. Создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и чёткому документообороту и учету информации.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган.
При разработке учетной политики необходимо учитывать специфику деятельности организации, а также то, что рекомендации, приемлемые для управления одной организацией, полезные для неё, могут быть вредны или бесполезны для другой.
На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие основные факторы (табличная группировка приведена в Приложении 1):
? формы собственности и организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, научно-производственное предприятие и т.д.);
? отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.);
? объёмы деятельности предприятия, среднесписочная численность работающих на нём и т.п.;
? соотношение с системой налогообложения (освобождение от различных видов налогов, льготы по налогообложению и т.д.);
? степень свободы действия в рыночных отношениях (возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнёров);
? стратегия финансово-хозяйственного развития предприятия (цели и задачи экономического развития на долгосрочную перспективы, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
? уровень материальной базы системы управления предприятием (обеспеченность компьютерной и иной оргтехникой, программно-методическое обеспечение);
? система информационного обеспечения организации (по всем направлениям, необходимым для её эффективной деятельности);
? уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей;
? система материальной заинтересованности в эффективной работе организации и материальной ответственности за круг выполняемых обязанностей.
Только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к формированию и обоснованию учетной политики.
Если подходить к учетной политике в широком смысле как к системе ведения бухгалтерского учета, представления финансовой отчетности, то тогда становятся понятны допущения и требования к правилам ведения учета и отчетности. Они должны выполняться, но не обязательно объявляться в учетной политике организации. И только если организация при ведении бухгалтерского учета отступает от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений в учетной политике.
Положением по учетной политике установлены следующие допущения:
-имущественной обособленности;
- непрерывности деятельности;
- последовательности применения учетной политики;
- временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц .
Данное допущение означает, что на балансе организации не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации. Имущество, находящееся под контролем организации, но не принадлежащее ей на праве собственности, учитывается за балансом (на забалансовых счетах) по правилам простой бухгалтерии, то есть без использования двойной записи по счетам. Например, на забалансовых счетах:
001. "Арендованные основные средства";
002. "Товарно-материальные ценности на ответственном хранении";
003. "Материалы, принятые в переработку";
004. "Товары, принятые на комиссию";
005. "Оборудование, принятое для монтажа".
Отступление от этого общего принципа установлено Законом РФ от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ "О лизинге". В соответствии с п. 1 ст. 11 данного Закона РФ предмет лизинга, переданный во временное владение и использование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя. Вместе с тем, в соответствии со статьей 12 указанного Закона РФ, предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон.
Если при ведении учета организация признает принцип имущественной обособленности, то в учетной политике об этом не объявляется.
Если организация допускает отступление от допущения имущественной обособленности, то она обязана раскрыть причины этих отступлений:
- наличие на балансе лизингополучателя имущества, переданного в лизинг;
- наличие объектов основных средств, переданных в оперативное ведение.
2. Допущение о непрерывности деятельности организации означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленный срок .
При оценке того, выполняется ли допущение о непрерывности деятельности, должна учитываться вся имеющаяся информация, по крайней мере, в предшествующие двенадцать месяцев с отчетной даты. Степень, в которой эта информация принимается во внимание, зависит от фактов в каждом конкретном случае.
Допущение о непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. То есть у организации отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. В этом случае применение этого допущения не указывается в учетной политике. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на следующий финансовый год, а также в пояснительной записке к годовому отчету за истекший отчетный год.
3. Допущение последовательности применения учётной политики означает, что принятая организацией учетная политика последовательно применяется от одного отчетного года к другому, что обеспечивает создание определенной стабильности ведения бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики может производиться в случае изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, а также при существенном изменении условий её деятельности. Если одна из перечисленных причин изменений учетной политики появилась, и последовательность применения учетной политики прерывается, этот факт должен быть отражен в учетной политике организации на следующий финансовый год.
4. Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности предполагает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Это допущение называется по- другому принципом начисления.
В соответствии с пунктом 25 МСФО 1 компания должна составлять финансовую отчетность, за исключением информации о движении денежных средств, согласно методу начисления. Принцип начисления в отечественной практике применяется при отношении доходов и расходов.
Начисляется амортизация, начисляется заработная плата, списываются в производство сырье и материалы, даже если они не оплачены (но при условии, что право собственности на них перешло организации).
Момент возникновения дохода и расхода устанавливается содержанием первичного документа, определяющего факт хозяйственной деятельности и выполнением условий их признания. Исключения применения метода начисления указаны в пункте 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации": расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
Общенациональная учетная политика предполагает выработку и установление некоей совокупности предписаний, обязательных для исполнения в неизменном виде, всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, объёма, вида и отрасли деятельности. Она должна фиксироваться в законодательных актах, нормативных положениях, инструкциях и других подобных регламентах. Нормы общенациональной учетной политики обязательны в силу законодательного характера: они установлены либо законодателем, либо по его уполномочию органами государственного управления, либо иным органом (организацией), которому делегированы соответствующие права.


1. 2. Раскрытие учётной политики
1. 2. 1. Разработка и принятие учётной политики

Анализ документов нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и практика составления приказов об учетной политике организаций позволяет выделить перечень вопросов, которые должны раскрываться при формировании учетной политики.
Первая группа - это обязательные элементы учетной политики. Во всех Положениях по бухгалтерскому учету, регламентирующих методологию бухгалтерского учета по отдельным разделам, выделена минимальная информация, которая должна быть раскрыта в Приказе об учетной политике.
Вторая группа - это вариантные элементы учетной политики.
При формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из способов, допускаемых законодательством и нормативными актами.
Вариантность способов ведения бухгалтерского учета в действующем бухгалтерском законодательстве отражается в использовании сочетания слов "организации могут", "организациям разрешается".
Третья группа вопросов учетной политики связана со способами бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в нормативной базе.
"Способ бухгалтерского учета, отсутствующий в нормативной системе, но принятый организацией, должен быть всесторонне обоснован, исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации".
Четвертая группа вопросов, требующих отражения в учетной политике, это способы бухгалтерского учета, принципы которых определены в нормативной базе, но организация утверждает особенности их применения исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры организации. "Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации".
Пятая группа вопросов учетной политики возникает, когда порядок учета какого-либо объекта или хозяйственной операции регламентирован, но различные документы нормативной базы противоречат друг другу, и представляется достаточно сложно определить приоритеты.
Разработка учётной политики – сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учётной политики от одного отчётного периода к другому не только не эффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учётная политика не корректируется.
Можно выделить следующие этапы разработки учётной политики.
1. Комплексная оценка среды организации (экспертиза).
Этот этап разработки учётной политики включает:
? оценку сложившейся системы документооборота (эффективность, быстрота, выполнение графика);
? оценку применяемого рабочего плана счетов (достаточность, соответствие нормативной базе);
? анализ форм применяемых первичных учётных документов (необходимость, достоверность, наличие всех реквизитов, полнота информации, существенность содержащихся в форме данных, трудоёмкость заполнения, удобочитаемость);
? анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчётности (необходимость, достоверность, полнота информации, существенность содержащихся в форме данных, трудоёмкость заполнения, удобочитаемость, периодичность составления);
? оценку существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации (полнота информации, периодичность проведения, состав инвентаризационной комиссии);
? экспертизу методов оценки активов и обязательств (соответствие нормативной базе, соответствие целям организации, экспертиза системы внутреннего контроля и аудита, эффективность, достаточность, оперативность).
Назначение: подготовить материалы, необходимые для принятия руководством организации решения об основных принципах построения учётно-финансового механизма, подходах и способах ведения учета, которые должны быть заложены в учётную политику.
2. Разработка изменений к действующей учётной политике.
Назначение: на основе аналитических выводов первого этапа разработать рекомендации по оптимизации учетных процедур и приведению их, в полное соответствие действующему законодательству, повышению эффективности информационного обеспечения системы
3. Контроль внедрения и применения.
Назначение: решение проблем, возникающих в ходе внедрения нового порядка учета.
Форма разработанной учётной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учётная политика может быть изложена непосредственно в приказе. В этом случае она будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учётной политики. При этом утверждаемая приказом учётная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму в соответствии с целями её создания. В этом случае учётная политика становится приложением к соответствующему приказу.
Табличная форма построения учётной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учёта. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объёме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учёта.
Всё это облегчает последующее использование учётной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учётных работ по направлениям.
Рекомендации по разработке учётной политики на 2009 год (таблица возможных вариантов) представлена в Приложении 1 . Рекомендации содержат два раздела:
1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета.
2. Учетная политика для целей налогообложения.
В столбце «вариант» приведены возможные варианты учетной политики, выбор среди которых делает сама организация. Для удобства в этом столбце нужно оставить выбранный вариант, удалив остальные, и утвердить данные таблицы в качестве приложения к приказу об учетной политике организации.
Учетная политика – это комплексный документ, касающийся, однако, только одного аспекта организации учетного процесса – методологии учета. Следует помнить, что пунктом 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статьей 314 НК РФ определён перечень документов, утверждаемых либо одновременно с учетной политикой, либо как приложения к ней. Перечень документов должен быть утверждён в приказе или распоряжении руководителя предприятия об учётной политике и может включать:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учёта, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности;
2) формы первичных учётных документов, которые применяются для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учётной информации;
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета;
7) формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов.
Исходя из сложившейся практики, рабочий план счетов, как правило, утверждается в качестве приложения к учетной политике. Приложением к ней в силу требования закона выступают и формы регистров налогового учета. Остальные же названные документы чаще утверждаются в качестве самостоятельных локальных нормативных актов. Это связано с тем, что по традиции учетная политика вместе с рабочим планом счетов, обеспечивающим ее реализацию, утверждается на каждый финансовый год перед его началом. В то же время график документооборота, формы первичных учетных документов, порядок проведения инвентаризации и иные аналогичные «системные» документы, применяемые из года в год, не меняются, а лишь при необходимости корректируются. При этом необходимо помнить, что утверждённая учётная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т.п.
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от акти¬вов и обязательств ее собственников, равно как и от активов и обяза¬тельств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или суще-ственного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последователь¬но от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому от-четному периоду, в котором они имели место, независимо от факти¬ческого времени поступления или выплаты денежных средств, связан¬ных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Лицом, ответственным за разработку учетной политики организации, до 1 января 2009 года являлся её главный бухгалтер, но, начиная с 2009 года, формировать учетную политику сможет любой другой работник фирмы, на которого возложено ведение бухгалтерского учета . Например, руководитель финансового департамента или генеральный директор. Как и прежде, учётная политика утверждается приказом директора (п. 2 ст. 7 Закона).
Бухгалтерам дали больше свободы. Отныне приложением к учетной политике можно утверждать формы любых первичных учетных документов. Ранее это позволялось только в отношении бланков, по которым нет унифицированных форм.
Утверждается учетная политика, как и прежде, внутренним распорядительным документом организации – это, как правило, приказ или распоряжение её руководителя. Аналогичными документами вводятся в действие и иные документы, утверждаемые вместе с учётной политикой.
В бухгалтерской практике сотрудники налоговых органов требуют представления им учётной политики на следующий год одновременно с представлением годовой отчетности за предыдущий год. Однако в законодательстве такое требование не содержится, поэтому выполнять его налогоплательщик не обязан – представить в налоговый орган без его специального требования налогоплательщик может только в виде своей доброй воли.
Приказ об учетной политике устанавливает организационную форму бухгалтерии организации, а также круг лиц, ответственных за организацию или обеспечение отдельных учетных и контрольных задач.
Для разработки и практического использования наиболее удобна короткая форма приказа, а все необходимые документы целесообразно оформлять как приложения к нему. Такое построение приказа об учетной политике даст возможность при необходимости оперативно вносить уточнения, дополнения в любой распорядительный документ.


1. 2. 2. Требования, предъявляемые к учётной политике, и способы её ведения

В современных условиях хозяйствования разработка методик и порядка отражения тех или иных операций в учете является функцией не государства, а самого хозяйствующего субъекта. Необходимость учетной политики как одного из основных корпоративных стандартов управления организацией объясняется переходом от жесткого регламента со стороны государства к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.
Государство в лице назначенных им исполнительных органов устанавливает определенные общие правила, принципы или предоставляет организации выбор одного способа из нескольких, без соблюдения которых хозяйствующий субъект не сможет обеспечить заинтересованным лицам, контрагентам доступность и прозрачность данных об его имущественном и финансовом положении. В отдельных случаях законодательство вообще не устанавливает порядка учета, и организации приходится разрабатывать его самостоятельно.
Учетная политика представляет основу формирования многих документов организации, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность как внутри организации, так и во взаимоотношениях с внешними контрагентами.
Учетная политика организации призвана закрепить выбор организации и установить порядок определения показателей, предусмотренных и не предусмотренных законодательством.
Учетная политика, в которой отсутствуют соответствующие обязательные положения, не будет выполнять своей роли и не может считаться удовлетворительной.
При формировании учетной политики необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения).
Учетная политика должна отвечать следующим требованиям:
1. Полнота.
2. Своевременность.
3. Осмотрительность.
4. Приоритет содержания перед формой.
5. Непротиворечивость.
6. Рациональность.
Требование полноты раскрывается, в частности, через понятие существенности, пересекающееся с понятием уместности.
Информация является уместной, если она может влиять на решения пользователей, помогая оценивать прошедшие, настоящие и будущие события. Показатель же считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенность зависит от размера объекта или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях пропуска или искажения.
Требование своевременности означает своевременное отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Чрезмерная просрочка представления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым представить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, ее надежности. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям. Для своевременного представления информации часто бывает необходимо отчитываться до выяснения всех аспектов операции или другого события, тем самым, снижая надежность. И наоборот, если отчетность задержана до выяснения всех аспектов, информация может оказаться чрезвычайно надежной, но малополезной для пользователей, которые должны были принять решение раньше. В достижение баланса между уместностью и надежностью, регулирующим соображением является наилучшее удовлетворение по...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.