На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Сущность государства - общечеловеческое и классовое

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 03.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение
3
Глава I. Проблема природы и сущности государства в политико-правовой мысли: основные подходы
7
Глава II. Классовое начало в сущности государства: содержание и типологизация
17
Глава III. Общечеловеческое начало в сущности и жизнедеятельности государства: содержание и современная проблематика

Заключение
29

40

Список использованной литературы 42


Введение

Сущность, как философская категория означает главное, основное в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное и значимое в нём, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
Попытки определить природу и сущность государства предпринимались мыслителями разных эпох и различных научных направлений. Так Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека.
Основным предназначением государства марксистское учение считает создание такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя их столкновение.
В середине XX века возникает ряд теорий («государство всеобщего благоденствия», «правовое государство», «плюралистическая демократия»), которые главную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учётом возможностей каждого.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Однако это в корне неверно. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет.
В связи с этим можно выделить следующие основные подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов одного какого-либо класса не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;
- общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях как средство обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоёв, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Будучи по-прежнему главной управляющей силой общества, государство начинает всё больше превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учёта и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выходить такие важные общедемократические институты как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений и т.п.
С учётом вышеизложенного, целью курсовой работы будет являться анализ соотношения общечеловеческого и классового начала в понимании природы и сущности государства. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. рассмотреть теоретико-методологические аспекты данной проблемы и дать характеристику основных подходов к исследованию сущности государства в политико-правовой мысли прошлого и настоящего;
2. раскрыть смысл и содержание теорий (в первую очередь, марксистской) постулирующих приоритет классового начала в сущности государства;
3. выявить смысл и содержание общечеловеческого начала в природе и сущности государства.
Объект исследования: природа и сущность государства. Предмет исследования: соотношение общечеловеческого и классового начал в сущности государства. Актуальность данной проблемы определяется тем, что для современной политико-правовой мысли характерен отход от абсолютизации какой-либо одной – узкоклассовой или общечеловеческой – стороны в понимании сущности государства, учёт диалектического единства обеих его сторон.
В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, необходим сбалансированный подход к вопросу о соотношении общечеловеческих и классовых начал в природе государства.
Структура курсовой работы определяется поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассматриваются основные подходы к пониманию сущности и природы государства в политико-правовой мысли прошлого и настоящего. Во второй главе подробно излагается содержание марксистского подхода, абсолютизирующего классовое начало в сущности государства. В третьей главе рассматривается общечеловеческий (общесоциальный) подход и его влияние на становление современного правового государства.
По данной проблеме существует широкий круг исследовательской литературы. Начиная с Аристотеля большинство мыслителей сходились в понимания государства как института социального компромисса и достижения общего (общественного) блага. Так основоположник либерализма английский просветитель Джон Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство».
К. Маркс в работе «Капитал» писал о двух основных моментах в деятельности любого государства. Это выполнение во-первых, общих дел, вытекающих из природы всякого общества; во-вторых, специфических классовых функций. Абсолютизация классового начала в сущности государства характерна для работ В.И. Ленина. Так в работе «Государство и революция» он подчёркивал, что: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий... Существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы».
Из современных российских авторов данной проблеме уделяли внимание такие учёные как А.В. Малько, М.Н. Марченко, И.Ф. Ракитская, В.Е. Чиркин.


Глава I. Проблема природы и сущности государства в политико-правовой мысли: основные подходы.

Что собой представляет государство, каковы его природа и на значение, какова его роль в жизни общества, наконец, в чем отличие государства от негосударства? Это вечные вопросы, которые на протяжении всей истории цивилизованного человечества всегда стояли перед людьми, занимали и продолжают занимать их умы и воображение.
Уже древних, замечал по этому поводу известный русский ученый-юрист Б.Н. Чичерин (1828—1904), занимали подобного рода вопросы, уже древние оставили нам философское учение о государстве. Известно, писал он, что древнее государство отличалось от нового тем, что оно «в несравненно большей степени подчиняло себе личность. Древний гражданин жил для государства. Частная жизнь, обеспеченная рабством, служила ему только средством для исполнения гражданских обязанностей» . Этот характер гражданского быта, проистекавший из всего миросозерцания античного мира, «в котором личность не получила еще полного своего развития», отразился и на учениях тех великих мыслителей, которые всего полнее выразили античное воззрение.
Как же определялось государство на различных этапах его развития?
Один из величайших мыслителей античности Аристотель (384 — 322 до н. э.) считал, что государство — «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее».
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения (Никколо Макиавелли (1469—1527) определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Болен 1530—1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».
Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588 — 1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».
Создатель идейно-политической доктрины либерализма английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представлял государство как "общую волю" являющуюся выражением преобладающей силы», т.е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство в виде совокупности людей, соединившихся в одно целое под началом имя же установленного общего закона..........................


Заключение

При исследовании феномена государства важное значение имеет характеристика его сущности, т.е. тех признаков, которые являются определяющими, наиболее устойчивыми и закономерными для данного явления.
Существует несколько подходов к сущности государства среди которых можно выделить два основных: классовый и общечеловеческий (общесоциальный). Большинство немарксистских направлений политико-правовой мысли исходили из понимания государства как инструмента достижения «общего блага», «общей воли», реализации общих интересов членов общества.
Для марксистского учения характерен ярко-выраженный классовый подход. Государство здесь трактуется как организация политической власти экономически господствующего класса. Такой подход был господствующим в советской юридической науке. Он обеднял и искажал представление о государстве, так как являлся односторонним и содержал понимание государства только с классовых позиций, ориентировал на обострение классовых противоречий.
Однако, изменения которые произошли в мире в последние десятилетия продемонстрировали узость и односторонность сведения природы и сущности государства исключительно к классовому началу. На первый план стали выступать общечеловеческие ценности, классовая тональность в определениях государства и права стала вытесняться общесоциальной.
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы стать инструментом социального компромисса между различными слоями населения и общественными силами; инструментом обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех государственных функций. К общим делам государства можно отнести осуществление разнообразных коллективных потребностей общества.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно – крайность. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий подход». Отказываясь от одной «чисто» классовой крайности осознанно или неосознанно, авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую крайность. Только учитывая одновременно и общечеловеческое и классовое начала в сущности можно достигнуть научной объективности в изучении данного понятия.
Соотношение между общечеловеческим и классовым началами в сущности государства в различные исторические эпохи неодинаково. В современных условиях налицо приоритет общечеловеческих ценностей. Государство, которое преимущественно выступает как орудие социального компромисса и баланса социальных интересов, как правило, должно соответствовать уровню развития демократии в обществе. Это правовое демократическое государство, пределы власти которого основываются на нормах права, а высшее предназначение заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека.


Список использованной литературы

1. Административная ответственность. М. 2001.
2. Баитин М.И. Сущность права. Саратов, 2001.
3. Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. №3.
4. Гумилович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.
5. Ильин И.А. О государстве // Собрание сочинений М., 1993, т 1.
6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999.
7. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997.
8. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. Собр. Соч. т 33.
9. Локк Дж. Два трактата о правлении // История политических и правовых учений. Хрестоматия. М., 1996.
10. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Советское государство и право, 1990 № 10
11. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т 25., ч. 1.
12. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005.
13. Теория государства и права / Отв. Ред. М.Н. Марченко. М., 2001.
14. Теория государства и права: курс лекций / Под. Ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000.
15. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
16. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
17. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. №2.
18. Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1988.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1995.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.