На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Вина как категория преступления

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 03.02.2012. Сдан: 2011. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
I Теоретическое обоснование вины как научной категории преступления 6
1.1 Историческая характеристика субъективной стороны состава преступления и место в ней вины 6
1.2 Вина как признак и научная категория в преступлении 11
1.3 Анализ уголовных дел и методических обзоров об установлении вины в составах преступлений 23
1.4 Методические затруднения определения вины по составам преступлений 31
II Правовое регулирование квалификации состава преступления с учетом видов вины 35
2.1 Виды вины и их научная характеристика по действующему законодательству 35
2.2 Пути совершенствования механизма правового регулирования: квалификация и установление вины 49
III Изучение темы "Вина и ее формы" школе 60

3.1 Современный урок права 60

3.2 Комбинированный урок на тему "Вина и ее формы" 73

Заключение 87

Список использованных источников и литературы 92



Введение
Одно из центральных мест в уголовном праве занимает проблема вины. Значимость вины определяется следующими признаками: вина составляет субъективную сторону преступления; вина представляет собой психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, его последст-виям; вина выступает в двух основных формах - умысел или не-осторожность; вина выражает отрицательное отношение личности к интересам общества, нарушаемым данным преступлением; вина является проявлением общественной опасности личности преступника и характеризует степень этой опасности; вина входит в состав преступления в качестве его элемента;
вина является необходимым условием уголовной ответственности. Совокупность этих признаков и определяет вину в уголовном праве.
Актуальность изучения данной темы состоит в том, что без установления формы, содержания и степени вины невозможно правильное назначение наказания, в частности, назначение вида пенитенциарного учреждения при отбывании наказания в виде лишения свободы.
Вопрос о вине затрагивает права личности и, следовательно, имеет не только юридическую, но и социальную значимость. Конституция Россий-ской Федерации 1993 г. возводит принцип виновной ответственности в высший конституционный ранг (ст.49 Конституции).
Проблема вины выходит за рамки уголовного права и права вообще. Принцип виновной ответственности является не только правовым, но и нравственным. Это означает, что категория вины, вообще, и в уголовном праве, в частности, насыщена определенным философско-этическим содержанием. Проблема вины есть проблема нравственно-правовой оценки антиобщественного поведения, осуществляемая нормативными средствами.
Объектом исследования являются уголовно-правовые отношения, опосредующие понятие вины.
Предметом исследования является уголовно-правовая характеристика вины.
Целью данной работы является исследование вины в методологическом и сравнительно-правовом аспектах, определение круга проблем, имеющих отношение к вине, адаптация данного материала для преподавания в школе.
В процессе исследования решались следующие задачи: анализ содержания вины; рассмотрение форм вины; изучение видов умысла и неосторожности;
формулирование предложений по совершенствованию уголовного законодательства; рассмотрение теоретической основы современного урока права; разработка урока по теме «Вина и ее формы».
Исследование основывается на базовых положениях теории познания социальных явлений. В дипломе автор использовал формально-юридические, сравнительно-правовые методы познания; применял системный анализ уголовных дел и документов.
Теоретической базой дипломной работы послужили работы таких авторов, как: Брайнин Я.М., Назаренко Г.В., Лукьянов В.В., Нерсесян В.А., Лившиц Ю.М., Дагель П.С., Рарог А.И., Злобин Г.А., Трайнин А.Н. и других. В работах указанных авторов были рассмотрены вопросы понятия и содержания вины, форм вины: умысла и неосторожности. При этом многие сформулированные в них положения носят дискуссионный характер, нуждаются в дальнейшей теоретической разработке.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, действующее уголовное законодательство РФ и руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ, относящиеся к рассматриваемой проблематике.
В настоящей работе также использована опубликованная судебная практика Верховного Суда РФ.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе раскрываются особенности вины как научной категории преступления, рассматривается историческое становление субъективной стороны состава преступления и места в ней вины, анализируются уголовные дела и методические обзоры об установлении вины в составах преступлений.
Во второй главе излагаются основные виды вины и их научная характеристика по действующему законодательству, а также пути совершенствования механизма правового регулирования.
Третья глава посвящена изучению темы «Вина и ее формы» в школьной программе, рассмотрению возможных вариантов преподавания данной темы.
Заключение представляет собой концентрированное изложение выводов, сделанных в выпускной квалификационной работе, а также предложений, направленных на совершенствование действующего уголовного законодательства, а также преподавания уголовного права в школе............................


Заключение
Актуальность и теоретическая разработанность предмета исследования в трудах ученых позволили определить цель и задачи выпускной квалификационной работы: результаты решения задач дают основание сформулировать следующие выводы.
Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. В соответствии со сформулированным в УК РФ принципом лицо подлежит уголовной ответственности только за совершение тех общественно опасных действий и их вредных последствий, в отношении которых установлена его личная вина.
Согласно ст.24 УК РФ виновным в совершении преступления может быть признано только то лицо, которое совершило общественно опасное и уголовно-противоправное деяние умышленно или неосторожно.
Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия, либо относилось к ним безразлично.
Прямой умысел включает в себя три взаимосвязанных признака:
1) осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия); 2) предвидение возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий; 3) желание их наступления.
Косвенный умысел тоже предполагает три признака: 1) осознание лицом общественной опасности своих действий (бездействия); 2) предвидение возможности наступления общественно опасных последствий; 3) нежелание, но сознательное допущение этих последствий либо безразличное к ним отношение.
Теория и судебная практика различают умысел определенный (конкретизированный) и неопределенный (не конкретизированный).
Умысел может быть заранее обдуманным в предумышленных преступлениях или внезапно возникшим в ситуативных или случайных деяниях.
В отличие от умышленной вины неосторожная вина возможна только при совершении преступлений с материальным составом, т.е. когда в диспозициях статей УК РФ предусмотрены общественно опасные последствия, являющиеся результатом тех или иных действий (бездействия) виновного.
Содержание внутреннего отношения субъекта к наступившим последствиям и составляет вину в двух ее видах: легкомыслия и небрежности.
Психологический механизм поведенческого акта при неосторожных деяниях не отличается от механизма умышленных преступлений. И в тех, и других есть то или иное отношение лица к своим действиям (бездействию) и наступившим последствиям. Различия носят нормативный характер.
В реальной действительности такие действия (бездействие), в результате которых наступают общественно опасные последствия, существуют и в неосторожных деяниях, о чем упоминается в ст. 26 УК РФ. Но сами по себе они не являются преступными, в связи с чем, и отсутствуют формальные составы в неосторожных деяниях. Но действия (бездействие) в неосторожных преступлениях, как правило, являются административными, дисциплинарными, производственными, технологическими и иными нарушениями писаных правил или правил элементарной осторожности. Именно поэтому и возникает вопрос о необходимости предвидения лицом возможности наступления общественно опасных последствий в результате совершаемых нарушений и об уголовной ответственности при их наступлении.
При легкомысленной вине субъект, совершая соответствующие действия (бездействие), как и при косвенном умысле, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий. И если при косвенном умысле он, не желая их наступления, допускает их или относится к их наступлению с безразличием, то при легкомысленной вине лицо рассчитывает на их предотвращение, хотя и самонадеянно.
Самонадеянность субъекта свидетельствует о том, что его предвидение было абстрактным и неопределенным, без точного представления развития причинных связей между своим поведением (нарушением) и возможными последствиями.
Закон указывает, что расчет на предотвращение общественно опасных последствий является самонадеянным, когда он осуществляется без достаточных к тому оснований. К ним относится профессиональный опыт, знания, навыки, реальные представления о механизме причинных связей, объективная оценка собственных возможностей и способностей. Критерием оценки недостаточности оснований, положенных субъектом в основу своего поведения, служит объективное наступление прогнозируемых последствий при субъективной надежде на их предотвращение.
При небрежной вине, в отличие от легкомысленной, лицо, совершая действие или бездействие, не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий, но при соответствующей внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло по своим объективным и субъективным возможностям предвидеть эти последствия.
Обязанность лица предвидеть общественно опасные последствия своих действий (бездействия), выраженная в законе словами "должно было", может вытекать из писаных или обычных, но общеизвестных правил предусмотрительности.
Изучение данной темы в школе приводит к определенным затруднениям при работе обучаемых с юридическими документами (УК РФ). Нагроможденные формулировки статей подчас не под силу взрослым сформировавшимся личностям, можно себе представить с какими трудностями в усвоении данного материала сталкиваются дети. В силу этого возможно теряется интерес в процессе обучения к уголовному праву, в сознании детей формируются нигилистическое отношение к закону, в силу незнания возможных последствий, дети недооценивают результатов своих правонарушающих поступков, как следствие растет уровень преступности несовершеннолетних.
Указанные выводы обусловливают следующие предложения, выносимые на защиту:
1. Внести в ч.1 ст. 217, ст. 249, ст. 251 и ряд других статей Особенной части УК РФ однозначные указания на возможность совершения предусмотренных в них деяний только по неосторожности, ограничив ответственность за неосторожные преступления только случаями, указанными в Особенной части УК РФ.
2. Ответственность за умышленные и неосторожные преступления должна быть предусмотрена либо в разных статьях УК, как например, ст. 105 и 109 УК, либо в разных частях одной статьи, как, например, ч. 1,2,3 ст. 349 УК.
3. Неосторожное поведение, в частности нарушения различного рода правил предосторожности, должно быть наказуемо лишь при наступлении конкретных общественно опасных последствий. Иными словами, составы неосторожных преступлений должны быть сконструированы по типу материальных составов. При отсутствии реальных последствий неосторожного поведения более эффективными оказываются иные меры правового воздействия.
4. Категоризацию умышленных и неосторожных преступлений целесообразно изложить отдельно (в разных статьях) и, учитывая неодинаковую степень опасности аналогичных умышленных и неосторожных преступлений, повысить верхние пределы квалификационных групп неосторожных преступлений. Особую актуальность этот вопрос приобретает при освобождении от уголовной ответственности и наказания.
5. Конкретизировать формулировку ст. 27 УК РФ, разделив ее на части, более четко указав на двойственность форм вины, уточняя при этом некоторые пробелы, например, что означает выражение «без достаточных к тому оснований», или как выяснить предвидение (непредвидение) лица в выражении «уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления».
6. Ввести в школьную программу по праву единый «Уголовный кодекс для детей», адаптированный для понимания школьников разной возрастной категории.
7. Ввести во внеурочную работу по праву курс занятий «Знакомимся с законом». На данных занятиях изучать психологию деликтного поведения человека.


Список используемых источников и литературы

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993// М.: Юрид. лит., 2009, с.64
2. Уголовный кодекс РСФСР 1960//М.: Юрид. лит., 1994, с.224
3. Уголовный кодекс РФ 1996//М.: Юрид. лит., 2009, с.236
4. Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, 1964-1972//М..: Юрид. лит., 1974, с.277.
5. Брайнин Я.М. Уголовная ответственность и ее основание//М.: Юрид. лит., 1963, с.385
6. Ворошилин Е.В., Кригер Г.А. Субъективная сторона преступления// М.: Юрид. лит., 2007, с.356
7. Герцензон А.А. Уголовное право. Общая часть//М.: Юрид. лит.,1948, с.541
8. Гринберг М.С. Ответственность за преступную неосторожность // Советское государство и право. 1979, № 8, с.11-13.
9. Гурвич И.Г. Косвенный умысел по советскому уголовному праву// Автореферат дисс… канд. юрид. наук. М., 1951, с. 23
10. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление//Воронеж: изд-во Воронеж. ун-та, 1994, с.147
11. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы//М.: Юрид. лит., 1977, с.143
12. Загородников Н.И. Советское уголовное право. Общая часть//М.: Юрид. лит., 1960, с.544
13. Злобин Г.А. Виновное вменение и уголовная ответственность.// Актуальные проблемы уголовного права. М. : Юрид. лит., 1988, с.242
14. Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы//М.: Юрид. лит., 1972, с.262
15. Комментарий к Уголовному кодексу РФ // Отв. ред. А.В. Наумов. М.: Юрист, 2006, с.578
16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: ИНФРА М.- Норма, 1996, с.881
17. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, с.658
18. Коржановский Н.И. Предмет преступления//Волгоград: ВШС МВД РФ, 1976, с.178
19. Кригер Г.А. Разграничение умысла и преступной самонадеянности // Советская юстиция. 1980, № 17, с.13-14
20. Кудрявцев В.Н.. Причины правонарушений//М.: Законность, 1976, с. 261
21. Лившиц В.Я. К вопросу о понятии эвентуального умысла // Советское государство и право. 1947, № 7, с.18-20
22. Меньшагин В.Д. Форма виновности по воинским преступлениям // Социалистическая законность. 1944, № 5-6, с.23-25
23. Назаренко Г.В. Вина в уголовном праве//Орел: изд-во Орловск. ун-та, 1996, с.96
24. Назаренко Г.В. Уголовное право: проблемы Общей части//Орел: изд-во Орловск. ун-та, 1995, с.145
25. Никифоров Б.С. Об основах уголовного законодательства // Важный этап в развитии советского права. М.: Юрид. лит., 1960, с.210
26. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть: Курс лекций//М.: Юрист, 1996, с.569
27. Новое уголовное право России. Учебное пособие. Общая часть//М.: Зерцало, 2006, с.639
28. Новое уголовное право России. Учебное пособие. Особенная часть//М.: Зерцало, 2006, с.728
29. Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву//М.: Юрид. лит., 1961, с.456
30. Пионтковский А.А. Советское уголовное право. Общая часть//М.-Л.: МГУ, 1928, с.487
31. Питецкий В. Критерии преступной небрежности // Советская юстиция. 1986, № 2, с.19-20
32. Познышев С.В. Учебник уголовного права//М.: Профюриздат., 1923,
с. 514
33. Портнов И. Отграничение косвенного умысла от преступной самонадеянности // Социалистическая законность. 1977, № 9, с.45-47
34. Рарог А.И. Психическое содержание умысла // Советская юстиция. 1973, № 21, с.8-11
35. Рарог А.И. Вина в советском уголовном праве//Саратов: изд-во Саратов. ун-та, 1987, с.186
36. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник //Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М.: Зерцало, 2007, с. 567
37. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник // Под ред. проф. М.Г. Журавлева, С.И. Никулина. М.: Зерцало, 2008, с.640
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// М.: Юриздат., 1989, Т.2, с.682
39. Сергеева Т.Л. Основания уголовной ответственности по советскому уголовному праву // Ученые записки. ВНИИСЗ. М., 1964. Вып. 1 (18), с.215
40. Славин И. Наказуема ли уголовная неблагонадежность?// Еженедельник советской юстиции. 1922, № 8, с.2-5
41. Советское уголовное право. Часть общая//Под ред. Б.В. Здравомыслова и др. М.: Юрид. лит., 1982, с.581
42. Советское уголовное право. Общая часть// М.: Юрид. лит., 1988, с.527
43. Советское уголовное право // Под ред. М.И. Ковалева. Свердловск: изд-во Свердлов. ун-та, 1972, с.613
44. Советское уголовное право // Под ред. А.И. Гельфера и др. М.: Юрид. лит., 1972, с.654
45. Советское уголовное право. Общая часть // Под ред. Г.А. Кригера. М.: Юрид. лит., 1988, с.629
46. Трайнин А.Н. Уголовное право РСФСР. Особенная часть//М.: Юриздат., 1948, с.641
47. Трайнин А.Н. Учение о составе преступления//М.: Юриздат., 1946, с. 367
48. Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву// М.: Юриздат., 1951, с.225
49. Эстрин А.Я. Краткий курс советского права. Уголовное право СССР и РСФСР//М.: Юриздат., 1927, с.345
50. Уголовное право. Часть Общая // Под ред. Загородникова Н.Н. и др. М.: Юрид. лит., 1966, с.541
51. Уголовное право России. Общая часть: Учебник//Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 2006, с.512
52. Утевский Б.С. Вина в советском уголовном праве//Л.: ЛГУ, 1950, с.98
53. Филановский И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению//Л.: ЛГУ, 1970, с.224
54. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве//М.: Юрид. лит., 1967, с.411
55. Чельцов М. Спорные вопросы учения о преступлении// Социалистическая законность. 1947, № 4, с.23-27
56. Бавсун М.В., Векленко С.В., Фаткуллина М.Б.//научно-теоретический журнал «Правоведение», факультета СПбГУ, № 4, 2006, с.125-135
57. Тяжкова И.М. Критерии наказуемости преступной неосторожности//научный журнал «Вестник Московского университета», № 4, 2007, с.32-43
58. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия//М.: Просвещение, 2007, с.156
59. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе//М.:2002, с.258
60. Вакуленко В.А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания//М.: 2002, с.181
61. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России// М.:2003, с.156





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.