На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Толерантность в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 06.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Глава I. Теоретические представления о феномене толерантности и особенности его становления в подростковом возрасте 2
§1.1. Толерантность как междисциплинарный и психологический феномен 2
§1.2. Толерантность в системе отношений человека 9
§1.2.1. Феноменология отношений 9
§1.2.2. Подходы к изучению толерантности как целостного акта в межличностном общении 12
§1.3. Этническая нетерпимость 20
§1.4. Формирование толерантности в подростковом возрасте 23
§1.4.1. Особенности психического развития в подростковом возрасте 23
§1.4.2. Особенности развития толерантности в подростковом возрасте 29
Список литературы 34



Глава I. Теоретические представления о феномене толерантности и особенности его становления в подростковом возрасте

§1.1. Толерантность как междисциплинарный и психологический феномен

«Толерантность» (от лат. tolerantio - терпение) имеет разное значение в разных языках и культурах [6]. Так во французском подчеркивается уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения; в арабском слово преимущественно трактуется как прощение, снисхождение, сострадание и благосклонность, расположенность к другим людям; для персидского характерно вычленение значения готовности примирения с противником, терпимость и выносливость. В русском языке понятия «терпимость», «терпение» представлены совокупностью слов с достаточно большим разнообразием оттенков. В словаре терпеть — «терпливать что выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать; крепиться... мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать» [32]. Это слово представлено гнездом понятий: «терпеливо», «терпеливость», «терпеливый», «терпение», «терпеть», «терпится», «терпимо», «терпимость». Слово «терпеть» рассмотрено в трех смыслах, главное для нашего исследования — мириться с наличием, существованием кого-либо или чего-либо. Слово «терпимость» соотносится с понятием «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение».
С.И. Ожегов соотносит значение слова «терпимость» с «терпимым отношением к чему-нибудь. Терпимый — такой, что можно, должно терпеть, с которым можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру» [49, C.40].
В целом можно отметить, что ненаучное значение слова «толерантность» близко к русскому «терпимость» и означает в ряде интерпретаций уважение Другого, снисхождение, смирение с Другим.
В работах ряда исследователей представлены разнообразные авторские подходы к рассмотрению феномена «терпимость» (толерантность) в различные исторические периоды. Это — и обуздание страстей посредством воспитания (Сократ), и интеллектуальная самозащита (Платон), и стремление к «золотой середине» (Аристотель), преодоление страданий (Фома Аквинский), соблазнов (Эразм Роттердамский), сострадание (Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр), соблюдение мудрой меры равновесия (И. Гете), всеобщий человеческий долг (И. Кант), компромисс с действительностью для достижения своих потребностей и желаний (Х. Плеснер), рефлексия чужого (В. Франкл) [11].
Я.А. Коменский видел в терпимости, взаимном прощении друг другу обид и накопленного вреда способ прекращения бесчеловечности, вражды, ненависти, раздора [2]. Он считал необходимым знакомить детей с такими важными понятиями, как «человечность» и «терпение». А. Дистервег показал, что терпимость и уважение людей друг к другу способны нейтрализовать эгоистические черты личности, проявления ненависти и жестокости, развивать в них умение быть заботливыми, внимательными, прощая обиды и радуясь успехам друг друга [2].
В отечественной философской и педагогической мысли терпимость всегда отличалась от других актов поведения и предполагала допущение чужой свободы (В. Соловьев), политическую умеренность и гражданское мужество (В. Франкл). По Н.А. Бердяеву, — это уровень нравственной сознательности, Н.К. Рерих трактует терпимость как активную форму взаимодействия, а для Л.Н. Толстого — это смирение, непротивление злу насилием, для Серафима Саровского — умение любить [20].
В первой статье международной декларации сформулировано понятие толерантности как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[15]. Авторы декларации подчеркивают, что толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Толерантность рассматривается также как обязанность отдельных людей, групп и государств способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка [3].
Традиционно толерантность как этическую ценность связывают с существованием различий в человеческих сообществах, с проблемой уважения, принятия и понимания богатого многообразия их «инакости» [21]. В качестве важнейшего внутреннего фактора, обеспечивающего проявление толерантности/интолерантности в контактах между людьми, выступает ценностно-смысловая сфера личности, ее структурные и содержательные компоненты. Следовательно, аксиологический подход к проблеме формирования толерантности как общественной ценности и индивидуальной ценностной ориентации является вполне оправданным [21].
В Лондонской философской энциклопедии подчеркивается, что толерантность следует отличать от свободы и независимости, поскольку она предполагает существование вещей, относительно которых есть уверенность, что с ними нельзя согласиться. Свобода не связана с критикой людей и их действий. Элемент осуждения встроен в значение терпимости. Быть терпимым — значит осуждать и только после этого примиряться. Толерантность не тождественна равенству, и так же, как она отличается от свободы, она отличается и от братства. Толерантность несводима и к индифферентности, так как нет необходимости примиряться с тем, что нас не беспокоит [32].
Понятие «толерантность» в психологической науке имеет несколько определений, отличающихся по значению. В частности, рассматривается толерантность как устойчивость к манипуляции и противостояние влиянию, психологическая устойчивость в деструктивных и подавляющих ситуациях, фрустрационная толерантность. Вместе с тем, наиболее емким является понимание толерантности как устойчивости к конфликтам, в отличие от суженной и вызывающей недоразумения интерпретации ее как терпимости [25].
Кроме того, в психологии толерантность понимается как установка либерального принятия моделей поведения, убеждений и ценностей других. Этот термин используется некоторыми с очень положительными коннотациями, в том смысле, что толерантность включает энергичную защиту ценностей других и признание плюрализма, а также что истинно толерантный, терпимый человек будет противостоять любой попытке помешать их свободному выражению. Другие, однако, используют его в неопределенно отрицательном смысле, подразумевающем, что толерантность является своего рода неестественным воздержанием, видом скрежетания зубами при смирении с поведением, убеждениями и ценностями других. Этот последний способ употребления происходит от значения термина толерантности как способности выносить стресс, напряжение, боль и т.д. без серьезного вреда [7].....................................

Список литературы
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. - М.: МОДЭК, 1999. - 224с.
2. Асмолов Г.А. Мы обречены на толерантность // Семья и школа, 2001. - №11/12. - С. 32-35.
3. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений: монография. – Донецк: Изд–во «Сталкер», 1998. – 429 с.
4. Белякова Я.С. Специфика проявления межличностной толерантности в ситуации конфликтного взаимодействия.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.– azps.ru/list/114.html
6. Братченко С. Психологические основания исследования толерантности в образовании.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
7. Вязовец Н. В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. -2003. - №3. – с. 12-19
8. Горностай П. П. Психология отношений (В.Н.Мясищев) // file://localhost/C:/Users/514C~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.109/32889.htm
9. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология.- 2001. - №3. - С. 68-75.
10. Жданова С.Ю. Отношение к другим в зависимости от отношения к себе // Вестник ЧГПУ сер.8 Начальное образование, 2001. - №2. - С. 38-43.
11. Золотухин В.М. Толерантность как принцип поведения.– tolerance.ru/p–biblio–readhall.shtml
12. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие.- Томск: ТГУ, 1992.- 225 с.
13. Кабрин В.И., Тимонова С.И. Архетипика базовых коммуникативных отношений и проблема толерантности в коммуникоативном мире современного человека // Сибирский психологический журнал. – 2003. - №2. – с.24-35
14. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие): монография. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
15. Кожухарь Г.С. Акмеологический и аксиологический подходы к проблеме толерантности в межличностном общении.– akme31.narod.ru/21.html
16. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
17. Кошарный А.В. Психология интерактивной самостоятельности и ее формирование у подростков. Учеб. пособ. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. – 119 с.
18. Крайг Г. Психология развития: монография. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 922с.
19. Краткий психологический словарь./ Под ред. А.В. Петровского. и М.Г. Ярошевского. Р.-на.-Дону.1998.
20. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. - М., 1999.
21. Либин А.В. Дифференциальная психология.- М.:Смысл,1999.- 305с.
22. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: монография. – М.: Наука, 1999. – 350 с.
23. Марковская И.М. О декларации принципов толерантности // Психология в меняющемся мире: материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года)/ Отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – C. 75 – 76.
24. Маслак А.А. Измерение латентной переменной «толерантность» // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты. – материалы III Национальной научно–практической конференции: в 3 т.– М., 2006.– Том 1.– С. 263–264
25. Мельникова Н.Н. Структура толерантности как отношения // Психология в меняющемся мире: материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года)/ Отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.– с. 78 – 79.
26. Мельникова Н.Н. Толерантность: уровни, пространства и формы как разные плоскости изучения // Психология в меняющемся мире: Материалы докладов региональной научно–практической конференции (23–24 апреля 2002 года), отв. ред. Н.А.Батурин – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – С. 76 – 78
27. Мутерперель С.В. Влияние этнической идентичности подростков на проявление толерантных установок в области межличностных отношений // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты Материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 265 – 266.
28. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Хрестоматия по психологии. – i–u.ru/biblio/archive/averianov_xrpsiholog/ps15.aspx
29. На пути к толерантному сознанию / под ред. Асмолова Г.А. -М., 2000. 375 с.
30. Нестерова Н.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности // Прикладная психология и психоанализ.– 2006. – №4. – С. 39–43.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы: монграфия. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
32. Оксфордский толковый словарь по психологии: словарь / под ред. А. Ребера. – 2002. – 467 с.
33. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001. – 368 с.
34. Орлов А.Б., Шапиро А.З. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б. Орлов, А.З. Шапиро.–krugosvet.ru/articles/10/1001072/print.htm.
35. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения: методические указания. – М.: Смысл, 1993.– 32с.
36. Патогенетическая психотерапия Мясищева.– 4todakak.ru/print.php?querry=GET%20/md/mod/tex/views/7405/%20HTTP/1.1.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: монография. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.
38. Психология личности. Хрестоматия. Под ред. Райгородского Д.Я. Том 1. - Самара, 2000. – 448с.
39. Психология личности: словарь–справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. – К.: «Рута», 2001.– 702 с.
40. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под. ред. Б.Д.Корвасарского. СП б. «Питер».-2000.
41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656 с.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529с.
43. Роджерс К. Клиентоориентированная терапия. М.: Релф-бук: Ваклер, 1997. 312 с.
44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с.
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
46. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии: учебное пособие. – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.
47. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома, 2000.
48. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2001. – 976 с.
49. Словарь толерантности.– tolerance.ru/p–review–dict.shtml
50. Смирнов Б.А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях: монография.– М.: Изд–во Гуманитарный Центр, 2007. – 276 с.
51. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими Тренинг толерантности для подростков.–tolerance.ru/p–master–spisok.shtml
52. Солдатова Е.Л Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие. – Ростов на/Д.: «Феникс», 2004 – 384 с.
53. Сомова Н.Л. Программа психолого–педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 56 – 58.
54. Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов / под ред. Н.А. Батурина.– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.– 227с.
55. Фролов Ю. Человек в поисках собственной идентичности // Педология. – 2001. – №9. – С.10–16.
56. Хакимов Э.Р. Психологическое обеспечение подготовки педагогов к этно–толерантно направленному образованию детей и молодежи // Психология образования: культурно–исторические и социально–правовые аспекты: материалы III Национальной научно–практической конференции.– М.: 2006. – С. 173 – 174.
57. Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя: автореферат дис… д-ра пед. наук: – Владивосток. – 2007. – 36 с.
58. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 554 с.
59. Щербаков П.М. Практикум по общей психологии. – М.: Просвещение, 1990. - 288 с.
60. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под. ред. А.В. Толстых.– М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.