На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Посреднические сделки (проблемы правового регулирования посреднических сделок)

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 08.02.2012. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Посреднические сделки в российском гражданском праве 6
1.1. Понятие и виды посреднических сделок 6
1.2. История развития правового регулирования посреднических сделок в России и его современное состояние 11
Глава 2. Общая характеристика отдельных видов посреднических сделок 19
2.1. Договор поручения в системе посреднических сделок 19
2.2. Договор комиссии, как вид посреднических сделок 35
2.3. Договор агентирования 58
Глава 3. Проблемы правового регулирования посреднических сделок и пути их решения 72
Заключение 82
Список литературы 85

ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики, как показывает практика, является сфера услуг, бурный рост которой представляет собой отличительную черту экономической ситуации начала 21 века. Рынок услуг охватывает широкое поле деятельности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования, и, конечно же, посредничества.
Повышение значимости посреднических услуг привело к возникновению потребности в освещении указанной темы. Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее время посредническая деятельность получила широкое распространение, в отечественном гражданском законодательстве появились новые виды посреднических договоров.
Однако, по мнению отечественного законодателя, существующая в настоящее время степень развития посреднических услуг не является достаточной, причем не только в количественном, но и, прежде всего, в качественном отношении.
В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации помимо низкого уровня культуры рыночных отношений, склонности контрагентов к нарушению взаимных обязательств, недостаточного развития инфраструктуры товарных рынков, больших транспортных издержек, несовершенства системы финансовых и кредитных отношений, характерны также недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение и неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.
Таким образом, назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений, эффективности функционирования товарных рынков. Необходимо рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения.
Правовое регулирование посредничества, к сожалению, еще далеко от совершенства. В российском законодательстве нет единого нормативно-правового акта о посредниках, а существуют различные по юридической силе акты, регулирующие правовой статус профессиональных посредников.
В целом деятельности по оказанию посреднических услуг не уделено достаточного внимания, однако не следует отрицать возможности того, что в дальнейшем в российском правотворчестве посредническим услугам будет отведено свое определенное место. В связи с этим написание выпускной квалификационной работы по заявленной теме представляется актуальным.
Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих при заключении, исполнении и прекращении посреднических договоров.
Предмет исследования - правовое регулирование посреднических сделок.
Цель выпускной квалификационной работы - комплексное исследование теоретических и практических проблем посреднических сделок.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды посреднических сделок.
2. Рассмотреть исторические аспекты и современное состояние правовой регламентации посреднических сделок.
3. Изучить особенности посреднических договоров, таких как договор комиссии, договор поручения, договор агентирования.
4. Выявить проблемы правового регулирования посреднических сделок и разработать предложения по их решению.
Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, а также специально-юридических методов: исторического и сравнительного правоведения, формально-юридического комплексного исследования, изучения и обобщения судебной практики.
Нормативную основу работы составляют положения гражданского законодательства, регулирующие посреднические сделки.
Эмпирическая база работы сформировалась за счет практики Арбитражных судов: Высшего Арбитражного суда РФ, Арбитражных судов округов.
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения трудов ведущих отечественных ученых-правоведов дореволюционного, советского и современных этапов развития правовой науки, таких как: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Б.Д. Завидова, О.С. Иоффе, О.А. Красавчикова, Б.И. Пугинского, Ю.В.Романца, АЛ.Сергеева, Е.А.Суханова, Ю.К.Толстого, Г.Ф. Шершеневича и других.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, и включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе раскрыто понятие и виды посреднических сделок, рассмотрена история развития правового регулирования посреднических сделок в России.
Во второй главе представлена характеристика отдельных видов посреднических сделок, как договор поручения, комиссии и агентирования.
В третьей главе анализируются проблемы правового регулирования посреднических сделок и пути их решения.
В заключение работы изложены обобщающие выводы.

ГЛАВА 1. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

1.1. Понятие и виды посреднических сделок

Появление посреднических сделок обязано такому правовому явлению как посредничество. В науке гражданского права дореволюционного периода понятие представительства являлось предметом рассмотрения практически в каждом учебнике по гражданскому и торговому праву, однако понятие посредничества не получило должного внимания. Чаще всего фигура посредника рассматривалась в связи с отношениями представительства, и именно в противовес фигуре представителя. В учебных курсах по торговому праву многими авторами приводился перечень торговых посредников, к которым чаще всего причислялись биржевые маклеры, торговые агенты и, иногда, комиссионеры. Единого мнения о существе посреднических отношений среди ученых не существовало. Посредничество понималось дореволюционными авторами либо слишком широко (в него входило и представительство) и являлось, скорее, экономическим понятием, нежели юридическим, либо слишком узко - под посредничеством понималась только деятельность по оказанию фактических услуг обеим сторонам в форме «сближения» последних .
В свою очередь, под представительством по общему правилу понималось правоотношение, в силу которого одно лицо (представитель) действует вместо другого лица (представляемого) от его имени и за его счет, последствия же этих действий непосредственно переносятся на представляемого . Вместе с тем ряд авторов трактовали понятие представительства расширительно, включая в него и отношения, в силу которых представитель действует и от собственного имени, но в интересах и за счет представляемого .
После 1917 года Россия стала страной, в которой полностью было уничтожено право частной собственности на средства производства, свободное товарное производство и обращение было заменено централизованным учетом и плановым распределением всех производимых материальных благ. В этих условиях посредничество являлось уголовно наказуемым деянием. Легальным было лишь посредничество в форме деятельности специализированных организаций. Последним была отведена незначительная роль в организации хозяйственных связей при перемещении излишних товарных запасов между социалистическими организациями, о чем свидетельствует тот факт, что деятельность указанных органов регламентировалась ведомственными или межведомственными нормативными актами, а не законодательными актами общесоюзного или республиканского значения. Ни один кодифицированный акт советского периода не содержал понятия посредничества и не упоминал о посредниках. Основы гражданского законодательства СССР 1991 г. хотя и содержали статью о биржевых сделках (ст. 29), но не определяли понятия посредничества и относили регулирование биржевых сделок к специальному законодательству.
В науке гражданского права советского периода вопросы посредничества также не были широко освещены. В большинстве своем советские цивилисты отмечали лишь фактическую сторону деятельности посредников. Во многом они исходили из реально существовавших посреднических отношений в сфере торговли - с определенным кругом субъектов (государственные предприятия и организации) и строго сформулированными перед посредническими организациями задачами. Между тем некоторые ученые рассматривали понятие посредничества в нескольких аспектах и видели в нем не только оказание одних лишь услуг фактического порядка, но и совершение юридических действий .
В предпринимательской деятельности повсеместно встречаются ситуации, когда производитель товара или услуг, а также авторы и правообладатели интеллектуальной собственности сталкиваются с тем, что продвижение на рынок их товара оказывается не таким простым занятием, как казалось, и покупатели не выстраиваются в очередь. Кроме того, проведение мероприятий по организации сбыта зачастую связано с такими трудозатратами и требует таких налаженных коммерческих связей, специальной квалификации и опыта, что впору создавать для этого новый бизнес.
Любое реально действующее предприятие, как и человек, не только занимается непосредственно производством и продажами, но и приобретением разнообразного имущества, а также может выпускать ценные бумаги, судиться с конкурентами и потребителями, участвовать в выставках и т.п. В связи с этим возникает необходимость решать проблемы, которые напрямую не связаны с непосредственной профессиональной ориентацией предприятия.
Вот тут и приходится обращаться к различного рода специализированным предприятиям или предпринимателям, которые выполнят такие задачи быстрее и лучше и которые, по сути, являются посредниками между производителем и потребителями.
Гражданским кодексом РФ специально для таких нужд гражданского оборота предусмотрена группа договоров, именуемых посредническими. «Рыночная цель этих договоров - налаживание коммерческих связей. Поэтому их и объединяют одним понятием - посреднические договоры» - пишет М.Н. Сафонов .
Юридическим предметом посреднических сделок выступает оказание услуг. Это также является объединяющим признаком для посреднических договоров.
Оказание услуг является необходимым в предпринимательском обороте. В связи с этим значительное число договорных обязательств в предпринимательстве связано с оказанием услуг, в которых могут нуждаться как сами предприниматели, так и лица, к ним не относящиеся. В отличие от работ услуги не получают овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они выражены . Законодательство предусматривает возможность оказания различных видов услуг в рамках следующих договоров: возмездного оказания услуг, коммерческого представительства, комиссии, агентирования, перевозки, экспедирования, страхования, доверительного управления имуществом, хранения и др.
Так, на основе договора возмездного оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ) исполнитель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию аудиторских, медицинских, ветеринарных, консультационных, информационных, правовых услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию.
Определенная группа предпринимательских договоров в качестве предмета договора имеет оказание посреднических услуг. В связи с этим такие договоры называют посредническими. В частности, к ним относятся договоры коммерческого представительства, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом и др. Особый вид посреднических договоров - договор коммерческого представительства, являющийся разновидностью договора поручения. Коммерческим представителем признается лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (ст.184 ГК РФ). Договор коммерческого представительства должен быть заключен в письменной форме и содержать указание на полномочия представителя. Такие полномочия могут содержаться и в доверенности.
Договор комиссии (ст.990 ГК РФ), используемый в предпринимательской деятельности, в отличие от договора коммерческого представительства, не порождает отношений представительства. К основным разновидностям договора комиссии относятся договор консигнации и дилерский договор (ст.3-4 Закона о рынке ценных бумаг). Так, в обязанности дилера может входить получение товара продавца для дальнейшей реализации его третьим лицам.
Совершение отдельных видов договора комиссии может быть регламентировано в специальных нормативных актах. В частности, постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569 утверждены Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами .
Агентский договор (ст.1005 ГК РФ) более широко используется в сфере предпринимательских отношений, чем комиссия и поручение, в особенности с участием иностранных предпринимателей. Это связано с тем, что предметом агентского договора является совершение агентом по поручению принципала не только юридических, но и иных действий, не влекущих правовых последствий. К таким действиям, например, относится осуществление агентом рекламы товара, принадлежащего принципалу.
С предпринимательскими договорами на оказание посреднических услуг тесно связан договор доверительного управления имуществом . Под таковым понимается соглашение сторон, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) (ст.1012 ГК РФ).
Итак, посредническими принято называть сделки, юридическим предметом которых является оказание посреднических услуг. В частности, к ним относятся договоры коммерческого представительства, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом и других. Данные сделки совершаются с целью совершения определенных юридических (то есть юридически значимых) действий.

1.2. История развития правового регулирования посреднических сделок в России

С переходом России к рыночной экономике на первый план вышли проблемы актуализации процесса производства, повышения экономической целесообразности и эффективности торговых операций. В этих условиях посредничество, как фактор успешного продвижения товаров и услуг к потребителю, особенно нуждается в правовой регламентации.
Впервые о посредниках на законодательном уровне заговорили в 1832 году, когда после завершившейся кодификации законодательства в Уставе торговом - одном из отделов Свода законов гражданских - появились статьи о маклерах на биржах. Так, статья 692 Устава гласила: «Для посредничества при заключении торгов, договоров и условий по делам, производимым на биржах, избираются на основании правил, в их уставах изложенных, биржевые маклеры...» . Замещение должности маклера происходило в результате выбора членами биржевого комитета.
При заключении торгующими сделок деятельность маклера носила чисто фактический характер: они сами сделок не заключали, но способствовали их заключению сближением контрагентов. По этому признаку маклер отличался от комиссионера и приказчика, которые совершали юридические сделки - первый от своего имени, второй - от имени хозяина.
Таким образом, Устав торговый регламентировал деятельность посредников на бирже - месте, где совершались торговые сделки. Под ними понимались сделки, «совершаемые в виде промысла» , то есть предпринимателями. Посредничество при заключении таких сделок, осуществляемое вне биржи, строго преследовалось по закону.
Общих же правил, определяющих и регулирующих отношения, возникавшие из сделок о посредничестве, в российском законодательстве не существовало. На практике это порождало множество вопросов, особенно относительно тех видов посредничества, которые не были предусмотрены законом, но ему не противоречили (деятельность торговых агентов и так называемых частных маклеров ).
Торговым агентом, по аналогии с Германским торговым уложением, признавалось лицо, служащее в определенном предприятии и исполняющее для последнего роль постоянного посредника. В этом качестве агент заключал на основании выданной ему доверенности торговые сделки от имени и за счет своего предприятия. Таким образом, торговые агенты фактически являлись поверенными при заключении торговых сделок, и поэтому происходило смешение понятий посредничества и договорного представительства.
Частным маклером называли лицо, которое не являлось обязательно профессионалом, не было должностным и играло роль посредника при заключении любых не запрещенных законом сделок между гражданами.
Устав торговый также содержал нормы о торговой доверенности, которая выдавалась «на производство торга» и «на хождение по таможенному производству дел». Торговой доверенностью лицо, имеющее право торга, уполномочивало другое лицо на производство торговых дел за свой счет и на свое имя. Общегражданской доверенностью веритель уполномочивал поверенного на совершение вместо него действий, не имеющих торгового характера. Закон не давал определения договора поручения, а ограничивался лишь установлением формальных правил о выдаче и содержании доверенности в смыслеодностороннего акта. Поэтому нередко в судебной практике договор доверенности (поручения) принимался за договор личного найма.
Что касается договора комиссии, то, несмотря на значительное развитие в России комиссионных операций, лишь Законом от 21 апреля 1910 г. «О торговой комиссии» впервые было дано определение отношений, вытекающих из этого договора. Согласно статье 1 Закона «по договору торговой комиссии одно лицо (комиссионер) принимает на себя заключение торговых сделок от своего имени за счет другого лица (препоручителя, коммитента)». Комиссионеру выдавалась доверенность, предоставлявшая необходимые полномочия. В связи с этим договор комиссии рассматривался многими цивилистами как один из видов договора доверенности, несмотря на существовавшие между ними различия.
Г.Ф. Шерешеневич так характеризовал договор комиссии. «Договор комиссии состоит в том, что одно лицо комиссионер, за вознаграждение, обязывается по поручению другого лица, комитента, совершить известного рода торговые сделки за его счет, но от своего имени» .
Таким образом, и в юридической литературе не было единого мнения о природе посреднических отношений, их соотношении с представительством. Одни считали, что посредники осуществляют только действия фактического характера и этим отличаются от всех иных лиц, производящих юридические действия . Другие же авторы относили и договор доверенности, и договор комиссии к посредническим, подразумевая под посредническими сделками те, согласно которым одно лицо принимает на себя труд содействовать за определенное вознаграждение другому лицу в установлении между ним и третьими лицами известного юридического отношения .
Проект Гражданского уложения, который так не был принят, не разрешал вопроса о сущности и перечне посреднических сделок, хотя и содержал определения договоров поручения и комиссии.
Октябрьская революция не внесла ничего кардинально нового в гражданское законодательство о посредниках. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года содержал нормы о договоре поручения и о выдаче доверенности, не определяя, на совершение какого рода действий уполномочивается поверенный. Нормы о договоре комиссии отсутствовали.
В период нэпа для регулирования посреднической деятельности было принято Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 29 октября 1925 г. «О торговых агентах» .
Торговыми агентами признавались лица, которые, не состоя на службе в торговом или промышленном предприятии, оказывали ему содействие по заключению торговых сделок или совершали торговые действия от его имени (при наличии письменного полномочия). Торговыми агентами могли быть как физические, так и юридические лица. Постановление не содержало указания, в какой форме должно быть заключаемо соглашение между сторонами, оно лишь предусматривало, что договоры государственных предприятий с торговыми агентами должны, под страхом их недействительности, заключаться в письменной форме. Как видим, фигуры торговых агентов до революции и после нее не являлись тождественными.
В дальнейшем о посреднической деятельности начали говорить в контексте вовлечения в товарооборот слабо реализуемых товаров - так называемых излишков. Главную роль в этом деле играли торгово-посреднические конторы, которые оказывали соответствующие услуги при операциях по оптовой продаже излишков товаров розничными торговыми организациями области, края, АССР. Во всех случаях оптовая продажа товаров осуществлялась за пределы этих административных единиц. Деятельность их регулировалась Правилами заключения торговых сделок через конторы по торговому посредничеству Министерства торговли СССР, утвержденными приказом Министра торговли СССР от 14 октября 1953 года . Кроме того, в РСФСР действовали Положение о республиканской торгово-посреднической конторе «Росторгпосредконтора Министерства торговли РСФСР»; Устав межобластных торгпосредконтор РСФСР; Инструкция о порядке проведения торгово-посреднических операций и оформления торговых сделок торгпосредконторами, утвержденные приказами Министерства торговли СССР от 29 января 1971 г. № 37 , 25 мая 1971 г. № 204 и 14 августа 1961 г. № 496 , а также различные указания министерств торговли СССР и РСФСР по этим вопросам.
Сущность посредничества на основании этих нормативных актов заключалась в том, что торгпосредконтора, руководствуясь поручением клиента - организации на совершение торговой сделки, подыскивала последнему контрагента с таким расчетом, чтобы не допускать излишне дальних перевозок и не нарушать системы снабжения тех или иных районов. Посредник отвечал за законность, обоснованность и экономическую целесообразность сделки. После того как он указывал контрагента, продавец и покупатель взаимно подтверждали торгпосредконторе свои намерения. Подтверждения являлись формой согласования условий договора между клиентами и заканчивались подписанием общего поручения посреднику, что означало в силу требований ст.160 ГК РСФСР заключение договора, поскольку между сторонами достигалось соглашение по всем существенным его пунктам. Однако сделка становилась обязательной для сторон только после ее подписания посредником.
Такой порядок не был совершенным. Во-первых, он распространялся лишь на строго определенный круг товаров; во-вторых, существовали ограничения на продажу товаров за пределы республики; в-третьих, сам процесс получения разрешения на их продажу был долгим и, как следствие, дорогостоящим; в-четвертых, решение торгпосредконтор об экономической нецелесообразности сделки не всегда было обоснованным. Существующие правила организации торгово-посреднической деятельности нуждались в совершенствовании. Однако специальный закон, по-новому регламентирующий указанный вид деятельности, не был принят.
Договор комиссии, предусмотренный ГК РСФСР 1964 года , не получил достаточного распространения в сфере материально-технического снабжения, а коснулся в основном лишь граждан, которые выступали в качестве потребителей, но не посредников. Отметим, что посредническая деятельность граждан, направленная на получение «нетрудовых доходов», наряду с хищением и спекуляцией относилась в тот период к разряду экономических преступлений и была уголовно наказуема (ст.153 УК РСФСР 1961 года ).
Принятые в 1991 году Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик также не изменили ситуацию с понятием посредничества, посреднических сделок.
Впервые упоминание о посредниках в Гражданском кодексе как кодифицированном акте появилось лишь в 1994 году. Статья 182 (п.2) ГК РФ гласит: «Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок». Таким образом, согласно этой статье коммерческими посредниками являются лица, действующие от своего имени, но в чужих интересах. Такое определение явно недостаточно, оно не раскрывает признаков посредников, и в частности коммерческих посредников, из него не ясно, чем отличается коммерческое посредничество от коммерческого представительства, кроме как указанием, от чьего имени заключается договор. Кроме того, возникает вопрос о соотношении понятий «коммерческие посредники» и «лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок». Отсутствие в Гражданском кодексе РФ понятий посредничества и посреднических сделок не способствует разрешению поставленных вопросов.
Часть вторая ГК РФ содержит нормы о посреднических сделках. Несмотря на отсутствие понятия посредничества в ГК РФ, гражданское законодательство, регулирующее выпуск и обращение ценных бумаг, страхование, биржевую деятельность и некоторые виды других отношений, оперирует понятиями «посредник», «посредническая деятельность», дает перечень услуг посредников и определяет их правовое положение.
Однако в российском гражданском законодательстве нет ни одного нормативно-правового акта, в полной мере дающего представление о составе посреднических сделок. Если же говорить о посредничестве как о важнейшем виде предпринимательской деятельности, то приходится констатировать, что сегодня немногие организации можно назвать торгово-посредническими.
Подведем итог. Изучение источников российского права показало, что проблема недостаточной урегулированности вопроса о деятельности посредников в России существовала всегда. Дореволюционное гражданское законодательство характеризовалось отсутствием детально разработанной конструкции договора об оказании услуг вообще и посреднических - в частности. Существовавший уровень законодательной техники не позволял выделить договор посредничества в отдельный вид; отношения, возникавшие из посредничества, подводились под закрепленные в законе договоры (чаще всего - под договор личного найма). В советский период, в эпоху административно-командного хозяйствования и планового распределения материальных ресурсов, торгпосредконторы не выполняли имманентной посредничеству функции насыщения рынка необходимым и достаточным количеством товаров и услуг. В условиях тотального регламентирования экономических отношений не могло быть и речи о саморазвивающемся и саморегулирующемся рынке.
Ситуация с отсутствием понятия посредничества в кодифицированном акте также не отвечает нынешнему уровню развития экономики страны. На наш взгляд, давно назрела необходимость в законодательном порядке четко закрепить отличительные черты посредника, решить вопрос о перечне посреднических сделок, ибо, не имея определения такой важной сферы деятельности, как посредничество, невозможно ею эффективно управлять.



ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ СДЕЛОК

2.1. Договор поручения в системе посреднических сделок

Граждане и юридические лица в большинстве случаев приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности самостоятельно, реализуя свою волю посредством собственных действий. Однако иногда субъекты имущественного оборота в силу каких-то причин лишены возможности самостоятельно выполнять определенные юридические действия (например, находясь на излечении в больнице или в длительной командировке, гражданин не может заключить интересующую его сделку или исполнить свою обязанность). Также возможны ситуации, при которых совершение действий предпочтительнее доверить другим лицам, обладающим более обширными возможностями, специальными знаниями, необходимой информацией и т.д. (например, ведение дела в суде целесообразно поручить адвокату). При возникновении у субъекта потребности обратиться для совершения юридических действий в собственных интересах к услугам другого лица между ними могут устанавливаться отношения представительства.
Представительство предполагает совершение представителем, обладающим необходимыми полномочиями, юридических действий от имени другого лица - представляемого, в результате чего у последнего возникают, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 182 ГК РФ).
Правовые основания возникновения отношений представительства могут быть различны. Среди них договор поручения занимает особое место. Это связано с тем, что он не только порождает отношения представительства, но и служит средством правового оформления обязательственных отношений по оказанию поверенным юридических услуг, предполагающих совершение действий от чужого имени и за чужой счет, т.е. договор поручения позволяет не только уполномочить одно лицо на осуществление действий от имени другого, но и урегулировать возникающие между ними отношения .
Эти особенности договора поручения обусловили его широкое использование в общегражданском обороте и в коммерческой практике. Граждане достаточно часто поручают друг другу совершить сделки купли-продажи, получить причитающиеся им платежи и др. В предпринимательской сфере посредством такого договора могут оформляться отношения с участием специализированных посреднических структур: биржевых брокерских организаций, таможенных брокеров и др.
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (п. 1 ст. 971 ГК РФ).
Договор поручения является консенсуальным, т.е. считается заключенным с момента достижения соглашения между сторонами по всем его существенным условиям.
По общему правилу договор поручения предполагается безвозмездным. Вознаграждение поверенному за оказываемые услуги выплачивается, если это прямо предусмотрено законом, иными правовыми актами либо самим договором (абз. 1 п. 1 ст. 972 ГК РФ). Так, согласно ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, представляющий интересы доверителя, имеет право на получение от него вознаграждения на условиях, предусмотренных соглашением об оказании юридических услуг. Бесплатно юридическая помощь оказывается адвокатом лишь в случаях, указанных в ст. 26 Закона. Иная ситуация складывается, когда договор связан с предпринимательской деятельностью одной или обеих его сторон. Такой договор презюмируется возмездным, даже если в нем не предусмотрены размер вознаграждения, причитающегося поверенному, и порядок его уплаты. Исключения составляют случаи, когда в договоре имеется прямое указание на его безвозмездный характер.
Договор поручения относится к числу двусторонних. Он предусматривает не только обязанности поверенного по совершению порученных действий, но и обязанности доверителя - выдать поверен...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.