На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологическая саморегуляция и самооценка у людей с онкологическим заболеванием

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 08.02.2012. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава I. Теоретические аспекты вопроса саморегуляции и самооценки…………..7
1.1 Психологическая саморегуляция: основные понятия ……..………….…………7
1.2 Теоретические представления о механизмах защиты……….………….............14
1.3 Основные подходы к изучению самооценки……………………………………18
Глава II. Саморегуляция в условиях угрожающего жизни заболевания…..............23
2.1 Характеристика онкологических заболеваний………………..........……...........23
2.2 Онкологическое заболевание как кризисная жизненная ситуация.....…...........24
Глава III. Организация и методы исследования ………..…………………………..29
3.1 Программа исследования ……………………………………………….….........29
3.2 Описание методов исследования ………………..………..….………………….30
3.3 Описание результатов исследования ……………………....……………............38
3.4 Выводы ………………..…………...….……………………………..…….........58
Заключение ………….………………………………………………….…………….60
Список литературы ….………………..………………………….……………...........61
Приложения


Введение

Онкологические заболевания, как с медицинской, так и с психологической точки зрения представляют собой специфическую группу нозологии. В наше время эта болезнь поражает все больше, по крайней мере, один из каждой тысячи людей проходил курс лечения рака. Ежегодно регистрируется около 12 случаев рака на каждые 100.000 человек, или от 6 до 7 тысяч новых диагнозов в год. В Москве каждый год ставится примерно 200 новых диагнозов.
С другой стороны, рак является одной из наиболее мифологизированных, таинственных и пугающих человека болезней и все еще представляется в массовом сознании как неизлечимый. Вследствие этого как у пациентов возникают различные предубеждения, страхи, неадекватные и мало адаптивные установки, которые признаются нежелательными и даже вредными для больных и их ближайшего социального окружения и препятствуют нормальному ходу лечения и эффективной адаптации. В этой связи психологические факторы, возникающие при диагностировании, сопровождающие лечение, а также сложившиеся под влиянием существующих у людей стереотипов, приобретают особую важность в процессе лечения онкологических больных.
Онкологические больные могут теперь жить неопределенно долго, в наше время они объективно не являются жертвами страшной болезни, поэтому интерес к психологическим аспектам в онкологии растет. Однако, сложившееся в отечественной медицине и деонтологии положение усугубляет остроту и специфику ситуации: для большинства медицинских работников не считается общим правилом открытое, доверительное, основанное на принципах партнерства отношение с пациентом в процессе лечения, и даже при сообщении ему диагноза информирование пациента часто ограничивается общими сведениями и инструкцией по приему фармпрепаратов и режиму питания. (Блохин Н.Н., 1977)
Между тем, онкологический больной нуждается в психологической поддержке, коррекции и реадаптации в социальной среде. В связи с этим зарубежные исследователи, работающие в данной области и внесшие наиболее значительный вклад в разработку этой сложной проблемы, подчеркивают, что с увеличением возможностей современной высокотехнологичной медицины психологические факторы становятся значительным компонентом в способности людей сопротивляться болезни.
Характер отношения и особенности саморегуляции влияют на преодоления пациентом трудностей болезни, возможности совладания и способы построения им внутренней картины болезни (ВКБ) и являются важным фактором психологической адаптации. В этом состоит актуальность проблемы, поставленной в настоящей работе, - выявление возможностей человека к психологической адаптации и особенностей процесса саморегуляции в ситуации лечения онкологического заболевания.
В свою очередь самооценка имплицитно существует в структуре регуляции поведения, и человек далеко не всегда осознаёт её присутствие, но именно на ней основано соизмерение, сопоставление себя, своих возможностей с теми требованиями и задачами, которые выдвигают перед человеком те или иные обстоятельства. Результат процесса саморегулирования прямо соотнесён с «качеством» самооценки, с адекватностью, устойчивостью, глубиной. Только высокий уровень развития этих свойств самооценки в определённом сочетании обуславливает и соответствующий уровень развития саморегулирования, его адекватность и тонкость. (Чеснокова И.И., 1977) Таким образом, представляется, что результаты данной работы могут способствовать расширению знаний об особенностях самооценки и ходе формирования процессов саморегуляции у соматических больных в условиях диагностирования и лечения угрожающего жизни заболевания.
Проблема эффективности преодоления критических ситуаций выходит за область саморегуляции собственной активности и отношений, а также психологических механизмов, которые (вне непосредственного участия воли, осознания, произвольности ) приводят к преодолению критических ситуаций.
Саморегуляция - особая целенаправленная активность, которая
наиболее четко проявляется в критической ситуации (каковой и
является ситуация диагностирования и лечения злокачественного
новообразования), когда субъект способен и вынужден функционировать не на основе заученных способов реагирования, но строить иные формы противодействия ситуации. Задачей саморегуляции при этом является организация новой адекватной или изменение неуспешной поведенческой активности.
Осуществление субъектом процесса саморегуляции определяется особенностями его активности, непроизвольными механизмами защиты и способами выхода из критических ситуаций, усвоенными в опыте. Кроме того, эффективность саморегуляции обусловливают индивидуальные особенности субъекта и характер возникшей критической ситуации.
Таким образом, изучение возможностей человека к адаптации и сопротивлению кризисной ситуации диагностирования и лечения онкологического заболевания и степени влияния разных факторов на процессы саморегуляции в этой ситуации крайне важно для понимания процессов формирования внутренней картины болезни (ВКБ ), совладающего поведения и характера его влияния на психологическую адаптацию.
Теоретической основой работы стали труды зарубежных и отечественных авторов: Александера Ф., Конопкина О.А., Моросановой В.И., Василюка Ф.Е., Зейгарник Б.В., Леонтьева Д.А., Братуся Б.С., Николаевой В.В., Тхостова А.Ш., Столина В.В., Чесноковой И.И., Гнездилова А.В., и др.
Предмет исследования: психологическая саморегуляция и самооценка у людей с онкологическим заболеванием.
Объект исследования: эмоционально-личностная сфера онкологических больных.
Цель исследования: изучение взаимосвязи между самооценкой, ценностной структурой личности и саморегуляцией в условиях онкологического заболевания.
Гипотеза исследования: психологическая саморегуляция в условиях онкологического заболевания характеризуется рядом специфических особенностей, тесно связанных с самосознанием больных.
Постановка цели предопределила необходимость решения следующих конкретных задач исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты вопроса саморегуляции и самооценки у онкологических больных;
2. Провести исследование психологической саморегуляции у онкологических больных.
3. Исследование самооценки онкологических больных.
Структура работы полностью отвечает поставленной цели и задачам и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава I. Теоретические аспекты вопроса саморегуляции и самооценки
1.1. Психологическая саморегуляция: основные понятия
Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер и является одним из ключевых как в психологии, так и во многих других дисциплинах. С помощью понятия «саморегуляция» можно объяснить сущность не только общих закономерностей управления, но и самых различных форм отражательной способности материи вплоть до понимания природы сознания.
В элементарном смысле саморегуляция - есть свойство системы, обеспечивающее ее устойчивое состояние. Основным свойством системы является ее активность, то есть способность взаимодействовать с окружающей средой. Активность, в свою очередь, определяется четырьмя свойствами: устойчивостью, изменчивостью, противоречивостью и саморегуляцией. Саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из её уровней. ( Николаева В.В., 1993)
При вычленении психологического аспекта саморегуляции можно выделить следующие уровни: 1) психический, который способствует поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для деятельности человека (Николаева В.В., 1993, Абдульханова-Славская К.А., 1977); 2) операционально-технический уровень, который обеспечивает сознательную организацию и коррекцию действий субъекта (Конопкин О.А., 1980; Моросанова В.И., 1998); 3) личностно-мотивационный, благодаря которому происходит осознание мотивов собственной деятельности, управление мотивационно-потребностной сферой и создается возможность быть творцом собственной жизни (Зейгарник Б.В., 1981; Рубинштейн С.Л., 1973; Василюк Ф.Е., 1984; Братусь Б.С., 1988, Николаева В.В., 1993; Леонтьев Д.А., 2003). Специфика каждого уровня определяется выделением компонентов, необходимых для ее обеспечения: энергетического, операционально-технического и смыслового. В работах различных авторов по исследованию психологической саморегуляции делаются акценты на изучении того или иного уровня.
Рассмотрим подробнее 2 и 3 уровни саморегуляции.
Операционально-технический уровень.
О.А. Конопкиным была разработана структурно-функциональная модель процесса саморегуляции. При этом процесс саморегуляции рассматривается как целостная, замкнутая по структуре, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе регуляции, независимо от конкретных психических средств и способов их реализации (Конопкин О.А., 1980; Моросанова В.И., 1998).
Данная модель позволяет выявить основные звенья различных видов психической активности и деятельности человека и реализующие их регуляторные процессы. Подход О.А. Конопкина описывает в первую очередь информационный аспект процессов саморегуляции, абстрагируясь от специфики конкретных психических процессов и явлений, в которых отражена и зафиксирована информация и в которых она презентирована в сознании субъекта. Данная структурно-функциональная модель позволяет выявить общие регуляторные механизмы различных видов психической активности и деятельности человека, независимые от их конкретного содержания, т.е. ответить на вопрос как в общем виде осуществляется процесс саморегуляции.
Личностно - мотивационный уровень.
Благодаря функционированию этого уровня саморегуляции «раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях возможность самоактуализации» (Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С., 1989). Личность представляет собой специфический уровень регуляции поведения; способность человека к построению и саморегулированию поведения прямо связана с его личностными особенностями (Зухарь Е.В., 1979). В качестве механизмов личностно-смыслового уровня саморегуляции рассматриваются рефлексия и смысловое связывание (Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С., 1989). Рефлексия обеспечивает человеку возможности взгляда на себя «со стороны», направлена на осознание смысла собственной жизни и деятельности. «Она позволяет человеку охватить собственную жизнь в широкой временной перспективе, соотнести настоящее с прошлым и будущим, создавая тем самым «целостность, непрерывность жизни», давая субъекту возможность сохранить или восстановить внутреннюю гармонию, необходимым образом перестроить свой внутренний мир и не оказаться всецело во власти ситуации» (Зинченко В. П., 1990). Являясь частным механизмом личностно-мотивационного (или смыслового) уровня саморегуляции, рефлексия представляет собой мощный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности. В этом заключено ее принципиальное отличие от неосознаваемых форм смысловой регуляции (психологических защит), функционирующих на уровне психических автоматизмов. Необходимо отметить, что процессы саморегуляции на данном уровне заключаются не в осознании. Сознание не производит, а опосредует их. Саморегуляция здесь есть особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил», направленное на связывание систем личностных смыслов» (Зинченко В.П., 1990).
Оценивая имеющиеся в литературе представления и теории саморегуляции, следует рассмотреть, концепцию выделения в целостном процессе саморегуляции отдельных компонентов его функциональной структуры, пример которой можно увидеть в описании операционально-технического уровня саморегуляции.
В качестве основных функциональных компонентов модели саморегуляции были выделены следующие: цели деятельности; модель значимых условий; программа исполнительских действий; критерии успешности; оценивание результатов; коррекция.
Каждое из звеньев этой модели выполняет в саморегуляции определенную функцию, которая может реализовываться различными психическими процессами (в данном случае личностными характеристиками). По мнению И.И. Чесноковой (1977), специфика саморегулирования поведения связана, прежде всего с включением в него воли, своеобразного «энергетического двигателя», благодаря которому оно облекается в конкретное действие. Поэтому развитие саморегуляции связано с общим уровнем развития волевой сферы личности (Чеснокова И.И., 1977).
Изменение собственного поведения вызывает определенные трудности (отсутствие опыта, воображения, пластичности, воли, умения противостоять непосредственным побуждениям и пр.); воздействие на эмоции субъективно связано с еще большими затруднениями (необходимо не только владеть техникой аутогенной тренировки и другими способами, но и сформировать установку на сдерживание эмоций и импульсивных реакций, рефлексивность ). В то же время саморегуляция эмоционального состояния предполагает изменение оценок какого-либо объекта и может быть направлена на переоценку ситуации. Поэтому саморегуляция эмоционального состояния тесно связана с саморегуляцией, изменяющей мотивы и смыслы.
В клинической психологии большая часть работ по психологической саморегуляции посвящена исследованию именно ее личностно-мотивационного, или смыслового уровня (Рубинштейн С.Л., 1973; Леонтьев А.Н., 1983; Зейгарник Б.В., 1981; Асмолов А.Г., Братусь Б.С., 1979; Василюк Ф.Е., 1984; Леонтьев Д.А., 1999; и др.). Представим основные направления теоретического анализа и эмпирических исследований данной проблемы.
Способность произвольного управления собственной мотивационной сферой рассматривается многими исследователями в качестве одной из важнейших характеристик человека, как показатель гармонии и зрелости личности (Зейгарник Б.В., 1981).
Личностно-мотивационный уровень саморегуляции есть процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, а также системой внутренних требований, особой «жизненной философией», превращающими человека в активного субъекта жизнедеятельности. Л.С. Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с созданием и употреблением знаковых психологических орудий и видел его в явлении овладения собственным поведением. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, сознательно вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции (Выготский Л.С., 1983).
С.Л. Рубинштейн связывал высший уровень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, т.е. осознанным ценностным отношением человека к миру, другим людям, себе самому, со способностью изменять свое отношение к ситуации (Рубинштейн С.Л., 1973).
Концепция А.Н. Леонтьева положила начало исследованию «связной системы личностных смыслов», межмотивационных отношений, которые характеризуют собою строение личности. Подчеркивая регулирующую функцию систем личностных смыслов, А.Н. Леонтьев отмечал, что «можно понимать и владеть значением, знать значение, но оно будет недостаточно регулировать, управлять жизненными процессами: самый сильный регулятор есть то, что я обозначаю термином «личностный смысл»» (Леонтьев А.Н., 1983, с. 239). Саморегуляция в этом понимании есть «особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил» (Зинченко В.П., 1990), направленное на связывание систем личностных смыслов. В основе деятельности саморегуляции лежит потребность в саморазвитии, самоактуализации, духовном росте (Зейгарник Б.В., 1981).
Дальнейшую конкретизацию идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева получили в концепции смысловых образований личности, или динамических смысловых систем (Братусь Б.С., Асмолов А.Г.). Смысловое образование определяется как «целостная динамическая система, отражающая взаимоотношение внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру» (Братусь Б.С, 1981, с. 48).
Смысловые образования порождаются и изменяются в деятельности. Исследования последних лет показали, что смысловые образования, не только порождаются деятельностью, но и сами играют в ней регулирующую роль (Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. 1979 и др. ).
Специальной деятельностью человека как субъекта жизнедеятельности считается процесс смыслопорождения, являющийся высшим уровнем переживания. Ф.Е. Василюк определяет переживание как особую деятельность по производству смысла в критических ситуациях невозможности реализации своих жизненных целей (Василюк Ф.Е., 1984).
Смысловую саморегуляцию следует отличать от волевой регуляции деятельности. Волевое поведение возникает в условиях мотивационного конфликта и направлено на устранение этого конфликта за счет усиления уже существующих смыслов. Смысловая саморегуляция порождает новые смысловые системы и ориентирована на гармонизацию мотивационной сферы.
Д. А. Леонтьев выделяет три аспекта смысла. Жизненный смысл и отражающаяся в нем динамика жизненных отношений - это онтологический аспект смысла. Вторая реальность - это образ мира в сознании субъекта, одним из компонентов которого является личностный смысл. Личностный смысл и отражающаяся в нем динамика субъективного образа реальности - это феноменологический аспект смысла. Третьим психологическим субстратом смысла являются неосознаваемые механизмы внутренней регуляции жизнедеятельности. В этой неосознаваемой саморегуляции жизненные отношения преломляют форму смысловых структур личности, образующих целостную систему и обеспечивающих регуляцию жизнедеятельности субъекта. Смысловые структуры и отражающаяся в них динамика деятельности - это деятельностный аспект смысла. Также Д.А. Леонтьев выделяет основные механизмы порождения смысла: замыкание отношений, индукция смысла, идентификация, инсайт, столкновение смыслов, полагание смысла (Леонтьев Д.А., 1999).
Исследования саморегуляции в ситуации соматического заболевания (Николаева В.В., 1987, Арина Г.А., Тхостов А.Ш., ...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.