На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Эстетическое воспитание детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 08.02.2012. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение

Глава 1. «Теоретические аспекты исследования проблемы эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»
1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
1.2. Дети с ограниченными возможностями, сущность и содержание.

Глава 2. «Построение процесса эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»
2.1 Требования к музыкальному репертуару
2.2. Диагностика развития музыкальных эмоций
2.3. Методика развития музыкальных эмоций детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы
?
Введение

Определившиеся в начале XXI века новые подходы к начальному и среднему образованию поставили в центр внимания психолого-педагогической науки и практики не только результаты обучения, предусмотренные государственными стандартами и учебными планами, но и его воспитательные возможности. В связи с этим всё большее признание получило развивающее обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности учащихся, воспитание их активности и самостоятельности. Особые требования предъявляются к специальным воспитательно-образова¬тельным учреждениям разных статусов, которые должны обеспечить полноценное становление личности, выявление и развитие её способностей. В этой связи действительность диктует настоятельную необходимость поиска путей совершенствования, обновления и разработки нетрадиционных способов передачи знаний; воспитания нравственных и эстетических качеств личности детей и подростков, в том числе имеющих ограниченные физические возможности.
Проблемы всестороннего воспитания и развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья освещались в работах ряда учёных Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского. Практически воплощается идея возможности интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, создания здоровьесберегающей среды обучения, позволяющей выработать у воспитанников способность к полноценной жизни в современных условиях.
Вопросы эстетического воспитания детей и подростков средствами литературы, музыкального искусства, природы и бытового окружения рассматриваются давно.
Однако влияние музыкально-ритмической деятельности на воспитание эстетических качеств личности детей с ограниченными физическими возможностями недостаточно уделяется внимания.
В практике эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями имеется ряд противоречий: между необходимостью работы по обеспечению адаптации и социализации детей и представлениями о механизмах её реализации в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению работы по эстетическому воспитанию детей данной категории и отсутствием модели такой работы. Указанные противоречия и отсутствие научных исследований в данном направлении актуализируют разработку проблемы эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Цель исследования: разработка и научное обоснование модели эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей данной категории средствами музыкально-ритмической деятельности.
Предмет исследования: организация процесса эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей данной категории будет осуществляться более эффективно, если: в образовательном учреждении наличествует эстетическая среда и атмосфера эмоционального благополучия; процесс обучения строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников при эстетической компетентности всех сотрудников учреждения; реализована модель эстетического воспитания, выстроенная на основе музыкально-ритмической деятельности; используются коррекционные приёмы обучения на основе творческой деятельности.
Задачи дипломного исследования следующие:
1. Охарактеризовать философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.
2. Разработать диагностический материал с целью выявления индивидуально-типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей с ограниченными физическими возможностями.
3. Создать и теоретически обосновать модель эстетического воспитания детей данной категории средствами музыкально-ритмической деятельности.
4. Разработать и апробировать программу эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями посредством музыкально-ритмической деятельности.
5. Проследить динамику развития эстетических качеств личности детей, степень успешности обучения, эффективность условий организации педагогического процесса.
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирование, обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение; лонгитюдное обследование; анкетирование.
Математические: регистрация данных, их статистическая обработка, ранжирование, шкалирование.
?
Глава 1. «Теоретические аспекты исследования проблемы эстетического воспитания детей с ограниченными физическими возможностями средствами музыкально-ритмической деятельности»

1.1. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 миллионов человек. В перспективе их численность будет расти .
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения – с другой.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
Так анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж.Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социально явления – концепция социализации.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н.В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.
В структурно функциональном подходе (К.Девис, Р.Мертон, Т.Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Н.С. Морова, Н.Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход предложили А.Н. Суворов, Н.В. Шапкина и др.
Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую теорию У. Бронфебреннера, предложенную в отечественных исследованиях В.О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезасистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж.Г. Мид, Н.А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социальной реакции (Г.Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонения от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык – инвалид. В рамках этой теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом. В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М.П. Левицкой и др .
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е.Р. Ярской-Смирновой . Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д.В. Зайцева, Н.Е. Шапкиной и др.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабалитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социально статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.
Основное содержание и виды реабилитаций инвалидов.
Федеральный закон от 20.07.95г. рассматривает реабилитацию инвалидов как совокупность трех составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Под медицинской реабилитацией понимают восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Очевидно, на основе этих представлений о медицинской реабилитации и надо проводить различие между ней и лечением, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем наступает лишь, если в результате лечения нарушения здоровья избежать не удалось), имеющий восстановительный характер.
Профессиональная реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональную и производственную адаптацию, трудоустройство. В построении отечественной системы профессиональной реабилитации инвалидов можно успешно использовать зарубежный опыт.
Социальная реабилитация инвалидов состоит из социально-бытовой адаптации. Именно таким образом решен вопрос в Примерном положении об индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалидов, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996г. Его разработка была предусмотрена в ФЗ от 20.07.95 (ст.11), где ИПР определена как разработанный на основе решения государственной службы МСЭ комплекс оптимальных для инвалидов реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности .
Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий .
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к учебной или трудовой деятельности. Однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания – для этого применяются все виды необходимого лечения – хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.
Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом, получает не только лечение – органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая – проводятся наряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации – это форма воздействия на психическую сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительного мероприятия.
Педагогическая реабилитация – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация – это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных государством выплат, назначения пенсии и т. п.
Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.
Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращает развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).
Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии.
Бытовая реабилитация – это предоставление ребенку-инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.).
В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком, который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель – восстановление личного и социального статуса инвалида.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую – проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую очередь семейного) – с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации – это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа – восстановительного – профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов – приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны – от активного первоначального биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, необходимо учитыва...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.