Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 08.02.2012. Страниц: 108. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретические основы функционирования платежной системы на основе пластиковых карт ……………………………………………………..………...6
1.1. Эволюция развития системы расчетов на основе пластиковых карт............................................................................................................................6
1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт..................................................................10
1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами.........................................................................................17
2. Анализ эффективности рынка банковских пластиковых карт в Российской Федерации….……………………………………………………………………29
2.1. Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт…………………..……………………..………………..…….29
2.2. Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России …………………………………………………… ……………………. .42
3. Проблемы развития и направления повышения эффективности операций с пластиковыми картами в Российской Федерации …………………………….62
3.1. Роль Сбербанка на российском рынке пластиковых карт...……………. .62
3.2. Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их решения...72
3.3.Направления повышения эффективности использования банковских платежных карт в России ……………………………………………………….79
Заключение ………………………………………………………………………88
Список используемой литературы ……………………………………………94
Приложения…………………………………………………………………….100


Введение

В связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением, все большее значение приобретают безналичные расчеты, так как приводят к замещению наличных денежных средств и снижению издержек обращения, то есть к сокращению расходов на печатание наличных денег, их перевозку, пересчет и хранение. Оборот наличной денежной массы очень дорого обходится как государству, так и финансовым структурам. По оценкам экспертов, в среднем примерно двадцать копеек от рубля тратится на поддержание его же собственного оборота.
Рациональная организация безналичных расчетов обеспечивает нормализацию платежного оборота, сокращение взаимной задолженности предприятий, повышение ответственности хозяйствующих субъектов за состояние платежной дисциплины. Один из возможных и самых перспективных способов разрешения проблемы оборота наличных денежных средств - это создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт. Эта технология позволит создать удобную систему обслуживания банков, потребителей и предприятий.
Применение электронной системы на основе пластиковых карт значительно упрощает управление безналичными расчетами, при этом система электронных банковских услуг - это не просто замена традиционной системы платежей, основанной на бумажном обращении, а средство предоставления альтернативных и более удобных услуг.
Актуальность и значение перечисленных работ несомненны. Однако необходимо отметить, что в большинстве своем, данные работы, подробно рассматривая теоретические и практические аспекты организации системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а так же подробные технические и технологические характеристики различных платежных систем, применяемых в работе банков, практически не затрагивают специфики организации и вопросы управления безналичными расчетами на основе пластиковых карт на предприятиях торговли и сервиса.
Исследование концептуальных основ применения платежных карт в де-
нежных расчетах нашло отражение в публикациях: М.В. Анча, Ю.С. Аракчеевой, М. Буйлова, В. Буяновой, В. Брюкова, Л.С. Марковой, Л.А. Муравьевой, П. Мухачева, Д. Соколова и других ученых.
Особую значимость представляют теоретические и методологические положения, способствующие решению проблем развития рынка пластиковых
карт, раскрытые в работах А.А. Андреева, С. Белисса, С.В. Галицкой, О.В. Власова, А.И. Гинзбурга, Г.Л. Макарова, Т.Б. Рубинштейна, А.А. Стерлягова, Л.А. Тимошенко.
Вопросы развития Российского рынка пластиковых карт в своих диссертационных исследованиях рассматривали такие экономисты как: Д.Ю. Васильева, С.В. Галицкой, В.В. Никонорова и других.
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблематике банковских карт, существует необходимость всестороннего изучения теоретических основ и определения возможных направлений улучшения функционирования рынка банковских платежных карт в России.
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ операций с пластиковыми картами и разработка основных направлений повышения эффективности операций с платежными картами на основе анализа российского рынка пластиковых карт.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и виды пластиковых карт, а также их роль в платежном обороте;
2) рассмотреть особенности российского рынка пластиковых карт;
3) разработать направления совершенствования платежного оборота с помощью пластиковых карт в России, в целом, и в Волгоградской области, в частности.
Предметом исследования являются российские коммерческие банки, в целом, и Поволжский Сберегательный Банк России, в частности.
Объект исследования – экономические отношения, возникающие в процессе осуществления операций с пластиковыми картами.
Информационной базой исследования служили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, касающиеся организации безналичных систем расчетов на основе пластиковых карт.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов в области рынка пластиковых карт, периодические издания по вопросам внедрения систем безналичных расчетов на основе пластиковых карт.
В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, научной абстракции и моделирования, экономико-математические методы, позволяющие наиболее полно изучить исследуемые явления.
Структура работы представлена в следующем порядке: введение; три главы основного содержания; заключение; список используемой литературы, включающий 68 источников, приложение.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

1.1. Эволюция развития системы расчетов
на основе пластиковых карт

Первое предложение о возможном использовании карт как платежного средства было сделано в Англии в конце прошлого века Джеймсом Беллами в книге "Глядя назад". Однако на практике пионерами в этой области стали США. Первыми возникли кредитные карты, которые не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Кредитные карты были предназначены для подтверждения кредитоспособности их держателя вне его банка. США, как известно, страна, где очень широко распространен потребительский кредит. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 году фирмой General Petroleum Corporation of California (ныне Mobil Oil). Карты использовались для оплаты в процессе торговли нефтепродуктами. В этом качестве они быстро завоевали популярность. Держатель карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара, а фирма- эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы.
В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке .
В последующие годы стали развиваться такие элементы финансовой кредитной системы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие. В 1936 году появилось первое объединение предприятий, согласившееся кредитовать общих клиентов.
Большинство специалистов считает, что первым банковские кредитные карты предложил использовать Джон С. Биггинс, специалист по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Chargeit". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.
Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэнделл, считает, что первой массовой платежной карточной системой стала компания Дайнерс Клаб (Diners Club), которая в 1950 году ввела в обращение платежные карты, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агенствах.
Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карту Diners Club и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в Diners Club, который оплачивал их, а затем ежемесячно выставлял клиенту один общий счет .
Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. По существу это была первая полномасштабная схема многостороннего соглашения с участием эмитента карты, торговых предприятий и держателей карт и именно эта особенность позволила стать карте Diners Club первой массовой ( в отличие от магазинных, "бензиновых" и т.п.) картой. В 1958 году аналогичную карту предложила компания American Express. В 1951 - 58 гг. свыше 100 американских банков, оценив успех Diners Club, стали создавать собственные карточные системы, но масштабы их были невелики и карты носили локальный характер. Банки рассматривали карты как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карты в сфере расчетов и кредитования. Первой массовой кредитной картой, предоставляющей возможность продления кредита стала, выпущенная в 1958 году банком " Bank of America" карта Bank Americard, ныне VISA. Эта карта быстро получила широкое распространение. Объем операций с Bank Americard возрос с 75 млн.долларов в 1961 г. до 335 млн.дол. в 1967 г., число дерхсателей карт возросло с 1 до 2,7 млн. человек, а число участвующих в программе предприятий торговли и сервиса увеличилось с 35 до 83 тысяч.
Так начали складываться платежные системы: банк выпускал карту и открывал счет клиенту; на территории страны и за рубежом возникала целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей и т.д., где принимали к оплате карты, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием расчетов по картам (процессингом). Но когда мы начинаем говорить о развитии рынка пластиковых карт в России, возрастает вероятность искажения информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса; в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как оружие в конкурентной борьбе .
Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. Иными словами, в СССР начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства.
Пионерами в освоении рынка потребительских платежей стали Diners Club Int. Именно они подписали в 1969 г. с Госкомимуществом в лице ВАО "Интурист" агентское соглашение на обслуживание в СССР этих платежных средств.
В 1974 году аналогичное соглашение было подписано с American Express, в 1975 году - с VISA , а в 1976 году - с японской JCB Int. Обслуживались по пластиковым картам исключительно иностранцы, форма обслуживания была скрытной и осуществлялась в сети магазинов "Березка".
На сегодняшний день работа с коммерческой сетью международных платежных систем (кроме American Express ) сосредоточена практически полностью в руках Компании объединенных кредитных карточек (КОКК), для которой чаще используется английская аббревиатура UCS (United Card Servise). Это прямой наследник "Интуриста", а затем "Интуркредиткард".
В настоящее время российские банки эмитируют как международные, так и собственные пластиковые карты .
На сегодняшний день в мире существует пять крупнейших международных платежных систем, распространяющих свои пластиковые карты : Europay International (Eurocard/MasterCard и Cirrus/ Maestro); Visa International; American Express; Diners Club; JCB. Уже созданы и действуют чисто российские межбанковские платежные системы, основанные на банковских картах. Это СТБ КАРТ и Юнион Кард.
Расстановка сил (если брать весь мировой рынок) следующая: Visa Int.- 53 % рынка, Еигорау Int.- около 30 % , чуть менее 20 % рынка контролирует компания American Express, завоевания Diners Club и JCB значительно скромнее: 1,5 % и 0,5 % соответственно. В мире наиболее популярны карты компаний Еигорау, Visa Int., American Express и Diners Club. Что касается JCB , то кроме как в Японии эта карта мало, где применяется. В России ситуация несколько иная : American Express - 45 % , Visa Int.- около 28 % , Europay - около 20 %, Diners Club в России чувствует себя значительно лучше, чем в мире вообще - около 7 % рынка и JCB - менее 1 %.
Следует отметить, что статистика рынка пластиковых карт в России по данным различных источников может значительно отличаться, что позволяет делать в большинстве случаев лишь очень приблизительные выводы.


1.2. Правовое и нормативное регулирование функционирования платежной системы на основе пластиковых карт

Как указано в Положении № 23-П, банковская карта выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. При этом данное положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом . Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» . К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК) .
При выдаче карты на практике заключаются самые различные договора. Однако название «О выдаче и обслуживании банковской карты» наиболее адекватным образом соответствует существу отношений сторон. Это договор прямо не предусмотрен действующим Гражданским законодательством, но и не противоречит существующему правопорядку (согласно п. 2 ст. 421 ГК, стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами) .
Если рассматривать структуру договора о выдаче и обслуживании банковской карты, можно прийти к выводу, что в его составе содержатся элементы двух других - договора банковского счета и договора о совершении расчетов по операциям с использованием банковских карт.
Договор банковского счета необходим для проведения расчетных операций с банковскими картами. Хотя договор банковского счета и связан с расчетными отношениями, он не может включать их регулирование, поскольку в соответствии с законодательным определением его действие ограничивается проведением операций по счету, а порядок исполнения расчетных документов и иные вопросы, связанные с расчетами, остаются за его рамками. Это относится и к расчетам по операциям с банковскими картами, не урегулированным действующим законодательством и включающим такие специфические вопросы, как, например, блокировка карты. Положение устанавливает требования к эмитентам, эквайерам и расчетным документам, но не к порядку совершения самих расчетов.
Следует отметить, что, наличие «расчетного» договора предусмотрено Положением. В соответствии с ним использование карты возможно на основании договора, заключенного с ее эмитентом. Поскольку под использованием карты следует понимать в первую очередь составление расчетных документов, то договор, на основании которого она используется, включает элементы договора на осуществление расчетов.
Таким образом, поскольку договор о выдаче и обслуживании банковской карты содержит в себе элементы двух вышеописанных договоров, он будет являться смешанным. В данном случае один элемент такого договора - договор банковского счета - предусмотрен законом (ГК), а другой - договор о совершении расчетов по операциям с использованием банковской карты - нормативным актом (Положением Банка России).
Главная особенность его законодательного регулирования - то, что «к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы, которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора» (п. 3 ст. 421 ГК). Иными словами, это означает, что смешанный договор регулируется правилами о договорах, входящих в его состав. Но если указанные правила будут противоречить существу смешанного договора или соглашению сторон по такому договору, то они применяться не будут. Такая конструкция позволяет решить отдельные правовые проблемы, связанные с регулированием отношений по договору на выдачу и обслуживание банковской карты .
Однако при использовании «классических» форм безналичных расчетов, прямо предусмотренных ГК (платежных поручений, требований-поручений, чеков, аккредитивов), договор на расчетно-кассовое обслуживание, заключаемый между клиентом и банком, не является смешанным, поскольку в данном случае отношения сторон, связанные с расчетами, детально урегулированы законодательством и нормативными актами Банка России, не оставляя места договорному регулированию. К тому же, отношения, возникающие при использовании «классических» форм безналичных расчетов, не так тесно связаны с отношениями по ведению банковских счетов, как это происходит в случае с банковскими картами. Эта связь проявляется, в частности, и в том, что для учета операций с банковскими картами клиенту открывается специальный счет, который используется в основном только для этих целей.
Следует отметить, что Положение не вводит термин карточного счета, т.е. для соответствующих целей можно использовать любой банковский счет, если это не противоречит, его режиму .
Означенная проблема связана с законодательным регулированием договора банковского счета. Гражданское законодательство предусматривает, что «остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента» (п. 3 ст. 859 ГК). Однако при закрытии карточного счета расчетные документы с требованиями к нему могут приходить еще 30 - 45 дней. Таким образом, при буквальном выполнении законодательного предписания банк навлекает на себя риск убытков, так как истребовать денежные суммы у клиента после закрытия его счета в ряде случаев достаточно проблематично.
Предлагается следующее решение проблемы. Поскольку, как было установлено выше, договор банковского счета входит в качестве элемента в смешанный договор о выдаче и обслуживании банковской карты, то правила о первом применяются ко второму, если это не противоречит его существу или соглашению сторон. Очевидно, что правило о семи днях, предназначенных для возврата денег клиенту, противоречит существу договора о выдаче и обслуживании банковской карты и, следовательно, на основании правила ГК о смешанном договоре применяться не должно. В данном случае подлежит применению срок, установленный в договоре между эмитентом и держателем карты, что, как было показано, полностью соответствует требованиям действующего законодательства .
Срок возврата денежных средств клиенту при закрытии его карт-счета должен устанавливаться с учетом правил соответствующей платежной системы, а именно с учетом максимально возможного срока получения расчетных документов с требованиями к карт-счету после совершения последней операции с банковской картой. Если срок, установленный в договоре, значительно отличается от срока, определяемого правилами платежной системы, то договорный срок может быть признан недействительным на основании норм ГК о договоре присоединения (ст. 428 ГК). В этом случае речь идет о конструкции договора, «условия, которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом».
Практически все договоры с держателями карт заключаются именно в форме договора присоединения. Далее ГК устанавливает, что «присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора».
Таким образом, существуют ограничения даже для концепции смешанного договора, оставляющей, в общем, значительное место усмотрению сторон.
И положение, и действующее гражданское законодательство допускают, что удостоверение прав распоряжения денежными суммами (кредитной линией), находящимися на счете, по операциям с банковскими картами возможно с использованием аналогов собственноручной подписи (кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом). Положение не детализирует, какими конкретно аналогами собственноручной подписи могут быть удостоверены указанные права. Поэтому, согласно п. 3 ст. 847 ГК, конкретный аналог собственноручной подписи (ПИН-код или другой), подлежащий применению при совершении операций с банковскими картами, должен быть определен в договоре между эмитентом и держателем.
Для обеспечения исполнения обязательства держателя карты по совершению операций в пределах остатка средств на карт-счете или предоставленной ему кредитной линии эмитент может требовать внесения определенной денежной суммы на депозит. Сразу следует отметить, что название данного депозита - страховой - несколько некорректно, поскольку со страхованием он ничего общего не имеет и, более того, в силу закона кредитным организациям запрещено заниматься этим видом деятельности. Поэтому для избежания возможной и ненужной путаницы предлагается называть его обеспечительным, что полностью соответствует его юридической природе.
Очевидно, что обеспечительный депозит является банковским вкладом, поскольку удовлетворяет условиям договора банковского вклада. Так, п. 1 ст. 834 ГК гласит: «По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором» .
Не вызывает сомнений и обеспечительная природа указанного депозита, поскольку именно он обеспечивает исполнение обязательства держателя карты проводить соответствующие операции в пределах остатка средств на карт-счете или предоставленной ему кредитной линии. Однако встает вопрос о правомерности такого средства обеспечения, поскольку оно прямо не предусмотрено действующим гражданским законодательством. В связи с этим следует подчеркнуть, что перечень видов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных ГК, является открытым. Так, п. 1. ст. 329 ГК устанавливает, что «исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом... и другими способами, предусмотренными законом или договором». Иными словами, контрагенты по договору на законных основаниях могут предусмотреть способ обеспечения взаимных обязательств, отличный от моделей, предложенных законодательством.
Подтверждение правомерности обеспечительного депозита содержится и в Положении. Приложение № 2, регулирующее бухгалтерский учет операции с банковскими картами, устанавливает перечень счетов, предназначенных для учета денежных средств, депонированных в кредитной организации для обеспечения операций физических и юридических лиц с использованием кредитных и расчетных банковских карт.
Существует еще одна проблема. Высший Арбитражный Суд РФ занял позицию, в соответствии с которой безналичные денежные средства не могут быть предметом залога . Представляется, что на обеспечительный депозит данный запрет не распространяется, поскольку он является не залогом, а качественно другим способом обеспечения исполнения обязательств. Высший Арбитражный Суд разъяснил, что «одним из существенных признаков договора о залоге является возможность реализации предмета залога». В соответствии с договором обеспечительного депозита безналичные денежные знаки, составляющие предмет данного вида обеспечения исполнения обязательств, не подлежат реализации в случае неисполнения держателем своих обязательств, но являются объектом удовлетворения требований эмитента (кредитора).
Последний вопрос, связанный с обеспечительным депозитом, заключается в том, что, поскольку он подпадает под определение банковского вклада, к нему должно быть применимо правило о его выдаче вкладчику - физическому лицу по его первому требованию (ч. 3 п. 2 ст. 837 ГК), однако в этом случае будет утрачена его обеспечительная функция. Решить эту проблему можно с использованием уже упоминавшейся концепции смешанного договора. Соглашение об обеспечительном депозите является смешанным договором, поскольку, как было показано выше, оно содержит элементы договора банковского вклада и договора об обеспечении исполнения обязательств, предусмотренных ГК. Поэтому к договору об обеспечительном депозите будут применяться правила о его элементах, если это не противоречит существу данного договора или соглашению его сторон. Так, как правило, о возврате вклада по первому требованию вкладчика - физического лица противоречит существу договора об обеспечительном депозите, то в соответствии с законом оно применению не подлежит .
Таким образом, законодательная база России, регламентирующая работу с банковскими пластиковыми картами, еще не сформировалась. Кроме действующего Положения банки руководствуются федеральными Законами, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России, одновременно разрабатывают свои внутренние инструкции и правила по организации эмиссии и проведения операций с банковскими картами, а также руководствуются стандартами и правилами, разработанными платежными организациями. Отношения между участниками платежной системы регулируются заключенными между ними договорами.


1.3. Виды пластиковых карт и основные схемы операций с банковскими пластиковыми картами

Пластиковая карта – это обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различающихся по назначению, по набору оказываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим. Важнейшей особенностью всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д. .
С технической точки зрения пластиковая карта – это пластина стандартных размеров (85,6 мм х 53,9 мм х 0,76 мм), изготовленная из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы.
Пластиковые карты в банковских приложениях должны изготавливаться и обрабатываться в соответствии с международными стандартами ISO (International Standardization Organization) .
Эти стандарты регламентируют:
- геометрические размеры карты;
- положение магнитной полосы и микросхемы;
- структуру информации на магнитной полосе;
- возможные положения выдавленных при эмбоссировании символов;
- протоколы обмена данными с микропроцессорными картами.
В сфере денежного обращения пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. В системе безналичных расчетов они составляют особый класс орудий платежа, которые могут обладать качествами как дебетовых, так и кредитных инструментов.
Таким образом, с финансовой точки зрения пластиковая карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся картой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карту и ее держателя (а именно, логотипы банка- эмитента и платежной системы, обслуживающей карту, имя держателя, номер его счета, фотография держателя и его подпись, срок действия карты), а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денежных средств (этот процесс называется авторизацией) .
Таким образом, пластиковая карта, прежде всего, обеспечивает идентификацию использующего ее лица как субъекта платежной системы и служит техническим средством для доступа к банковскому счету ее держателя.
В ходе развития карточных систем возникли разные виды пластиковых карт, различающихся общим назначением, функциональными и техническими характеристиками.
В зависимости от общего назначения карты делятся на: идентификационные; информационные; для проведения финансовых операций (расчетов). В принципе, это разделение не является взаимоисключающим.
Например, предприятие может выдать своему сотруднику карту, которая будет совмещать в себе:
пропуск, разрешающий проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);
на ней может быть записана в кодированном виде важная информация о держателе карты, например, "история болезни" (информационная функция);
она может использоваться для расчетов в столовой и магазинах, расположенных на территории данного предприятия (расчетная функция).
Тенденция объединения многих функций в одной пластиковой карте является весьма перспективной, поскольку такая многофункциональная карта выгодна как клиенту, так эмитенту и подобные системы на основе многофункциональных карт уже успешно внедряются как за рубежом, так и в России.
Рассмотрим подробнее третий вид пластиковых карт, то есть карты для проведения финансовых операций.
С точки зрения механизма расчетов выделяются:
- двусторонние;
- многосторонние системы.
Карты двусторонних систем возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов. Такие карты выпускают коммерческие предприятия для расчетов в торговой или сервисной сети данного предприятия ( напр., универмаги, бензоколонки) .
В отличие от этого карты многосторонних систем, которые эмитируют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (напр., American Express), предоставляют их держателям возможность покупать товары в кредит в предприятиях торговли и сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Карты многосторонних систем позволяют также получать кассовые авансы, пользоваться автоматами для снятия наличных денег с банковского счета и т.д.
В зависимости от условий расчетов между эмитентом карты и ее держателем или иначе, от платежной (расчетной) схемы, применяемой при расчетах между участниками многосторонних соглашений: кредитной, расчетной и дебетовой, пластиковые карты так же можно разделить на три большие группы:
- кредитные;
- платежные;
- дебетовые (расчетные).
В каждой из этих групп существует еще множество разновидностей карт.
Названия карт менялись с учетом различных преобразований и у разных экспертов они разные; мы же будем придерживаться терминологии, принятой Банком международных расчетов, который различает следующие основные категории карт:
"Карты-аккредитивы" или "Кредитные карты"(credit card) - используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счет кредита, предоставляемого клиенту банком, либо специализированной финансовой компанией, а та...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.