На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 09.02.2012. Сдан: 2010. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 7
1.1.Проблемы зрительного восприятия 7
в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Развитие восприятия у детей дошкольного возраста 11
1.3. Современное состояние изучения восприятия детей 18
с интеллектуальной недостаточностью 18
1.4. Изобразительная деятельность как средство психологического развития детей дошкольного возраста 28
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальные исследования зрительного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью 40
2.1. Цель, задачи и база исследования 40
2.2. Методология констатирующего эксперимента 41
2.2.1. Содержание эксперимента 41
2.2.2. Организация исследования 42
2.2.3.Критерии оценки 43
2.2.4. Характеристика испытуемых 44
2.3. Особенности зрительного восприятия детей с ЗПР 45
2.4. Сравнительный анализ результатов 46
2.5. Анализ результатов 47
2.6. Изобразительные игры и упражнения для развития зрительного 49
восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью 49
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Библиография 64


Введение

Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей с различными нарушениями в психическом и физическом развитии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учреждений, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процессом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение, и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сблизить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям.
Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии (Феоктистова 1987, 45). Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоординированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Теоретические подходы к вопросу формирования и развития зрительного восприятия могут быть найдены в ставших классическими работах отечественных педагогов и психологов.
Под руководством С.М. Рубинштейна исследованы особенности различных видов восприятия, том числе и зрительного) в процессе активного ознакомления с предметами. Б.Г.Ананьев подверг специальному изучению роль практики в развитии процесса восприятия. Он показал, что возрастные особенности (психических процессов) существенным образом зависят от особенностей деятельности, которая приобретает доминирующее значение на данной ступени развития.
Деятельностный подход к формированию психических процессов определили так же и другие ученые (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева, Л.П.Григорьева, Л.А.Венгер и др.) (Плаксина 1999, 20).
Уже Л.С. Выготский безоговорочно назвал восприятие - деятельностью. Этой деятельностью является движение глаз. С помощью двигательной системы восприятия осуществляется "сложный процесс объединения многих наличных раздражении и воспроизводимых образов в одно целое" (Выготский 1997, 72).
Это отмечали так же А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В.Запорожец, И.М. Соловьев, И.М. Сеченов. П.П. Блонский (Блонский 1964, 101-105), А.В.Запорожец (Запорожец 1986, 50-65) отмечали осмысленность процесса восприятия.
Повышение ее уровня путем подведения ребенка к пониманию связи внешних - свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами, что внешнее качество может служить определенным показателем скрытого, внутреннего свойства предмета, объекта.
Истоки системного подхода к изучению зрительного восприятия содержатся в теоретической концепции Л.С. Выготского о комплексном и многоплановом характере развития человеческой психики, в котором сочетаются процессы биологического созревания и обучения (усвоения общественного опыта). О развитии зрительного восприятия в процессе приобретения жизненного опыта и обучения говорят многие отечественные авторы С.В. Сташевский, А.В.Запорожец, А.И.Каплан, Л.П.Григорьева, С.И.Кондратьева, Л.И.Плаксина и др., а так же и зарубежные Э.Гибсон, А.Р. Лурия, Дж. Брунер, Р.Грегори, Дж. Хохберг.
На значение контакта с окружающей средой, воздействующей на органы чувств ребенка для нормального психического развития указывал Р.Л.Грегори. Исследователями получены факты, свидетельствующие о том, что, обучая детей обобщенным способам исследования предметов с применением специальных разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, В.Запорожец, А.П.Усова).
Влияние установки, эмоционального состояния, возникающих в связи с задачей, которую решает ребенок в процессе своей деятельности на особенность восприятия объектов, изучалось А.В.Запорожец, Д.Н.Узнадзе, Б.Б. Коссов. В современной психологии исследования перцептивной деятельности позволили существенно продвинуться в понимании механизмов порождения зрительных образов (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко) и особенно в изучении развития перцепции (А.В.Запорожец, Л.А. Венгер). Исходя из актуальности проблемы, мы предполагаем, что специальная, организованная работа по обучению детей обобщенным способам зрительного восприятия, с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, способствует повышению уровня зрительного восприятия.
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Целью дипломной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.



Глава 1. Теоретические основы изучения зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

1.1.Проблемы зрительного восприятия
в психолого-педагогической литературе

Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.
В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.......................


Заключение

Настоящее исследование показало своеобразие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях специальных дошкольных учреждений. В результате предпринятого наблюдения за детьми в ходе занятий, проведения режимных моментов и свободной деятельности установлена возможность продуктивного (вербального и невербального) контакта с детьми, способность выполнения ими элементарных действий по подражанию и образцу.
Наблюдения за деятельностью детей, анализ личных дел и беседы со специалистами, работающими с детьми, позволили определить оптимальное содержание и условия проведения индивидуального психолого-педагогического констатирующего эксперимента.
Анализ данных, полученных в ходе изучения ориентировочной деятельности, уровня сформированности представлений о цвете, форме и величине предметов, а также особенностей выполнения детьми заданий, требующих учета внешних признаков предметов, позволяют выделить ряд особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
В повседневной жизни дошкольники с выраженной интеллектуальной недостаточностью игнорируют внешние признаки предметов, включенных в деятельность; выделение этих признаков является случайным или основывается на многократном повторении действия; стимулом для совершения ориентировочно-исследовательских действий с предметом может служить его новизна, крупные размеры, яркая окраска, совершаемые с предметом необычные действия взрослого, прямые указания взрослого.
При предъявлении детям предметов, различающихся по одному признаку (цвету, форме, величине, наличию или отсутствию звука) наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно цвет предметов вызывал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Установлено, что форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реакций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Однако при действиях с предметами, отличающимися по одному внешнему признаку, дети совершали преимущественно однотипные неспецифические ориентировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, поворачивание), которые не позволяли им выявить особенности и свойства предмета, а лишь способствовали общему ознакомлению с ним.
Дети дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью более успешно идентифицируют четыре основных цвета, и хуже - белый и черный. Знали название цветов до обучения, в среднем, менее трети детей, при этом наиболее известными оказались красный и зеленый, наименее - белый и черный цвета. Самостоятельное называние цвета доступно незначительному количеству детей.
Восприятие величины является наименее сформированным у детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При этом, зрительное соотнесение находится на достаточно высоком уровне. Значительные сложности возникают при выделении признака величины по названию и самостоятельном назывании признака наиболее доступным детям явились практические задания, при выполнении которых требовалось учитывать форму предмета. Наиболее сложными оказались задания, в которых требовался учет цвета и величины предметов. Наиболее освоенные способы действий также наблюдались при выполнении заданий с предметами, различающимися по форме. В заданиях, выполняемых с предметами разного цвета и величины, подавляющее большинство детей действует без учета этих свойств предметов. В результате, наибольшее количество верно выполненных заданий наблюдается при действиях, требующих учета формы, наименьшее -при действиях с предметами разной величины.
Таким образом, мы получили данные, свидетельствующие о том, что цвет предмета вызывает у детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью яркие эмоциональные реакции, форма предметов провоцирует значительное количество познавательных реакций (в том числе ориентировочно-исследовательских действий). Восприятие величины вызывает наибольшие сложности, особенно при необходимости ее словесного обозначения. По-видимому это связано не только с особенностями деятельности этой категории детей, но и с качеством воспринимаемых свойств предметов.
Согласно поставленной цели и выдвинутой гипотезе, в исследовании была разработана и апробирована система по сенсорному воспитанию.
Предпринятое нами исследование и анализ полученных результатов позволяют наметить пути работы по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью. При этом мы основывались на принятом в настоящее время рассмотрении восприятия как особой деятельности, в структуре которой наличествует мотивационно-личностной и операционально-технический компонент деятельности.
Развитие операциональной стороны включало обучение обследовательским действиям с игрушками, предметами обихода сначала на занятиях; а затем в ходе выполнения режимных моментов. Следующим этапом являлось формирование представлений о цвете, форме и величине предметов, обучению действиям обследования этих признаков (обведение, наложение, приложение), формированию понимания слов-названий сенсорных эталонов и, когда это было возможным, самостоятельному называнию этих эталонов в доступной детям форме. Содержание обучения соответствовало «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Применение адекватных методов и приемов работы, правильная организация рабочего места, использование дидактического материала, соответствующего особенностям ребенка позволили получить положительные результаты обучения.
Таким образом, предпринятое нами исследование позволило выявить ряд особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью и реализовать в этой связи систему работы, оптимизирующую развитие этой сферы. Продолжение работы по развитию навыков зрительного восприятия этой категории детей должно обеспечить более успешное преодоление недостатков развития их ориентировочно-исследовательской деятельности, расширение и обогащение представлений о внешних свойствах предметов, что, безусловно, будет способствовать более успешному их психическому развитию в целом.


Библиография

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984. - 64 с.
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968. - 333 с.
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
5. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 547 с.
7. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии, 1961.-№3.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 418 с.
9. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М., 1974. - 325 с.
10. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973. - 133 с.
11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. - 336 с.
12. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.- 43-50 с.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. - 173 с.
14. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. - 389 с.
15. Восприятие и деятельность./ Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1964. - 550 с.
16. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. - 321 с.
17. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - 176 с.
18. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа, 1996. - 440 с.
19. Дети с глубокими нарушениями зрения. Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967.- 166 с.
20. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 63 с.
21. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Справочно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
22. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 112 с.
23. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т.-Т.1. - М.:Просвещение,1986. - 296 с.
24. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.
25. Зрительное восприятие. Под ред. П.А. Шеварева. Вып.1. - М.: Просвещение, 1964. - 159 с.
26. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. - М.: Педагогика,1969. - 244 с.
27. Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Изд-во МГУ,1978. - 163 с.
28. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация, 2002. - 192 с.
29. Коломинский Я.И. Учителю о психологии детей 6-его возраста. - М.: Просвещение,1988. - 190 с.
30. Косминская В.Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду" М., «Просвещение», 1977 г. - 255 с.
31. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: Изд-во "Наука",1974. - 320 с.
32. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,1990. - 320 с.
33. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х.-Т.2. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
34. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). - М.: Изд-во МГУ,1980. - 136 с.
35. Литвак Г.А. Тифлопсихология. - М.: Просвещение,1985. - 208 с.
36. Ломов Б.Ф. Вопросы общей педагогики и инженерной психологии. - М.: Педагогика,1991. - 295 с.
37. Лубовский В.И. Специальная психология, 2006 г, - 464 с.
38. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
39. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. Материалы по курсу лекций по общей психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 320 с.
40. Люблинская С.Н. Учителю о психологии младшего школьника. - М.,1977. - 402 с.
41. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
42. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В. Запорожца. - М.,1980. – 272 с.
43. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.
44. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика,1973.- 424 с.
45. Саккулина Н.П., Т.С.Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1973. – 208 с.
46. Соловьев И.М. К психологии осязательного восприятия. «Тезисы докладов на совещании по вопросам психологии познания 20-22 мая 1957 года». АН СССР. Ин-т философии. Сектор психологии. М., 1957.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.,1997. – 736 с.
48. Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1987. - 191 c.
49. Эльконин Ф.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.,1995.- 432 с.
50. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. (Под ред. Ж.И. Шиф). М., 1972. - 356 с.
51. Шошин П.Б. Метод экспертных оценок: Учеб. пособие / П. Б. Шошин ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Фак. Психологии – 79 с.
52. Ярбус А.А. Роль движений глаз в процесе зрения. - М.,1965. – 166 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.