Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.02.2012. Сдан: 2010. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение
В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами – несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы и главным образом начальной.
Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (его кризис приравнивают к национальному бедствию), перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.
Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге. Защитить детское чтение – значит одновременно поддерживать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была (именно такая изучается в школе), если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной.
На уроке чтения (литературы), как правило, нет места личным впечатлениям школьника, его переживаниям, его субъективным образам; изучаемое произведение не рассматривается как нечто созвучное настоящей и будущей жизни ребенка, его внутреннему субъективному «Я». А если этого нет, нет и интереса к чтению, нет мотивации, идущей изнутри («хочу»), она всецело подчинена мотивации, идущей из вне («велели»). Как говорит известный критик, философ И.Ф.Карякин: «Пока ученик относится к литературе лишь как к средству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает свое, пока не обожжется этим открытием – до той поры нет и интереса к чтению, нет и потребности в нем». Положительное отношение к чтению, по его мнению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. [25]
Личность ребенка формируется и под воздействием тех книг, которые он читает, так как именно литературе отводится роль трансформатора нравственных ценностей от одного поколения к другому. Чтение –своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Книги делают человека лучше, а это одна из основных целей литературы. Поэтому задача уроков чтения – вырастить из маленького школьника «талантливого читателя» (С.Маршак).
Сказка открывает ребенку большой мир человеческих чувств и взаимоотношений, будит воображение, утверждает доброту и справедливость.
Как пробудить в ребенке интерес к чтению, желание читать художественную литературу, обогащать свой словарный запас, развивать культуру речи?
Над этой проблемой работали и работают многие отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них следует отметить Н.Н.Светловскую, Г.Н.Кудину, З.Н.Новлянскую, Т.Г.Рамзаеву, М.Р.Львова, О.В.Сосновскую, О.В.Джежелей и других. Это трудные поиски дорог, ведущих школьников в мир литературы.
Перед записью детей в школу многих родителей волнует один вопрос: «А надо ли учить читать до школы? Возьмут ли в первый класс или нет, если дошкольник не читает?»
Умению читать обучает школа, несмотря на то, что многие школы любят «учить» уже подготовленных детей.
Многолетние исследования уровня готовности и интереса первоклассников к чтению и книге неизменно подтверждают результаты, полученные 30-40 лет назад. В течение многих лет изучается читательский опыт первоклассников по следующим направлениям: отношение к чтению и книге, читательский опыт, читательская грамотность. Отношение к чтению и книге проверяется в беседе, в ходе которой выясняется отношение к слушанию и чтению.
Исследования, проведенные в 90-е годы и в начале XXI века, дали результаты очень близкие по своим параметрам. Любят слушать чтение других 90-95 %, читают сами с интересом 5-10 % будущих первоклассников. Общая читательская грамотность (знают фамилии авторов детских книг, называют жанр, героев и т.д.) остается в XXI веке на том же уровне, что и в 90-е годы от 5 до 15 % в зависимости от региона, отбора детей по социальному составу.
Эти же исследования показали, что одни дети читают с удовольствием, любят возиться с книгами, рассматривать рисунки. Другие дети читают, но не любят это делать, так как у них нет внутренней потребности общаться с детскими книгами, хотя их заставляют читать. У таких детей постоянно возникает вопрос: «Зачем?» Ребенок не понимает, что читать – это очень интересно и здорово, так как «можно взять и прочитать».
Следующая группа детей живет и растет без всякого книжного окружения. Эти дети сами узнали кое-какие буквы и даже умеют читать некоторые слова. Но нет системы развития их интереса к чтению. Такое положение дел с уровнем готовности к школе и чтению было всегда, так как социальные возможности у каждой семьи разные.
Начиная с 2000 года в школах России введен единый курс литературного чтения, одной из содержательных линий которого является обучение работе с детской книгой. Это требование отражено в Государственном стандарте образования.
Приход в школу современного ребенка-первоклассника потребовал пересмотра взгляда на литературное образование в начальной школе. Уроки обучения грамоте и занятия на уроках чтения не решают проблемы введения не читающего или плохо читающего первоклассника в мир литературы. Вместе с тем, уже общепризнано, что интерес к книге и к чтению ослабевает. Это обусловлено рядом причин:
• в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая преобладала в детском саду;
• в семье и детском саду посредником между художественным произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта связь нарушается;
• несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит процесс самостоятельного общения с книгой;
• на уроках обучения грамоте отрабатывается навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план или не проводятся вовсе.[49]
Цель уроков литературного чтения – обеспечить целенаправленное руководство процессом познания ребенком мира литературы, обогащения его читательского опыта, развития читательского интереса и «эстетического вкуса».
Первый год систематического общения с художественной литературой позволяет расширить читательский опыт детей, обогатить их нравственный мир, подготовить сознание и чувства маленьких читателей к самостоятельному чтению сказок, стихов, рассказов.
Таким образом, литературное чтение является очень важным в развитии, обучении и воспитании школьников.
Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для детей, несмотря на то, что знаком им с раннего детства. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои.
Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к произведению, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией, видеть в обычном необычное. Работать над формированием читательского интереса младших школьников к сказке необходимо и учителю, и родителям.
Исходя из всего выше сказанного, объектом исследования является процесс обучения чтению младших школьников и формирование у них читательского интереса при работе над сказкой.
Предметом исследования являются формы, методы и приемы работы над сказкой, влияющие на развитие интереса к чтению и книге у младших школьников.
Цель дипломной работы – выявить наиболее эффективные формы работы над сказкой, положительно влияющие на становление и дальнейшее развитие читательского интереса у младших школьников.
В основу дипломной работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования требовалось решить следующие задачи:
1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н.
2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов.
3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.
В ходе работы использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы и опубликованных результатов по проблеме исследования;
2. Анкетирование.
3. Наблюдение за детьми в ходе учебного процесса.
4. Опрос.
Опытно-экспериментальная работа проводилась во 2 «А» классе школы №1924 ВАО в течение 1- ой четверти 2009 -10 уч. года.


Глава I. Формирование читательского интереса
у младших школьников

1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции И.Канта, Н.Бердяева, философско– педагогические идеи Л.Толстого, В.Розонова, К.Д.Ушинского, И.Бунакова, В.А.Сухомлинского.
Основы методики чтения были разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал рассматривать художественное произведение «как окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».[56] Эти положения методики К.Д.Ушинского говорят о познавательном значении чтения и о важности его эстетического воздействия на читателя. К.Д.Ушинский включал также в задачи чтения развитие мыслительных способностей и работу над усвоением грамматических норм. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д.Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считая наглядность основным принципом обучения отечественному языку и средством, порождающим интерес ребенка к учению вообще и к процессу чтения в частности. Созданная К.Д.Ушинским система получила название «Объяснительное чтение». Последователи К.Д.Ушинского разделяли его мысли о необходимости на смену образным упражнениям в технике чтения и в пересказе ввести новую систему интересных уроков, обогащающих ученика знаниями и развивающих его личность. ..................


Заключение
В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает. В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф.Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах.[36]
А.В.Запорожцем,Д.М.Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это-содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствии. Необходимо подчеркнуть, что классическая сказка максимальна соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития( познавательного, эмоционального, личностного, творческого.) На основании анализа литературы по данной проблеме и результатов проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения(на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой ( то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
2.Работа по формированию системы читательских умений продолжается.
3.Предложенная система работы должна способствовать формированию читательских и речевых умений, так как повысился уровень мотивации чтения.
4.Продолжить проверку выдвинутой гипотезы на уроках чтения.


Дополнительная литература
1. Ушинский К.Д. Плутишка кот: Рассказы и сказки.- М.:ООО «Изд-во Астрель»,2003.
2. Сладков Н.И.-М.: Изд-во «Мир «Искателя», 2003.
3. Братья Гримм. Сказки
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М., 1980. Т.1. - с.230 Т.2. - с.288
2. Андрианов М.А.Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. - М., 2003. - с.114-118
3. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге.// «Начальная школа плюс до и после». - 2006 - № 12 , 88-92 с.
4. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). – М., 2010. – с.448
5. Безруких М.М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей. Российская государственная библиотека. metodisty.narod.ru/vsd04.htm
6. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе: Сборник //сост. В.В.Терновская и Н.И.Яшин.- М., 1983. - c.94-115
7. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. //Начальная школа. – М., 1986- № 4. - с.75-80
8. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. /Начальная школа – М., 1996 - № 9. - с.22-24.
9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского.// Начальная школа. – М., 1994. - № 3. с.68-81
10. Бунеева Е.В., М.А. Яковлева. Методические рекомендации для учителя «Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс.
11. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.,1997. – с.52-83.
12. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.,1975. – с.135
13. Виноградов В.В. О художественной прозе и о языке художественной литературы. - М., 1959.- с.44 - 97
14. Гаркунова И.Л. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. - М., 1981. - с.144
15. Горецкий В.Г. Уроки чтения во 2 классе.-3-е изд. - М., 2000. - с.236
16. Горецкий В.Г. и др. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Кн.1-4; - М.,1995. - с.140-143
17. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988. – с.17.
18. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 2007. – с.256
19. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения.//АРКТИ ЛАРГОС, - М. - 1997. - с. 28-41
20. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. - М.,1953. – с.138
21. Ефросинина Л.А. Как помочь детям войти в мир литературы? //Начальная школа. - М., 2007 - № 4. - с.6-15
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии.- СПб.,2000. – с.123 -136
23. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?//Начальная школа. – М.,2007 - № 8. - с.35-43
24. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. – М., 1993. – с.464
25. Карякин И.Ф. Что значит знать? – М., 1998. – с.78
26. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать.//Начальная школа.- М., 2003-№ 1.,19-24с.
27. Кубасова О.В. Выразительное чтение. - М.,2001. – с.143
28. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь Книга для учителя. - М.,1990. – с.108
29. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе.//Начальная школа.- М., 2005-№ 2. - с.2-10
30. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994. – с.129
31. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению.//Начальная школа.- М., 2007 - № 12. - с.14-19
32. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. – с. 472
33. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования.//Начальная школа. – М., 2000 - № 9. - с.70-89
34. Мали Д.Л. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения. - М.,1985. - с.83
35. Музыка Л.А. Интерес к чтению. Как его пробудить?//Начальная школа. – М., 2007 - № 6. - с.72-74
36. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.,1996. – с.374
37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. -М.,1997. – с.56-74
38. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В. Игнатьева. -3-е изд., перераб. – М., 2000. – с.288
39. Пропп В.Я.Морфология сказки. - М., 1969. - с.167.
40. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. - М., - 1976. - с.325.
41. Редозубов С.П. Чтение в начальной школе. - М., 1949. - с.285
42. Родная речь. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. / Сост. Л. Ф. Климанова и др. – М., 2008. – с.224
43. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. - М ., 1982. - 229 с.
44. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения./ Под ред. М.С.Соловейчик. – М., 1993. – 383 с.
45. Рыбникова М.И. Очерки по методике литературного чтения. - М.,1963. 156с.
46. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.,1991. – 207 с.
47. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. -М.,1991. – с.41- 42
48. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга, детское чтение. – М., 1999. – с.248.
49. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России. - М., 2000. – с.170.
50. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. – М.,2003. – с.116.
51. Сластенин В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности. - М.,1980. – с.56-74.
52. Соловейчик М.С. К тайнам языка. Работа над словом как лексической единицей. //Начальная школа. – М.,1994 №8 – с.105
53. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. – М.,1979. – Т.1. – с.183
54. Терновский А.В. Детская литература. - М., 1977. – с.204
55. Тумина Л.Е. Кружок сочини сказку. - М.,1995. – с.313-325
56. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову».1864.
57. Филиппова Л.В., Филиппов Ю.В. Сказка как источник творчества детей. – М., 2001. – с.288.
58. Чубарьян О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов.// М.,1973.
59. Яковлева В.И. Краткий историко – критический обзор методов обучения. - М.,1984.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.