На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Формирование словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников 5
1.1 Характеристика ОНР 5
1.2 Процесс формирования и усвоения родного языка при нарушениях речи 10
Глава 2. Экспериментальная работа 20
2.1 Исследование состояния связной речи детей старшего младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием 20
2.2 Формирование связной речи у детей 27
2.3 Результаты экспериментальной работы 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 39



Введение

Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, - соединение основ с аффиксами (рус. "стол-ик", "за-столь-н-ый"), соединение нескольких основ, перевод основ из одного класса в другой и др.; вид деривации (порождения) лингвистических единиц, направленный на создание нового однословного наименования, мотивированного смысловой и формальной связанностью с исходной единицей. Словообразование - один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.
Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования осваиваются деть­ми позже, чем способы словоизменения. Наиболее интенсивное формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
Последовательность становления грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии.
Согласно Л.С. Выготскому, первичный дефект возникает непосредственно из биологического характера болезни, вторичный – опосредованно, в процессе аномального социального развития ребенка. Самым уязвимым местом для такого ребенка является приход в школу и начальные годы обучения – кризисные, переломные периоды в жизни, когда происходит изменение социальной ситуации его развития. При недоразвитии коммуникативной, познавательной или регулятивной функции речи у ребенка возникают трудности в понимании и усвоении новой информации; нарушается способность к целенаправленному регулированию своих действий. Существует связь речевых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, формирования операций сравнения, обобщения и абстракции.
Эти данные согласуются с представлениями Л. С. Выготского о системном, опосредованном строении высших психических функций, которые страдают и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем. Известно, что преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребенка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности.
Из этого следует, что своевременно не проведенная коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов – социально педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
Среди детей с речевыми нарушениями особую группу составляют учащиеся с общим недоразвитием речи. Этих детей характеризует первичность речевого дефекта при отсутствии интеллектуальной недостаточности органического происхождения (первично сохранный интеллект) и нарушения функции слухового анализатора. Под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковым, так и смысловым сторонам речи
Цель исследования: рассмотреть особенности формирования словообразовательных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
1. Изучение специальной литературы по проблемам формирования словообразовательных навыков у младших школьников с ОНР;
2. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать особенности связной речи у детей с ОНР;
3. В ходе экспериментального изучения разработать модифицированные приемы для развития словообразовательных навыков;
4. В ходе экспериментального обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приемов..........................





Заключение

Подводя итоги в нашей работе, хотелось бы отметить, что важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний, определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.
Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности.
Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказывания. Первую, более слабую группу (9 человек), составили дети, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным.
Исследования показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.
У детей второй группы (11 человек) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания.
При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).
Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию словообразовательных навыков. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.
На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы:
У детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровня) отмечается значительное отставание в формировании навыков словообразования по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние словообразовательных навыков детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Также можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Наглядность (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы) можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.
Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно предоставляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков.
В заключение следует отметить: положительные результаты обучения детей словообразовательным навыкам, связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности используемых приёмов.



Список использованной литературы

1. АбелеваИ. Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. — М. 1969.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. — С. 275—332.
3. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983.
4. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.
5. Беккер К.П., Совак М. Логопедия.—М., 1981.
6. Власова Т.А. Логопедическая работа с заикающимися младшего школьниками. — М., 1959.
7. Власова Т.А, Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. –М., 1973.
8. Власова Т.А, Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинипчсекого изучения задержки психического развития // Дефектология. – 1975. –№6.
9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у младших школьников. — М., 1983.
10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М., 1968.
11. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у младших школьников в игре. — М., 1984.
12. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2. С. 6—361.
13. Ермакова И.И. Коррекция речи у детей и подростков. _М., 1984.
14. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. –М., 1978.
16. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983.
17. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. –М., 1962.
18. Ковшиков В.А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. –Л, 1994.
20. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. –М., 1977.
21. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. –М., 1954.
22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
23. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
24. Логопедия: Учебник для студентов ВУЗов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –М.: Владос, 2002, – 680с.
25. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.
26. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. –№6.
27. Мастюкова Е.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996
28. Нарушение речи у школьников / сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гришпун. –М., 1969.
29. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / под ред. В.И. Селиверствова и др. – М., 1982.
30. Обучение и воспитание заикающихся младших школьников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983.
31. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной.– М., 1968.
32. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. –М., 1967.
33. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
34. Патология речи. / под ред. С.С. Ляпидевского. –М., 1971.
35. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.
36. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Ред. В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская. — М., 1981.
37. Психологические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. — Л., 1978.
38. Развитие мышления и речи у аномальных детей / Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л. — 1963.
39. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.,1969.
40. Селиверстов В.И. Заикания у детей.—М., 1979.
41. Соботович Е.Ф.К вопросу о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении // Нервно-психические и речевые нарушения. — Л., 1982.
42. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.
43. Таптанова С.Л. Коррекционно-логоредическая работа при нарушениях голоса. –М., 1984.
44. Тяпугин Н.П. Заикание. –М., 1966.
45. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 1971
46. Хватцев М.Е. Логопедия. —М., 1969.
47. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 366—653.
48. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
49. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикулярного аппарата. –М, 1969.
50. Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.
51. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1980.


Приложение

Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)

Вид задания Ошибки на употребление предлогов Ошибки на образование предложно-падежных конструкций Ошибки на употребление именных словоформ Ошибки на употребление глагольных словоформ Пропуски знаменательных Форм Ошибки в построении предложений Искажение структуры слов Прочие аграмматизмы
Составление рассказа по серии сюжетных картинок 13,6 3,4 12,2 26,5 4,1 25,2 15,0
Рассказ по вопросам на тему из личного опыта 29,3 5,8 15,7 15,2 1,5 21,5 11,0
Окончание рассказа по данному
Началу 13,4 4,12 1,0 22,8 13,24 35,1 4,12 5,22





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.