На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Художественные школы Древней Руси

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава I. Новгородская художественная школа в контексте развития древнерусской культуры. 6
1.1. Особенности социально-политического развития Новгорода и формирование иконописной школы. 6
1.2. Эволюция новгородской художественной школы в конце XIII–XV вв. 7
Глава II. Псковская иконописная школа XIII–XV вв. 11
2.1. Становление псковского суверенитета и возникновение иконописной школы. 11
2.2. Псковская иконописная традиция XIII–XV вв. 13
Глава III. Московская художественная школа, ее генезис и эволюция. 17
3.1. Зарождение московской художественной школы. 17
3.2. Художественная школа Феофана Грека. 18
3.3. Школа Андрея Рублева и ее традиции. 20
3.4. Дионисийская школа московского иконописания. 24
Заключение 32
Литература 36

Введение

Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книги) -книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению
Святого Духа, дающие широкую панораму живописи той поры. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами.
К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму живописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами.
Развитие иконописания в последующие за киевским этапом периоды исторического развития нашего государства сыграло неизгладимую роль в развитии отечественной культурной традиции, в формировании архетипа древнерусского человека. Так как именно написание икон становится ключевой формой выражения в рамках развития художественной традиции вплоть до начала периода секуляризации русской духовной культуры. В этом отношении изучение особенностей генезиса и развития художественных школ в Древней Руси имеет первостепенное значение для понимания тех ментальных основ, которые были заложены в русскую культурную традицию на этом этапе исторического развития нашего государства.
В связи с этим основной целью нашей работы является анализ формирования основных художественных школ в эпоху Древней Руси.
Задачи курсовой работы:
- исследование новгородской иконописной художественной традиции;
- изучение особенностей формирования и развития псковской иконописной школы;
- анализ развития московской художественной школы XIV–XVI вв.
Процесс изучения иконописания в отечественной историографии, а следовательно и художественных традиций, начался еще в конце девятнадцатого столетия. В советской исторической традиции вопросами изучения художественного творчества и прежде всего иконописания занимались: В.Н. Лазарев, являющийся одним из наиболее авторитетных специалистов в этой области, М.В. Алпатов, Я.В. Брук, С.И. Масленицын и другие. Ими был сделан огромный вклад в изучение древнерусской живописи, однако ряд выводов к которым пришли авторы базировался на постулатах марксистской методологии истории, что в определенной мере нивелировало их достижения на данном поприще. В настоящее время исследование вопросов связанных с развитием местных художественных школ занимаются Барская Н. А., Покровский Н. В., Орлова М. А. и другие историки искусства.
Хронологические рамки нашего исследования включают период с XIII по начало XVI вв. Правомерность выбора таких хронологических границ обусловлена тем, что именно в этот период времени в значительной мере кристаллизуются основные художественные школы русского средневекового государства.
Структура работы в соответствие с поставленными целями и задачами включает в себя следующие основные компоненты: введение, основную часть, подразделенную на три главы, заключение, библиографический список. ...........................


Заключение

Древнерусская художественная традиция была тесно связана с происходящими процессами эволюции древнерусской государственности. Безусловно и воздействие монгольского нашествия на формирование основных мировоззренческих установок древнерусских иконописцев. Большая часть иконописных художественных школ XIII – первой половины XV вв. развивалась в условиях существования суверенной государственности Новгородской и Псковской феодальных республик с особым типом политической культуры. Это особое место двух государственных образований породило у них и некоторую отрешенность от общерусских проблем, но одновременно и своеобразный демократизм духовной культуры. Этот тип культуры, хотя генетически и был связан с православной христианской традицией, но воплощал в себе иные как политические, так и мировоззренческие идеалы.
Формирование московской художественной школы шло параллельно с становлением иного типа отношений который можно определить как самодержавную традицию или традицию подданнического типа. Формирование московской школы отчасти связано и с процессом складывания Московского княжества и борьбы его за независимость в XIV–XV вв. Разнонаправленность социально-политических процессов происходивших на северо-западе и северо-востоке русских земель сделало возможным существование различных по своему мировосприятию и художественной технике иконописных школ.
Яркий и эффектный стиль новгородской иконописи сложился в XIII – XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной композиции, чеканность и обобщенность силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. У этой иконописи свои излюбленные темы и герои, свой лаконичный и точный изобразительный язык, особого рада духовность, в которой теплота чувства и непосредственность переживания сочетаются со своеобразным религиозным практицизмом, трезвым и в то же время несколько наивным взглядом на мир. Всеми этими качествами новгородская иконопись обязана живым сокам народного мироощущения, которые питали творчество местных мастеров.
Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен.
Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV – начала XV в.
С Рублевым московская школа иконописи обретает свое лицо. Ему удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Но по складу своего лирического дарования, Рублев был антиподом ему. Рублеву остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Его идеалы иные - более созерцательные, более просветленные. Он отмел византийскую переутонченность формы и местные архаические традиции, а выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего 15 века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом великой славы.
С именем Андрея Рублева связан самый высокий взлет в истории древне русского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал свой собственных оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению (хотя и многим обязанный достижениям Византии), но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Стиль Рублева, линейный и колористический строй его икон, воплощавший гармонию и красоту, сложившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили лицо московской школы живописи.
В искусстве Дионисия и его учеников очень своеобразно переплетаются различные идейные течения его времени. И он, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению в образах святых таких людей, весь облик которых звал бы к очищению и нравственному совершенствованию. И он оказывал предпочтение состоянию внутренней сосредоточенности. И ему нравилось передавать в своих иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Андреем Рублевым. Но в его произведениях настойчиво дают о себе знать и новые тенденции. Это, прежде всего, усиление каноничности художественного мышления, ведущее к повторяемости одних и тех же мотивов движения, к стандартизации живописных приемов.
В 16 веке дионисиевские традиции быстро пошли на убыль. Иконы становятся излишне многословными, начинают перегружаться аллегориями, в них усиливается догматическое начало.
Темп развития замедляется, церковь все более ревниво следит за тем, чтобы в живопись не проникли смелые новаторства. Разгром еретических течений и ликвидация свободомыслия отрицательно сказалось на искусстве, в котором «византинизм» стал играть большую роль. Большое влияние на развитие именно творческого начала в русской художественной традиции оказали постановления церковного собора 1551 года принявшего постановление о введении лицевых иконописных подлинников - трафаретов для изображения святых и целых композиций. Регламентация художественного творчества, подчинение его церковным канонам отрицательно сказались на развитии живописи. Однако полностью этот процесс церковь контролировать не могла. И в этих сложных условиях новые веяния пробивали себе дорогу, хотя и с большим трудом.

Литература


1. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. 1. - М.:Искусство,1967. - 216 с.
2. Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст./под ред. М.В. Алпатова. – М.: Искусство, 1971. – 287 с.
3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение,1993. - 223 с.:
4. Брук Я.В. Живое наследие: беседы о древнерусской живописи. – М., 1970. – 70 с.
5. Вагнер Г. К. Искусство Древней Руси/ Т. Ф. Владышевская. - М.: Искусство, 1993. - 255 с.:
6. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. – М.: Наука, 1972. – 172 с.
7. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1:От древнейших времен по XVI век: Очерки. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство,1985. - 319 с.:
8. Древнерусское искусство XIV-XV вв.:[Сб. ст.]/ АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. О. И. Подобедова. - М.:Наука,1984. - 320 с.:ил.
9. Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. 14-16 вв. Сб. ст. – М.: Наука, 1970. – 502 с.
10. Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. - М. :Наука,1968. - 367 с.
11. Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. - М.:Наука,1968. - 231 с.:ил.
12. История иконописи. VI-XX века: Истоки. Традиции. Современность/ Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин и др. - М.:АРТ-БМБ,2002. - 288 с.:
13. Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций. - М.:Омега-Л: Высш. шк.,2003. - 615 с.
14. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века/ Ред. Г. И. Вздорнов. - 1-е изд. - М.:Искусство,1973.
15. Лазарев В. Н. Московская школа иконописи/ Фот. Э. И. Стейнерт. - М.:Искусство,1980. - 54 с.
16. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования – М.: Наука, 1970. – 343 с.
17. Лазарев В.Н. Страницы истории Новгородской живописи. – М., Искусство, 1977. – 168 с.
18. Масленицын С.И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157-1238 гг. – М., 1998. – 263 с.
19. Мнева Н. Е. Искусство Московской Руси: Вторая половина XV-XVII вв.. - М.:Искусство,1965. – 252 с.:ил. - (Очерки истории и теории изобраз. искусств).
20. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси, конец XIII - начало XVI в.: [в 2 т.].Ч. 1/ М. А. Орлова; [Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. - М.: Сев. паломник,2004. - 496 с.
21. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс,1999. - 414 с.:
22. Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи/ Б. В. Раушенбах. - М.:Наука,1975. - 184 с., ил. - (Памятники древнерусского искусства).
23. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 11-17 вв. – М.: Владос, 1997. – 336 с.
24. Смирнова Э. С. Живопись древней Руси: Находки и открытия. - Л.:Аврора,1970. - 112 с.
25. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры/ Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). - М.:МИРОС,1998. - 448 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.