На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Ценностные ориентации студентов как основа развития их профессиональной деятельности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 7
1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Формирование и развитие ценностных ориентаций личности 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 25
2.1. Цель, задачи и методы исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 38


Введение


Актуальность проблемы исследования. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. Ценности профессиональной деятельности являются смыслообразующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества. От того, как личность в процессе профессионального развития выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира, зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений с окружающим социумом.
Однако профессиональная деятельность в большинстве случаев рассматривается молодежью лишь как способ достижения материального благополучия. Студентам приходится делать жизненно важный выбор между стремлением к достижению высокого уровня благосостояния и стремлением к реализации своего потенциала. Нередко эти стремления оказываются несовместимыми, что приводит к трудностям в процессе профессионального становления личности будущего специалиста, к потере смысловой стороны профессиональной деятельности, утрате мотивации учебно-профессиональной деятельности. Возникает необходимость выявления и реализации психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процесса профессионального ценностного ориентирования студентов в современных условиях обучения в вузе.
Степень разработанности проблемы. Ценности углубленно изучаются аксиологией – наукой о ценностях. Родоначальниками аксиологии являются В.Виндельбанд, Н.Гартман, И.Кант, Г.Коген, Р.Г.Лотце, Р.Б.Пери, Г.Риккерт, М.Шелер. Эта проблема находится в центре внимания таких социологов как Э.Дюркгейм, Г.Парсонс, Т.Парсонс, М.Рокич и др. Отечественные исследователи также разрабатывали частные и общие вопросы аксиологии: К.А.Абульханова-Славская, О.М.Бакурадзе, В.А.Блюмкин, Г.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Д.А.Леонтьев, Г.А.Мелекесов, Е.С.Рапацевич, В.П.Тугаринов, Д.И.Фельдштейн и многие другие специалисты.
Изучению профессиональной деятельности в целом в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования Е.М.Борисовой, Т.М.Буякаса, А.А.Деркача, Н.Н.Захарова, Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.П.Логиновой, А.К.Марковой, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Л.Б.Шнейдер и др.
При этом попрежнему остается неопределенным путь развития профессиональных ценностных ориентаций, ценностного отношения к профессии. Требуется разработка методов согласования личностных и профессиональных ценностей личности.
В зарубежной и отечественной науке нет единого представления о сущности ценностных ориентаций. Зарубежные исследователи в большинстве случаев рассматривают ценностные ориентации как установки сознания индивида относительно некоторой социальной ценности (Ф.Знанецкий, М.Рокич, Т.Парсонс, Г.Парсонс, У.Томас и др.).
В отечественной науке выделяется три направления в рассмотрении ценностных ориентаций: как направленность личности на ценности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев и др.); как высший уровень фиксированных установок личности (А.Г.Здравомыслов, Ш.А.Надирашвили, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов и др.); как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости (А.А.Бодалев, Б.С.Братусь, Е.И.Исаев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, В.И.Слободчиков и др.).
Вместе с тем, нет единого определения ценностных ориентаций личности, не выяснено соотношение таких категорий как направленность личности на ценности, ориентации на ценности, ценностное отношение, отношение к ценностям, ценностное сознание. Четкое структурирование ценностной сферы личности необходимо для построения программ развития ценностных ориентаций.
Проблемы профессиональных ценностных ориентаций студентов рассматривали Л.В.Ведерникова, И.В.Дубровина, И.Ф.Клименко, В.М.Момов, Г.В.Осипов, Ч.А.Шакеева и др.
Рассмотрение развития профессиональных ценностных ориентаций студентов опирается на данные исследований психологических особенностей этого возраста, полученные в работах А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, С.Н.Иконниковой, Л.А.Кандыбович, В.Т.Лисовского, Н.В.Самоукиной, Л.Д.Столяренко, В.А.Якунина и др.
Профессиональные ценностные ориентации являются важнейшим компонентом профессионального становления личности в процессе обучения в вузе, особенности которого изучали М.И.Дьяченко, А.А.Деркач, Е.А.Климов и др.
Однако по-прежнему остается актуальным изучение профессиональной ценностной сферы студентов в процессе их обучения в вузе, обретения специальности; изменений в ценностной сфере профессионала; согласования личностных и профессиональных ценностей.
Психологический анализ проблемы развития профессиональных ценностных ориентаций студентов позволяет выявить противоречие между необходимостью развития профессиональной ценностной сферы будущего специалиста и недостаточной эффективностью используемых средств развития профессиональных ценностных ориентаций студентов в вузе.
Цель работы – раскрыть сущность ценностных ориентаций студентов как основы развития их профессиональной деятельности.
Объект исследования - профессиональные ценностные ориентации студентов.
Предмет исследования – процесс развития профессиональных ценностных ориентаций студентов (на примере студентов ЧелГУ).
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. уточнить сущность понятия «профессиональные ценностные ориентации будущих специалистов»;
2. выделить методы развития ценностных ориентаций студентов;
3. выявить личностные и профессиональные ценностные ориентации студентов.
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические представления о ценностях и ценностноориентационной сфере личности (Б.Г.Ананьев, В.П.Тугаринов, А.В.Кирьякова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Разживина, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн, В.Франкл, К.Хорни, Е.Н.Шиянов), психологические исследования особенностей личности студентов, рассматривающие природу ценностей, механизмы их интериоризации, интеграции в систему ценностей личности и динамику ее развития (М.И.Дьяченко, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, С.Д.Смирнов).
В соответствии с целью, предметом и задачами определен следующий комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической литературы; синтез учебно-воспитательной теории и практики высшего образования); эмпирические (констатирующий эксперимент, опросный метод, наблюдение); методы обработки результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования стал Челябинский государственный университет.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

1.1. Понятие ценностных ориентаций в психолого-педагогической литературе


Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э.Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели [13, с.16].
В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
- Ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности............................

Заключение


Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем, они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий.
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности.
По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институциализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).
Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Список использованной литературы


1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - №5. - С.63-70.
2. Бойчевский А.В. Формирование ценностных ориентаций у студентов факультета физической культуры педвуза: Канд. дис. - Курган, 2000.
3. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психол. - 1993. - Т.14. - №5. - С.99-105.
4. Бурцева Г.А. Ценностный подход к профессионально-педагогической подготовке студентов университета: Канд. дис. - Курган, 2001. - 179 с.
5. Вардомацкий А.П. Ценности социальных групп и личности: Докт. дис. - Минск, 1995. - 277 с.
6. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996 - №1. - С.86-99.
7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986. - 222 c.
8. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как цикл контакта в гештальт-терапии // Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования: материалы конференции 2006 г. – Самара: СГПУ, 2006. – С.56-61.
9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 190 с.
10. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - №4. - С.130-136.
11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. - 207 с.
12. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с.
13. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции // Вопросы философии. – 1996. - №4. – С.16-24.
14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М., 1982. - С.108-118.
15. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И.Титаренко, Б.О.Николаичева. - М., 1994. - 176 с.
16. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль, 1991.
17. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990.
18. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я.Гозмана, Д.А.Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
20. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет, в 2-х т. Т.2. - Тбилиси., 1991. - 425 с.
21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. - 447 с.
22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Общ. ред. Г.В.Бурменской. - М., 1993. - 480 с.
23. Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления) / А.А.Козлов, В.Т.Лисовский, З.В.Сикевич. - М., 1992. - 40 с.
24. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. – 1970. - №40.
25. Яницкий М.С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Выпуск 3. Часть 1. - СПб, 1997. - С.391-398.

Приложение
Опросник

1. В работе быстро достигать намеченных целей.
2. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.
..................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.