На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Формирование личности

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Психология. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2009. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


тема курсовой - формирование личности.
Юургу для психол. факультета.

Оглавление
Введение 3
1. Проблемы изучения формирования личности 5
1.1. Проблемы определения понятия личность в психологии 5
1.2. Проблема факторов развития личности 7
1.3. Проблема периодизации развития личности 10
2. Обзор взглядов на формирование личности в основных психологических направлениях 13
2.1. Психоаналитический подход в анализе формирования личности 13
2.2. Подходы к анализу формирования личности в бихевиоризме 16
2.3. Основные идеи формирования личности в гуманистическом направлении психологии 20
2.4. Культурно-историческая концепция формирования и развития личности 23
Заключение 27
Список литературы 30



Введение
Анализ любого психологического явления или структуры не будет полным без всестороннего рассмотрения вопросов его формирования и развития. Понимание генезиса явления позволяет понять его природу, раскрыть основные закономерности функционирования. Поэтому при изучении личности каждый автор уделяет большие внимание проблемам ее формирования. Ни одна существующая теория личности не может считаться целостной и завершенной, если не содержит идей о формировании личности.
Вопросы формирования личности являются актуальными не только с точки зрения психологической теории. Они имеют первостепенное значение в практике воспитания, обучения, развития, а также коррекции личности и психотерапии. Ни одно из этих прикладных направлений не может быть разработано без достаточно четких представлений о формировании личности.
Однако, не смотря на острую актуальность изучения вопросов формирования личности в настоящее время в психологии еще не найдены на них ответы. Объяснить такое положение можно рядом причин. Во-первых, отсутствие единого понимания самого феномена личности затрудняет все исследования в данном направлении. Во-вторых, различные взгляды на структуру личности отражается в полиморфизме идей о ее формировании. И в-третьих, отсутствие четких критериев сформировавшейся личности приводит к дополнительным трудностям изучения данной сферы.
Поэтому целью данной работы стал анализ существующих теоретических представлений о формировании личности.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1 Рассмотреть основные проблемы изучения формирования личности: определение личности, факторов развития личности, периодизации развития личности.
2 Составить обзор взглядов на развитие личности в рамках основных психологических направлений: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и культурно-историческая теория
3 Сделать выводы на основе анализа теоретических представлений о формировании личности
Материалы, представленные в работе носят проблемно-ориентированный характер и могут представлять интерес для психологов, педагогов и родителей. Они позволят составить полное представление о состоянии изучения формирования личности в психологии и наметить пути эмпирических исследований в данном направлении.

1. Проблемы изучения формирования личности
1.1. Проблемы определения понятия личность в психологии
Слово личность (personality) как в английском так и в русском языках имеет схожее происхождение. Первоначально это слово обозначало обозначает некоторую маску (персону, личину). Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некоторая личина, общественное лицо, обращенное к окружающим. Личность также рассматривается как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности [19].
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами, что затрудняет понимание и изучение данного явления. В свое время Г. Олпорт насчитал более 60 определений личности[13]. Анализ такого большого числа определений выходит за рамки темы данной работы, но сам факт имеет огромное значение в понимании проблемы формирования личности. Если существует множества различных определений термина личность, то также многообразны будут взгляды на формирование личности.
Попытка найти единственно верное определение термина личность в настоящее время является весьма сложной и малопродуктивной задачей. Гораздо важнее определить те общие моменты, которые выделяются разными авторами при определении личности. Так анализ различных определений личности показал, что большинство из них содержат следующие моменты:
• Акцент на индивидуальности или индивидуальных различиях. В личности представлены такие качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей.
• Личность предстает в виде некоторой гипотетической структуры или организации. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдений за поведением человека.
• Личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за устойчивые формы поведения.
• Акцент на важности рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющийся обстоятельства окружающей среды.
Если рассматривать личность как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, изначально не присущих человеку, понимание того, как они формируются, приобретает значительность. Концепции формирования личности фокусируются на вопросе о том, как различные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Т.е. личностное развитие происходит на протяжении всей жизни [6]...........................

Заключение
Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.
До сих пор в рамках психологии нет единства определении термина «личность». Анализ различных определений личности показал, что большинство из них содержат следующие моменты: акцент на индивидуальности или индивидуальных различиях; представление о личности, как некоторой гипотетической структуры или организации; использование характеристик, которые отвечают за устойчивые формы поведения; акцент на важности рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития.
В формировании личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения формирования личности.
Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее формирование. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования и развития личности. В анализе развития личности, конечно, необходимо учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт.
Процесс формирования личности растянут в онтогенезе и потому при его изучении возникает необходимость анализа тех качественных преобразований которые происходят в структуре личности на каждом возрастном этапе. Такой анализ предполагает выделение этапов формирования личности в зависимости от взглядов на структуру личности и общие закономерности данного процесса. Однако, поскольку понимание личности, ее структуры и закономерностей ее формирования сильно различаются в различных психологических направлениях, то выделение периодов развития личности остается проблемным вопросом в психологии. Так, Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.
Анализ современных подходов к периодизации развития личности позволяет выделить два типа закономерностей формирования личности: Первый тип закономерностей развития личности, подразумевает, что источником развития выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Второй тип закономерностей развития личности подразумевает, что личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объективными изменениями внутри этого института.
Обзор взглядов на формирование личности в рамках основных теоретических направлений, показал, что они сильно зависят от представлений о структуре личности и движущих силах развития. Так в рамках психоанализа формирование личности предстает в виде формирования основных структур ЭГО и СУПЕРЭГО на разных стадиях онтогенеза. Данный процесс связан с реализацией энергии либидо строго в определенной эрогенной зоне (от нее и происходит название стадии). Если энергия либидо по каким либо причинам не может свободно реализовываться через конкретную эрогенную зону – фрустрируется психосексуальная потребность ребенка и у него формируются различные комплексы и неблагоприятные черты характера.
С точки зрения представителей бихевиоризма личность человека находит отражение в поведении, формирование которого можно изучать методом естественно-научного эксперимента. Формирование личности в данной концепции сводится к усвоению индивидом определенной системы норм, ценностей, знаний данной культуры – к социальному научению. При анализе процессов социального научения бихевиористы важную роль отводят обуславливанию. Выделяют 2 основных вида обуславливания: классическое и инструментальное (оперантное). Однако обе эти концепции ни объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура рассматривал способы формирвоания нового поведения через наблюдение, эмитацию и идентификацию.
В гуманистическом направлении структура личности представлена такими компонентами как Организм и Я, которые хотя и обладают врожденной тенденцией к актуализации, выступают как объект сильных влияний со стороны среды и особенно социального окружения. Роджерс не обозначает точного расписания важных стадий, через которые проходит человек на пути от младенчества к созреванию. Вместо этого он фокусирует внимание на том, каким образом оценки индивида со стороны окружающих, особенно в детстве, благоприятствуют дистанцированию между переживаниями организма и переживаниями Я.


Список литературы
1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии.– 2000.– №2.– С. 128-134
2. Гилеева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента// Вопросы психологии.– 2000.– №4.– С. 73-81
3. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.– Минск: Изд-во БГУ, 1979.-136 с.
4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. -М., 1982.- 385с.
5. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития// Вопросы психологии.- 2004.-№2.- С.128-137
6. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. – 284с.
7. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. -М.: "Флинта", 1998.- 335с.
8. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .-492с.
9. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1976. – 276с.
10. Петровский В. А. Идея историзма в психологии развития // Вопросы психологии.- 2001.- №6.- С.126-135
11. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982.- 273с.
12. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект. - 2000.- 341с.
13. Разорина Л. М. : К определению содержания понятия "личность" в советской психологии //Вопросы психологии.-2005.-№ 1. - С. 79-87.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2007.- 720с.
15. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 1984.- 352с.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов - на Дону: Феникс, 2003.- 228с.
17. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: Феникс. - 1999. – 273с.
18. Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития.- М.: КОгито. 2002.- 407с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 2006.-607с.
20. Ядов В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.- Л.: Наука 1979.- 264 с



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.