На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Условия формирования толерантности у подростков

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2005. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»


Курсовая работа
По курсу: «Педагогика»
На тему: «Формирование толерантности у подростков»
03100 – педагогика и психология


Выполнила:
Студентка группы ПЗ-331
**********
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
З.М. Большакова


Челябинск, 2005
Содержание
Введение ___________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков 7
1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике 7
1.2. Особенности формирования толерантности у подростков 13
1.3.Педагогические условия формирования толерантности у подростков 18
Выводы по первой главе: 28
Глава 2. Опытно- экспериментальное исследование формирования толерантности у подростков 29
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 29
2.2. Содержание опытно-экспериментального исследования 33
2.3. Анализ опытно-экспериментального исследования. 42
Выводы по второй главе. 47
Заключение 48
Библиография 49

Введение
В 1995 году ООН приняла Декларацию «Принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указанны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости).
Как указанно в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, Но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человек.
«Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». (Декларация принципов терпимости).
Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации.
Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения толерантности, даже в столь сложной и, казалось бы, сугубо материальной, экономической сфере, определяющей уровень и образ жизни людей и возможность их взаимопонимания и сотрудничества не на популистско-декларативной основе, а на основе жизненно важных ценностей. Таким образом, тема «формировании толерантности подростков» очень актуальна.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Толерантность (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.[2, стр. 517]
Подростковый период (отрочество – 13-17 лет) – переход от детства ко взрослости. Происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение отношений со взрослыми и на самого себя.
Цель работы - определить и выявить условия формировании толерантности у подростков.
Объект – образовательный процесс.
Предмет - формирование толерантности у подростков.
Гипотеза – формирование толерантности у подростков возможно при наличии педагогических условий.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике.
2. определить терминологическое поле проблемы исследования.
3. определить особенности формирования толерантности у подростков.
4. определить педагогические условия формирования толерантности у подростков.
5. определить и выявить в экспериментальном режиме условия формирования толерантности у подростков.
6. проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
7. разработать учебно-методические рекомендации по формированию толерантности у подростков.
Методология: рассматривают толерантность как принятие других такими, какие они есть и готовность взаимодействовать с ними: Л.М. Дробижева, М.Вубер, М.Бахтин, В.А. Лекторский «О толерантности, плюрализме и критицизме», Ю.А. Шадже, Н.Н. Моисеев «Судьба цивилизации. Путь разума», А.Г. Асмолов «Психология личности», В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия», Р.И. Грановская, А.И. Крупнов, Е.С. Филатова «Соционика для всех», Л. Хьялл, Д. Зиглер «Теория личности».
Методы: эксперимент, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, метод поперечных срезов (трансверсиональный), методы обработки данных, интерпретационные методы (структурные).
Методики:
1. тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко [11, с.71-75]
2. диагностика психических состояний: опросник «Самооценка психических состояний»
3. Программа тренинга толерантности С.Д. Щеколдиной
База исследования: Челябинская область, г. Копейск, поселок Потанино, ул. Театральная, 14, шк. №24, 9-е классы.
Этапы:
1. Констатирующий (декабрь, 2004-). Изучение состояния проблемы, анализ литературы по проблеме формирования толерантности у подростков, анализ особенностей. В результате исследования были определены: предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
2. Формирующий (февраль 2005-апрель 2005). Экспериментальная проверка разработанных теоретических положений. Внедрение полученных результатов в практику.
3. Обобщающий (апрель 2005). Анализ результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах. Систематизация и обработка материалов, литературное оформление курсовой работы.
Таким образом, во введении мы раскрыли понятие о терпимости, которое описано в основополагающем документе – декларация принципов терпимости. Определили цель работы, объект, предмет, гипотезу, задачи, методологию методики и этапы.


ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков
1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике
Толерантность, терпимость- умение терпеть (выдерживать, выносить) принимать, примерять, быть снисходительным. [11, стр. 15]. Толерантность означает что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим [11, стр. 12].
Г. Оллпорт отмечает, что толерантные люди лучше знаю самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому мене удовлетворены собой. Толерантная личность больше ориентированна на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях, проблемных ситуациях. Толерантные люди склонны винить, стремясь к личной независимости.
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл в результате многолетнего опыта приводят практические рекомендации участникам межкультурного общения с целью формирования толерантности в межкультурной коммуникации:
1. не судить о ценностях, убеждениях, отталкиваясь от собственных ценностей.
2. всегда поминть о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей…[11, стр.27].
Приходится признать, что проблемам воспитания, толерантности все еще уделяется явно не достаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: философия образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении как правило сводятся к провозглашению локальных образовательных концепций (типа концепции «Школы диалога культур»), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий.
В связи с этим возникает вопрос: «Может ли сфера образования способствовать массовому осознанию неизбежности, безальтернативности движения человечества к единству, к спасительной толерантности в человеческих отношениях?» ................

Заключение
Учитывая, что периодом интенсивной этносоциализации личности, при котором еще не сформированы отрицательные отношения к представителям других этносов, является подростковый возраст, особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.
В связи с этим одна из главных задач данного исследования, – выявление гипотезы о том, что формирование толерантности возможно при наличии педагогических условий, - судя по полученным результатам, была достигнута. Для достижения данной задачи был применен психодиагностический метод – тестирование.
Для коррекции мы взяли программу тренинга толерантности. Программа содержит несколько занятий. На каждом занятии организуется работа участников тренинга в парах, тройках, и в микрогруппах по 4-6 человек, в командах по 8-10 человек, предпочтительны разнополые группы. Программа тренинга толерантности направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общения и включает когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Цель программы – формирование толерантной культуры личности. [11]
В экспериментальном исследовании были сформированы результаты, была подтверждена гипотеза, что говорят об успешной работе, результаты работы достигнуты.

Библиография
1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-.№7.-2002
2. Психологический словарь./ Авт. Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова под общей ред. Ю. Л. Неймера.-. Ростов-на- Дону.-.Феникс, 2003, 640с.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.// Учебное пособие
4. Немов Р. С. Психология.// Учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн, 3-е изд.- М., Гуманит. Изд., центр Владос.-.1999, Кн. 3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
5. Т.Т. Калужная, Л. А. Конашенко, Ю.И. Потапова.-Формирование толерантности //Специалист, 2004, №7
6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001
7. Ильин Е.П. Психология Воли.-.СПб, издательство «Питер», 2000. – 288 с.
8. М.Орлова. Формирование толерантности. Дошкольное воспитание//.-.2003, №11
9. Декларация принципов толерантности. Бетти Э.Риздон. Толерантность дорога к миру - М, 2001
10. Г.Г.Абдулкаримов. Этнические стереотипы школьников, проблема формирования толерантного сознания .//Образование в современной школе.-.№4
11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.-.М: «Ось – 89», 2004
12. Никольский А.В. Преподавание истории обществознания в школе. -.2002, №7
13. Хасан Б.И.Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности.//Семья и школа, 2001, №12
14. Яковенко А. Свобода слова в России и Европе. Международная жизнь.-.2001, №5
15. Романенко Л.М. Лики Российской толерантности. Размышления участницы симпозиума о симпозиуме. Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика.- Москва, 2002, «Полис»// Политические исследования, №6
16. Петров В.Н. Этнические мигранты, полиэтническая принимающая среда, проблемы толерантности.// Социс: Социологические исследования.- 2003, №9
17. Галкин А.А. Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации.// Социс: Социологические исследования.-.2003, №9
18. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции. //Социс: Социологические исследования.-.2003, №8
19. Социальная педагогика. Курс лекций, учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав., под общей редакцией М.А. Галагузовой.- Гуманит. Изд. центр «Владос».-. 2001, 416с
20. С.А.Беличева. Этот опасный возраст.// Народный университет. Пед. Факультет- №1, 1982 г, 94с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество. Учебник для студентов вузов.- М., 1982, 94 с.
22. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. Университетов.- М: 1972 г., 288 с.
23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практ. руководство для отчаявшихся родителей. – М.: 1991, 224с.
24. Кле М. Психология подростка. Психосекс. Развитие.-.М.:1991, 224с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1982, 255с.
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: 1979, 175с.
27. Л. Первин, О.Джон. Психология личности. Теория исследования. – М.: 2000, 607с.
28. Край Г. Психология развития.-.СПб.:2000, 992с.
29. Гамезо М.В. Атлас по психологии.- М.: 1985
30. Кузин В.С. Психология. – М.: 1999, 992с.
31. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: 1984, 592с.
32. Маклаков А Г Общая психология. -СПб.:2002, 592с
33. Немов Р.С. Психология.- М.: 1999, кн. 1, 688с.
34. Общая психодиагностика.//Под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.:1987, 304с.
35. Психология. Словарь.//Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: 1990, 489с.
36. Харитонов С.Я. Социально психологические проблемы в школе.//2000, №4
37. Сухомлинский А.В. О воспитании. -.М.:1985.
38. Трынский К.П. Психическое развитие детей. Воспитание и обучение детей //2000, №10
39. Смит Л. Эффективный тренинг.-.М.: Питер, 2002
40. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Я и другие.- Ярославль.: Академия развития, 2001, 224.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 1989
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: 1999, 422с
43. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5, 228-242с.
44. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: 2000
45. Уланов В.В. Формирование толерантности в школе, подход, основанный на понимании природы человека.// Директор школы, 2002, №8, 42-51с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.