На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование навыков самоконтроля у младших школьников с ЗПР

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.02.2012. Сдан: 2010. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1. Понятие самоконтроля в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности самоконтроля у детей с ЗПР 11
1.3. Условия формирования навыков самоконтроля 17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 24
2.1. Изучение уровня сформированности навыков самоконтроля у младших школьников с ЗПР 24
2.2. Коррекционная программа по формированию самоконтроля у младших школьников с ЗПР 32
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Литература 47
Приложение 1 52
Приложение 2 55
Приложение 3 61


Введение


В достижении учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Младший школьник, становясь субъектом учебной деятельности, занимает в ней активную творческую позицию, обнаруживает свои потенциально новые возможности. Результатом данного вида деятельности становится изменение самого ученика, уровня его развития. Поэтому формирование учебной деятельности становится приоритетной целью начального образования.
Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля, когда получаемые им образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются им самим по отношению к индивидуально формулируемым целям. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития и становления учебной деятельности.
В работах педагогов Ю.К. Бабанского, Е.Д. Божович, Б.П. Есипова, А.В.Запорожца, Э.А.Красновского, В.С.Леднева, И.П.Подласого, М.Н.Скаткина, В.В. Фирсова, Е.Н. Шиянова и др. исследовано значение контроля в учебной деятельности. В.А.Вергелес, Г.В.Дорофеев, О.Б.Епишева, Л.В. Занков, С.Г.Манвелов, А.М.Пышкало, Л.М.Фридман рассматривали вопросы формирования действий самоконтроля при исследовании общих положений учебной деятельности.
Более глубоко и основательно вопросы развития самоконтроля рассмотрены в психологии (В.В.Давыдов, Л.Б.Ительсон, А.С.Лында, А.К.Маркова, М.И.Панжина, Г.А.Собиева, Д.Б.Эльконин и др.).
Проблема формирования самоконтроля является актуальной для младших школьников с задержкой психического развития.
М.С.Певзнер, Г.И.Жаренкова, В.А.Пермякова, С.А.Домишкевич отмечают у детей с ЗПР неустойчивое внимание, импульсивность, повышенную отвлекаемость, отсутствие действия контроля и самоконтроля. О важности исследования процессов внимания и лежащих в его основе неиродинамических механизмов говорится в работах Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. В.И.Страхов выявил реально существующие связи между вниманием, контролем и другими психическими процессами и личностными качествами. Он считает одним из наиболее продуктивных направлений дальнейшее исследование этой проблемы, причем особый акцент делается им на корригирующей функции контроля.
Анализ литературы показал, что вопрос о самоконтроле в учебно-образовательной деятельности, хотя косвенно и затрагивается авторами в ряде работ, но еще недостаточно исследован. Особенности протекания самоконтроля и его формирования у детей с ЗПР рассматривались недостаточно. Разработка научных и методических рекомендаций по этому вопросу является приоритетной задачей специальной педагогики.
Анализ ситуации, сложившейся в педагогической теории и практике, выдвигает противоречие между корригирующей функцией действия самоконтроля и его несформированностью у детей с ЗПР. Выделенное противоречие позволило определить актуальность проблемы исследования педагогических условий формирования у детей с ЗПР самоконтроля.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и экспериментально апробировать психологические условия развития самоконтроля у младших школьников с ЗПР в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: Для развития самоконтроля как фактора успешности учебной деятельности младших школьников необходимо выполнение следующих педагогических условий:
- формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников;
- осуществление программы развития самоконтроля.
Задачи исследования:
1. изучить состояние теории и практики развития самоконтроля у младших школьников с ЗПР и психологические особенности данного развития;
2. выявить и обосновать педагогические условия, необходимые для эффективного развития самоконтроля у младших школьников с ЗПР в учебной деятельности;
3. разработать и экспериментально проверить программу развития самоконтроля у младших школьников с ЗПР.
Методологической основой исследования явилась психологическая теория самоконтроля (А.Я.Арет, Т.И.Гавакова, И.А.Зимняя, Л.Б.Ительсон, Г.С.Никифоров, А.К.Сердюк, Г.А.Собиева, С.П.Тищенко, Д.Б.Эльконин).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические: наблюдения за деятельностью учащихся и учителей; беседы с учителями, учащимися, родителями младших школьников; опрос, анкетирование; тестирование; опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперименты); методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
База исследования: МОУ СОШ №33, 2вкласс (16 учащихся).

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1. Понятие самоконтроля в психолого-педагогической литературе


В психолого-педагогической литературе раскрываются психологические основы самоконтроля (Л.И.Рувинский, А.Я.Арет, Н.Д.Левитов, Т.И.Гавакова, В.В.Чебышева, Л.Б. Ительсон, Г.А.Собиева, М.А.Бондаренко, М.И.Боришевский), показано значение самоконтроля как существенного звена учебного процесса (Ю.К.Бабанский, С.И.Архангельский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Л.В.Жарова), выделены этапы формирования самоконтроля (А.Я.Арет).
Вместе с тем, самостоятельного исследования проблемы самоконтроля в обучении как средства формирования адекватной самооценки у школьников не проводилось. Между тем самоконтроль и самооценка, являясь компонентами учебной деятельности, оказывают значительное влияние на более эффективное и оптимальное ее осуществление, так как позволяют ученику не только проследить за ходом своих действий и оценить их результаты, но и планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменений условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.
Среди многообразия определений понятия контроль особое место занимает точка зрения, согласно которой понятие контроля (в частности, самоконтроля) отождествляется с понятием внимания (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская).
Наиболее полную разработку проблема взаимосвязи внимания и контроля получила в работах П. Я. Гальперина, который впервые предпринял попытку экспериментально установить структуру внимания как содержательного действия и осуществить процесс его планомерного, поэтапного формирования. П.Я.Гальперин определяет внимание как идеальную, сокращенную и автоматизированную форму контроля [19, с.208].
Предложенная П. Я. Гальпериным и его коллегами теория поэтапного формирования умственных действий намечает четыре большие группы условий, при наличии которых ученик «будет действовать так, “как надо”, и неизбежно придет к заранее намеченным результатам:
1) формирование достаточной (а лучше — адекватной) мотивации действий ученика;
2) обеспечение правильного выполнения нового действия;
3) воспитание его желаемых свойств;
4) его превращение в умственное действие (в его желаемую форму)..............................

Литература


1. Ананьева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 64-67.
2. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология. - 2006. - №4. - С. 38-45.
3. Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательной школы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №6. - С. 60-61.
4. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения: Обучение и воспитание школьников // Дефектология. - 2003. - №6. - С. 46-50.
5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
6. Вильшанская А.Д. Использование логических блоков Дьенеша в коррекционно-развивающей работе // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 46-50.
7. Вильшанская А.Д. Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 18-22.
8. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 57-65.
9. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятии дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - №5. - С. 73-77.
10. Винокурова Г.А. Психологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития на этапе перехода в среднее звено школы // Дефектология. - 2004. - №6. - С. 32-34.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 224 с.
12. Жубриянова Р. Когда простое воспитание бессильно: О некоторых аспектах работы с детьми, страдающими задержкой психического развития // Директор школы. - 2001. - №1. - С. 75-78.
13. Злоказова М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №4. - С. 49-52.
14. Злоказова М.В. Модель организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №3. - С. 55-59.
15. Калинина Е.С. Использование средств народной педагогики в обучении детей с задержкой психического развития // Образование и общество. - 2004. - №3. - С. 51-53.
16. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. - Екатеринбург, 1995. - 155 с.
17. Князева Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - №1. - С. 62-66.
18. Коробейников И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
19. Коррекционная педагогика / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 301 с.
20. Лапшин В.А. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
21. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
22. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
23. Леонова Л.А. Психолого-педагогический аспект коррекционно-развивающего обучения // Начальная школа. - 2006. - №12. - С. 77-80.
24. Локтева Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №4. - С. 22-26.
25. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
26. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. - 254 с.
27. Метиева Л.А. Формирование саморегуляции у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. - 2004. - №4. - С. 55-61.
28. Митрякова Л.Г. Динамика изменений чувства у детей с задержкой психического развития от 7 до 16 лет // Дефектология. - 2001. - №6. - С. 19-23.
29. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Владос, 1999. – 632 с.
30. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
31. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
32. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
33. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
34. Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Ред. З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина. - М.: Педагогика, 1986. - 208 с.
35. Певзнер М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы // Дефектология. - 2003. - №6. - С.3-12.
36. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная пресса, 2004. – 20 с.
37. Попугаева М.К. Как помочь ребенку с задержкой психического развития // Начальная школа. - 1998. - №5. - С. 94-96.
38. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
39. Пугач В.Н. Возможности психолого-педагогической коррекции в обучении детей с расстройствами внимания и поведения // Начальная школа: плюс - минус. - 2002. - №5. - С. 20-24.
40. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
41. Сорокина О.А. Коррекция недостатков учебной деятельности школьников // Начальная школа. - 2003. - №8. - С. 97-100.
42. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
43. Толмачева Г.А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе // Коррекционная педагогика. - 2006. - №2. - С. 51-56.
44. Ульенкова У.В. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 2005. - №2. - С. 19-26.
45. Шамарина Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития: Уроки русского языка // Начальная школа. - 2003. - №8. - С.67-72.
46. Шевченко С.В. Обучение детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.

Приложение 1



Образец рисунка к методике «Домик»
Ошибки:
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.


Приложение 2



Рис.1

Рис.2.


а) узор из геометрических фигур:

б) композицию:


в) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Рис.3.

Рис.4



а

б
Рис.5.

Рис.6



Рис.7

Рис.8.

Приложение 3


«ВОЛШЕБНЫЙ СОН»
Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим рукам и ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Прислушайтесь к вашему дыханию…Дыхание ровное и спокойное… Ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. Послушайте, что я хочу вам рассказать…
Я знаю, дети наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, тихо и спокойно. Вы дышите легко и свободно, легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают...
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляются (2 раза).
Дышится легко...ровно...глубоко...
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем и повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!


«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»
Сядьте поудобней, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот —погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас, подружитесь с ним. А теперь глубоко вдохнем и улыбнемся друг другу.
—Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим солнечного зайчика.


«СПАСИ ПТЕНЦА»
Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладонь, спрячьте птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.