На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Защита прав несовершеннолетних детей

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.02.2012. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ……………………………………………………………………………..5
1.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей……………5
1.2. Имущественные права детей……………………………………………….29
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ………….37
2.1. Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие………………………………………………………………...37
2.2. Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..80

ВВЕДЕНИЕ
Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, существующая в нашей стране уже несколько лет, отражается в первую очередь на семейном благополучии. Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации. Страдают от этого, конечно же, дети. Бездуховность, равнодушие, жестокость и агрессивность взрослых ведут к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев.
В ближайшее десятилетие в России ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. По сравнению с 2003 годом число детей уменьшилось на 44,3 тысячи, или на 8 процентов. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря на сокращение количества разводов за последние два года, все еще высока доля неполных семей, продолжается рост внебрачной рождаемости.
Остается острой проблема социального сиротства и детской безнадзорности. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.
В числе причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.
Все вышесказанное обуславливает актуальность избранной для исследования темы.
Целью настоящей работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Рассмотрение и анализ содержания личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних детей.
2. Исследование понятия защиты прав несовершеннолетних детей и структуры органов, ее осуществляющих.
3. Анализ механизма защиты прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, исследующих проблематику защиты прав несовершеннолетних детей в РФ, а также общие вопросы семейного и гражданского законодательства РФ.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые акты о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка, Пекинские правила и т.д.), законы и подзаконные акты РФ (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ
1.1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Именно семья формирует полноценную личность и гражданина, именно в ней закладываются основы для дальнейшего развития. Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Никакие общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, даже неблагополучную. Обязанность по созданию в семье условий, обеспечивающих полноценное развитие ребенка, его уверенность в себе, активное участие в жизни общества, лежит на родителях. Они ответственны за всестороннее обеспечение интересов своих детей.
Родительское правоотношение является сложным по своему содержанию и включает в себя:
1) отношения по материальному содержанию детей;
2) отношения, связанные с воспитанием детей;
3) отношения, связанные с образованием детей;
4) иные отношения, возникающие при реализации личных и имущественных прав и обязанностей родителей и детей .
Субъекты этих правоотношений приобретают сразу всю совокупность прав и обязанностей, входящих в это правоотношение. «Возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя "отложить" их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные» .
Специфика детско-родительских отношений заключается в том, что они существуют на основе нравственных норм, при этом и родители, и дети должны руководствоваться правилами, закрепленными в правовых нормах. Семейное законодательство содержит большое число норм, регламентирующих отношения между родителями и детьми, значительное их количество связано с воспитанием последних.
Отношения между родителями и детьми «основываются преимущественно на любви родителей к детям - любви невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка... Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка... Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми» .
Регламентация семейных отношений направлена на упорядочение отношений по воспитанию, надлежащее воспитание подрастающего поколения, удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития, обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях, формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка .
Права и обязанности в отношении детей в равной степени возложены на отца и на мать ребенка, то есть семейное законодательство устанавливает равенство родительских прав (ст. 61 СК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Необходимо различать понятия «равенство супругов» и «равенство родителей» в решении вопросов, связанных с воспитанием детей. Супруги не всегда являются родителями воспитываемого ребенка. Так, женщина - мать ребенка вступает в брак, супруг при этом не усыновляет последнего. Родители ребенка могут вообще не состоять в браке между собой или же состоять в разных браках, то есть не между собой. Ребенок может быть усыновлен одним из супругов, в этом случае второй супруг не обладает какими-либо правами в отношении ребенка. Таким образом, можно говорить о следующих вариантах соотношения брачного и родительского правоотношений:
- мужчина и женщина могут быть супругами, но не иметь детей, и, следовательно, не состоять в родительском правоотношении;
- в родительском правоотношении может состоять один из супругов как субъект брачного правоотношения;
- лица могут состоять между собой в брачном правоотношении, но одновременно являться субъектами различных родительских правоотношений;
- лица могут состоять в различных брачных отношениях либо не состоять вовсе, при этом являться родителями одного ребенка, то есть состоять в родительском правоотношении;
- супруги являются одновременно родителями ребенка, то есть усматривается наличие и брачных, и родительских правоотношений.
Реализация принципа равенства супругов в решении вопросов воспитания и образования детей будет правомерной лишь в последнем случае.
Отметим, что наличие или отсутствие зарегистрированного брака родителей не влияет на правовое положение ребенка. Согласно статье 53 СК РФ при установлении отцовства в порядке, предусмотренном статьями 48 - 50 СК РФ, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.
Практическую значимость имеет вопрос осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно. «Под каким бы углом зрения не рассматривалось осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от своего ребенка, всякий раз приходится иметь дело с защитой прав несовершеннолетнего на общение с родителями, родственниками, что специально предусмотрено статьей 55 СК РФ, которая значительно шире по своему содержанию, так как предусматривает разные варианты «разлучения» детей не только с одним, но и обоими родителями» .
В последнее время стало распространенным воспитание ребенка одним из родителей. Важной гарантией реализации права ребенка на общение с родителем, проживающим отдельно, является норма пункта 1 статьи 66 СК РФ: «Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком... Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».
Желание ребенка жить с отцом или матерью имеет большое значение, так как любовь и уважение ребенка к родителю являются одним из факторов, способствующих воспитанию детей.
Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ , где место жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания. Регистрация по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производится на основании их свидетельства о рождении, согласно пунктам 28, 29 Правил регистрации граждан РФ по месту жительства .
Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, сохраняется.
Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор разрешается судом (п. 3 ст. 65 СК РФ) с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
Одним из видов родительских правоотношений, обладающим рядом особенностей, является правоотношение, где родители сами еще являются несовершеннолетними. В соответствии со статьей 62 СК РФ такие родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Существует мнение, что «реализация несовершеннолетним родителем своих прав не всегда возможна, поскольку ее механизм законодателем фактически не закреплен» . Наличие у ребенка родителей, которые в силу возраста не обладают полным объемом родительских прав и обязанностей (несовершеннолетних родителей), является в соответствии со статьей 121 СК РФ отсутствием родительского попечения у такого ребенка. Следовательно, по мнению Величковой О.И., на основании пункта 1 статьи 145 СК РФ необходимо над таким ребенком установить опеку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 СК РФ до достижения несовершеннолетним родителем возраста 16 лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. В действительности возможна ситуация, когда несовершеннолетние родители в состоянии выполнять свои родительские права в полном объеме, и необходимость установления опеки в данном случае отпадает. Проблема реализации несовершеннолетними родителями права на воспитание своего ребенка существует и нуждается в разрешении, соответствующем интересам ребенка.
Важное практическое значение имеет разрешение такой проблемы, как осуществление родительских прав недееспособными родителями . Вынесение решения суда о признании одного из родителей недееспособным не влечет за собой лишения или ограничения его родительских прав. В такой ситуации воспитание ребенка должно осуществляться вторым родителем или ребенку назначается опекун. «Формальное ограничение родительских прав недееспособного родителя имеет место, только если в силу его душевного заболевания возникает необходимость отобрания ребенка у такого родителя в целях защиты интересов ребенка» .
Если оба родителя ребенка, страдающие психическими заболеваниями, признаны недееспособными, то вопрос об ограничении родительских прав должен решаться однозначно.
Проблема реализации родительских прав возникает и в том случае, если отцовство установлено в принудительном, судебном порядке. Ведь в данном случае желание отца заниматься воспитанием «навязанного» ему ребенка отсутствует вовсе. Целесообразно представить суду право определять объем родительских прав мужчины, отцовство которого он установил, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том же процессе. Указанная проблема и пути ее решения нуждаются в дальнейшей теоретической разработке.
Равенство прав и обязанностей обоих родителей сохраняется и в случаях признания брака недействительным. Несмотря на аннулирование всех правовых последствий отношений бывших супругов, дети, родившиеся в таком браке или в течение трехсот дней со дня вынесения решения суда, имеют такое же правовое положение, что и дети, родившиеся в законном браке.
Особенности имеет осуществление родительских прав родителем, осужденным за совершение преступления к лишению свободы. Вынесение обвинительного приговора суда и назначение наказания в виде лишения свободы не влекут за собой лишение такого родителя родительских прав, даже если брак супругов впоследствии будет расторгнут. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 СК РФ допускается в виде исключения расторжение брака по заявлению одного из супругов, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, в органах ЗАГСа, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Существует мнение, согласно которому нельзя расторгать брак через органы ЗАГСа, если супруг, осужденный на срок свыше трех лет, на момент подачи заявления другой стороной является условно-досрочно освобожденным (ст. 79 УК РФ ); освобожден от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ); освобожден от наказания вследствие амнистии или помилования .
Согласно статье 34 Закона «Об актах гражданского состояния» орган ЗАГСа, принявший заявление о расторжении брака, извещает в трехдневный срок супруга, отбывающего наказание, о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака. При этом также указывается на необходимость сообщить до обозначенной даты фамилию, которую он избирает при расторжении брака. Таким образом, вопрос об осуществлении родителем родительских прав не обозначен. Общение с родителем, отбывающим наказание в виде лишения свободы, вряд ли будет соответствовать интересам ребенка, но родительское правоотношение на период отбывания наказания не прекращается.
Споры о детях, возникающие между супругами, один из которых осужден, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Если родитель не лишен родительских прав, он вправе принимать участие в решении вопросов, касающихся ребенка, общаться с ним. Сложности, как правило, нравственного плана, возникают, если в местах заключения свободы находится мать.
Большое число женщин, имеющих несовершеннолетних детей, не общаются со своими детьми и не интересуются их жизнью - 84, при этом 72 из них лишены родительских прав.
На период отбывания матерью наказания в виде лишения свободы дети, как правило, передаются отцу или другим родственникам, у 274 женщин дети воспитываются в семьях. В случае невозможности передачи ребенка в семью его направляют в детский дом или школу-интернат - у 82 осужденных женщин дети помещены в такие учреждения. Так как вследствие осуждения матери ребенок может быть признан оставшимся без попечения родителей, его могут усыновить: у девяти женщин за период отбывания наказания дети были усыновлены, в трех случаях имело место усыновление детей гражданами США.
Интересен следующий факт. Девять женщин (около 1% от общего числа осужденных) приговорены к лишению свободы за совершение преступлений против жизни и здоровья своих несовершеннолетних детей (причинение телесных повреждений различной тяжести, убийство, истязания и др.) . Но ни одна из них не была лишена за это родительских прав. Несомненно, органы опеки и попечительства должны проявлять инициативу и обращаться в суд с соответствующим иском.
Многие ограничения в осуществлении родительских прав лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, были сняты после внесения в 2004 г. поправок в уголовно-исполнительное законодательство. Так, женщина может получить разрешение жить за пределами исправительной колонии в том случае, если ее семья переедет жить в поселок, где расположена колония. При этом женщина должна иметь возможность содержать себя и детей . Но не у каждой осужденной матери есть средства на то, чтобы жить со своим ребенком.
По закону женщина имеет право содержать своего ребенка в детском доме при колонии до достижения им возраста трех лет. Затем ребенок подлежит передаче либо родственникам, либо в специальное детское учреждение, что может стать серьезной травмой и для ребенка, и для матери. В соответствии с законом мать может выехать из колонии на две недели и лично передать ребенка в семью либо в детский дом, причем такое право предоставляется независимо от того, куда и кому передается ребенок.
Законодатель руководствуется, прежде всего, интересами ребенка в данной норме, но механизм реализации предоставленного осужденной матери права перемещения своего ребенка отсутствует.
Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов, предоставляется дополнительный двухнедельный отпуск. Дети-инвалиды не могут приехать вместе с родственниками на свидание к матери. Новые правила разрешают матери выезжать из колонии раз в год для свидания с такими детьми сроком на пятнадцать суток, не считая времени проезда.
Все изменения законодательства коснулись только осужденных женщин, на отцов данные привилегии не распространяются, что можно рассматривать как нарушение принципа равенства родительских прав и обязанностей .
Таким образом, родительское правоотношение не всегда имеет «стандартную форму», где совместно проживают папа, мама и ребенок, где присутствует взаимная любовь, забота и родительская ответственность.
Право ребенка жить и воспитываться в семье кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права ребенка:
- право знать своих родителей;
- право на заботу родителей;
- право на воспитание своими родителями;
- право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
- право на уважение его человеческого достоинства.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками сложно, а зачастую невозможно реализовать в случаях утраты родительского попечения: отсутствия родителей, смерти родителей, лишения их родительских прав, признания недееспособными, болезни родителей и в других случаях, предусмотренных статьей 121 СК РФ. Право ребенка на воспитание в семье обеспечивается в таком случае органом опеки и попечительства в установленном законом порядке (гл. 18 СК РФ). При этом согласно статье 123 СК РФ предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передаче их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.
Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» содержит примерный перечень учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и другие. В отдельных регионах России могут создаваться другие учреждения, деятельность которых напрямую связана с защитой прав и интересов ребенка. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в иные указанные учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит медленно. Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы является продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение младенческой смертности (на 21,8 процента) и материнской смертности (на 27 процентов) .
Расширение сети реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году) и оснащение их современным оборудованием позволили создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8 процента в 2002 году до 32 процентов в 2006 году. Количество детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, выросло в 2,2 раза. Кроме того, на 35,6 процента увеличилось количество детей, получивших помощь в учреждениях социального обслуживания семьи и детей .
В настоящее время отстает от потребности количество учреждений дополнительного образования детей. Действующие и вновь открытые учреждения системы профилактики детской безнадзорности размещены в помещениях, требующих капитального ремонта, и нуждаются в оснащении современным коррекционно-реабилитационным оборудованием. При этом остро ощущается дефицит квалифицированных кадров по работе с безнадзорными и беспризорными детьми. Не все общеобразовательные школы в достаточном количестве укомплектованы психологами и социальными педагогами. По-прежнему ограничен доступ к получению социальных услуг семьям с несовершеннолетними детьми, проживающим в сельской местности.
Семейный кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве устанавливается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
- произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка);
- всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка);
- экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);
- незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);
- всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);
- бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка);
- всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).
Статьи 4, 19 и 33 Конвенции о правах ребенка предусматривают различные меры защиты ребенка от различных угроз и посягательств. Это и разработка социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также законодательные, административные, просветительные и иные меры.
Более подробно механизм защиты прав детей различными органами и организациями будет рассмотрен во второй главе работы.
Статья 12 Конвенции о правах ребенка закрепляет, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Право свободно выражать свое мнение включает в себя свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Кроме того, ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган. Ребенку предоставляется право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Закрепление в СК РФ данного права свидетельствует о том, что законодатель признает ребенка личностью, с мнением которой нужно считаться.
М.В. Антокольская подчеркивает значимость данного права, указывая, что учет мнения ребенка предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка лица, решающие вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать, по каким причинам они сочли необходимым не следовать пожеланиям ребенка .
Статья 57 СК РФ предусматривает несколько форм реализации ребенком права на выражение своего мнения:
1) ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
2) ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
3) учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам;
4) в случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, д...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.