На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Налоговое планирование и прогнозирование на предприятии ОАО «Дорстрой-СК»

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.02.2012. Страниц: 120. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогового планирования в организации 6
1.1 Сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации 6
1.2 Классификация видов налогового планирования 12
1.3 Организация налогового планирования и оценка налогового бремени предприятия 17
1.4 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии 26
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия на материалах ОАО «Дорстрой-СК» 39
2.1 Основные сведения о предприятии ОАО «Дорстрой-СК» 39
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 44
2.3 Изучение и анализ основных нормативно- правовых актов, используемых в деятельности ОАО «Дорстрой-СК», структуры налогов и налогового бремени 52
2.4 Учетная политика предприятия и организация бухгалтерского учета 63
2.5 Оценка основных показателей деятельности предприятия 71
2.6. Оценка налогового планирования и прогнозирования в ОАО «Дорстрой-СК» 84
3. Повышение эффективности налогового планирования на предприятии 93
3.1 Сравнительный анализ налогового бремени при различных системах
налогообложения 93
3.2 Пути оптимизации налогообложения на предприятии 103
Заключение 115
Список литературы 117
Приложения 121


Введение

До недавнего времени в отечественной науке и практике использовались два термина в области минимизации налоговых обязательств: правомерное избежание налогов и незаконное уклонение от уплаты налогов. Однако за рубежом в отношении налогов уже долгое время применяются и другие термины, такие как: уменьшение налогов, налоговое мошенничество, сопротивление уплате налогов и отказ от уплаты налогов. Не претендуя на бесспорность суждений, попытаемся понять сходства и различия этих терминов.
По общему правилу избежание налогов - правомерное использование определенного налогового режима в целях получения преимуществ при уплате налогов, допускаемых самим законом.
Уменьшение налогов есть правомерное снижение налоговых обязательств посредством действий, разрешенных законом, а избежание - это создание законных условий для неуплаты налога (налогов) посредством действий, не запрещенных законом.
Другими словами, избежание налогов есть действия, которые, с одной стороны, строго следуют букве закона, но с другой - противоречат самому его духу, а потому являются недопустимыми (незаконными), хотя и непреступными, как, например, уклонение от уплаты налогов. В то же время, уменьшение налогов следует как букве, так и духу закона.
В отличие от избежания, уклонение от уплаты налогов - основной термин, используемый для обозначения деяний индивидов и корпораций, которые не уплачивают налоги, применяя незаконные способы. Уклонение от уплаты налогов обычно подразумевает умышленное искажение (умалчивание) сведений, необходимых для правильного исчисления налогооблагаемой базы с тем, чтобы снизить налоговые обязательства. Эти действия включают, в частности, предоставление недостоверной налоговой декларации (недекларирование или неполное декларирование доходов, прибылей и выгод; или преувеличение затрат и других обстоятельств, учитываемых при вычетах).
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что отношения между бюджетом и предприятием очень важны. Предприятие уплачивает в бюджет налоги и сборы, государство – направляет полученные средства на улучшение жизни населения страны. Вопросы разграничения действий по минимизации налоговых платежей на предмет их правомерности (или даже степени их правомерности) традиционно относятся к наиболее сложным в теории и практике налогообложения.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Важным вопросом для исследования является налоговое планирование. С его помощью предприятие может уменьшить налогооблагаемую базу, тем самым, сократив платежи в бюджет.
Цель работы - исследование налогового планирования и прогнозирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации;
2. Изучить классификацию видов налогового планирования;
3 Охарактеризовать организацию налогового планирования и возможности оценки налогового бремени предприятия;
4 Рассмотреть принципы оптимизации налогообложения на предприятии;
5. Представить основные сведения о предприятии ОАО «Дорстрой-СК»
6. Провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
7. Изучить и проанализировать основные нормативно-правовые акты, используемые в деятельности предприятия, структуру налогов и налогового бремени;
8. Исследовать учетную политику предприятия и организацию бухгалтерского учета;
9. Оценить основные показатели деятельности предприятия;
10. Провести сравнительный анализ налогового бремени при различных системах налогообложения;
11. Предложить пути оптимизации налогообложения на предприятии.
Решение поставленных задач и рассмотрение перечисленных вопросов поможет более глубоко раскрыть тему работы.
Теоретическая значимость темы состоит в рассмотрении таких понятий, как налоговое планирование, оптимизация, минимизация налогов, и их способы.
Практическая значимость темы заключается в возможности применения полученных знаний в области налогов и сборов, а также посредством изучения применения отечественного опыта налогового планирования на практике.
Рекомендации применения схем налоговой минимизации в ОАО «Дорстрой-СК» позволит ему уменьшить налоговые выплаты, а высвобожденные таким образом средства, направить на необходимые цели.
Объект исследования – ОАО «Дорстрой-СК».
Предмет исследования – налоговое планирование и прогнозирование на предприятии.
Методы исследования – описание, анализ, сравнение, изучение литературы.


1. Теоретические аспекты налогового планирования в организации

1.1 Сущность и значение планирования деятельности и налогового прогнозирования в организации

Налоговое планирование (НП) - это совокупность законных целенаправленных действий, связанных с использованием определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств. Налоговое планирование позволяет уменьшать налоговые обязательства организации в процессе всей деятельности или в течение ограниченного периода времени и/или при совершении каждой конкретной хозяйственной операции.
Целью НП является:
- оптимизация налоговых платежей;
- минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
- повышение объема оборотных средств организации;
- увеличение реальных возможностей для повышения эффективности работы организации.
Элементами налогового планирования являются:
- организационно-правовая форма:
- виды деятельности,
- выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации;
- учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учетов;
- выбор режима налогообложения;
- льготы по налогам и сборам и т.д. [48, c.7]
Основные правила, в соответствии с которыми наши специалисты осуществляют НП следующие:
1. Соблюдение требований действующего законодательства.
2. Снижение совокупных налоговых обязательств организации.
3. Рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.
4. Корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
5. Требование, чтобы разработанная схема имела экономическое и правовое обоснование.
Составными этапами НП являются:
1. Анализ проблем и постановка задач
Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей деятельности организации, анализ основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы, анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных операций, оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.
В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения; по всей совокупности налогов, плательщиком которых является организация, и т.д.
2. Определение основных инструментов, которые может использовать организация
Инструменты НП это налоговые льготы, специальные налоговые режимы, особые экономические зоны на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные условия хозяйствования с точки зрения возникающих налоговых обязательств [48, c.9].
3. Создание схемы
При осуществлении НП создают определенную схему, в соответствии с которой предприятие осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом.
4. Контроль осуществления деятельности в соответствии с разработанной схемой
Для оценки эффективности работы схемы следует сопоставить общий размер налоговой экономии (расчетной), полученной в результате применения инструментов НП, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы
Задача налогового планирования – организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование осуществляется в рамках налогового консалтинга и является частью финансового планирования на предприятии.
Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более эффективно управлять имеющимися ресурсами.
Основными принципами налогового планирования являются:
- законность всех способов и методов оптимизации налогообложения;
- экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;
- индивидуальный подход к деятельности и особенностям конкретного налогоплательщика;
- комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.
Организация налогового планирования заключается: в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии [16, c.17].
Оптимизация налогообложения предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства вы сможете инвестировать в развитие своего бизнеса.
Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации предприятия, разработке организационной структуры предприятия.
Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.
Эффективность современного бизнеса во многом определяется не
только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение. Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание фирмы за счет продуманной программы оптимизации налогообложения. Далеко не безупречная налоговая система Российской Федерации создает массу проблем для успешного развития бизнеса, лишая его стабильности и перспектив роста. Тем временем, многие зарубежные компании, оказавшиеся в подобной ситуации, уже давно приняли на вооружение безопасный и эффективный метод снижения налоговых выплат - оптимизацию налогов.
Налоговое планирование изначально воспринималось российскими бизнесменами как способ уклонения от уплаты налогов. Неверное понимание задачи оптимизации налогообложения и широкое применение так называемых "налоговых схем" создало массу проблем для некоторых предпринимателей. Оптимизация налогов - это ряд абсолютно законных мер, направленных на сокращение налоговых издержек. Опыт зарубежных компаний показал, что продуманное налоговое планирование способствует не только повышению уровня дохода компании, но и роста ее статуса в глазах государства, что немаловажно для дальнейшего развития.
Налоговое планирование - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая. В числе инструментов оптимизации налогообложения можно указать создание методологии бухгалтерского учета, разработку системы штрафов и так далее. Однако наиболее эффективным и практичным способом обеспечить снижение налоговых выплат является регистрация или приобретение оффшорной компании (офшорной компании) [12, c.12].
Оффшор (офшор) - это формальная регистрация компании в так называемой "оффшорной зоне", то есть в стране, где существенно снижены (или отсутствуют) налоги на предпринимательскую деятельность нерезидентов. Низкое налогообложение нерезидентов предусмотрено в нескольких странах, поэтому у предпринимателей всегда есть возможность выбрать оптимальный с точки зрения налогового планирования вариант. Данный вид оптимизации налогов весьма востребован среди бизнесменов всего мира, количество зарубежных компаний "выставленных на продажу" в качестве потенциального оффшора (офшора), растет с каждым годом. Зарегистрировать оффшорную компанию (офшорную компанию) гораздо легче и выгодней, чем открыть представительство фирмы в другой стране. Дело в том, что открытие представительства, как правило, не освобождает от уплаты налогов, в то время как оффшор (офшор) позволяет устранить выплаты налога на прибыль и заметно снизить проценты по социальному и подоходному налогам.
Очень часто оффшорные компании (офшорные компании) выступают в качестве финансовых центров - они позволяют сделать инвестиционную политику компании более гибкой и защищенной. Чтобы обеспечить высокий уровень надежности оффшора (офшора) нередко применяются оффшорные счета. Счет в иностранном банке для нерезидента - это полная конфиденциальность и оперативность при управлении денежными средствами. Оффшорные счета позволяют оперировать валютой, что немаловажно в случае международного делопроизводства. Оффшорная компания (офшорная компания) может открыть расчетные счета в нескольких банках по всему миру, что также является одним из плюсов данного инструмента налогового планирования [14, c.19].
Рассмотрим вопрос, касающийся минимизации налогообложения.
Цель оказания услуг по минимизации налогообложения - не противодействие фискальной системе государства, влекущее применение налоговых санкций или мер уголовной ответственности, а именно легальное высвобождение активов (минимизации налогообложения) для дальнейшего их использования в экономической деятельности, которые позволяют налогоплательщику правомерно избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.
Использование пробелов и коллизии норм в законодательстве требует не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью минимизации налогообложения.
Гораздо эффективнее с точки зрения долгосрочного развития бизнеса выстроить общую модель минимизации налогообложения, в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью минимизации налогообложения договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля.
1.2 Классификация видов налогового планирования
Налоговое планирование - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.
Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.
При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.
Как правило, налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени. Однако при всем многообразии данные меры могут быть подразделены на долгосрочные (перспективные) и текущие.
Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Элементы данного вида планирования:
- выбор наиболее выгодного, с точки зрения налогообложения, места расположения организации, ее структурных подразделений и руководящих органов;
- выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры (деление производственных и хозяйственных процессов вплоть до создания для этих целей группы взаимосвязанных самостоятельных организаций), позволяющий минимизировать налоговые платежи [5, c.5].
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом отметим, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный) характер. К числу последних можно, например, отнести:
- принятие организацией учетной политики;
- выбор варианта налогового учета.
Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из основных элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации. Например, организации должны выбрать метод уплаты налога на прибыль, принять решения об использовании или неиспользовании налоговых льгот и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования (распределения) прибыли организации и т.п.
Таким образом, текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.
Хорошие перспективы для использования налогоплательщиками имеет и такой тактический ход текущего налогового планирования, как оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных и ненормативных актов налоговых органов. Это позволяет выяснить позиции судебных органов (вплоть до высших) по актуальным, но недостаточно ясным вопросам налогообложения. Долгое время арбитражные и гражданские суды не признавали за налогоплательщиком право обжаловать мнение налоговых органов заранее, то есть до нанесения какого-либо ущерба интересам истца [39, c.15].
Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом "Персона" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что налогоплательщики могут и не дожидаться, когда их накажут рублем, - они вправе оспаривать действия налоговиков заранее. В соответствии с вышеуказанным определением Конституционного Суда Российской Федерации, если налогоплательщик считает, что какой-либо ведомственный документ противоречит закону, он может обращаться с жалобой в суд. При рассмотрении подобных дел суды, как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде более ранних своих постановлений, не вправе ограничиваться формальным установлением того, кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков. Но при этом неважно, оштрафован уже истец или нет, важно другое: могут ли его оштрафовать при невыполнении им оспариваемых положений. Именно это и должны определять судьи, отказы же в судебной защите налогоплательщикам по другим основаниям противоречат ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Однако в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 319-О речь шла о нормативном правовом акте (приказ, зарегистрированный в Минюсте России), на практике же многие негативные для налогоплательщиков разъяснения, носящие в том числе системный характер, оформляются в виде писем.
Право налогоплательщиков обжаловать в вышестоящих налоговых органах или в суде любые ненормативные акты налоговых органов было подтверждено в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Однако в п. 48 этого постановления ВАС РФ был сделан акцент на двух компонентах ненормативного акта налогового органа, который можно обжаловать в суде: требование адресности и наличие на нем подписи руководителя инспекции или его заместителя. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О "По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года" был сделан вывод, что ст. 137 и 138 НК РФ предоставляют налогоплательщику право обжаловать в суде решения любых должностных лиц налоговых органов и суды не имеют права отказывать в рассмот-
рении таких жалоб.
И вот совсем недавно ВАС РФ принял решение от 20.05.2004 N 4719/04 о признании частично недействующим абзаца четвертого п. 5 письма МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657 "О разъяснении отдельных вопросов применения глав 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", то есть документа, который формально не может быть признан нормативным правовым актом, но в то же время адресован неограниченному кругу лиц [39, c. 17].
Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис. 1.


Рис. 1. Виды налоговой оптимизации

С точки зрения применяемых методов налоговая оптимизация может быть классифицирована на оптимизацию через разработку приказа об учетной и налоговой политике организации, через замену или разделение правоотношений, через непосредственное воздействие на объект налогообложения путем его изменения или сокращения его количественных характеристик, использование предусмотренных законом льгот и освобождений и т.д.
С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.
Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика [9, c.17].
Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).
1.3. Организация налогового планирования и оценка налогового бремени предприятия
Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием (НП).
Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования (управления финансами). НП можно рассматривать как законный легальный способ снижения налоговой базы в организации и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах (ПБУ) бухгалтерского учета.
Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.
На практике налогоплательщик может избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование; пытаться уклоняться от уплаты налогов. Налоговое планирование нельзя смешивать с уклонением от уплаты налогов - незаконном уходе от уплаты налогов, которое может выражаться в несвоевременной уплате налогов; в незаконном использовании налоговых льгот и т.д.
Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.
При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.
Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени (Кнб) может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений [34, c.22].
В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д. Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.
Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:
- определение юридического статуса организации, ее организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО и т.д.);
- определение целей и сфер деятельности;
- разработка программы анализа системы налогообложения;
- формирование информационной базы;
- тестирование состояния системы налогообложения;
- установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;
- составление бизнес-плана;
- выбор стратегии оптимизации налогового бремени;
- оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);
- определение системы факторов и условий для конкретных временных периодов, определяющих налоговые последствия принимаемых управленческих решений в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- расчет налоговой экономии при разных условиях хозяйствования, сроков внесения налоговых платежей;
- выявление резервов снижения налогового бремени;
- выявление сильных и слабых сторон организации;
- аудит состояния системы налогообложения;
- разработка оргтехмероприятий.
Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, т.к. в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Например, освобождены от уплаты НДС: реализация товаров (кроме подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ), работ, услуг; общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и т.д.
Не менее важно правильно определить вид деятельности. Например, от уплаты НДС освобождены: работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации программ (проектов), в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры, работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей [34, c. 24].
Данная льгота предоставляется в том случае, если эти работы финансируются исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами и организациями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
При налоговом планировании важно также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).
Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Важно также правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, через него можно регулировать экономию на соответствующих налогах.
Важен также выбор места расположения филиалов (например, в офшорных зонах). Так, освобождены от уплаты НДС услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, и т.д.
Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации и такие ее составляющие:
1. Способ начисления амортизации основных средств:
- линейный;
- ускоренной амортизации при линейном способе;
- по сумме лет полезного использования;
- способ уменьшающегося остатка;
- пропорционально объему выпускаемой продукции.
2. Способ начисления амортизации нематериальных активов:
- линейный способ;
- пропорционально объему продукции, работ, услуг.
3. Способ списания товарно-материальных ценностей:
- по средней себестоимости;
- методу LIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей);
- методу FIFO (по себестоимости последних по времени закупок товарно-материальных ценностей) [35, c.13].
В условиях инфляции наиболее выгодно использование метода LIFO. Он позволяет получить более реальную себестоимость списываемых материалов.
При намечающемся снижении цен на товарно-материальные ценности целесообразно использовать метод FIFO.
При неясном прогнозе динамики цен целесообразно использовать среднюю себестоимость товарно-материальных ценностей.
4. Способ формирования ремонтного фонда.
5. Способ включения затрат в себестоимость реализованных товаров (продукции, работ, услуг):
- списание общехозяйственных расходов на дебет счетов 20, 23, 29.
На дебет счета 20 списываются условно-переменные расходы, а условно-постоянные расходы списываются непосредственно на реализацию (Д 91).
Первый метод широко используется в отечественной практике. Недостатком его является необходимость вести расчеты по распределению условно-постоянных расходов между отдельными видами продукции, товаров, работ и услуг.
Второй способ широко используется за рубежом. При данном методе отпадает необходимость в распределении накладных расходов между отдельными видами продукции.
6. Способ списания накладных, комплексных расходов, сроки уплаты налогов и сборов.
Например, начисления на заработную плату в социальные внебюджетные фонды начисляются и перечисляются до выдачи ее работникам [34, c.14].
НДС при реализации (передаче) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ в соответствии со ст. 174 НК РФ должен быть перечислен в бюджет за истекший налоговый период до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено данной статьей.
Уплата налогов при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:
- до 30-го числа отчетного месяца - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
- до 15-го числа второго месяца - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца, и т.д.
7. Способ определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
При налоговом планировании необходимо учитывать классификацию налогов по разным направлениям:
- в зависимости от объекта взимания налогов, в частности, выделяют:
1. налоги и сборы, взимаемые с доходов (прибыли);
2. налоги и сборы, взимаемые с суммы выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг;
3. налоги, взимаемые с сумм имущества, с недвижимости;
4. налоги на потребление;
5. ресурсные налоги и т.д.;
- в зависимости от метода расчета налогов и сборов выделяют:
1. пропорциональные;
2. ступенчатые;
3. прогрессивные;
4. регрессивные;
5. фиксированные [6, c.16].
При пропорциональных налогах используется единая ставка налога независимо от получаемой величины облагаемой базы. Сумма налога растет пропорционально росту налогооблагаемой базы (например, увеличению выручки от реализации продукции (работ, услуг).
При ступенчатых налогах выделяют отдельные интервалы в облагаемой базе и для каждого интервала устанавливают соответствующую ставку налога.
Прогрессивные налоги характеризуются тем, что их величина растет быстрее, чем происходит прирост дохода. При этом предельная ставка налога определяется как отношение величины взимаемого налога к величине прироста дохода, в процентах или в виде доли.
При регрессивных налогах их сумма растет медленнее налогооблагаемой базы (массы). Иначе говоря, наблюдается рост облагаемого дохода при одновременном снижении ставки взимаемого налога. Причем считается, что налоговое бремя в этом случае перекладывается на слои населения с более низками доходами.
При фиксированных налогах и сборах независимо от налогооблагаемой базы взимаются абсолютные фиксированные суммы, например, столько-то минимальных заработных плат, установленных законом.
В зависимости от времени внесения платежей налоги и сборы можно распределить на три группы:
- плановые;
- авансовые платежи с последующим пересчетом по фактическим итогам финансово-хозяйственной деятельности для крупных налогоплательщиков (например, налог на прибыль и т.д.);
- платежи по фактическим данным [45, c.11].
Налоги и сборы в зависимости от роли в экономическом механизме страны можно классифицировать на следующие группы:
- целевые компенсационные налоги и сборы (отчисления на НИОКР и т.д.);
- целевые управленческие налоги и сборы (целевые сборы);
- универсальные налоги (налог на прибыль, НДС, налог на рекламу).
В зависимости от источника покрытия налоги и сборы делятся на:
- включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) - сборы в социальные внебюджетные фонды;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за предельно допустимые выбросы, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.;
- относимые на финансовые результаты организации - налог на имущество организаций, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и т.д.;
- включаемые в цену - акцизный сбор, НДС и т.д.;
- определяемые от налогооблагаемой прибыли (дохода) - налог на прибыль организаций, доходы от игорного бизнеса и т.д.;
- исчисляемые от чистой прибыли - налог на операции с ценными бумагами и т.д.
Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета НДС не превысила 1 млн рублей [11, c.20].
Налоговое планирование предполагает системный подход. Он выража-
ется в учете взаимосвязанной системы налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и влияния ее на финансовые показатели организации. Выигрывая на одних налогах, можно потерять на других. Поэтому многовариантный перебор возможных сочетаний налоговых платежей - основной путь минимизации налогового бремени. Он может позволить оптимизировать финансовую ситуацию в организации, достичь максимума чистой прибыли при минимуме уплачиваемых налогов и сборов.
При налоговом планировании необходимо учитывать положения ст. 56 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
При осуществлении налогового планирования необходимо опираться на существующее налоговое законодательство, нормативные документы, прямо или косвенно связанные с ним.
Налоговое законодательство сегодня находится в стадии совершенствования, что вполне естественно для процесса вхождения в мировую глобализацию. Правительству необходимо определиться и четко закрепить льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, устранив альтернативу для предприятий. В этом случае исчезнет основание для уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность за налоговые правонарушения, поскольку они ведут к срыву исполнения...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.