На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Современная власть и философия управления

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.02.2012. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Природа политической власти и концепции теорий власти…………….11
1.1. Теория власти: методология, традиции и современное состояние…………..11
1.2. Различные концепции теорий власти………………………………………….18
1.3. Современная теория власти в свете теоретико-методологических
исследова-ний………………………………………………………………………..26
Глава 2. Особенности функционирования власти в условиях реформирования
Рос-сии………………………………………………………………………………..40
2.1. Политический режим современной России …………………………………..40
2.2. Актуальные проблемы реформирования Российской государственности…..46
Заключение……………………………………………...…………………………...58
Список литературы……………………..………………………..…………...……..62


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и тео¬ретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специаль¬ностей. Проблема власти всегда привлекала к себе с пристальное внимание пред¬ставителей политической, социальной и философской и общественно- политиче¬ской мысли. Там, где имеется коллективное или совместное проживание людей, носящее системно- организованный характер, там налицо властное взаимодейст¬вие, которое присуще всем сферам общественных отношений. Качественные осо¬бенности его проявления зависят от ряда обстоятельств: своеобразия социальных условий, конструкции общества, наличия соответствующих форм правления, уровня экономического, политического, культурного развития и других факторов. Эта многоплановость, многоликость, организационное и функциональное разно¬образие делают власть как бы «вечной» проблемой, которая привлекала и будет привлекать внимание исследователей.
Произошедшие за последние десятилетия радикальные изменения в мире, связанные с глобализацией, превращением биполярного мира в монополярный, поставили человечество перед необходимостью решения новых задач, среди ко¬торых особое место принадлежит проблеме совершенствования властных отно¬шений. Влияние на мировую и государственную политику «глобальной власти» стало самоочевидным фактом. Все это делает властную проблематику чрезвы¬чайно актуальной. Важное место в ней исследование теоретико- методологических аспектов власти, не только позволяющих расширить представления о данном фе¬номене, но и дающих ему возможность по- новому взглянуть на отдельные сто¬роны властных взаимоотношений в современном мире.
Особую значимость сохраняет теоретико- методологический аспект иссле¬дования проблемы власти в истории политической мысли, которая содержит- бо¬гатый материал для понимания проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию научных знаний о власти, ее роли и значении в организации и функ¬ционировании общества.
В рамках классической западной традиции (античность - первая треть XIX в.) в исследованиях власти заслуживают внимания следующие методологические аспекты:
- выяснение сущностных характеристик власти как социального и полити¬ческого явления;
- понимание власти как фактора, оказывающего доминирующее регулятив¬ное воздействие на организацию политической жизни общества, государства;
- разработка методологических оснований для классификации форм правле¬ния;
- обоснование необходимости разделения властей.
Важным аспектом властной проблематики является вопрос о властном взаимодействии гражданского общества и государства.
Теоретико-методологический характер носит сравнительный политологиче¬ский анализ концепции власти К. Маркса и учения о власти М. Вебера. Наиболее актуальны исходные методологические основания понимания сущности власти и ее роли в обществе, предопределившие концептуальные различия.
В Западной Европе и США в течение XX в. имел место достаточно широ¬кий спектр подходов и направлений, исследовавших власть, актуальность боль¬шинства их не вызывает сомнений. В методологическим отношении такими ас¬пектами являются следующие:
- наметившаяся еще в 1920- е гг. в США и получившая развитие в дальней¬шем интеграция социологии, социальной психологии и политической науки в ис¬следовании власти;
- нацеленность политических исследований на практический результат, опора на факты;
- широкое использование социологических методов в исследовании поли¬тики и власти (бихевиорального, системного, структурно- функционального, срав¬нительного);
- наличие концептуальных нетрадиционных подходов к пониманию и трак¬товке власти и ее разновидностей.
Для исследований власти в отечественной литературе характерно своеобра¬зие, вытекающее из особенностей исторического развития России. Длительное господство марксистско- ленинской идеологии в советский период ограничивало возможности объективного исследования проблем власти. Поэтому в методологи¬ческом плане интерес представляют теоретические исследования, направленные на раскрытие сущности власти, анализ регулятивных категорий, их соотношения между собой.
В постсоветский период актуальными в методологическом отношении представляются следующие направления в исследовании власти и властных от¬ношений:
- научный анализ зарубежных исследований власти;
- анализ властных изменений в постсоветской России, поиск путей совер¬шенствования деятельности властных структур в условиях демократических пре¬образований;
- понимание власти как одной из регулятивных форм, ее соотношение с другими регулятивными формами;
- исследование информационно- волевого механизма властного взаимодей¬ствия;
- анализ форм, принципов и методов власти;
- выявление факторов, обусловливающих легитимность политической вла¬сти;
- проблема идентификации и сводимости интересов;
- исследование вопроса о прогнозировании властных процессов.
Значимость и актуальность данной работы состоят в том, чтобы дать кон¬цептуальное системно- целостное понимание власти, которое могло бы служить методологическим основанием для дальнейших теоретических исследований вла¬стной проблематики и решения связанных с ней практических задач.
Степень разработанности проблемы. Вопросам теоретико- методологиче¬ских основ анализа власти посвящено значительное число работ зарубежных и отечественных ученых. Существенный интерес в методологическом отношении представляют работы представителей истории политической мысли: Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Мон¬тескье, Ж.- Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля. Каждый из них внес определенный вклад в понимание методологических аспектов власти и властного взаимодействия.
Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон оставили после себя большое твор¬ческое наследие, которое без преувеличения составляет фундамент исходных на¬учных представлений о власти, имеющих исключительно важное теоретико- мето¬дологическое значение.
Среди исследователей власти в эпоху Возрождения особое место принадле¬жит Н. Макиавелли, представившему свое понимание роли и назначения власти в обществе, высказавшему практические рекомендации о властных методах.
В XVII столетии английский мыслитель Т. Гоббс сформулировал концепту¬альные основы теории общественного договора, исходя из своего понимания роли власти в обществе. Его соотечественник Дж. Локк в рамках этой концепции обос¬новал учение о либерализме, высказал свои суждения о разделении властей. Эпоха французского Просвещения выдвинула таких выдающихся мыслителей, внесших значительный вклад в исследование власти, как Ш. Монтескье и Ж.- Ж. Руссо.
Ш. Монтескье предпринял попытку заложить научные основы для понима¬ния законов общественного и политического развития, явился основателем кон¬цепции современного разделения властей. Ж.- Ж. Руссо, критически относясь к существующей действительности, обосновал необходимость демократических преобразований в обществе.
В теоретико-методологическом отношении особого внимания заслуживают работы представителей немецкой классической философии - И. Канта, явивше¬гося основоположником концепции правового государства, и Г. Гегеля, изложив¬шего свое философское понимание гражданского общества и государства. На¬званные ученые внесли существенный вклад в исследование власти, властных проблем, расширив область теоретико- методологических представлений о харак¬тере властных отношений в обществе.
Своеобразным является понимание теоретико- методологических оснований власти у К. Маркса и М. Вебера.
На Западе в начале XX в. существенное внимание уделялось развитию по¬литической науки. Ч. Мерриам, X. Лассуэлл, и Дж. Кетлин высказали идею о не¬обходимости синтеза политической науки с социологией и психологией при изу¬чении политических процессов. Е.А. Росс, А. Бентли, Ч. Мерриам, в первые деся¬тилетия XX в. заложили основания для бихевиоризма. Власть как центральная по¬литологическая проблема политико- поведенческого подхода исследована в мно¬гочисленных трудах X. Лассуэлла. В конце 1950- х - начале 1960- х гг. бихевио¬ральное направление становится господствующим. В конце
60- х гг. происходит переоценка его роли и значения, результатом чего стал переход к постбихевиоральным исследованиям власти.
После Второй мировой войны в странах Западной Европы, Соединенных Штатах Америки широкое развитие получают системный, структурно- функцио¬нальный, сравнительный методы анализа. Системный метод первоначальное кон¬цептуальное оформление получил в работах Л. фон Берталанфи, У. Росс- Эшби, Н.А. Бернштейна, существенный вклад в разработку системного метода внесли Д. Истон, Г. Алмонд, А. Каплан. Структурный функционализм нашел свое обосно¬вание в работах Р.К. Брауна, К. Леви- Стросса, Б. Малиновского. Значительный вклад в развитие этого метода внес Т. Парсонс. Разработка сравнительного ана¬лиза связана с такими именами, как Г. Алмонд, Д. Ап- тер, Д. Истон, Р.С. Макридис.
По методологическим проблемам зарубежных исследований власти заслу¬живают внимания работы отечественных ученых Т.А. Алексеевой, А.Л. Алешина, А.С. Автономова, Ю.М. Батурина, А.Д. Дмитриева, В.Г. Каленского, В.В. Крам¬ника, И.И. Кравченко, В.В Мшвениерадзе, В.Г. Ледяева, В.И. Поруса, Е.В Осипо¬вой.
Особый интерес представляют исследования П. Шарана, который рассмат¬ривает общество в целом как систему властных отношений. Оригинальным, не¬традиционным даже в рамках западной политической мысли, является понимание власти Н. Луманом. Методологической основой выступает созданная им комму¬никативная модель общества. Работы М. Фуко - это новое направление в исследо¬вании власти. Суть его - в переносе внимания на малоисследованные аспекты, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности человека, находяще¬гося в системе властных отношений, которые независимо от его воли диктуют правила дисциплинарного поведения, навязывая соответствующие стереотипы восприятия действительности. В рамках политической антропологии представляет интерес работа Э. Канетти «Масса и власть», в которой речь идет об изначальных механизмах, обусловливающих взаимодействие массы и толпы.
В советский период исследование власти в основном осуществлялось в рам¬ках требований марксистско- ленинской идеологии. Отступление от ее установок рассматривалось как несовместимое с государственными интересами деяние. Не¬зависимо от этого можно назвать значительный круг исследователей, которые внесли определенный вклад в теоретическую разработку проблем власти: Р.П. Алексюка, А.К. Белыха, Н.М. Кейзерова, А.И. Королева, А.Н. Мушкина, Н.И. Осадчего, И.М Степанова, Ю.А. Тихомирова, Ю.М. Козлова, А.И. Щиглика, Г.Г. Филиппова.
На этапе «перестройки» и в постсоветский период основное внимание уде¬ляется актуальным проблемам государственного строительства, связанным с де¬мократическими преобразованиями. Исследования сосредоточиваются на не¬скольких основных направлениях: критика марксистской доктрины власти; анализ зарубежных подходов, концепций, точек зрения на понимание власти; конструк¬тивный поиск ответа на возникшие перед страной проблемы; исследование теоре¬тических аспектов проблемы власти. В этот период выходят работы Т.А. Алексее¬вой, А.Г. Аникевича, В.И. Буренко, Б.Н.Бессонова, А.Н. Данилова, В.И. Власова, А.Г. Здравомыслова, М.В. Ильина, В.В. Ильина, Ю.В. Ирхина, В.Г.Ледяева, О.М. Ледяевой, А.А. Лузана, В.В. Крамника, Ю. А. Красина, В.П. Макаренко.
В исследование власти как своеобразной формы социального регулирова¬ния, носящего характер информационно- волевого взаимодействия, внесли вклад Г.Г. Дилигенский, С.Л. Рубинштейн, И.Д. Левитов, Д.Н. Узнадзе, В.Е. Давидович, Э.В. Ильенков, В.А. Ойгензихт, Р.С. Немов.
Основное внимание в исследовании форм властного бытия общества уде¬лено экономической и политической власти. По вопросу экономической власти анализируются работы К. Маркса, М. Вебера, Р. Арона, А. Мовсесяна, А. Либ¬мана, Л. О. Келсо и П.Х. Келсо, В. В. Мшвениерадзе, П. Шарана.
В процессе исследования политической власти рассматриваются работы Т.А. Алексеевой, В.И. Буренко, X. Арендт, В. А. Гуторова, А. Демишель и Ф. Де¬мишель, М. Пикемаль, А.А. Галкина, С. Хантингтона, И. Шумпетера, Р. Даля, А. Лейпхарта, А. Пшеворского, М.Я. Острогорского, П.И. Новгородцева, Ю.А. Кра¬сина, М.В. Ильина, Ю.А Мельвиля, В.И. Пантина, Г.И. Вайнштейна, П.К. Гонча¬рова, Э.Я. Баталова.
Научный интерес представляют вопросы о властных принципах и методах, легитимности политической власти. Политическая легитимность рассматривается как одно из условий, обеспечивающих сводимость основных интересов между го¬сударственной властью и населением страны. К анализу данной темы привлека¬ются исследования В.Г. Ледяева, В.В. Ильина, А.С. Автономова, Ю. Гайды, К.С. Гаджиева, Е.А. Борзуновой, А.Л. Свенцицкого, К.Ф. За- вершинского, И.Г. Палий, Н.А. Саркисяна.
Проблема прогнозирования властных отношений исследуется в тесной связи с происходящими в мире глобальными изменениями, которые существен¬ным образом не только влияют на развитие международных процессов, но и от¬ражаются на внутригосударственной политике. По данной проблеме анализиру¬ются подходы и точки зрения А.С. Панарина, И. В. Бестужева- Лады, М.В. Ильина, Г.А. Антонюка, В.И. Пантина, М. Молчанова, А.И. Соловьева.
Анализ работ, посвященных исследованию власти и властных отношений, свидетельствует, что данная тема не только сохраняет свою актуальность, но и ставит перед современной политической наукой значительный круг проблем, свя¬занных с кардинальными изменениями в мире, решение которых имеет самое не¬посредственное отношение к судьбам отдельных стран и народов.
В дипломной работе я попытался дать некоторые характеристики присущие власти как механизму опосредованного влияния на процессы, происходящие в обществе которые как раз и благодаря их отношению к власти становятся полити¬ческими. Понятие власти дает ключ к пониманию политических институтов, по¬литических движений и самой политики.
Цель данной работы в том чтобы, раскрывая феномен политической власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, показать, как отношения в об¬ществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.
Отсюда вытекают следующие задачи работы:
- выявить некоторые проявления власти в обществе, показать власть как ре¬гулятор общественных отношений, проистекающий из характера данного обще¬ства; То есть рассмотреть власть как общественное явление.
- показать, как действует власть в рамках государственного механизма и раскрыть структуру власти в рамках этого механизма. Рассмотреть роль государ¬ства в системе властной регуляции;
- выявить основные тенденции реформирования российской государствен¬ности. Это важно проанализировать, поскольку, наше общество, продолжает оста¬ваться своеобразным полигоном, социальных и политических экспериментов, собственной власти. Тем более актуальна эта тема сейчас, когда Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких- либо очередных сюрпризов со стороны своих властителей.
Методологической основой работы стали труды В.В. Ильина, В.Н. Аме-лина, Б.И. Краснова, Г.А. Белова, А.Г. Здравомыслова, Г.А., Дегтярёв, К.С. Гад¬жиев, А.И. Соловьев, А.А., Пушкарёва. Г.В. и др.


ГЛАВА 1. ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
И КОНЦЕПЦИИ ТЕОРИЙ ВЛАСТИ

1.1. Теория власти: методология, традиции и современное состояние

Анализ литературы по теме исследования показывает, что сколько- нибудь полной и непротиворечивой философской концепции власти политическая фило¬софия пока не разработала, несмотря на дав¬нюю традицию концептуальных и ти¬пологических исследова¬ний явлений политики. Не лучше выглядит эта проблема¬тика и в современной отечественной литературе . Более того, немало было сде¬лано, чтобы запутать и без того объективно сложную проблему объяснения вла¬сти. Многочисленные попытки клас¬сифицировать ее определения мало способст¬вуют прояснению этой характерной интеллектуальной ситуации.
Классификационный и типологический труд мало- помалу взяли на себя со¬циология и политология. Они же произвели наибольшее количество определений власти. Возникла оппози¬ция двух подходов: конкретно- политического, ориенти¬рующе¬гося на внешне выраженные признаки власти, и собственно философского, так или иначе избегающего всякой типологии и отвергающего субстанциональные и функциональные концеп¬ций , в которых власть представлялась видимой, законо¬датель¬ной, проявляющей себя запретами, своей оппозицией поддан¬ным, тогда как для философа, особенно такого, как М.Фуко, например, власть неви¬дима, видны только ее проявления, про¬цедуры, стратегии (в речи, дисциплине).
Возникает тем самым более сложный, чем систематизация типов власти, подход к ней: стремление обнаружить некую уни¬версальную природу власти, ее первооснову и разрабатывать типо¬логию уже не самой власти, а ее проявлений, признаков и т.п.
Близки к такой универсалистской позиции и другие иссле¬дователи, не только последователи, но и предшественники Фуко. Для Вебера уже существует всеобщий смысл власти - волевое отношение (реляционная концепция власти, идущая от Вебе¬ра). Френд выделяет другое, но очень близкое к веберовскому все¬общее начало власти - «командование». Затем уже он анали¬зирует проявления или формы власти: правление, порядок, повиновение, институты, организацию и са¬моорганизацию обще¬ства. Идею волевого импульса, определяющего феномен власти (ее порождение), Френд дополняет ее вторым сущностным на¬чалом - по¬виновением (обратной связью или ответной реакци¬ей, как теперь сказали бы мы). Таким образом, власть в этой концепции - универсальное и сложное обществен¬ное, произ¬водное от двуединого тоже универсального и нераздельного на¬чала: командование - повиновение, составляющего сущность власти. Пуланзас вьще¬ляет единые политико- идеологические основы власти и только вслед за тем вьще¬ляет различные ее виды, такие как власть собственности, власть на основе экс-плуатации, власть как способность применять средства производства, как воз-можность обращать их в дело. «Экономический процесс» и производственные от¬ношения образуют «сеть видов власти» .
Наконец, целые философские и научные школы исследова¬ний власти пове¬денческих (бихевиоральных, от англ. behaviour - поведение) и психологических (или как их часто называют у нас, психологизаторских) направлений включаются в ту же ис¬следовательскую схему: сочетание некой общей универсальной основы (сознания и познания) власти и типологию ее внутрен¬них и внешних форм, функ¬ций и других выражений от подсоз¬нания и сознания до практики теоретического и предметного действия. Психология политики, власти составила, как извест¬но, це¬лое направление политического знания, которым были увлечены и «чистые» по¬литологи (лидером которых был Г. Лассуэлл) и философы психоаналитической ориентации (в част¬ности, крупнейшие из них - Э. Фромм, К. Юнг). Психологи¬че¬ские основы власти многообразны, отмечает П.Бирнбаум. Это преданность, инте¬рес, привычка, апатия. Власть - это также система ценностей: идей, вещей, кото¬рые сами по себе не обла¬дают властью, но могут стать ее инструментами, если, с одной стороны, обладатель власти может придать им политический смысл, и если те, на кого распространяется власть, со своей стороны готовы воспринять этот смысл .
Тем не менее, в политических исследованиях, философских и особенно на¬учных преобладает субстанциональная концеп¬ция власти, выделяющая ее инсти¬туциональные, материализо¬ванные в аппаратах, информации, в различных поли¬тических и неполитических сферах. Она встретила и наиболее неприязнен¬ную критику философствующих исследователей политики.
Многообразие феномена власти - причина его нескончае¬мых разночтений. Распространено мнение, что власть можно истолковать самыми различными спо¬собами в зависимости от свободно избранного исходного признака. «Власть, - пишет С.Дж. Бенн, - часто объясняется как отношение... Мы говорим, следова¬тельно, о распоряжении властью, о власти речи, о стрем-лении к власти как к сред¬ству последующего удовольствия (Гоббс) или о власти как о «производстве же¬лаемых результатов (Рас¬сел)» . И потому не удивительно, что при подобной методо¬ло¬гии в истории политической мысли легко обнаружить самые разные взгляды на власть в зависимости от выбора из многих ее признаков одного при¬знанного релевантным. Этот разнобой наследовала и современная философия и политическая теория. Возникла поэтому потребность в классификации самих тео¬рий определения власти. В классификаторских (преимущественно по¬литологиче¬ских) подходах нет недостатка, но нет также ни полно¬ты, ни достаточной методо¬логической принципиальности. Однако они могут быть резюмированы ради неко¬торых вьшодов, представ¬ляющих интерес для философской типологии власти.
Основные определения власти производятся по следующим признакам:
1. Области функционирования. Различаются политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая и др. виды власти. В прошлом разли¬чали светскую и духовную (рели¬гиозную) власти. Это же деление Н.Боббио свя¬зывает с разли¬чием в средствах, применяемых властью: обладание средствами производства, физического принуждения , идейного влияния и т.п., что весьма непо¬следовательно, ибо средство - универ¬сальный атрибут власти, любой власти, а следовательно, следо¬вало бы особо классифицировать феномен власти по этому при¬знаку. Однако сами средства также классифицируются и не могут быть пре¬дельным критерием различения видов власти, не говоря о том, что они сходны и повторяются во всех ее проявлениях.
2. По объему прерогатив различаются государственная, меж¬дународная, се¬мейная и т.п. власти.
3. По субъекту власти: групповая олигархическая и полиархическая, классо¬вая, партийная, народная, личная (например, президентская, власть отца, учителя и т.п.).
4. По формальным структурным признакам различается институциональная и неинституциональная, единоначалие (монократия) и единовластие (монархия) и двое- либо многовлас¬тие (диархия либо олигархия и полиархия).
5. По методам различаются применение силы и насилия, подавления воли или какие- либо другие формы принуждения, убеждения и т.п. Различие методов дало основание для различе¬ния власти и авторитета (власти влияния, способности личнос¬ти или группы воздействовать на поведение других благодаря достоинст¬вам характера, заслугам и другим качествам власти). По этому же признаку, но с более выраженной культурной орга¬низацией, можно различать харизматическую власть, а также традиционную, идущую от унаследованной системы ценностей
и общественных отношений прошлого (от кровно- родственных, племенных, воз¬растных отношений, от унаследованной культуры). Именно такая власть бывает в соответствующей среде наи¬более авторитетной. Распоряжения такой власти обя¬зательны. Они принимаются беспрекословно и добровольн...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.