На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Франчайзинг как международная форма бизнеса и проблемы его развития в России

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 14.02.2012. Страниц: 102. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга и его место в развитии торговли в Россиии……..………………………………………………………………………8
1.1. Развитие торговли в России…………………………………………………….8
1.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса 15
1.3. Проблемы применения системы франчайзинга 33
Глава 2. Современное состояние системы франчайзинга в России 41
2.1. Анализ развития франчайзинга в России 41
2.2. Опыт применения франчайзинга в России 53
Глава 3. Анализ франчайзинга от компании Арбат Престиж 58
3.1. Краткая характеристика компании Арбат Престиж 58
3.2. Особенности франчайзинга компании Арбат Престиж 61
3.3. Анализ результатов деятельности франчайзи 67
3.4. Основные направления совершенствования системы франчайзинга в России..83
3.5. Региональная диверсификация бизнеса на основе стратегии развития франчайзинга 86
Заключение 93
Список источников 100

ВВЕДЕНИЕ

Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения; стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного предпринимательства.
В России развитие малого предпринимательства испытывает определенные трудности, которые обусловлены не только существующим законодательством, не создающим благоприятных условий для развития малого бизнеса, но и тем, что контингент, занятый в этой сфере, как правило, не имеет необходимых экономических и юридических знаний, без которых невозможно проведение серьезных маркетинговых исследований, принятие обоснованных решений по проблемам, связанным со сбытом товаров и услуг, а также выработкой эффективной стратегии и тактики для ведения конкурентной борьбы с крупными компаниями. Совокупность этих причин часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.
При таких обстоятельствах малые предприятия все больше стремятся превратиться из конкурентов в партнеров крупных предприятий, обеспечивая себе тем самым более благоприятные условия не только для вхождения в соответствующий сектор рынка, но и для выживания в нем.
В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, ибо они нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих двух секторов экономики.
Одним из современных видов партнерского бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная фирма создает свою собственную внутреннюю инфраструктуру, охватывающую всю палитру «бизнес-функций», связанную с передачей нематериального актива (финансовые, юридические, рекламные, по связям с общественностью, контроль качества предоставляемых товаров и услуг и т.д.). Данные формы контрактных отношений дают возможность обеспечить партнерам поддержку в конкурентной борьбе, создании нового бизнеса, выходе на новые географические и продуктовые рынки.
Франчайзинг широко используется в развитых странах, а в России он только развивается. В настоящее время франчайзинг охватывает около 30% объема продаж в США, 10% - в Европе.
В настоящее время особое место в организации обслуживания населения занимает сфера торговли. Благосостояние населения страны и отдельных регионов оценивается, не в последнюю очередь, по уровню торгового обслуживания потребителей. Оно как идеальный индикатор характеризует и развитие промышленности, и уровень жизни, и открытость экономики, и научно-технический прогресс в совокупности с общей образованностью граждан.
Сфера торговли - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России оборот розничной торговли в России за 2009 год составил 13 трлн 853,2 млрд рублей.
Современная практика экономически развитых стран показывает, что наиболее распространенным способом взаимодействия предприятий сферы услуг является франчайзинг. Франчайзинг обладает следующими преимуществами: для существующей компании – это быстрое расширение рынков сбыта при минимальном инвестировании и значительное снижение издержек за счет эффекта масштаба, а для начинающего предпринимателя – снижение риска банкротства за счет использования отработанных франчайзером технологий.
Если в мировой практике франчайзинг насчитывает более ста лет, то в России он появился в 90-х годах XX века в результате прихода иностранных компаний, работающих в сфере услуг. В настоящее время на рынке присутствует большое количество российских франчайзеров и их количество постоянно растет. При этом в нашей стране ежегодный прирост франчайзеров в несколько раз превышает прирост франчайзи. Таким образом, лишь некоторые из таких компаний оказываются способными эффективно построить крупную и жизнеспособную франчайзинговую сеть.
Среди прочих причин возникновения такой ситуации можно назвать произвольную трактовку самого понятия «франчайзинг» и игнорирование его обязательных принципов, что и приводит к нежеланию потенциальных франчайзи становиться франчайзинговыми партнерами. Одним из таких принципов является наличие платежа «роялти» и его объективно-допустимая величина. Таким образом, для повышения уровня франчайзинга в торговле необходимо четкое понимание обеими сторонами соглашения соответствия собственных обязательств получаемым преимуществам.
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования основных проблем и тенденций развития франчайзинговых форм совместной деятельности предприятий в России определяется тем, что франчайзинг в настоящее время получает все большее распространение и нуждается в выработке комплексного знания о нем.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы экономической сущности франчайзинга, взаимодействия на его основе между крупным и малым бизнесом анализируются как в зарубежной, так и отечественной экономической литературе.
Проблемам экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса посвящены работы ученых Е.В. Балацкого, А.В. Виленского, Л.Н. Ишиной, Г.В. Пономаренко и др.
Вопросы истории, сущностных характеристик франчайзинга рассматривались в работах зарубежных исследователей М. Мендельсона, Б. Смита, Дж. Стэнфорда и др.
Исследованию вопросов организационно-правового механизма формирования системы франчайзинга посвящены работы М.О. Макашева, И.В. Рыковой, С.А. Сосны, А. В. Цирата, и др.
Однако, несмотря на высокую степень разработки теории франчайзинга, недостаточно изучены практические вопросы применения франчайзинга в России.
Цель и задачи исследования. Основная цель магистерской диссертационной работы состоит в исследовании сущности франчайзинга как формы бизнеса и проблем его развития в России. Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• проанализировать эволюцию и определить сущностные характеристики системы франчайзинга;
• выделить преимущества и недостатки системы франчайзинга;
• исследовать особенности развития системы франчайзинговых отношений в России;
• изучить организацию франчайзинговых отношений в торговле на примере Арбат Престиж;
• рассмотреть совершенствование системы франчайзинга в России.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система франчайзинга как процесс взаимодействия крупного и малого бизнеса. Предметом исследования является роль системы франчайзинга в современной экономике.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по теоретическим и практическим вопросам сущностных характеристик франчайзинга, контрактных отношений крупного и малого бизнеса. В процессе анализа использовался метод сравнительного анализа, обобщения, эмпирического исследования и др.
Информационная база исследования. В данной диссертационной работе использовались законы Российской Федерации, базы данных информационно-аналитического центра «РосБизнесКонсалтинг», Бюро экономического анализа, Российской ассоциации франчайзинга, данные Федеральной службы государственной статистики. Были использованы также статистические данные и аналитические материалы интернет-сайтов, посвященные данной проблеме.
Научная новизна определяется следующими аспектами:
• Определены сущностные характеристики системы франчайзинга.
• Дан анализ преимуществ и недостатков системы франчайзинга.
• Охарактеризованы особенности развития системы франчайзинговых отношений в России.
• Предложены меры по совершенствованию системы франчайзинга в России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА И ЕГО МЕСТО В РАЗВИТИИ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

1.1. Развитие торговли в России

Современная российская экономика представляет собой совокупность сложных, неустойчивых и противоречивых процессов. Мировой финансовый кризис затронул все отрасли национальной экономики, в том числе и розничную торговлю. По существу, розничная торговля уже становится самостоятельной отраслью рыночной экономики, которая постоянно приспосабливается к нуждам целевых потребителей и ищет пути сокращения издержек по всему циклу своей производственно-хозяйственной деятельности. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий торговли в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития экономики России.
Наблюдающиеся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования в структуре торговли системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных мировым финансовым кризисом, падением покупательной способности населения, изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов торговли и т.д. В связи с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий.
Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов разработки перспективных планов развития, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятий розничной торговли на основе современных средств менеджмента и маркетинга не получивших до настоящего времени соответствующего решения. [32]
Оборот розничной торговли в России за 2009 год составил 13 трлн. 853,2 млрд рублей, что в товарной массе на 13% превышает показатель 2008 года. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
В декабре прошлого года оборот розничной торговли составил 1 трлн 453,6 млрд рублей (+ 16,7% к уровню аналогичного периода 2008 года).
Как отмечают в Росстате, в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в декабре прошлого года составил 45,3%, непродовольственных товаров - 54,7%.
Удельный вес торговых организаций и частных предпринимателей, работающих в стационарной торговой сети, в общем объеме оборота розничной торговли в декабре 2009 года вырос до 86,7% против 84,8% в декабре 2008 года, а доля рынков и ярмарок, соответственно, снизилась с 15,2% до 13,3%.

Таблица 1.
Оборот и товарные запасы розничной торговли [34]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Оборот розничной торговли - всего, млрд. руб. (до 2001 г. - трлн. руб.) 5,1 512 2352 3765 4530 5642 7041 8712 10853
в том числе:
оборот торгующих организаций
и индивидуальных
предпринимателей вне рынка 4,0 376 1735 2843 3455 4381 5545 7000 9201
продажа товаров на розничных
рынках 1,1 136 617 922 1075 1261 1496 1712 1652
Из общего объема оборота розничной торговли, млрд. руб. (до 2001 г. - трлн. руб.):
продовольственные товары 2,3 239 1093 1754 2092 2580 3217 3947 4878
непродовольственные товары 2,8 273 1259 2011 2438 3062 3824 4765 5975
Товарные запасы в организациях розничной торговли2) (на конец года):
всего, млрд. руб. (до 2001 г. -
трлн. руб.) 0,8 33,2 98,2 134,2 162,8 208,4 280,5 349,5 478,1
в днях торговли 49 41 29 32 33 32 28 28 27

Розничная торговля в России переживает период активного развития: крупные иностранные и федеральные сети выходят в регионы, значительно выросла интенсивность открытия новых магазинов. В последнее время процесс проникновения в Россию западных торговых сетей набирает обороты. Все увереннее звучат заявления менеджмента Wal-Mart о выходе на российский рынок, приходит Carrefour. Не так давно в Санкт-Петербурге открылся первый магазин финской сети Prisma, входящей в состав S-Group, несколько лет назад пришел MediaMarkt. Уже закрепили свои позиции на российском рынке торговые сети OBI, Metro C&C, Auchan, Leroy Merlin, Spar, Billa и т.д. Одним словом, отечественный рынок все больше приближается к европейским стандартам, вызывает интерес международных ритейлеров.

Рисунок 1. Динамика оборота розничной торговли в России [34]

Западные предприятия, войдя на российский рынок, установили новые для России правила работы, повысили требования, предъявляемые рынком к российским торговым операторам.
Российский рынок становится все более зрелым, его начинают рассматривать очень серьезно.
В ближайшем будущем ожидается вступление России во ВТО, что даст ей возможность доступа на зарубежные рынки и поможет диверсифицировать экспорт.
Официальный объем рынка торговой розницы составил в 2009 году 13853 млрд. рублей, и, по прогнозам, до 2010 года он будет расти в среднем на 14,1% в год. В настоящее время лишь 25% товаров реализуется через современные форматы торговли, все остальное – это рынки, ларьки, устаревшие прилавочные магазины.
Развитие российских торговых сетей (как продовольственных, так и непродовольственных), осуществляется преимущественно по модели франчайзинга. Согласно статистическим данным, предоставленным Российской ассоциацией франчайзинга, Россия находится на одном из первых мест в мире по темпам развития франчайзинга, а на розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами приходилось 46% от общего числа франчайзеров. Продуктовый ритейл лидирует по количеству франчайзинговых магазинов – около 25% от общего количества франчайзи в России. [32]
За последние 5 лет франчайзинговую схему работы освоили многие крупные игроки рынка. В настоящее время лидером количеству франчайзинговых магазинов среди продовольственных сетей является «Пятерочка», у которой на 1 января 2009 г. было около 1000 точек, работающих по франчайзинговой схеме.
Среди основных стратегий развития продуктовых розничных сетей является региональная экспансия. Все большее внимание начинает уделяться не только крупным городам-миллионикам с развитой инфраструктурой, но и более мелким городам, особенно это касается таких форматов розничной торговли как «дискаунтер» и «гипермаркет». Особо активно в этом направлении действуют столичные ритейлы: значительно увеличили свое присутствие в регионах практически все крупнейшие торговые сети, такие как «Пятерочка», «Перекресток» и ряд других.
Активной оказалась и консолидация отрасли, в связи с тем, что крупные торговые сети, стремясь как можно быстрее закрепиться на региональных рынках, покупали крупные местные продуктовые сети.
В 2009 году сети продуктовых магазинов активно расширялись по модели франчайзинга. Однако, по мнению аналитиков, усиление позиций франчайзи может обернуться сложностями для тех ритейлеров, которые планировали впоследствии выкупить их и присоединить к собственной сети. В этой ситуации оказалась компания «Пятерочка», которая встретилась с сопротивлением франчайзи в двух регионах. По мнению экспертов, региональные предприниматели, для которых розничный бизнес является зачастую одним из самых высокодоходных в регионах, могут предпочесть выйти из-под бренда франчайзера и развивать сеть под новым именем.
При этом розничная торговля в ближайшие годы будет оставаться одной из самых динамичных отраслей российской экономики. По мере развития она будет приближаться к более прогрессивным восточноевропейским рынкам.
Основные направления развития потребительского сектора на ближайшие годы:
• региональная экспансия ритейлеров как за счет органического роста, так и посредством слияний и поглощений;
• дальнейшая консолидация рынка;
• проведение активной финансовой политики ритейлерами (использование долгосрочных банковских кредитов, выпуск долговых ценных бумаг и участие инвесторов в капитале компании, проведение IPO);
• увеличение доли современных форматов розничной торговли;
• рост популярности мультиформатного подхода к организации бизнеса;
• увеличение конкуренции в Москве и Санкт-Петербурге, темпы роста выручки в этих городах будут уступать темпам роста соответствующих показателей в регионах;
• постепенное снижение рентабельности ритейлеров как за счет увеличения конкуренции, так и путем повышения затрат компаний;
• повышение уровня потребительских запросов к качеству обслуживания в сетях;
• структурная оптимизация крупных торговых сетей;
• возрастающий дефицит торговых площадей.
Финансовый кризис августа 2009 года уже отразился на рынке розничной торговли. В результате рискованных заимствований некоторые сети прекратили свое существование, другие сильно потеряли в цене.
На сегодняшний день количество специализированных магазинов все еще динамично увеличивается, но задолженности компаний растут быстрее выручки. Масштабные программы по развитию требуют финансирования. Риск для многих торговых компаний состоит в том, что денежный поток, формируемый розничными сетями, относительно мал, и в основной своей массе они не могут обеспечивать свои потребности только лишь из собственных средств. В результате, такие предприятия постоянно нуждаются в кредитах. [31]
Специалисты считают, что из кризиса торговая отрасль выйдет более эффективной и конкурентоспособной, наиболее крупные сети выстоят. Мало что угрожает самым мелким сетям и одиночным магазинам. А вот «средним» – региональным и межрегиональным сетям – придется туго. Они набрали кредитов и теперь вынуждены расплачиваться с банками на более сложных условиях.
На Западе рынок розничной торговли характеризуется сегодня незначительным ростом, ценовой войной, и, как результат - невысокой прибылью, размеры которой неуклонно снижаются. Та же самая тенденция начинает проявляться и в России. Поэтому даже небольшое преимущество над конкурентами может значительно повлиять на успех работы торговой компании. Сейчас, в большей степени, чем когда-либо, успех приходит к тем компаниям, которые постоянно реагируют на запросы рынка и имеют более быстрый доступ к более ценной информации. Поэтому обладание нужной информацией в нужное время в нужном месте и умение эффективно ее использовать в условиях существующей рыночной ситуации является конкурентным преимуществом № 1. [9]
На наш взгляд, ситуация, сложившаяся в настоящий момент в торговле, является благоприятной для развития российских франчайзинговых сетей: существует дефицит качественных товаров, есть территории, на которых можно активно развиваться, есть инвесторы, готовые вкладывать финансовые средства в перспективные направления, одним из которых является сетевая розница.
При этом российские фирмы-лидеры используют эти возможности зачастую недостаточно эффективно. Это связано как с отсутствием качественных маркетинговых концепций и стратегий развития, направленных на поддержание своих лидирующих позиций на рынке, так и с недостатком хороших управленческих решений и четких общепринятых стандартов работы этих предприятий. На практике часто встречается ситуация, когда компания, пытающаяся стать франчайзером, не имеет описанных бизнес-процессов, единых стандартов функционирования, налаженных информационных потоков. Процессы управления не систематизированы, не формализованы, топ-менеджмент лишен возможности оперативно получать полную и достоверную аналитическую информацию, для принятия решения о качественном изменении производства продукции, приводящем в соответствие структуру спроса.
Однако все эти сложности возможно преодолеть. В России появились технологии, позволяющие организовать деятельность торговли в соответствии с мировыми стандартами. Российские компании имеют реальную возможность конкурировать на равных с западными розничными сетями. О высоком потенциале российских розничных сетей свидетельствуют примеры ряда компаний, открывающих свои магазины не только на постсоветском пространстве, но и в странах дальнего зарубежья (например, сеть «Пятерочка»). [13]

1.2. Франчайзинг как метод ведения бизнеса

Понятие договора коммерческой концессии сформулировано в п. 1 ст. 1027 ГК. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим . Он может быть срочным или бессрочным.
Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Не так давно он появился и в России, прежде всего благодаря иностранным компаниям, но масштабы использования франчайзинга в российской экономике невелики. Отчасти это происходит из-за недостаточно полного представления предпринимателей и государственных органов о тех перспективах и экономических преимуществах, которые возникают перед участниками франчайзинговых отношений, в то время как франчайзинг способен решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.
Суть этой формы отношений заключается в предоставлении одной компанией (франчайзером) прав на использование своего товарного знака, имени, другой компании (франчайзи) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности. Франчайзер – тот, кто продает или лицензирует систему бизнеса, оригинальную технологию или торговую марку, франчайзи – плательщик франшизной платы и текущих роялти за использование предоставленных франчайзером бизнеса, технологии или торговой марки.
Появление франчайзига относят к началу XIX в., когда действовала система «связных домов», используемая британскими пивоварами. В 1860 г. крупный производитель швейных машинок Зингер развернул серийное производство с использованием франчайзинговой системы: финансово независимым фирмам стали предоставляться исключительные права на продажу и ремонт швейных машин на конкретной территории. В 1886 г. была разработана формула Coca-Cola. Продажа этой формулы в 1900 г. привела к мощному развитию франчайзинга: система стала стремительно распространятся под известной маркой Coca-Cola. [10]
Первые обращения к франчайзингу в США в конце XIX - начале XX вв. были вызваны нехваткой дистрибьюторских каналов для реализации продукции. Производители и крупные торговые предприятия для охвата значительных рынков в то время не могли позволить себе приобретать в собственность, строить производственные и торговые мощности, содержать многочисленные магазины и филиалы, нанимать управляющих и обслуживающий персонал для них, снабжать их оборудованием для продажи. Взамен они продавали франчайзинговые системы предпринимателям, которые должны были брать на себя финансовую и организационную ответственность, создавать каналы сбыта. Малые фирмы получали эксклюзивные права продавать продукцию франчайзера на определенной территории, работать под его торговой маркой, что способствовало расширению сферы охвата этого вида партнерства. Вплоть до 1950-х гг. большинство крупных компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод реализации продукции и услуг.
В 1950-е годы появляется франчайзинг второго поколения - «франшиза бизнес-формата». Он предполагает передачу не только товарного знака, но и всей технологии ведения бизнеса, включая внешние параметры и стиль отделки, созданные и апробированные франчайзором. Классический пример - «McDonald’s», их сеть насчитывает более 14 тыс. предприятий в развитых станах мира.
Франчайзиг используется более чем в 70 отраслях народного хозяйства. Он широко распространен в зарубежной практике как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса.
Перечень видов деятельности, подходящей для франчайзинга весьма обширен. В мировой практике франчайзинг «проник» в такие сферы деятельности, как: [23]
• строительство и ремонт;
• изготовление и продажа мебели;
• аутсорсинг;
• дополнительное профессиональное образование;
• реализация нефтепродуктов в розницу (автозаправки);
• школы танцев;
• общественное питание;
• интернет-магазины;
• налоговое консультирование;
• почтовый сервис;
• салоны красоты;
• оперативная полиграфия;
• фотосалоны;
• фаст-фуд;
• магазины одежды, обуви, детских и спортивных товаров;
• детективные агентства;
• юридические услуги;
• риэлторская деятельность;
• распространение бухгалтерских и справочно-правовых программ;
• школы иностранных языков, в том числе для детей до 3 лет;
• аптеки и оптики;
• медицинские лаборатории;
• продажа зоотоваров;
• ветеринарные клиники;
• производство продуктов питания и напитков;
• клубы досуга;
• гостиничный бизнес;
• продажа косметики и парфюмерии;
• туризм;
• маркетинговые фирмы;
• кадровые агентства;
• супермаркеты;
• автошколы;
• химчистки и прачечные;
• детские сады и школы;
• интернет-кафе;
• салоны мобильной связи;
• пункты проката;
• развлекательные центры;
• подарочные сервисы;
• вендинг (продажа продуктов и напитков через торговые автоматы) и т.д.
Этот перечень будет еще очень долго и активно расширяться до тех пор, пока «копирование» бизнеса по франчайзинговой схеме пользуется спросом. В то же время надо понимать, что не всякий бизнес можно продавать как франшизу. Не каждая идея, даже очень прибыльная и эффективная, может быть легко скопирована и адаптирована в любых условиях.
В России франчайзинг появился в 1993 году, когда была осуществлена покупка прав на торговую марку «Baskin Robbins». Вскоре по франшизе были открыты «Kodak», «Coca-Cola» «Русское бистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA.
Термин «франчайзинг» произошел от французского «franchise», что означает «льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса». Впоследствии оно закрепилось в англоязычных странах. Наибольшее распространение франчайзинг получил во второй половине ХХ веке, но до сих пор не сложилось единого и четкого определения этого понятия. Генезис термина «франчайзинг» представлен в таблице 2.


Таблица 2.
Генезис определений франчайзинга [25]
Автор Год Источник Определение
I. M. Singer 1853 www.singerco.com Франчайзинг – форма бизнеса, когда организация взимает плату с розничных торговцев (франшизополучателей) за предоставляемое им (пользователям франшизы) право продавать продукцию правообладателя и обслуживать конечных потребителей по всей территории
M. Sinkota 1975 IFA (International Franchising Association) Франчайзинг - соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных товарным знаком, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций
F. Busching 1988 Grillmaster Feinkost Buesching GmbH Франчайзинг - система продвижения на рынке товаров и услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - франчайзером и франчайзи
S.A. Siling 1997 Практикум по франчайзингу для российский предпринимателей Франчайзинг - форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и на условиях, определенных договором
И. В.
Рыкова 2005 Российская Ассоциация Франчайзинга Франчайзинг – это индивидуальная система организации деятельности и управления; маркетинговая система распределения; система договоров, которая позволяет формировать партнерские отношения
С.В.
Тейванов 2009 Публикации автора Франчайзинг - это интерференция маркетинговой организации и институциональной сферы бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому лицу или другой компании (франчайзи) исключительное право на продажу своего продукта, услуги (франшизу), имеющая право на осуществление контроля за качеством ведения бизнеса и обязанная предоставлять франчайзи необходимую маркетинговую стратегию, обучение персонала, менеджмент продаж за выплату единовременных стартовых платежей и роялти.

Т.о. в литературе существует множество определений франчайзинга, но прежде отметим, что в отечественной литературе еще нет устоявшихся терминов, характеризующих данную систему.
Франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (малому предприятию или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуа...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.