На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Обряды и традиции России

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.02.2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………2
1. История театрализованных представлений России………………………………...4
1. 1. Рождественские Святки…………………………………………………………4
1. 2. Крещение………………………………………………………………………....7
1. 3. Широкая масленица – Русский карнавал………………………………………13
1. 4. Вербное воскресенье и шествие на осляти…………………………………......14
1. 5. Весенние праздники от Пасхи до Троицы……………………………………...15
2. Культура современного общества, проблема сохранения национальных традиций..21
2. 1. Театрализованные праздники России ХХI века………………………………...21
2. 2. Русский человек - особенности менталитета…………………………………...25
2. 3. Проблема сохранения национальных традиций………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………….33


ВВЕДЕНИЕ


Мы живём в новом веке, ещё не сделано множество великих открытий, которые принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И, всё-таки, есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, усвоенный в процессе обучения и восприятия способ поведения, духовный мир личности, уровень развития чего-либо, совокупность традиций передаваемых норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.
Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды – это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. Мы должны доказать, что национальная культура является неотъемлемой частицей общей культуры всех народов России и наш долг - сохранить и развивать национальную культуры, ее материальные и духовные ценности, ведь если отобрать у русского человека с его менталитетом все обряды и традиции, то он всё забудет и всему разучится и вынужден будет всё начинать сначала.
Проблема сохранения культуры - остается актуальной проблемой нашего времени. Мы обязаны беречь культуру, способствовать ее развитию и делать достойной частицей всего великого многонационального российского народа.


1. История театрализованных представлений России

1.1. Рождественские святки

Святки, светлые вечера, так обычно называются в России, да не в одном нашем отечестве, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обычно 7 января следующего года.
Зимой жизнь, казалось, замедлялась. Все сидели в натопленных домах и без особой надобности не выходили на улицу - холодно, да и снега по пояс. Именно на эту пору приходится шумный и веселый праздник - Рождество Христово со святками.
Нет на Руси ни одного праздника, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как во время святок. На святках мы встречаем странную связь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе Мира.Особенно таинственна была рождественская ночь, полная, как считалось, необычных, загадочных явлений, описанных в повести Николая Васильевича Гоголя “Ночь перед Рождеством”.
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадание, игрища ряженых. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Каждой девушке хотелось узнать, что ее ожидает в будущем, особенно волновали мысли о предстоящем замужестве. “Кто станет суженным?” - вот главный предмет ночных святочных гаданий. Способов гадания знали множество. В стихотворении “Светлана” Василий Андреевич Жуковский перечислил самые распространенные гадания, правда, не рождественские, а крещенские:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И под чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Это стихотворение Жуковского интересно тем, что в этих гаданиях скрыты народные приметы. “За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали” чтобы узнать, в какой стороне живет суженный - на это должен был указать носок обуви. Если он показывал на дом гадальщицы, значит, предстояло ей сидеть еще год в девках. “Снег полоть” - подбрасывать его вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно и звонко - быть девушке скоро замужем. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался веселый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. “Кормили счетным курицу зерном” и, наблюдая, как она клевала, пытались угадать свою судьбу. Для этой же цели “ярый воск топили”. По образовавшимся фигуркам судили о своем жребии: если похоже на церковь - к венчанию, ну, а коль напоминает по очертаниям яму или пещеру - жди смерти.
Подблюдное гадание было одним из самых распространенных. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, “пели в лад песенки подблюдны”. После каждой такой песенки блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но самым страшным, было гадание с зеркалом и свечой:
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою,
И на том столе стоит
Зеркало с свечою...
Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, и в какой-то момент ей начинало мерещиться:
...Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами...
Что только не могло привидеться в крещенскую или рождественскую ночь испуганной гадальщице!
Ни один русский праздник не проходил без вездесущей ребятни. На святки детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Оставшись под окнами чьего-нибудь дома, ребятишки пели особые, рождественнские песенки - колядки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Иногда в самих колядках содержался намек на это:
Наша-то Коляда
Ни мала, ни велика,
Она в дверь не лезет
И в окно не шлет,
Не ломай, не гибай,
Весь пирог подавай!
После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства.
В рождественские дни дети занимались также славлением: ходили по домам с вертепом и Вифлеемской звездой и распевали рождественские песенки. Вертеп представлял собой небольшой деревянный ящичек с фигурками, изображавшими сцену Рождества Христова. Как и за колядки, детвора получала вкусные подарки.
Рождественские святки не обходились без участия ряженных. Игры ряженных - древняя русская скоморошья забава, сохранившаяся с языческих времен. Гонимая церковью и властью, традиция эта все же пережила века и стала неотделимой частью многих народных праздников.
Костюмы и маски (хари) ряженных готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба - вот и костюм медведя. Та же шуба с вставленной в рукав кочергой изображала журавля. Парни одевались бабами, девушки - мужиками. И те и другие рядились стариками, цыганами, солдатами, различными животными. Особым успехом пользовались группы ряженных - лошадь с седоком, медведь с вожаком, “а при нем деревянная коза”. Лошадь обычно изображали два парня, накрытые длинной попоной. Передний держал на вилах соломенную кобылью голову. На “лошадь” садился мальчик, и вся эта забавная группа под свист и хохот зрителей отправлялась гулять по улицам. Ряженные заходили в дома и веселились, как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом, а иногда разыгрывали целые представления. Так, весело и озорно, проходили святки, доставляя много радости и детворе, и взрослым.

1.2. Крещение

Один из больших зимних праздников - день Богоявления или Крещения Господня. “Крещение” (от слова “крест”) в старославянском и русском текстах Священного Писания соответствует греческому “баптизма” (“погружение”). Ритуальное омовение знают многие народы. Вода - универсальный символ жизни, но одновременно - и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озер и источников становится священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы.
В Священном Писании слово “крещение” впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя (Предтеча), последнего из великих пророков дохристианской эры. К Иоанну сходились те, кто хотел покаяться в совершенном зле. “Крещение”, которое совершал Иоанн, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них.
Христос сам принял крещение у Иоанна. Богочеловек не нуждался в очищении и в спасении, ибо был безгрешен. Тем не менее, Он принял крещение для того, чтобы собственным примером показать: путь к богу начинается с очистительного покаяния.
“Богоявлением” этот праздник называется потому, что при крещении Спасителя было явление всех лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын божий крестился от рук Иоанна, Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
На этот большой христианский праздник в Москву со всей России съезжались люди, чтобы увидеть столь яркое зрелище. По свидетельству поляка Маскевича, побывавшего в Москве в начале XVII в., в этом праздненстве участвовало 300-400 тыс. человек.
С утра в Кремле собирался народ. Свободным оставался лишь проход от Успенского собора через Тайницкие ворота к Москве-реке. По сторонам прохода выстраивались стрельцы со знаменами и барабанами. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народ падал на колени и бил ему челом.
Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и принимал благословление патриарха. Затем от западных врат собора начинался крестный ход к Москве-реке. Процессию открывали выборные от стрелецкого войска - несколько сот человек, одетые в кафтаны цвета своих полков: зеленый, синий, белый, желтый, фиолетовый. Стрельцы шли по четыре человека в ряд, вооруженные золочеными ружьями и бердышами. Следом двигался крестный ход - многочисленное духовенство: митрополиты, архиепископы и епископы, игумены монастырей, до 500 священников и дьяконов с крестами, хоругвями, иконами.
Вслед за духовенством, но от южных врат собора, начиналось царское шествие. Впереди шли дьяки разных приказов в бархатных кафтанах, за ними - дворяне, стольники в золотых одеждах, далее - думные дьяки, сок...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.