На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблемы реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО)

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 15.02.2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение
Глава 1. Законодательство, регулирующее обязательное страхование автогражданской ответственности
Глава 2. Понятие и содержание договора обязательного страхования автогражданской ответственности
2.1. Понятие и стороны договора обязательного страхования автогражданской ответственности
2.2. Заключение и основания прекращения договора обязательного страхования автогражданской ответственности
Глава 3. Проблемы реализации обязательного страхования автогражданской ответственности
Заключение
Литература


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации.
Все субъекты гражданских правоотношений в большей или меньшей степени несут риск причинения вреда другим субъектам гражданских правоотношений, вследствие чего первые несут гражданскую ответственность. Одним из способов уменьшения возможности убытков, связанных с обязанностью возмещения вреда, а также предоставления дополнительных гарантий его возмещения является страхование гражданской ответственности.
В последние годы в науке и на практике не в полной мере учитывается роль обязательного страхования, значение которого по мере развития экономических преобразований не только не уменьшается, но и растет, приобретая новые формы. В первую очередь это проявляется в необходимости развитии с одной стороны обязательного страхования имущественных рисков вызванных использованием частными лицами объектов повышенной опасности, с другой – использования механизма страхования юридической ответственности для развития целой системы сфер профессиональной деятельности повышенного риска. Страхование в условиях рыночной экономики требует разработки эффективного правового механизма, обеспечивающего четкость и полноту правил поведения Страхователя и Страховщика при обязательном страховании автогражданской ответственности. Особую значимость эта проблема приобретает в настоящее время, когда Российская Федерация находится в условиях активного развития страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц. С вступлением в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон об ОСАГО) страховое законодательство в данной сфере существенным образом изменилось и в целом решило проблему страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Объектом исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности.
Предмет исследования - договор обязательного страхования автогражданской ответственности.
Целью работы является комплексное исследование проблем правового регулирования обязательного страхования автогражданской ответственности и выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основы правового регулирования об обязательном страховании автогражданской ответственности;
2) дать общую характеристику элементам договора об обязательном страховании автогражданской ответственности и его существенные условия;
3) раскрыть права и обязанности сторон договора об обязательном страховании автогражданской ответственности;
4) рассмотреть вопрос об ответственности по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности;
5) выявить проблемы правового регулирования и правоприменительной практики обязательного страхования автогражданской ответственности и предложить пути их устранения.
Нормативную основу работы составляют положения гражданского законодательства, регулирующего обязательное страхование автогражданской ответственности: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы и подзаконные акты.
Эмпирическую основу работы составили материалы судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Теоретико-концептуальную базу исследования составили труды таких известных ученых-цивилистов и юристов-практиков, как С.В. Дедиков, П.В. Кузьмин, А.М.Лавров, Т.М. Рассолова, Ю.В. Сапожникова, С.А. Черкасова и других исследователей в данной области. Использованы материалы монографий, авторефератов, публицистические издания, а также комментарии к действующему законодательству.
Глава 1. Законодательство, регулирующее обязательное страхование
автогражданской ответственности

В соответствии с п.1 ст.2 Закона об ОСАГО, законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации , указанного Закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон об ОСАГО состоит из 34 статей, которые разбиты на шесть глав: «Общие положения», «Условия и порядок осу¬ществления обязательного страхования», «Ком¬пенсационные выплаты в счет возмещения вре¬да жизни и здоровью потерпевших», «Страховщи¬ки», «Профессиональные объединения страховщи¬ков» и «Заключительные положения».
Закон об ОСАГО нацелен на создание эффективного правового механизма гарантирования возмеще¬ния вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших иными лицами при ис¬пользовании транспортных средств. Для осуще¬ствления этой задачи Закон об ОСАГО определяет правовые, экономические и организационные основы обяза-тельного страхования гражданской ответственно¬сти владельцев транспортных средств.
Законом об ОСАГО устанавливаются основные принци¬пы обязательного страхования гражданской от¬ветственности владельцев транспортных средств, условия и порядок его осуществления, порядок тарифного регулирования деятельнос¬ти страховщиков, вводится институт компенсаци¬онных выплат в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевшего в случае, если по определенным причинам страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена. Закон также определяет правовое положение, функции и полномочия про-фессионального объединения страховщиков, создаваемые с целью обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.
Так, согласно ст. 3 Закона об ОСАГО, принципами данного вида страхования являются: - гарантия возмещения вреда, причи¬ненного жизни, здоровью или иму¬ществу потерпевших, в пределах, установленных данным Федераль¬ным законом; - всеобщность и обязательность стра¬хования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; - недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установлен¬ную Федеральным законом обязан¬ность по страхованию своей граж¬данской ответственности; - экономическая заинтересованность владельцевтранспортных средств в повышении безопасности дорож¬ного движения.
На основе указанных принципов строится механизм предоставления гарантий возмещения вреда лицам, по¬страдавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Данным механизмом предусмотрено, что права потерпевших на возмещение вреда обеспечиваются двумя путями: либо посредством по¬лучения от страховой организации страховой выплаты по обязательному страхованию, либо - в том случае, если страхую выплат) получить невозможно (к примеру, по причине того, что причинитель вреда не исполнил своей обязан¬ности по страхованию, неизвестен или скрылся с места дорожно-транспортно¬го происшествия), - потерпевшие по¬лучают соответствующие компенсационные выплаты за счет средств профес-сионального объединения страховщи¬ков. Благодаря институту компенсаци-онных выплат, система обязательного страхования приобретает завершенность и позволяет обеспечить эффективную защиту прав потерпевших во всех слу¬чаях.
П. 1 ст. 2 Закона об ОСАГО определяет состав законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств как всю совокупность федеральных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. К таковым относятся:
1. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - ЗоСД) ;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;
3. Подзаконные нормативные правовые акты, в частности, постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила), от 24 апреля 2003 г. № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» , от 8 декабря 2005 г. № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» .
При возникновении коллизий между различными по своей природе и юридической силе нормативными правовыми актами следует исходить из того, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, Гражданский кодекс РФ имеет силу федерального закона, а постановления Правительства РФ должны им соответствовать. В случае противоречия норм Закона об ОСАГО положениям международного договора РФ приоритет отдается международному договору РФ. Данное положение Закона об ОСАГО обусловлено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Необходимо заметить, что Закон об ОСАГО кроме страховых отношений регулирует также отношения, связанные с созданием и деятельностью профессионального объединения стра¬ховщиков (глава V).
Кроме того, в Законе об обязательном страховании содержатся важные положения, на основании которых Правительство Россий¬ской Федерации должно издать правовые акты, чтобы применение Закона об ОСАГО стало возможным. Перечислим их:
1) на основании ст. 5 Закона об ОСАГО должны быть изданы типовые правила страхования, в соответствии с которыми будут заключаться договоры обязательного страхования;
2) согласно ст. 8 этого Закона об ОСАГО должны быть установлены стра¬ховые тарифы (их предельные уровни) и коэффициенты к ним, а также порядок их применения;
3) в соответствии с п. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО либо должны быть утвер¬ждены правила проведения независимой технической экспертизы, требования к экспертам-техникам, в том числе условия и порядок их профессиональной аттестации, а также порядок ведения реестра экспертов-техников, либо установлен порядок утверждения этих правил; в последнем случае само Правительство Российской Феде¬рации назначает орган, который будет утверждать эти правила;
4) согласно п. 6 ст. 15 Закона об ОСАГО должны быть утверждены форма страхового полиса обязательного страхования и специального знака государственного образца, порядок его размещения на транспортном средстве, а также форма документа, содержащего сведения о страхо¬вании; в последнем случае имеется в виду документ, который страховщик обязан выдать страхователю по окончании действия договора страхования (п. 4 ст. 15), а страхователь должен предъявить страхов¬щику при заключении нового договора страхования (п. 5 ст. 15);
5) в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона об ОСАГО должен быть установлен порядок компенсаций страховых премий за счет бюджета инвали-дам, получившим транспортное средство через органы социальной защиты населения;
6) согласно п. 3 ст. 30 Закона об ОСАГО должны быть утверждены переч¬ни информации, предоставляемой в обязательном порядке органа¬ми власти, страховщиками, иными лицами для формирования ин¬формационных ресурсов автоматизированной информационной системы, органы и организации, ответственные за сбор и обработку такой информации и порядок предоставления этой информации пользователям.
На основании ст. 31 Закона об ОСАГО Пра¬вительство РФ вправе самостоятельно принимать решение о вступ¬лении в международные системы обязательного страхования граж¬данской ответственности владельцев транспортных средств (скажем, в систему «Зеленая карта»). В указанной статье отмечено, что Пра¬вительство страны вправе принять такое решение в порядке, уста¬новленном законодательством Российской Федерации, однако не вполне понятно, что здесь имеется в виду. Правительство не может принимать свои решения иначе, чем в порядке, установленном за-конодательством РФ. Кроме того, представляется достаточно спор¬ным, что принятие такого решения законодатель отнес к компетен¬ции Правительства РФ.
Следует отметить, что некоторые нормативные акты, регули¬рующие отношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, уже изданы или будут издаваться федеральными органами исполнительной власти .
Анализируя законодательство, регулирующее обязательное страхование автогражданской ответственности можно прийти к выводу, что в Законе об ОСАГО обнаруживаются все без исключения признаки страховых отношений, перечисленные в ст.2 ЗоСД.
Во-первых, в ст. 6 Закона об ОСАГО определяются объект обязательного стра¬хования и страховой риск, т.е. страхуемый интерес и событие, на случай наступления которого осуществляется страхование.
Во-вторых, в ст. 9 Закона об ОСАГО устанавливаются ставки страховых та¬рифов и определяется порядок расчета страховых премий.
В-третьих, определение договора обязательного страхования, содержащееся в абз. 8 ст. 1 Закона об ОСАГО, говорит о защитном характере отношений по обязательному страхованию, так как устанавливает обязанность страховщика возместить потерпевшему вред, причи¬ненный в результате наступления страхового случая. Причем при возмещении вреда потерпевшему защищаются и интересы причинителя вреда (страхователя, застрахованного лица), ибо он освобо¬ждается от исполнения деликтного обязательства в части выпла¬ченной страховщиком суммы, хотя и обязан возместить потерпев¬шему вред в сумме, превышающей страховое возмещение (ст. 1072 ГК РФ).
В-четвертых, из п. 3 ст. 22 Закона об ОСАГО следует, что Страховщики формируют специализированные резервы для будущих выплат. По¬скольку, как уже было отмечено, ЗоСД применяется к обяза-тельному страхованию в части, в которой он не противоречит Зако¬ну об обязательном страховании гражданской ответственности, то и определение страхования, данное в ст. 2 ЗоСД, применяется к обя¬зательному страхованию, противоречий с Законом об обяза¬тельном страховании гражданской ответственности, оно не содержит.
Однако здесь есть и отличия, основное из которых состоит в том, что в отдельных случаях, предоставляя защиту потерпевшему, обяза¬тельное страхование отказывает в защите причинителю вреда. Это прямо следует из ст. 14 Закона об ОСАГО, где приведен перечень ситуаций, при которых у страховщика, выплатившего возмещение, возникает регрессное требо¬вание к причинителю вреда. Действительно, вряд ли можно признать защитным механизм, который, освобождая лицо от исполнения одно¬го обязательства, одновременно возлагает на него в точности такое же по-своему содержание обязательство, хотя формально оно и другое, так как в нем другой кредитор. Именно поэтому при обычном страхо¬вании деликтной ответственности суброгация невозможна .
Таким образом, при реализации условий одного из случаев, перечисленных в ст. 14 Закона об ОСАГО, между участниками отношений по обязательному страхованию возникают иные по своей правовой природе отношения, чем при обычном страховании деликтной от¬ветственности. Эти отношения не регулируются ни ЗоСД, ни ГК РФ, ни иными законодательными актами и характерны только для обязательного страхования.
Другим моментом сходства отношений по обязательному стра¬хованию со страховыми отношениями, отрегулированными ЗоСД и ГК РФ, является способ их оформления путем заключения догово¬ра страхования. Определение договора обязательного страхования, данное в абз. 8 ст. 1 Закона об ОСАГО, практически полностью соответствует опре¬делению договора страхования деликтной ответственности, приве¬денному в ст. 929 и 931 ГК РФ.
Однако обязательное страхование включает в себя и отношения, не оформляемые договором. Речь идет о компенсационных выпла¬тах, урегулированных в главе III Закона об ОСАГО. Нет сомнения в том, что отношения по осуществлению компенсационных выплат относятся к страховым в том смысле, что они также представляют собой за¬щиту интересов за счет денежных фондов, формируемых из полу¬ченных премий, т.е. соответствуют определению страховых отноше¬ний, содержащемуся в ст. 2 ЗоСД. Однако они не оформляются договором страхования и в них стра-ховщик как субъект не участвует в том качестве, которое оговорено в главе IV Закона, в ст. 6 ЗоСД и соответственно в ст. 938 ГК РФ. Таким образом, эта часть страховых правовых отношений, регули¬руемая Законом об обязательном страховании, отличается от тех, что регламентированы ЗоСД и ГК РФ, несмотря на то что в силу п. 2 ст. 19 данного Закона правовое положение потерпевшего в этих отношениях аналогично правовому положению выгодоприобретате¬ля в договоре обязательного страхования.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственно¬сти, кроме того, регулирует вопросы создания и деятельности про-фессионального объединения страховщиков (глава V). Эти отноше¬ния нельзя назвать страховыми, поскольку они не являются отно¬шениями по защите интересов. Скорее отношения, урегулирован¬ные в главе V Закона, следует называть корпоративными, посколь¬ку в этой главе речь идет, во-первых, об организационно-правовой форме объединения страховщиков и о порядке его создания, во-вторых, о функциях и полномочиях этого профессионального объе¬динения и обязательных для всех членов объединения правилах профессиональной деятельности, в-третьих, о правовом положении имущества объединения и, в-четвертых, о взносах и платежах чле¬нов объединения.
Отсюда можно заключить, что Законом об ОСАГО регулируются два типа правоотношений - страховые и корпо¬ративные. Страховые правоотношения, закрепленные Законом, - это по большей части те же самые отношения, которые регулируются ЗоСД и ГК РФ в части страхования деликтной ответственности. Кроме того, регулирование Закона об ОСАГО распространяется и на сущест¬венно иные страховые отношения, которые ни ЗоСД, ни ГК РФ, ни другими законодательными актами не регламентируются. Корпо¬ративные отношения, урегулированные Законом об ОСАГО, связаны с созданием и функционированием профессионального объединения страховщиков в форме некоммерческой организации. Как уже было отмечено, на эти отношения распро¬страняется также действие Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также некоторых иных законов в той их части, которая относится к ассоциациям и союзам (п. 2 ст. 24 Закона об ОСАГО).
Далее, еще одним существенным элементом, явля¬ются основные понятия, которые свойственны обязательному стра¬хованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, как и другим категориям гражданского права.
Анализ законодательства, в частности, показал, что данные понятия имеют здесь специфику, состоящую в том, что: их несколько меньше, чем общее число принятых понятий в страховании, однако среди всех понятий в обязательном страховании автогражданской от...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.